Предсказываем будущее компании: что такое PEST-анализ и как его проводить
Метод покажет, что угрожает компании или проекту, и подскажет контрмеры. Разбираем методику и даём необходимые шаблоны.
Кадр: сериал «Тьма»
Представьте: крупный поставщик продуктов питания занимает значительную часть рынка в России пять лет подряд, а на шестой год государство ужесточает правила таможенного оформления и повышает пошлины на ввоз. Пока поставщик думает, чем заменить подорожавшие товары, розница и рестораны уходят к конкурентам, которые заранее заключили контракты с местными производителями.
К таким ситуациям можно подготовиться, если проводить PEST-анализ. В материале разбираем:
- что такое PEST-анализ, что и зачем исследуют с его помощью;
- в чём разница между PEST- и SWOT-анализом;
- какие виды PEST-анализа существуют и когда их используют;
- как проводят PEST-анализ — как ищут и оценивают факторы влияния на компанию.
Что такое PEST-анализ и какие факторы в нём рассматривают
PEST-анализ — это модель для исследования внешнего окружения компании. Чтобы выполнить анализ, нужно описать четыре группы факторов, которые могут повлиять на предприятие.
Political (политические)
Примеры — субсидирование, налоговая политика, государственное регулирование отрасли.
Economic (экономические)
Это инфляция, курс рубля, рост или стагнация экономики.
Social (социальные или социально-культурные)
К этим факторам относят уровень жизни населения, социальные потребности, рождаемость и смертность и так далее.
Technological (технологические)
То, как технологии влияют на бизнес: есть ли в сфере какие-то инновации, как развиваются конкуренты и меняется патентное законодательство.
Факторы нужно выписать на лист, разделённый на четыре квадрата.
Модель используют для долгосрочного планирования: ищут возможности и риски для компании в ближайшие несколько лет. Кроме того, инструмент используют при разработке новых продуктов. PEST помогает оценить тенденции и изучить потенциальный рынок.
Исследование факторов нужно для того, чтобы заранее подготовиться к возможным изменениям. Это позволит минимизировать их негативное влияние или, наоборот, увеличить прибыль.
Автор инструмента — профессор Фрэнсис Агилар. Он придумал методику исследования в 1967 году и назвал её ETPS. Потом аббревиатуру изменили для удобства произношения. Сейчас инструмент называют PEST или STEP.
Приведём пример PEST-анализа. После первых коронавирусных ограничений крупная сеть гипермаркетов описала все важные факторы и выяснила, что в будущем на продажи может повлиять очередной локдаун. Руководство решило запустить сервис доставки продуктов на дом, чтобы не терять покупателей.
Чем PEST-анализ отличается от SWOT-анализа
PEST-анализ могут путать со SWOT-анализом, так как они визуально похожи. Но эти методы не заменяют друг друга: PEST — это часть SWOT.
PEST-анализ изучает только внешние факторы. Компания не может на них повлиять, но может заранее предусмотреть возможные варианты действий, если что-то случится.
SWOT-анализ подразумевает поиск и внутренних, и внешних факторов. Strengths и Weaknesses — внутренние факторы: сильные и слабые стороны компании, на которые можно влиять. Например, скорость доставки заказов, ценовая политика, маркетинговая стратегия. Opportunities и Threats — возможности и угрозы: внешние факторы, которые оценивают в PEST-анализе.
Факторы PEST-анализа входят в SWOT-анализ: последний делит их на две группы — возможности и угрозы. В Skillbox Media есть подробный гайд, как проводить SWOT. В нём мы не только разобрали методику, но и опросили маркетологов, менеджеров и предпринимателей, как они используют инструмент. Наш разбор SWOT — по ссылке.
Какие виды PEST-анализа существуют
У PEST-анализа есть разновидности. Различия между ними — в наборе исследуемых факторов: он меняется в зависимости от того, что может повлиять на компанию, в какой нише она работает и для чего нужно исследование.
Например, есть PESTEL-анализ. Помимо стандартных факторов, в нём изучают Ecological (экологические) и Legal (правовые). В PESTELI-анализе исследуют все эти факторы и дополняют их Industry Analysis — анализом отрасли.
Этапы PEST-анализа: поиск и оценка факторов
Классическая методика PEST-анализа включает шесть этапов.
На первом этапе определяют факторы, которые могут повлиять на компанию, и заносят их в таблицу. Набор факторов свой у каждой организации, их не обязательно должно быть много. Обычно для поиска устраивают мозговой штурм — собирают экспертов компании, и они работают самостоятельно или в группах.
На втором этапе собирают данные о состоянии факторов. Например, если одна из угроз — изменение курса доллара, смотрят на текущий курс, на график изменений за последние несколько лет и на прогнозы аналитиков. Для сбора сведений используют исследования, отчёты, публикации в профильных изданиях, опросы поставщиков и клиентов и другие источники.
На третьем этапе оценивают степень воздействия факторов на компанию. Обычно выставляют баллы по шкале от одного до трёх. Один балл означает незначительное влияние, два — умеренное, три — критическое. При оценке в три балла любые изменения фактора отразятся на продажах и прибыли.
На четвёртом этапе оценивают вероятность изменения факторов в будущем. Обычно для этого привлекают экспертов, каждый из которых даёт оценку по пятибалльной шкале. Чем выше балл, тем больше вероятность значимых изменений. Из оценок экспертов вычисляют среднее арифметическое.
На пятом этапе сопоставляют влияние факторов с вероятностью их изменений. Для этого есть разные варианты формул. Самая простая выглядит так. Сначала нужно вычислить среднее арифметическое из оценок вероятности изменений, которые дали эксперты. Потом к числу нужно прибавить балл из колонки «Влияние». Чем больше цифра, тем важнее фактор.
На шестом этапе составляют матрицу, в которой располагают факторы в порядке приоритетности и прописывают решения для них. Содержание таблицы может быть любым. Главное — чтобы из неё было понятно, что делать в случае, если какое-то из событий произойдёт.
Данные, полученные в ходе PEST-анализа, можно включить в стратегию развития организации. Если какое-то из предполагаемых событий произойдёт, у компании будет план действий. Это позволит избежать финансовых потерь или, напротив, получить дополнительную прибыль.
Что ещё почитать в Skillbox Media о развитии компании и управлении
- Статья об опционах как о методе мотивации сотрудников на российском рынке
- Интервью с Кириллом Фомичёвым о том, нужна ли бизнес-стратегия и сколько она живёт
- Подборка из восьми приложений для управления проектами
- Статья о последствиях неосторожных высказываний бизнесменов
- Гайд по P2M — японскому стандарту управления инновационными проектами
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс