Управление
#статьи

Рассказываем о ТРИЗ — советской теории, которую изучают менеджеры по всему миру

Гайд — введение в теорию решения изобретательских задач. Как её используют в бизнесе? Как решать проблемы компании с помощью ТРИЗ?

Кадр: фильм «Назад в будущее»

Алексей Благих

Председатель International Business TRIZ Association Russia (IBTA RUSSIA). Основатель международного бизнес-клуба ТРИЗ.

Сайт: blagih.ru

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, возникла в СССР во второй половине XX века. В конце прошлого столетия она попала в США и Европу, где стала популярной. Хотя теорию разрабатывали для решения технических проблем, методики подошли и для задач бизнеса. Сейчас менеджеров по всему миру учат применять ТРИЗ.

Теорию используют, когда у проблемы нет стандартных решений. ТРИЗ развивает творческое мышление, помогает изобрести что-то принципиально новое: продукт, подход, процесс.

В материале мы расскажем:


Как появилась ТРИЗ и как она попала из СССР на Запад

Теорию решения изобретательских задач создал советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Он начал работать над ней в 1946 году, а к 1970-му окончательно описал основные методики и инструменты ТРИЗ.

Генрих Альтшуллер
Фото: сайт Официального фонда Г. С. Альтшуллера

Откуда Альтшуллер взял идеи для ТРИЗ? Он изучал, как инженеры разрабатывают технические решения. Прежде чем прийти к своим выводам, Альтшуллер проанализировал материалы к нескольким тысячам патентов. Так он создал один из самых известных инструментов ТРИЗ — 40 изобретательских приёмов для устранения технических противоречий.

К концу 1970-х школы ТРИЗ появились во многих городах СССР. Регулярно проходили семинары и конференции, в том числе всесоюзные. В 1989 году создали первую ассоциацию ТРИЗ, а в 1999 году появилось международное объединение — МАТРИЗ. Ассоциация работает и сейчас, вот ссылка на её сайт.

В США и Европу ТРИЗ попала вместе со специалистами, которые эмигрировали из СССР в 1991 году. Там они популяризировали эту теорию. В 1998 году в США открылся The Altshuller Institute — Институт Альтшуллера, в котором обучали инженеров и менеджеров.

Позже появились другие организации, работающие с ТРИЗ. Например, IBTA — International Business TRIZ Association. Есть консалтинговые компании, работающие по методикам этой теории, — например, индийская TRIZ Asia. Международные ассоциации проводят ежегодные конференции — TRIZfest, TRIZ Future, TRIZCON, «ТРИЗ Саммит», TRIZ for X и другие.

Что входит в ТРИЗ и где используют теорию

ТРИЗ — большая теория, описывающая алгоритмы, способы и методы решения изобретательских задач. Можно изучать её самостоятельно, читая книги, или пройти обучение по ТРИЗ.

Наиболее полное руководство по ТРИЗ — это книга Альтшуллера «Найти идею». Есть много других книг, написанных автором теории и специалистами по ТРИЗ. В них разбирают частные случаи, отдельные приёмы. Список признанной литературы опубликован на сайте РА ТРИЗ — Российской ассоциации российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ. На моём сайте есть другой список книг с более современной литературой.

Много информации можно найти на официальном сайте Альтшуллера. Там описаны:

  • пошаговый алгоритм решения изобретательских задач;
  • основные принципы мышления изобретателей;
  • стандартные приёмы и решения для изобретательских задач;
  • пять уровней изобретений;
  • линии жизни технических систем и многие другие составляющие ТРИЗ.

Большинство материалов на сайте взяты из книг, написанных Генрихом Альтшуллером. Подобные материалы также есть на сайтах других организаций, продвигающих ТРИЗ.

Для специалистов по ТРИЗ есть системы квалификации. Сертификаты выдают международные ассоциации, которые обучают теории. Есть пять уровней сертификатов. Первый предполагает, что специалист знает общие концепции и может их применить. Пятый называется «Мастер ТРИЗ», его получают один-два человека в год. Он предполагает, что эксперт использует ТРИЗ, внёс свой вклад в развитие теории, может проводить исследования и обучать теории других.

Список сертифицированных специалистов есть на сайтах ассоциаций, которые выдают сертификаты
Скриншот: Skillbox Media

Теорию используют в искусстве, маркетинге, сфере раннего развитии детей, в педагогике и других областях. Бизнес и менеджмент — одна из сфер применения ТРИЗ.

ТРИЗ используют многие компании. Так, Samsung, LG, Gillette, HP, Intel применяют её для решения некоторых задач. В России бизнес-ТРИЗ начали внедрять позже, чем в развитых странах: о том, что они изучают и используют теорию, сообщали «Русал», «Северсталь», Горьковский автомобильный завод, «Ростех», «Росатом».

ТРИЗ — большая теория. В этой статье мы разберём два важных концепта: идеальный конечный результат и устранение противоречий. Даже если вы не изучали ТРИЗ, знание этих концептов поможет взглянуть на рабочие задачи под другим углом. Мы поговорим об ИКР и противоречиях в следующих двух разделах.

Что такое идеальный конечный результат и как его найти

Идеальный конечный результат, или ИКР, в ТРИЗ — это ситуация, когда система сама выполняет нужное действие и не допускает при этом нежелательных эффектов. Есть три основные формулировки ИКР:

  • «Система сама выполняет функцию». Например, сотрудники сами контролируют выполнение KPI и готовят отчёты о своей работе.
  • «Системы нет, но её функции выполняются за счёт имеющихся ресурсов». Рекламы нет, но СМИ и целевая аудитория сами говорят о продукте. Так было с пивом Windows 99, выпущенным в 1999 году.
  • «Функция не нужна». Например, у отеля была проблема — постояльцы воровали халаты, полотенца и другие вещи из номеров. Персонал нашёл такое решение, что бороться с кражами больше не нужно: на всех предметах есть логотип отеля, и это дополнительная реклама.

Под ресурсами в ТРИЗ понимают почти всё — время, деньги, информацию, пространство, человеческие ресурсы и так далее. Под системой понимают то, что нужно улучшить, или то, в чём заключена проблема.

Упрощённо, идеальный конечный результат — бесплатное или бюджетное решение проблемы имеющимися ресурсами без привлечения новых.

Идеальный конечный результат — это решение, которое нашёл один из героев «Кавказской пленницы», товарищ Саахов. У него была проблема: он хотел жениться на Нине, но свадьбе мешал студент Шурик. Тогда Саахов придумал план, следующий концепции ИКР.

Саахов убедил Шурика, что он помолвлен с Ниной, однако влюблённым предстоит ритуал похищения невесты, в котором Шурик, как друг Нины, должен сыграть главную роль — украсть невесту. Так Шурик не только перестал мешать, но и помогал похитить Нину.

Кадр: фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Если вы сформулировали идеальный конечный результат, это ещё не значит, что вы сможете его достичь. Возможно, он просто недостижим. Однако описывать ИКР всё-таки нужно: это даст идеи, в какую сторону двигаться, какие решения искать.

В формулировке ИКР часто используют слово «сам». Например, идеальный конечный результат — когда поставщики сами отслеживают, сколько товара на ваших складах, и поставляют необходимое. Вам не надо обзванивать их, согласовывать сроки и объёмы поставок: нужно только оплатить товар, когда его уже привезли.

Что такое противоречия и как их устранять

Согласно ТРИЗ, чтобы решить изобретательскую задачу, нужно найти главное противоречие и устранить его. Это и приведёт к идеальному конечному результату. Противоречия лежат в основе любой задачи.

Вот пример типичного противоречия в ТРИЗ. Передняя часть робота-пылесоса Samsung была изготовлена из эластичной резины. Это нужно, чтобы робот эффективно очищал углы. Но собаки любят грызть резину, из‑за чего робот быстро ломается. Нужно придумать, как повысить срок службы техники.

Согласно ТРИЗ, противоречия часто следуют из требований к состоянию системы и из ограничений в ресурсах. В нашем случае — из требований к состоянию системы. Нужно, чтобы передняя часть робота‑пылесоса одновременно была:

  • гибкой, чтобы робот мог так же эффективно очищать углы;
  • жёсткой, чтобы собаки не смогли её грызть.

Изобретатели смогли разрешить это противоречие. Они выполнили переднюю часть робота из твёрдых пластиковых пластин, соединённых гибкими звеньями внутри.

Кадр: Чихуахуа Фондю / YouTube

Классическая теория ТРИЗ различает три вида противоречий:

  • Административное — когда нужно улучшить систему, но непонятно, как это сделать.
  • Техническое — когда улучшение одной части системы или одного параметра ухудшает другие.
  • Физическое — когда «часть системы должна находиться в разных физических состояниях одновременно».

В формулировке противоречий часто используют «но». Клиенты хотят покупать спелые бананы, но созревшие плоды быстро портятся. Чтобы разрешить это противоречие, придумали газацию бананов — искусственное ускорение дозревания. Бананы долгое время лежат на складе зелёными, а когда их нужно поставлять в торговый зал, плоды «заставляют» дозреть за несколько суток.

Для каких задач в бизнесе используют ТРИЗ

В ТРИЗ задачи делятся на закрытые и открытые. Чаще теорию применяют к открытым задачам, но могут и к закрытым.

Закрытые задачи — стандартные, для них есть готовые решения. Например, это оптимизация расходов на 10%. Скорее всего, в отрасли уже многие компании делали это и можно посмотреть их кейсы.

Открытые задачи — нестандартные, у них нет готового алгоритма. Например, это сокращение расходов на 90%. Ни в одном открытом источнике вы не найдёте совета, как это сделать. Даже если конкурент знает как, он не поделится этой информацией.

Теория решения изобретательских задач нужна, когда очевидных решений нет — либо когда они не дают нужного эффекта: они слишком дорогие, их долго внедрять или после внедрения продукт не устроит покупателя.

ТРИЗ применяют и для закрытых задач. Это имеет смысл, если стандартную проблему сильно усложнили. Например, перед вами стоит цель не просто предотвратить разрыв контракта с крупным клиентом, а продавать ему ещё больше.

Цели у ТРИЗ в бизнесе могут быть любыми. Вот несколько примеров:

  • устранить конфликты в цепочке поставок;
  • создать новый продукт;
  • радикально сократить затраты;
  • спрогнозировать потенциальные риски новой модели;
  • устранить конфликты при корпоративном слиянии;
  • изобрести новую бизнес-модель и так далее.

Приведём пример задачи, которую решили с помощью ТРИЗ. Страховая компания в Нидерландах развивала новый проект и нуждалась в базе потенциальных клиентов. Собирать её с нуля было слишком дорого. С помощью ТРИЗ за один день нашли решение: купить компанию, у которой уже есть эта база.

Когда решение найдено, может показаться, что оно очевидное — его можно было получить и без ТРИЗ. Так и есть — теория просто ускоряет поиск решений. На это уходит несколько минут или часов, а могли бы годы.

Этапы решения проблем в бизнесе с помощью теории Альтшуллера

В бизнесе используют адаптированный классический алгоритм решения по ТРИЗ. Он состоит из четырёх этапов: постановка задачи, ОИП (описание инновационной проблемы), выявление противоречий и поиск решения. Работу обычно ведут в группах из нескольких специалистов.

Постановка задачи происходит от проблемы. Чтобы решить её, нужно найти причины, по которым она возникла.

Для этого используют карту восприятия проблемы. Каждый человек из рабочей группы записывает проблему, задаёт себе вопросы, почему она появилась, и находит таким образом первопричину. Потом карты восприятия совмещают и выбирают самую весомую причину, из которой формулируют задачу.

Например, есть проблема — низкая конверсия в продажи. Предполагаемая первопричина — небольшой штат менеджеров: они не успевают обрабатывать заявки, клиенты уходят. Задача — повысить скорость обработки заявок.

Описание инновационной проблемы (ОИП) показывает, почему мы не можем прийти к желаемому результату.

В нём уточняют, к чему относится проблема — к маркетингу, бизнес-процессам, продукту. Чтобы понять, в каком направлении искать решения, также описывают:

  • Предыдущие методы решения. Если проблему пытались решить раньше, описывают, какие методы пробовали и почему они не подошли. Например, пытались отдать работу на аутсорс, но это тоже съедало бюджет, а эффект был незначительным.
  • Перспективные идеи, которые по каким-то причинам не реализовывали. Иногда бывает достаточно оттолкнуться от них, чтобы найти решение.

В ОИП могут внести ИКР — чёткую формулировку того, что должно получиться в итоге. В нашем примере идеальный конечный результат — система, в которой менеджеры сами ускоряют обработку заявок до 10–15 минут. В этом случае конверсия в продажи вырастет.

Выявление причин противоречий называют причинно-конфликтным анализом (другое название — RCA+). Он помогает найти сами противоречия и выгоды, из-за которых они не устраняются.

Для поиска противоречий прописывают требования к системе и то, какими ресурсами располагает компания, какие есть ограничения. Например, у нас ограниченный бюджет на отдел продаж — мы не можем нанять больше менеджеров. Это создаёт противоречие: денег не хватает, но сотрудников нужно больше.

Чаще всего ключевая выгода бизнеса — экономия. Менеджмент не хочет тратить дополнительные деньги, поэтому проблема не решается. Но, бывает, что причина противоречий в другом. Например, директор считает, что менеджеры могут работать лучше, и не одобряет расширение штата. Тогда возникает ещё одно противоречие, техническое: нужно больше менеджеров, но директор против — по его мнению, это приведёт к снижению производительности.

Поиск решения начинается ещё на этапе выявления противоречий и их причин. Иногда достаточно чётко сформулировать их, чтобы найти выход из ситуации.

До 80% задач решают, когда находят противоречия. Обычно у специалистов возникает несколько идей, как разрешить противоречия. В работу берут самую перспективную или самую бюджетную идею.

В нашем примере сформировано два противоречия:

  • нужно больше менеджеров, но нет денег на это;
  • нужно больше менеджеров, но директор против.

Напомним: идеальный конечный результат — система, при которой сами менеджеры устраняют проблему.

Чтобы получить ИКР, можно собрать чат-бота с искусственным интеллектом в конструкторе. Разработка обойдётся не так дорого, как расширение штата, но скорость обработки обращений повысится. Чат-бот будет работать с типовыми обращениями, а менеджеры — с теми, где ИИ не справляется.

Бывает, что даже после описания противоречий решения нет. Тогда рабочая группа использует 40 инновационных приёмов. Они созданы по подобию 40 приёмов Альтшуллера, но адаптированы для бизнеса.

Задачу прогоняют по таблице с приёмами, находят подходящие и решают проблему с их помощью. Генерируют идеи, а потом обсуждают их с точки зрения бизнеса. В работу также берут самую бюджетное или самое перспективное решение. Но при этом оно должно радикально решать проблему.

Как внедрить ТРИЗ в бизнес-процессы

Есть два пути внедрения ТРИЗ в бизнес: «сверху» и «снизу».

  • «Сверху» — когда руководство узнаёт о теории и постепенно внедряет её в процессы: рассказывает сотрудникам о ТРИЗ, организует обучение, предлагает задачи, которые можно решить с помощью теории.
  • «Снизу» — когда о ТРИЗ узнаёт рядовой сотрудник. Он применяет теорию к своей работе и предлагает руководству прорывные идеи. Будет ли компания пользоваться технологией дальше — зависит от руководителей этого сотрудника.

В любом случае знаний одного человека недостаточно для системного внедрения ТРИЗ в бизнес-процессы. Нужно, чтобы теорией владела хотя бы рабочая группа, которая будет принимать решения.

Есть несколько вариантов обучения рабочей группы. Можно пригласить сертифицированного мастера по ТРИЗ для консультаций, отправить сотрудников на курсы по ТРИЗ или организовать корпоративное обучение.

Коротко о главном

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, развивающая творческое мышление. Её создал советский инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер. Сегодня у ТРИЗ своя инфраструктура: специалисты, ассоциации, мероприятия.

Базовые концепты ТРИЗ — идеальный конечный результат (ИКР) и противоречия. Под идеальным конечным результатом понимают ситуацию, когда система сама выполняет нужное действие без негативных эффектов. Противоречия вытекают из ресурсных ограничений или требований к системе: их разрешение и приводит к ИКР.

В бизнесе ТРИЗ используют для открытых задач, у которых нет стандартных решений. Могут и для закрытых, если стандартные решения не устраивают или если проблему усложнили — например, надо увеличить число продаж не в полтора раза, а в десять раз.

Задачи решают в четыре этапа. Сначала находят первопричину проблемы, потом делают ОИП, выявляют противоречия и приходят к результату.

Чтобы внедрить ТРИЗ в бизнес, нужно, чтобы теорией овладела рабочая группа — люди, которые решают задачи. Можно изучать ТРИЗ самостоятельно или пройти обучение.

Другие материалы Skillbox Media для руководителей


Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Управление проектами Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована