Правила деловой переписки: как общаться с коллегами, руководителями и подчинёнными
Преподаватель деловых коммуникаций в ЛЭТИ Анна Кузьмина рассказывает о базовых правилах переписки, которыми пользуется сама.
Кадр: сериал «Мадам госсекретарь» / CBS
Я доцент Электротехнического университета «ЛЭТИ», преподаю «Основы деловой коммуникации» и другие дисциплины. Ещё я 10 лет работала в разных сферах и много общалась с коллегами, руководителями, подчинёнными, подрядчиками. Знаю, как важно уметь вести деловую переписку. Человек без этого навыка точно столкнётся с проблемами.
Какими могут быть проблемы? Вот только один пример из жизни: руководитель поставил задачу, но не обозначил срок и приоритет. Подчинённый посчитал задачу неважной и отложил её «в долгий ящик». Оказалось, что задача важная и срочная. Пришлось выполнять её в авральном режиме.
В этом материале для Skillbox Media расскажу о правилах деловой переписки, которые стоит соблюдать.
- 6 основных правил деловой переписки
- Какие есть правила в email, мессенджерах, соцсетях
- Что недопустимо в деловой переписке
6 основных правил деловой переписки
В Сети можно найти множество правил и интерпретаций. В этом материале я буду руководствоваться шестью основными правилами, перечисленными в книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Новые правила деловой переписки». В ней говорится о переписке по email, но эти правила применимы к любым каналам коммуникации.
Вот основные правила:
- относиться к собеседнику с уважением и заботой;
- структурировать письмо;
- изложить суть письма в первом абзаце;
- говорить в письме об одном деле;
- обозначить срочность дела;
- вынести важную информацию из вложенных документов в письмо.
Правила «излагать суть в первом абзаце», «обозначать срочность» и «выносить важное из вложений» понятны. Оставшиеся можно истолковать неправильно, поэтому я проиллюстрирую их примерами.
Относитесь к собеседнику с уважением и заботой
В понимании авторов книги уважение — это отношение к получателю «на равных», уважение к его времени и вниманию. Забота — помощь в выполнении задачи или просьбы. То есть можно, например, подготовить данные в удобной форме, а не просить «пойти туда — не знаю куда».
Я согласна с этой позицией — вы уважаете собеседника, если подробно описываете задачу и делаете всё, чтобы её было легко решить.
Сообщение без уважения и заботы | Сообщение с уважением и заботой |
---|---|
Николай, добрый день! Нам нужно что-то решить по проекту А. Во вложении все документы, которые по нему нашёл. Жду твоих вариантов. | Николай, добрый день! Если помнишь, неделю назад мы встречались с клиентом А и обещали составить смету по его проекту. Можешь к среде подготовить перечень работ, исходя из ТЗ, и отправить мне для расчёта стоимости? Дублирую ТЗ. Жёлтым выделил то, что клиент обозначил как обязательное. |
Структурируйте письмо
Структурирование сообщения — тоже проявление заботы. Не обязательно делать в письме подзаголовки, красиво выделять важные мысли или выносить что-то «на поля». Даже если вы просто разделите текст на абзацы и пронумеруете вопросы, читать письмо уже будет легче.
Сообщение, в котором нет структуры | Сообщение, которое структурировали |
---|---|
Добрый день, коллеги! В логах мы нашли ошибки. Программа виснет, мы говорили с администратором, он не понимает, что надо исправлять, но подготовил отчёт — прикрепляем его. Дайте контакт заказчика, чтобы решить проблему быстрее. И ещё мы решили проводить ежедневные утренние планёрки, чтобы улучшить коммуникацию в команде и в дальнейшем избежать ошибок. | Добрый день, Дмитрий! В логах за предыдущую неделю найдены ошибки. В связи с этим: просим контакты заказчика для решения проблемы; прикрепляем отчёт администратора с описанием возможных причин. Мы решили проводить ежедневные утренние планёрки, чтобы улучшить коммуникацию в команде и в дальнейшем избежать ошибок. |
Говорите в письме об одном деле
Максим Ильяхов и Людмила Сарычева говорят, что людям проще решать задачи по одному проекту, а не по разным. Поэтому в одном письме лучше говорить об одном деле. Иначе получатель может отложить ответ до момента, когда у него появится время разобраться во всех вопросах.
Дело не только в том, как получателю проще решать задачи, — дело ещё и в их количестве. Я заметила, что, если в сообщении перечисляют несколько задач, одна или две из них «теряются» — их не решают. Скорее всего, так происходит, потому что человек начинает делать другие задачи — по его мнению, приоритетные, — а о других просто забывает.
В сообщении несколько разных вопросов, легко упустить из виду какой-то один | Каждое сообщение — отдельное дело, на нём легко сфокусироваться |
---|---|
Иван, привет! Завтра встреча с заказчиками в 14:00, они приедут к нам в офис. Нужно познакомить их с Сергеем, нашим директором по маркетингу. Если ты сам ещё не успел с ним познакомиться, зайдём к Сергею в конце рабочего дня. У него сегодня день рождения, можем скинуться на подарок. Кстати, я ещё не придумал, что купить, принимаю идеи. Посидим, пообщаемся в неформальной обстановке. От Сергея зависит важная часть работы. | Сообщение первое Иван, привет! Хочу тебя представить Сергею, нашему директору по маркетингу. У него сегодня день рождения, предлагаю вместе зайти поздравить его в конце рабочего дня — и я вас познакомлю. Сообщение второе Иван, напоминаю о завтрашней встрече с заказчиком у нас в офисе в 14:00. Пригласи, пожалуйста, на неё Сергея, он включается в работу по проекту. |
Как общаться по email, в мессенджерах и соцсетях
Деловую переписку чаще всего ведут по почте, но ещё по работе общаются в мессенджерах и социальных сетях. Я расскажу о правилах общения в этих каналах, которыми пользуюсь сама.
Email. По email работу обсуждают чаще всего, особенно в крупных компаниях. Вот правила общения по email:
- Укажите тему письма. Это обязательно — от неё зависит, как быстро откроют и прочитают ваше письмо и смогут ли найти его потом, если понадобится. Поэтому в теме нужно описать суть — что вы хотите или что предлагаете. Например, не стоит писать в теме «Заявление» и «Фотографии» — лучше написать «Заявление на отпуск Сидорова Е. В.» и «Фотографии с летнего корпоратива — 2023».
- Следуйте стандартной структуре. У делового письма есть устоявшаяся структура: имя отправителя → тема → приветствие → суть → вопрос или призыв → подпись → контакты. Приветствовать лучше адресно: не «Добрый день», а «Здравствуй, Андрей!». А вот подпись можно использовать только при первом обращении.
- Отвечайте на письма в течение 1–2 дней. В компании может быть свой регламент, по которому отвечать можно и в течение недели. Но лучше делать это как можно быстрее, особенно если письмо касается срочных задач. От этого могут зависеть бизнес-процессы.
- Используйте опцию «Ответить всем». Если в переписке участвует несколько людей, отвечайте всем. Если ответите кому-то одному, письмо уйдёт только ему, а остальные не получат важную для них информацию.
Также следите за грамотностью и читаемостью: структурируйте текст, используйте читаемый шрифт, избегайте эмодзи и лишних восклицательных знаков.
Мессенджеры. Это и общедоступные платформы вроде Telegram, и корпоративные мессенджеры. И там и там общение происходит быстрее, чем переписка по email.
Вот список правил, которые стоит соблюдать в мессенджерах:
- Пишите людям в рабочее время. Не все ставят телефон в беззвучный режим — сообщение, отправленное ночью, может разбудить человека.
- Не отправляйте аудио- или видеосообщения, если этого не требует рабочая задача. Некоторые не видят в голосовых ничего плохого, а некоторым неудобно их слушать.
- Ограничьте объём сообщений. Читать длинные сообщения в мессенджере неудобно. Если нужно что-то описать подробно, лучше отправьте письмо на email или организуйте созвон.
- Не используйте много эмодзи и стикеров.
Дополнительный совет: если вы создали корпоративный чат в мессенджере, сразу обозначьте правила общения в нём. Можно ввести модерацию, но это делают очень редко — обычно за поведением в чате следит руководитель команды.
Социальные сети. В социальных сетях есть важное правило: сразу рассказывать о задаче, с которой вы пришли к собеседнику. То есть не нужно писать «Привет» и ждать ответа — лучше расскажите, кто вы и зачем пишете.
Добавляться в друзья тоже не стоит — немногие принимают заявки от малознакомых людей. Если у человека закрыты личные сообщения, добавиться в друзья придётся — но обязательно укажите в запросе, зачем вы это делаете.
Остальные правила похожи на правила в других каналах: уважать собеседника, писать в рабочее время, структурировать сообщения, не отправлять аудио- и видеосообщения без необходимости, ограничить количество эмодзи.
Что недопустимо в деловой переписке
Есть вещи, недопустимые в деловой коммуникации в целом:
- переход на личность оппонента, если он не согласен с вашей точкой зрения;
- нецензурная лексика и оскорбления;
- панибратство и переход на «ты» с незнакомым человеком.
А вот что недопустимо в деловой переписке:
- использование капслока (кроме аббревиатур), множества восклицательных знаков и эмодзи;
- орфографические ошибки в большом количестве;
- спамерские заголовки — например, «Вы обязательно должны это прочитать!»;
- использование жаргонных слов и сленга, непонятных адресату.
Помните: получатель вашего сообщения — такой же человек, которому приятно, что к его ресурсам (времени) относятся бережно. Пишите по принципу win-win, ставьте себя на место собеседника. Если обе стороны будут уважать друг друга, то переписка будет лёгкой и эффективной.
Главное о правилах деловой переписки в 3 пунктах
- Есть основные правила, которые стоит соблюдать в любой переписке. Нужно относиться к собеседнику с уважением и заботой, структурировать сообщение, излагать суть в первом абзаце, говорить об одном деле, обозначать срочность задач и выносить важную информацию в сообщение, а не оставлять её во вложениях.
- Есть правила для разных каналов коммуникации. Так, при переписке по email важно указывать тему и использовать функцию «Ответить всем», если в переписке участвует несколько человек. В мессенджерах — писать в рабочее время и не отправлять аудио и видео без необходимости. В социальных сетях не стоит добавлять в друзья всех, с кем общаетесь по работе.
- В деловой коммуникации в целом недопустимы обсценная лексика, панибратство и переход на личность собеседника. В деловой переписке нежелательно использовать капслок, спамерские заголовки, жаргонные слова и сленг.
Как научиться правильно общаться по работе и не только
Умение общаться — навык, который можно прокачать. Если вы хотите научиться отстаивать свою точку зрения и общаться так, чтобы ваши просьбы понимали и выполняли, обратите внимание на курс Skillbox «Искусство коммуникации».
На курсе учат определять настрой собеседника по его сообщениям и использовать техники влияния в письмах, управлять конфликтными ситуациями, добиваться своего на переговорах, презентовать себя и свои идеи. Этому обучают на практике, в смоделированных стрессовых ситуациях.
Благодаря навыкам, полученным на курсе, можно выгодно презентовать себя, защищать свои идеи, аргументировать позицию в спорах, а значит, быстрее продвигаться по карьерной лестнице.
Больше материалов Skillbox Media о коммуникации на работе
- Как проводить рабочие встречи и совещания, чтобы они были продуктивными: 5 советов от эксперта
- «Нет, я не хочу» — учим защищать личные границы на работе и объясняем, что это такое
- Как вести переговоры: 10 советов, которые помогут заключить выгодную сделку
- Деловая коммуникация: большой гайд, с которого можно начать изучать тему
- Активное слушание — что такое и как ему научиться