Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Как чек-листы улучшат ваш UX-дизайн

Мы перевели статью Nomnom Insights о том, как улучшить ваш UX с помощью обычных чек-листов и создать позитивный пользовательский опыт.

Что такое чек-лист в UX-дизайне

Чек-листы используют для решения различных задач: настройки таргетированной рекламы, похода за продуктами и проектирования UX.

Главная задача UX-дизайнера — помочь пользователям достичь цели. Иногда они не справляются с этой задачей. Например, когда на сайте недостаточно понятный текст, ключевые элементы плохо заметны. Чек-лист помогает дизайнеру не только организовать работу, но и справиться со сложностями.

Хороший пример чек-листа в UX — сайт Госуслуг.

В UX-дизайне чек-лист показывает пользователю шкалу прогресса, его путь, демонстрирует выполнимость цели и помогает людям определить краткосрочные приоритеты. Чек-листы эффективны по нескольким причинам. Рассмотрим каждую отдельно.

Требуют меньше усилий для достижения цели

Философы Самюэль Горовитц и Аласдер Макинтайр в 1975 году написали статью  о том, что мы ошибаемся всего по двум причинам: невежество и некомпетентность. То есть мы либо не владеем достаточной информацией, чтобы успешно выполнить задачу, либо испытываем недостаток компетенций и навыков, необходимых для ее решения.

Почему же люди все равно ошибаются, когда у них есть и необходимая информация, чтобы решить задачу, и навыки, чтобы ее применять? Психолог и лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман объясняет это тем, что люди используют в жизни два режима мышления.

  • Режим 1. Первый режим мышления похож на «мышечную память». Он управляет вещами и процессами, которые мы выполняем каждый день машинально. В этом режиме мы почти не прилагаем когнитивных усилий и думаем очень быстро, так как все действия кажутся нам привычными и интуитивными.
  • Режим 2. Второй режим мышления отвечает за решение комплексных задач, проблем и достижение целей. В отличие от первого, этот способ мышления медленный и осмотрительный. Он требует значительных умственных ресурсов и усилий.

Если проанализировать, как мы принимаем решения в течение дня, мы узнаем, что большинство людей полагаются на первый режим. Он же помогает пользователям быстро и легко достичь цели.

Благодаря тому, что мы все хоть раз в жизни использовали чек-листы, — знаем, что это такое, для чего они нужны и как работают. Более того, люди понимают, что чек-листы относятся к первому виду мышления — быстрому, экономичному и простому.

Дизайнеры могут использовать это знание для проектирования интерфейса.  Когда человек видит чек-лист на вашем сайте или в приложении, он подсознательно понимает, что с таким продуктом удобнее работать.

Еще одно преимущество чек-листов в том, что они точно дают пользователю объем информации, необходимый для достижения цели. Человек не тратит время на принятие решения и может быстро совершить действие с минимальными усилиями.

Такой подход — основа адаптивного UX. Например, сервис онлайн-платежей PayPal умело использует чек-лист, чтобы создать позитивный опыт для новых пользователей.

Метод чек-листа помогает пользователям PayPal быстро настроить бизнес-аккаунт.

Чек-лист прямо говорит пользователю: нужно совершить пять действий, чтобы создать новый аккаунт. Чтобы повысить узнаваемость чек-листа и показать, сколько шагов осталось до завершения задачи, PayPal использовала зеленые галочки. А иконки и лаконичный текст визуально отделяют один шаг от предыдущего. Это помогает удержать внимание пользователя и повышает вероятность того, что он достигнет цели.

Мотивируют завершать задачи

Следующая причина, по которой чек-листы настолько эффективны в UX, — они визуализируют процесс и подсказывают пользователю, как много времени займет выполнение задачи. Ощущение незавершенности мотивирует закончить начатое и двигаться дальше.

Если вы когда-либо грустили из-за того, что не смогли достичь цели или выполнить задание, — вы знакомы с эффектом Зейгарник. Это явление, названное в честь литовского психолога. Психолог открыла его и задокументировала.

Зейгарник определила, что люди легче запоминают уже начатые задачи. Когда пользователи видят прогресс, они с большей вероятностью достигают своих текущих целей.

Например, клиенты охотнее заканчивают регистрацию или оформляют покупку, когда видят, сколько шагов осталось до результата. Это объясняет другое психологическое явление — эффект градиента цели. В 30-е годы его активно популяризировал американский психолог Кларк Халл.

Суть этого эффекта следующая: чем ближе задача к завершению, тем выше стимул его закончить. Именно поэтому менеджеры продаж ускоряются по мере приближения к месячной норме KPI.

Приложение для управления проектами Monday мастерски использует оба эффекта — Зейгарник и градиента цели — для заполнения пользовательского профиля.

Приложение Monday с помощью чек-листа мотивирует новых пользователей заполнить профиль.

Это ключевой элемент в интерфейсе приложения: чем больше заполнен профиль пользователя, тем выше ценность сервиса для пользователя, тем легче он привязывается к продукту.

В этом чек-листе также отлично использованы цвет, галочки и линия прогресса, которые напоминают пользователю, какие задачи уже выполнены и сколько шагов осталось до завершения.

Привязывают пользователя к продукту

В мозге есть дофамин — вещество, которое отвечает за чувство радости, когда мы получаем какое-либо вознаграждение. Дофамин играет ключевую роль и определяет наше поведение, особенно в контексте потребления.

Когда мы выполняем задачу или достигаем определенного успеха, дофамин попадает в нашу кровеносную систему. Вместе с эндорфинами, окситоцином и серотонином выброс дофамина заставляет нас чувствовать радость, помогает сконцентрироваться и мотивирует снова делать то, что привело к этому ощущению. Иными словами, дофамин — ингредиент, который создает потрясающий пользовательский опыт.

Но если задача слишком трудная или кажется невыполнимой, происходит обратное: мы становимся раздражительными, нам сложнее сосредоточиться, мы менее охотно попробуем решить задачу снова.

Цель UX-проектировщиков — создать дизайн и спроектировать пользовательский опыт, который поможет пользователям ощутить чувство удовлетворения и победы.Частые победы помогают людям контролировать уровень собственной концентрации. Благодаря этому они чувствуют, что потратили время не зря.

Чтобы пользователи чаще побеждали, используйте принцип чек-листа. С его помощью вы можете разбить сложные задачи на простые действия, которые выглядят не так устрашающе, как конечная цель.

Один из лучших примеров такого принципа в действии — сайт образовательной площадки Treehouse, где обучают объектно-ориентированному программированию и backend-разработке.

Treehouse использует метод чек-листа, чтобы упростить процесс обучения.

Из-за чрезмерной сложности тем и заданий, которым обучают на Treehouse, путь даже к пониманию базовых вещей кажется чересчур трудным. Команда понимает, какой ужас охватывает студентов, если они видят обучающую программу большим куском текста.

Но в Treehouse сделали процесс обучения простым: создатели платформы поделили сложную и устрашающую цель — например, обучение работе во фреймворке Ruby on Rails — на короткие, легко выполнимые задачи.

Так пользователи Treehouse выполняют маленькие задания, видят прогресс в общем учебном плане и понимают, как много они уже прошли. Это усиливает  чувство победы и удовлетворения, которые помогают студентам разобраться в самых запутанных темах и оставаться мотивированными спустя долгое время.

Подобную систему используют в онлайну-университете Skillbox. Курсы делятся на модули, а модули — на маленькие уроки по 5-15 минут. Каждый модуль посвящен одной конкретной теме.

Так выглядит личный кабинет студента Skillbox.

Хотите помочь пользователям? Используйте чек-листы

Истинная красота чек-листов — в их простоте, элегантности и практичности. Они помогают нам спланировать путешествие, выучить новые языки, повысить продуктивность и многое другое. Мы используем их дома, в офисе и в продуктовом магазине — везде.

В UX-дизайне чек-листы — фундамент и залог позитивного пользовательского опыта. Проектируя следующий сайт или приложение, постарайтесь не изобретать велосипед. Вместо этого используйте один из наиболее надежных, эффективных и мощных инструментов, который есть в вашем распоряжении.

А если вы хотите научиться проектировать удобные и функциональные интерфейсы сайтов, приложений и программ, — приходите на курс «UX-дизайн». Вы узнаете не только, как разрабатывать визуально привлекательные проекты, но и создавать новый положительный опыт для пользователей.

После прохождения курса по UX-дизайну вы получите диплом, пополните портфолио сильными работами и сможете пройти стажировку в одном из топовых дизайн-агентств России.

Курс «UX-дизайн»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Новогодняя распродажа курсов
Посмотреть