Управление Бизнес
#статьи

Как работает технология дополненной реальности (AR) и чем она полезна бизнесу

Разработать и использовать AR не так дорого, как может казаться. Рассказали, от чего зависит стоимость и на что стоит обращать внимание.

Кадр: фильм «Доктор Стрэндж» / Marvel Studios Inc. / Walt Disney Studios Motion Pictures

Рассказал о технологиях дополненной реальности

Пётр Толочков

IT-предприниматель, основатель и CEO группы компаний по разработке VR- и AR-решений для бизнеса Way2Win Group

С помощью технологии AR реальный мир объединяют с виртуальным. Например, если смотреть на привычный пейзаж через очки дополненной реальности или AR-приложение, можно увидеть в этом пейзаже разных персонажей, здания, значки навигации и другие объекты.

В последние десять лет дополненную реальность начали активно использовать компании. Например, в маркетинге, в обучении сотрудников, в коммуникациях с аудиторией.

В статье для Skillbox Media рассказываем о том, как используют AR. Материал будет полезен предпринимателям, маркетологам и управленцам.

Что такое дополненная реальность

Дополненная реальность (augmented reality, AR) — технология, которая позволяет добавлять виртуальные объекты к тому, что люди видят в реальности.

Вот как это работает. Камера устройства фиксирует кадр из реального мира, а программа AR добавляет к ней виртуальные объекты. В результате человек видит на экране устройства реальность с изменениями. Например, тигра на своём столе или собаку под столом.

Дополненная реальность
Скриншот: Google / Skillbox Media

Для взаимодействия с AR используются разные устройства. Самые распространённые — смартфоны. Кроме них, есть шлемы с поддержкой технологии дополненной реальности и AR-очки. Не исключено, что в будущем на смену очкам придут AR-линзы, которые позволят взаимодействовать с дополненной реальностью практически бесшовно.

На первый взгляд технология AR может показаться чем-то малодоступным и экзотическим. Однако большинство уже сталкивались с ней в обычной жизни. Например, в виде масок в социальных сетях, играх, онлайн-сервисах для подбора интерьера, примерки одежды или в приложениях, позволяющих распознавать созвездия.

Подробнее о том, как работает технология дополненной реальности, расскажем ниже. А пока разберёмся, в чём разница между дополненной реальностью и виртуальной.

Чем дополненная реальность отличается от виртуальной

AR и VR — технологии, с помощью которых пользователь погружается в искусственно созданный мир. Принципы их работы схожи, а для их программирования часто используют одни и те же инструменты.

Главное их различие в том, что VR переносит человека в реальность, которая полностью состоит из виртуальных объектов, а AR накладывает виртуальные объекты на реальные.

Вот ещё три различия этих технологий:

  • Сложность разработки. Проекты дополненной реальности проще в создании. Чтобы создавать и обрабатывать виртуальный мир для VR, нужно более мощное оборудование и ПО.
  • Пользовательское оборудование. С виртуальной реальностью пользователи могут взаимодействовать только с помощью VR-очков или VR-шлемов. Для AR-экспириенса достаточно смартфона.
  • Область применения. При взаимодействии с VR у пользователя свободны обе руки, а в случае с AR он должен одной рукой держать устройство. Это отражается на области применения технологий: AR реже используют в сфере обучения, в гейминге и в спорте. Это может измениться в будущем, когда появятся AR-очки с оптимальным соотношением цены и качества.

Сейчас разработчики активно объединяют технологии дополненной и виртуальной реальности. Так, поддержка режима AR есть во многих VR-очках современных поколений. Например, в гарнитуре смешанной реальности Meta Quest 3, выпущенной осенью 2023 года. Это делает экспириенс ещё более впечатляющим. Так, AR-режим Hauntify для Meta Quest 3 позволяет адаптировать пространство хоррор-игры к обстановке в помещении и превращает квартиру в поле боя с зомби.

Как работает технология дополненной реальности

Общий принцип работы технологии можно описать на примере смартфона. Его камера работает как «окно» — через него мы видим трёхмерное пространство, в системе координат которого расположены виртуальные 3D-объекты.

В роли такого «‎дополнительного» контента может выступать всё что угодно. Например, виртуальные покемоны, прячущиеся на улицах города, детали производственного станка для изучения его в разрезе или 3D-мебель, которую дизайнер размещает в реальной квартире, чтобы визуализировать интерьер.

Есть два основных метода реализации AR-технологии: маркерный и безмаркерный.

Маркерная AR. В «поле зрения» камеры устройства появляется специальный маркер — метка, изображение или геометрическая фигура. Программа распознаёт этот маркер и активирует AR — создаёт трёхмерную модель виртуального объекта и совмещает его с реальным изображением, которое «подтягивает» маркер.

Ещё в роли маркера может выступать лицо или тело человека — например, как в случае с масками в социальных сетях.

Этот метод не всегда удобно использовать. Например, чтобы запустить AR, смартфон нужно держать довольно близко к маркеру — это не подходит для крупных объектов.

Безмаркерная AR. Запускается на любой поверхности — маркеры не нужны. Камера сканирует окружающее пространство и определяет параллельные и перпендикулярные поверхности, которые можно дополнить виртуальными объектами.

Этот метод работает на любых поверхностях, поэтому использовать его можно без ограничений. Но безмаркерная AR сложнее в реализации — чтобы анализировать и интерпретировать данные, требуется более серьёзное ПО.

Пример безмаркерной AR. Кейс питомника декоративных культур «Южный»

Я рекомендую использовать маркерную AR, если есть привязка к какому-нибудь материалу — например, к альбому, пригласительному, книге или упаковке продукта. Пользователь наводит на него камеру устройства и получает дополнительные виртуальные объекты. В остальных случаях целесообразно использовать безмаркерную AR.

Как используют AR в бизнесе

В бизнесе технологии дополненной реальности используют во многих областях. Мы рассмотрим основные — B2C-маркетинг, B2B-маркетинг, энтертейнмент и обучение сотрудников.

B2C-маркетинг. Во-первых, использование AR стимулирует конверсию. С помощью технологии можно реализовать разные решения, которые выделят бренд среди конкурентов и улучшат пользовательский опыт взаимодействия с продуктом.

Пример использования AR в B2C-маркетинге — AR-упаковка D3 Forte

Например, AR-приложения для примерки одежды позволяют клиентам увидеть, как платье или костюм будет выглядеть на их фигуре. Технология применима и при продаже косметики — так, покупатели сети магазинов «Магнит» могут «примерить» макияж в AR-режиме благодаря «умным зеркалам» с технологией E-Visage.

Также AR-технологии побуждают делать импульсивные покупки, потому что создают у пользователя «вау-эффект» от контакта с продуктом. Например, австралийская винодельческая компания Treasury Wine Estates выпускает серию вин 19 Crimes Wine. Можно навести камеру смартфона на бутылку и услышать историю британского заключённого, высланного в Австралию в XIX веке.

Во-вторых, с помощью AR можно увеличить значение LTV — метрики, которая показывает, сколько денег клиент принёс компании за всё время взаимодействия.

Например, бизнес может запускать AR-игры, которые предлагают пользователям взаимодействовать с виртуальными персонажами и выполнять разные задания. Таким образом, аудитория и бренд вступают в длительную интерактивную коммуникацию — и шанс, что клиенты станут постоянными, увеличивается в несколько раз.

B2B-маркетинг. Например, фармацевтические компании успешно внедряют AR, чтобы в интерактивной форме рассказывать врачам о препарате: на какие органы он воздействует, какой химический состав имеет и так далее. Такой подход позволяет врачу изучить препарат в более понятной форме, а бренду — отстроиться от конкурентов, которые рассказывают о продукте с помощью непримечательных раздаточных материалов.

Кейс Pfizer: WebAR-визуализация лекции KOL с элементами инфографики
Изображение: Way2Win Group

Энтертейнмент. Крупные компании и организации используют AR как дополнительный инструмент коммуникации с аудиторией. Например, перед выходом фильма «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» сеть «Магнит» совместно с Walt Disney провела акцию, где покупатели могли сфотографироваться или записать видео с AR-персонажем Star Wars. А фотозоны с дополненной реальностью на выставках или форумах помогают бренду выделиться среди конкурентов и привлечь к продуктам больше внимания.

Обучение сотрудников. Сейчас активно развивается микрообучение — регулярное обучение небольшими порциями с помощью коротких видео, чек-листов, инструкций или статей. Этот формат позволяет сотрудникам учиться на рабочем месте, не слишком отвлекаясь от основных задач.

AR-решения в обучении как раз подходят для микрообучения. Например, с помощью AR можно дать сотрудникам интерактивные инструкции по выполнению задач. Это особенно полезно в областях, где важна точность и безопасность действий, — например, на производстве или в обслуживании сложного оборудования.

Также с помощью AR можно создавать симуляции рабочих сценариев. Так сотрудники смогут тренироваться в реалистичных условиях без рисков. Этот способ подходит, например, для визуализации хирургических операций при обучении врачей.

Сколько стоит создать AR для бизнеса

Разброс цен на AR-проекты большой: от сотен тысяч рублей до нескольких миллионов долларов. Например, создание полноценной механики Pokemon Go на целый город обойдётся в десятки миллионов долларов. А чтобы разработать AR-фотозону, можно уложиться в 140–200 тысяч рублей.

Также есть готовые AR-решения, которые тоже могут стоить в пределах 200 тысяч рублей и приносить бизнесу пользу.

Ещё несколько лет назад, когда технология только начала распространяться, разработка AR-проектов была значительно дороже, чем, например, видеопродакшен. Поэтому на первых порах AR была доступна только крупным корпорациям.

Сейчас ситуация изменилась. В области разработки накопились знания, стало больше IT-специалистов, развиваются no-code— и low-code-решения. Всё это упрощает и удешевляет внедрение AR. Сегодня разработка эффективного AR-проекта часто оказывается немногим дороже создания качественного видео.

Вот что влияет на стоимость AR-решений:

  • длительность экспириенса — чем длиннее ролик с дополненной реальностью, тем дороже проект;
  • качество визуализации — чтобы создать ролик в высоком разрешении, потребуется больше времени и навыков 3D-моделлера и дизайнера. Это обойдётся дороже;
  • интерактив — чем больше в AR-проекте точек взаимодействия с пользователем и чем сложнее игровая механика, тем дороже проект;
  • сроки — если решение нужно разработать срочно, стоимость будет выше.

Иногда относительно недорогие решения приносят больше ценности бизнесу, чем дорогие, — если AR-проект разрабатывали правильно и с опорой на бизнес-цели компании. Подробнее об этом будем говорить в следующем разделе.

Что учесть при внедрении AR в бизнес-процессы

При внедрении AR в бизнес-процессы нужно ответить на три вопроса:

  • Какие задачи бизнеса вы хотите решить с помощью AR?
  • Какие специалисты вам для этого понадобятся?
  • На какое качество реализации AR вы рассчитываете?

Расскажем подробнее.

Задачи, которые необходимо решить. Внедрение дополненной реальности в бизнес — эффективный инструмент для решения многих задач, о которых мы говорили выше. Однако AR не универсальная таблетка. Поэтому нужно тщательно оценить потребности бизнеса и определить, насколько применение технологии будет полезно в вашем случае.

Команда. Если маску-фильтр для соцсетей может создать один фрилансер, то для крупного AR-проекта понадобится собрать команду специалистов из разных областей. В зависимости от масштаба проекта это могут быть:

  • Сценарист или креатор — прорабатывают сценарий визуализации. Для небольшого проекта (например, AR-фотозоны) будет достаточно кого-то одного из этих специалистов.
  • Дизайнер или иллюстратор — создают скетчи и дизайн-стиль проекта.
  • Методолог (-и) — предоставляют фактуру и контент для проекта. Также в этой роли может выступать заказчик проекта.
  • 3D-моделлер (-ы) — разрабатывают 3D-модели виртуальных объектов.
  • Фронтенд- и бэкенд-разработчик (-и) — программируют визуальный облик проекта, а также базы данных и системы аналитики.
  • Проджект-менеджер — управляет процессами, следит за выполнением задач по проекту.
  • Технический директор — руководит проектной командой.

AR-проекты всё ещё считаются инновационными, поэтому реализовать их сложнее, чем, например, лендинг или видеопроект. Поэтому внимательно относитесь к выбору подрядчиков и будьте готовы к тому, что качественные проекты требуют больших вложений.

Качество реализации проекта. Не стремитесь сделать AR-проект дешевле — это может негативно сказаться на пользовательском опыте, а значит, и на эффективности AR-решения.

Часто проекты дополненной реальности с грамотно выстроенной концепцией не приносят ожидаемых результатов именно из-за того, что слабо реализованы. Важно сохранять баланс между снижением издержек и качеством.

В последние годы индустрия дополненной реальности активно развивается — ежегодно появляются новые AR-решения и способы их использовать. Поэтому, если подходить к внедрению AR в бизнес-процессы осознанно — с перечнем конкретных задач, с пониманием работы технологии и с нужным количеством ресурсов, — оно обязательно окупится.

Как развивалась и развивается сфера дополненной реальности

Первые устройства с поддержкой AR появились ещё в прошлом веке. Уже в 1990-е годы эту технологию активно использовали в военной, космической и научной областях.

К массовому потребителю технология дополненной реальности вышла в начале 2010-х годов — вместе с распространением смартфонов и выпуском в 2014 году умных очков Google Glass.

В 2016 году вышла AR-игра Pokemon Go — пользователи во всём мире искали виртуальных покемонов в своих городах. Pokemon Go стала самым загружаемым приложением в первую неделю после запуска — 50 миллионов установок в Google Play. Доход от игры превысил 500 миллионов долларов всего через 60 дней после выпуска.

Дополненная реальность в игре Pokemon Go
Изображение: Niantic Labs

В 2017 году Google и Apple выпустили системы, с помощью которых создают приложения дополненной реальности, — ARCore и ARKit соответственно. Так разработчики мобильных приложений получили удобные технологии для создания AR-приложений и игры, оптимизированные для операционных систем новых устройств.

Несмотря на прогресс, до 2019–2020 годов темп развития AR серьёзно уступал темпу разработок в сфере виртуальной реальности (VR). Практически ежегодно выпускались новые версии VR-очков — на смену громоздким моделям с большим количеством проводов пришли облегчённые и более удобные варианты. AR отставала от VR и по объёмам рынка, и по количеству продаж, и по популярности.

Переломным стало начало 2020-х годов — по всему миру выросло число пользователей смартфонов, выпущенных после 2017 года. В отличие от VR, дополненная реальность не требовала покупки отдельных устройств — ей можно было пользоваться, просто достав смартфон из кармана.

Также с 2020 года активно развивается технология WebAR. Она позволяет пользоваться дополненной реальностью без дополнительных приложений. Так AR стала доступна буквально в один клик — достаточно перейти по ссылке в мобильном браузере.

Сейчас технология AR стремительно набирает популярность как среди обычных людей, так и среди компаний. Например, люди активно используют маски и фильтры в соцсетях, пользуются расширенными возможностями для навигации в геосервисах и играют в AR-игры. Компании используют дополненную реальность в маркетинговых кампаниях, а также обучают сотрудников с помощью AR.

Активно развиваются VR-шлемы с поддержкой AR — например, Meta Quest 3 и Pico 4, а также очки дополненной и смешанной реальности — например, Microsoft HoloLens 2.

Во время пандемии COVID-19 в российской больнице врачи использовали очки дополненной реальности для осмотра пациентов. Врач из «красной зоны» надевал такие очки и осматривал пациентов. Врачи из «чистой зоны» смотрели трансляцию осмотра и давали свои рекомендации в режиме онлайн. Это помогло сократить число прямых контактов медперсонала с больными и снизить риск заражения.

В 2024 году вышла гарнитура смешанной реальности Apple Vision Pro. Эксперты предполагают, что благодаря ей AR-очки начнут использовать активнее. Не исключено, что через несколько десятилетий мы окажемся в «светлом будущем», когда очки дополненной реальности будут у каждого второго.

Главное о дополненной реальности в 5 пунктах

  • Дополненная реальность (AR) — технология, которая добавляет виртуальные объекты к тому, что мы видим в реальном мире. В отличие от виртуальной реальности, AR не переносит человека в реальность, полностью состоящую из виртуальных объектов, а накладывает виртуальные объекты на реальные.
  • Есть два основных способа работы AR-технологий: маркерный и безмаркерный. При первом способе для активации дополненной реальности камера устройства должна «поймать» специальный маркер. При втором способе камера сканирует пространство и определяет поверхности, которые можно дополнить виртуальными объектами, — маркеры не нужны.
  • В бизнесе технологии дополненной реальности применяют в B2C- и B2B-маркетинге, используют для обучения сотрудников и для взаимодействия с аудиторией.
  • Чтобы успешно внедрить AR в бизнес-процессы, нужно определить задачи, которые вы хотите выполнить с помощью этой технологии, собрать команду и решить, какого качества реализации проекта будет достаточно для ваших целей.
  • Разброс цен на AR-проекты большой: от сотен тысяч рублей до нескольких миллионов долларов. На итоговую стоимость влияет длительность экспириенса, качество визуализации, количество точек взаимодействия с пользователем и сроки реализации проекта.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется технологиями в бизнесе

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована