Управление
#статьи

Какие качества нужны руководителю и как их развивать: рассказывает опытный руководитель

Собрали список навыков и качеств, которые пригодятся большинству руководителей в разных сферах.

Кадр: сериал «Карточный домик» / Netflix

Универсального списка навыков и качеств, которыми должен обладать руководитель, нет. В разных отраслях и на разных руководящих должностях могут понадобиться разные скиллы.

Но есть навыки и качества, которые работодатели указывают в вакансиях чаще всего. Они могут пригодиться руководителю и в стартапе, и в корпорации. Мы поговорили с руководителем отдела аналитики в Adventum и составили список полезных качеств. В статье рассказываем, что это за качества и как их развивать.

Мнением поделился

Вадим Шестаков

Руководитель отдела аналитики в Adventum. Спикер курса Skillbox «Эффективный руководитель».

Умение делегировать

Делегирование — это передача части своих обязанностей сотрудникам. Руководитель поручает команде рутинные задачи, которые не требуют его постоянного участия. Это может быть, например, составление отчётности или встреча с подрядчиками.

Делегирование нужно, чтобы руководитель мог сосредоточиться на глобальных вопросах — развитии компании или общении с клиентами. Кроме того, делегирование позволяет сотрудникам профессионально расти и учиться на ошибках. В моменте это может замедлить рабочий процесс, но кратно окупится в долгосрочной перспективе.

Если вы привыкли всё делать самостоятельно, начинайте делегировать простые и несрочные задачи и постепенно переходите к более сложным. Так вы научитесь доверять сотрудникам, а они со временем будут требовать всё меньше контроля с вашей стороны.

Умение коммуницировать

Коммуникативные навыки позволяют эффективно общаться с другими людьми. Руководитель должен уметь строить диалог — не только говорить, но и слышать собеседника, считывать его реакцию.

Способность общаться нужна на любой руководящей должности. Благодаря развитым коммуникативным навыкам руководитель может быстро донести идею до сотрудников, мотивировать их. А ещё — защитить свои решения и просьбы перед вышестоящим руководством, аргументировать их.

Чтобы развивать навыки коммуникации, нужно в первую очередь научиться слышать других людей и учитывать их мнение при принятии решений. Ещё важно улучшать собственную речь и умение структурировать информацию. В этом помогают выступления, например, на регулярных рабочих совещаниях или конференциях.

Когда вы заранее готовитесь и составляете план своей речи, это помогает обрести уверенность в себе.

Кадр: сериал «Кей и Пил» / Martel & Roberts Productions

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность считывать и анализировать эмоции. Он позволяет верно определять не только эмоции другого человека, но и свои собственные. Люди с развитым эмоциональным интеллектом могут поставить себя на место собеседника, понять мотивы его поступков и проявить к нему эмпатию.

Этот навык тесно связан с умением коммуницировать. Представьте ситуацию: новый сотрудник не понял, как заполнить квартальный отчёт, но сказал об этом за два дня до сдачи документов. Возможно, он боялся показать свою некомпетентность и потерять работу. Руководитель, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не будет отчитывать сотрудника, а спокойно объяснит ему, что нужно делать. В этом случае у подчинённого будет время на исправление ошибок и сдачу отчёта в срок.

Понять, насколько у вас развит эмоциональный интеллект, бывает сложно. Проще всего попросить обратную связь, желательно у как можно большего количества людей. Так вы поймёте, как вас воспринимают окружающие.

Чтобы развивать эмоциональный интеллект, наблюдайте за собеседниками во время разговора. Отслеживайте реакцию на ваши слова, анализируйте, как ведут себя люди.

Например, развивать эмоциональный интеллект можно на деловых переговорах или при решении конфликтных ситуаций. Допустим, вы не сошлись во мнении с очень вспыльчивым и категоричным коллегой. Вы считаете, что он неправ, но чем дольше идёт спор, тем сильнее он настаивает на своём. В такой ситуации можно попросить собеседника спокойно объяснить свою позицию ещё раз, а затем предложить несколько вариантов решения. Главное — не критиковать, чтобы человек не начал обороняться, потому что критика его задевает.

Критическое мышление

Критическое мышление — способность объективно оценивать информацию и принимать обоснованные решения. Критически мыслящий руководитель умеет анализировать данные и выбирать самую выгодную стратегию на основе логики, а не эмоций.

Рациональный подход помогает заключать самые выгодные для компании сделки, распределять задачи по степени важности и принимать решения в кризисных ситуациях. Допустим, компания не успевает сдать проект вовремя. Можно заставить команду работать без выходных, а можно объективно оценить свои силы и предложить клиенту скидку в обмен на отсрочку дедлайна.

Для развития критического мышления нужно тренировать логику и умение анализировать информацию. В этом помогут различные книги и статьи по теме и решение логических и аналитических задач.

Организационные навыки

Организационные навыки позволяют эффективно планировать и координировать работу команды и обеспечивать достижение целей. Процессы в компании — широкое понятие. К ним относятся, например, распределение обязанностей, мониторинг соблюдения сроков, снижение расходов, ведение документации и многое другое.

Руководитель должен уметь максимально эффективно организовать работу своей команды. Это поможет сотрудникам достигать целей, прилагая меньше усилий. Например, можно создать для сотрудников инструкцию по заполнению ежемесячного отчёта, чтобы сэкономить время и снизить количество ошибок.

Чтобы развивать организационные навыки, нужно изучать анализ данных, тайм-менеджмент и кризисное управление. Нужно учиться искать более короткие пути решения задач, планировать своё и чужое время и следить за качеством результатов работы.

Ответственность

Ответственность — это в первую очередь умение принять удар на себя в случае неудачи. Ответственный руководитель отвечает не только за свои задачи, но и за всю команду. Это создаёт в коллективе положительный климат: сотрудники видят перед собой лидера и чувствуют поддержку с его стороны.

Изображение: Random / 9GAGGER / 9GAG

Например, если ответственный руководитель дал сотрудникам неверные данные для расчёта сметы проекта, он не будет перекладывать вину на кого-то другого. Вместо этого он признает ошибку, даст верную информацию и передвинет дедлайн.

Развивать ответственность можно, если не избегать сложных задач, выполнять данные кому-то обещания и не только признавать свои ошибки, но и работать над их исправлением.

Целеустремлённость

Целеустремлённость — это способность ставить цели и достигать намеченного результата.

Сотрудникам важно знать, что ими руководит целеустремлённый лидер. Допустим, он презентовал план развития компании на ближайшие полгода и пообещал премию в случае успеха. Если руководитель будет придерживаться выбранного курса, а команда достигнет нужных показателей и получит премию, она будет доверять лидеру. У подчинённых будет не только мотивация, но и ощущение стабильности.

Чтобы развивать целеустремлённость, нужно в первую очередь начать ставить цели. Ещё полезно разбивать их на более мелкие цели или подзадачи и учиться отслеживать прогресс. Когда вы видите, как шаг за шагом движетесь к результату, это придаёт уверенности.

Гибкость

Гибкое мышление — это умение оперативно реагировать на изменение обстоятельств и подстраиваться под них.

В бизнесе редко всё идёт по плану: меняется рынок и экономическая ситуация в мире, вступают в силу новые законы и так далее. Например, после блокировки некоторых социальных сетей в России многие компании перешли на другие площадки. Они адаптировали контент и маркетинговые стратегии к новым условиям и переманили аудиторию на новые аккаунты.

Развить гибкость можно с помощью практики. Решайте нестандартные задачи на работе, развивайте креативное мышление — в частности, чтобы при необходимости найти нестандартный подход к решению проблемы. Будьте открыты новым идеям и подходам, не держитесь только консервативных взглядов.

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — умение строить долгосрочные планы развития компании, анализировать рынок и риски и искать новые возможности для роста.

Если бизнес строит долгосрочные планы, он сможет грамотно управлять своими ресурсами и в итоге достигать намеченных целей. Допустим, компания хочет увеличить свой оборот на 30% за год. Для этого руководитель составит пошаговый план развития компании, займётся поиском новых клиентов и наймом сотрудников.

Чтобы развивать стратегическое мышление, важно изучать текущую ситуацию на рынке и конкурентов. Ещё можно освоить кризис-менеджмент и инструменты управления командой.

Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость — это способность переживать стрессовые ситуации с минимальным ущербом для организма.

Иногда на работе бывают периоды повышенной нагрузки. В розничной торговле это период высокого спроса — например, накануне праздников. В IT-компаниях причиной стресса может быть внезапная авария и отключение серверов. Стрессоустойчивый руководитель организует процессы максимально эффективно, чтобы команда как можно быстрее решила все задачи.

Кадр: фильм «Гарри Поттер и философский камень» / Warner Bros. Pictures

Развивать стрессоустойчивость можно с помощью медитации или техник релаксации. Чем спокойнее вы в обычной жизни, тем более взвешенно вы будете реагировать на форс-мажоры. Важно также грамотно управлять своим временем и стараться себя не перегружать, чтобы не выгореть.

Как узнать больше об управлении командами

  • От стиля управления зависит то, как сотрудники относятся к руководителю и насколько эффективно они работают. О том, какие стили управления бывают и как они влияют на коллектив, мы говорим в этом материале.
  • Также в Skillbox Media есть большой гайд по методам управления персоналом, написанный вместе с HR-экспертом. Из него вы узнаете, как можно мотивировать команду.
  • Если вы развиваете собственный бизнес или хотите подняться по карьерной лестнице к руководящей должности, обратите внимание на курс Skillbox «Эффективный руководитель». На курсе можно прокачать софт-скиллы, важные на любой руководящей должности, освоить техники управления персоналом и операционный менеджмент.

Больше материалов Skillbox Media для руководителей

Курс

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована