Релиз-менеджмент: как подготовить проект к запуску за семь шагов

Релиз-менеджмент — это подготовка сайта или приложения к передаче пользователю. Рассказываем, что нужно сделать перед запуском проекта.

Первый шаг.
Планирование и критерии проверки

Подготовку к релизу нужно запланировать заранее и учесть это время в плане проекта. Чтобы это сделать, нужно понять, насколько часто вам необходимо тестирование.

Если у вас крупный проект и вы работаете итерациями, можно проводить тестирование после каждого этапа, например, раз в день или в два дня. Когда проект и команда небольшие, например, вы делаете простой сайт и это неделя работы, можно провести только одно тестирование в конце.

На этом этапе продумайте критерии, чтобы тестировщик мог опираться на них при проверке. Например, подготовьте чек-лист для каждого этапа, чтобы ему было с чем сравнивать полученный результат.

Выберите методы, которые будете использовать. Это может быть ручное или автоматическое тестирование, или, например, заранее написанные тесты. Релиз-менеджмент — это подготовка сайта или приложения к передаче пользователю. Рассказываем, что нужно сделать перед запуском проекта, чтобы все работало правильно.

Мария Ираидина

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.


Второй шаг.
Проверка макета

На этом этапе нужно сравнить получившийся макет с техническим заданием или бэклогом. Все ли разделы на месте и нет ли ничего лишнего. Если будут несоответствия, их можно исправить еще до начала верстки и разработки.

Уже на этапе прототипа или макета можно проверить юзабилити, посмотреть, насколько ваш продукт удобен пользователю. В конце проекта лучше повторить этот тест еще раз.

Что почитать о юзабилити:

Третий шаг.
Проверка верстки

Здесь нужно сопоставить макет и то, что получилось на верстке, чтобы все выглядело одинаково на разных устройствах и в браузерах. Этот этап нужен всегда, особенно если у вас несколько дизайнеров, и они одновременно работают над разными блоками сайта.

Чтобы проверить даже мелкие расхождения, такие как размеры элементов и отступы, тестировщики накладывают макет на готовую верстку прямо в браузере с помощью специальных плагинов, например, PerfectPixel.

Кроме сопоставления с макетом, нужно проверить валидность HTML-кода, для уверенности, что он соответствует существующим стандартам, а сайт будет работать во всех браузерах.

Четвертый шаг.
Проверка кода

На этом этапе у вас уже должны быть готовы тест-кейсы. Это список критериев, по которым тестировщик будет проверять код. Их он пишет вместе с программистом до начала этапа разработки.

Проверяйте код по плану, который готовили заранее. Если работаете короткими итерациями, — после каждой из них, если спринтами, — после каждого спринта.


Чем раньше вы найдете баг в коде, тем дешевле и проще будет его исправить.


Если у вас маленький проект, можно проводить тестирование дважды — когда будет готова вёрстка и потом проект целиком — либо вообще один раз, в финале разработки.

Пятый шаг.
Проверка функций

Проведите функциональное тестирование, чтобы проверить, что все работает и сайт выполняет свои задачи. Например, если вы создаете интернет-магазин, нужно проверить формы обратной связи и регистрации, добавления товара в корзину, оформления и оплаты заказа.

Для этого можно использовать ручное тестирование или софт, который проводит автоматическую проверку, например, SeleniumHQ.

Шестой шаг.
Проверка производительности и безопасности

Здесь нужно выяснить, выдержит ли ваш сайт высокую нагрузку, например, если если им начнут пользоваться сразу 1 000 и более пользователей. Одна из частых проблем с запуском новых проектов — их неготовность к высокой посещаемости, возникающей, например, из-за мощной рекламной кампании после запуска сайта.

Поскольку нагрузочное тестирование может осуществляться разными способами (как с помощью внешних сервисов, так и собственными серверными утилитами), а методов оценки — много, рекомендации по этому вопросу выходят за рамки статьи.

Но один из параметров, прямо влияющий на доступность сайта пользователям, можно измерить просто. Речь идёт о скорости загрузки — как быстро загружаются ваши страницы у пользователя в браузере. Скорость загрузки сайта можно проверить автоматически, например, с помощью PageSpeed Insights от Google.

Ещё на этом этапе сайт проверяется на различные уязвимости. Для этого также есть разные сервисы, например, Metascan, которые делают это автоматически.

Седьмой шаг.
Мнение пользователя

Когда все готово, тесты проведены и кажется, что больше ничего нельзя сделать, покажите ваш проект нескольким людям, не работавшем над проектом. Пусть они выступят в роли первых пользователей, поделятся своими впечатлениями и укажут на ошибки, если команда что-то пропустила.

Заключение

Вот основные этапы, на которые нужно обратить внимание перед запуском проекта. Менеджеру не обязательно знать и уметь использовать все существующие методы тестирования, для этого есть тестировщик. Но лучше следить за процессом и все контролировать, чтобы потом не отвечать головой за плохие последствия.

Профессия менеджера проекта — это комплекс разных навыков и знаний, а чтобы их освоить, нужно время. Поэтому чем раньше вы поймете, какие дисциплины важны, начнете их изучать и пробовать вести свои проекты, тем быстрее получите первый результат.

Курс

Руководитель
digital-проектов


Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.

Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox