Что такое soft skills и как их развить
Объясняем человеческим языком, без лишних терминов, зато с примерами! А ещё намечаем план действий и советуем книги по теме.
vlada_maestro / shutterstock
Часто слышу от руководителя про soft skills. Это что такое?
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Иногда переводят буквально — «мягкие навыки», это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры.
Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Soft skills нужны всем.
Раньше никаких soft skills не было — и ничего, обходились.
Сами гибкие навыки были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось само понятие soft skills. Исследования в этой области начались в США примерно в 1960-е годы, а в бизнес-среду этот термин вошёл ещё позже, в конце девяностых.
Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.
В Skillbox есть курс для развития soft skills. На нём вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать публично. Узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.
А можно подробнее про сами навыки?
Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:
- Коммуникативные навыки. Про некоторые из них мы уже написали выше. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект — способность понимать чужие чувства и контролировать свои.
- Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.
- Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
- Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. Сюда же относят компьютерную грамотность. Неумение уверенно работать с компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.
- Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важна. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.
Читайте также:
Раз это «мягкие» навыки, то ещё, наверное, и «жёсткие» есть?
Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills — «жёсткие навыки». Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии. Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.
Понятно. Значит, если я профессионал, то soft skills мне не нужны?
Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое из того, о чём мы рассказали в третьей карточке.
А работодателю какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?
Однозначного ответа нет. Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение soft skills и hard skills зависят от компании и от специальности.
Например, Лиана Григорян, руководитель HR- и PR-отделов в AIC, так описывает подход своей компании: «Когда мы проводим оценку кандидатов или сотрудников, в первую очередь обращаем внимание на soft skills. В зависимости от позиции их набор и уровень может быть разным. Они важнее прикладных технических навыков».
В Ribas Hotels Group при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft. Артур Лупашко, генеральный директор Ribas Hotels Group, уточняет: «Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту».
А может, это всё придумали? Какие-то серьёзные исследования есть о soft skills?
Да, есть, и их немало. На Западе уже довольно давно публикуются работы и даже защищаются диссертации на эту тему. Вот несколько примеров. В журнале «Higher Education in Europe» ещё в 2008 году была опубликована статья, доказывающая, что гибкие навыки — столь же неотъемлемая часть профессиональных компетенций, как и жёсткие. Автор считает, что современное образование должно включать в себя и тренировку soft skills — чтобы выпускники соответствовали требованиям рынка труда.
International Journal of Managing Projects in Business опубликовал исследование, показывающее, что основные сложности в работе над проектом создаёт человеческий фактор. Исследователи резюмируют важность soft skills в управлении.
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует университетам включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.
Окей, убедили. Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение hard и soft skills оптимально в вашем случае. Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, подумайте вот о чём:
- Каковы особенности вашей профессии, что ценится в вашем профессиональном сообществе?
- Насколько быстро меняется ваша отрасль?
- Какие особенности есть у вашей работы — например, работаете ли вы в компании или на фрилансе, с заказчиками или с документами?
- Каковы ваши цели: важна ли для вас карьера? Если да, то конкретизируйте, чего вы хотите достичь.
- Прислушайтесь к личным ощущениям. Какие виды рабочей деятельности вам даются с трудом? Может быть, это общение с коллегами? Или вы тратите лишнее время из-за незнания нужных вам программ?
Понятно. А сложно развить эти навыки?
Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень soft skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими (особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).
Как можно развить soft skills?
Есть несколько способов. Первый — на специальных курсах и тренингах. Ищите, смотрите отзывы, выбирайте — и учитесь под руководством наставника.
Второй способ — с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор у вас будет.
Третий способ — развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.
Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.
Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже soft skills, так что развивать их полезно.
Я хочу сам, без тренингов и курсов, что посоветуете?
Гибкие навыки очень разные, а мы не знаем, что нужно именно вам. Поэтому конкретные советы дать сложно. Но вот пять универсальных рекомендаций.
- Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать. И целенаправленно ищите информацию об этом (обязательно загляните в нашу последнюю карточку, возможно, вам пригодится что-то из перечисленного там).
- Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет.
- Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.
Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).
Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).
- Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед коллегами, а не с крупной научной или бизнес-конференции.
- Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.
Более конкретные советы вы найдёте в книгах, статьях и вебинарах.
Читайте также:
Кстати, о книгах. Посоветуете что-то почитать про гибкие навыки?
Обязательно. Книг немало, так что по основным направлениям мы упомянем буквально по две-три. Но при желании вы легко найдёте и многие другие.
Книги по развитию личной эффективности
- Д. Канеман. «Думай медленно, решай быстро». Книга объясняет, почему мы часто совершаем нерациональные поступки и принимаем неверные решения, и рассказывает, что с этим делать.
- М. Дорофеев. «Джедайские техники: Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Рассказывает о современных подходах к повышению продуктивности.
- Д. Аллен. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса». Очень известная книга. Помогает верно определять цели и ставить приоритеты, доводить дела до конца и при этом успевать отдыхать.
Книги по развитию креативности, творческого потенциала
- М. Микалко. «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». В книге собраны техники и упражнения для развития творческих способностей и нестандартного мышления. Хорошее дополнение — вторая книга этого же автора: «Взлом креатива. Как увидеть то, чего не видят другие».
- М. Атавар. «Креативность. Используй нестандартные решения каждый день». Автор — британский художник. В книге описаны 20 практических упражнений для развития креативности.
Книги про развитие стрессоустойчивости
- Д. Карнеги. «Как перестать беспокоиться и начать жить». Уже классика, но пригодится и сейчас. Много советов, простой язык, изрядное количество примеров и человеческих историй.
- М. Мэнсон. «Тонкое искусство Пофигизма. Парадоксальный способ быть счастливым». Книга учит различать важное и малозначащее, правильно расставлять приоритеты и не тратить душевные силы на ерунду.
Книги про коммуникативные навыки
- Д. Карнеги. «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Книга вышла ещё в 1936 году, стала крупным событием и около десяти лет была бестселлером (по версии New York Times). Одни оценивают её очень высоко, другие жёстко критикуют. Но много полезного из неё можно почерпнуть и сейчас.
- Н. Региер. «Конфликт — это подарок. Как направить энергию разногласий в мирное русло». Про конфликты в широком смысле слова — от рабочих до семейных.
- Г. Кеннеди. «Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах». Про переговоры и умение договариваться. Много рекомендаций.
Soft skills можно прокачать в Skillbox
Курс «Soft Skills for Hard Times» — это обучение через интернет, в удобном режиме. Есть рассрочка платежа.
Курс подойдёт:
- тимлидам, менеджерам проектов и продуктов;
- менеджерам по работе с клиентами и HR-менеджерам;
- digital-специалистам;
- начинающим руководителям.