Как организовать веб-студию и построить успешный бизнес: мифы, факты и ошибки

От найма — к фрилансу, от фриланса — к своему бизнесу. Многие застревают в середине. Как создать веб-студию, избежать ошибок и управлять эффективно?

ЗАПИСЬ ВЕБИНАРА

2 ч. 10 мин.

СТАТЬЯ

9 мин.

ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ

2 ч. 1 мин.


Дмитрий Крутов

Генеральный директор Skillbox. Автор трех книг о розничном бизнесе, построении отделов продаж, управлении.


Как и американская мечта, digital-реальность становится благоприятной для самых усердных и находчивых. Если вы настроены серьёзно, то Skillbox предлагает онлайн-курс «Как открыть и развивать веб‑студию» от уже состоявшихся директоров. А если только раздумываете, ваше это или нет, то статья именно для вас.

Зачем выбирать такой бизнес, как веб-студия

Стоит ли начинать этот бизнес? Одна из главных причин, почему стоит, — это низкий порог входа. На старте вы не рискуете активами, вам не нужно снимать офис с первого дня или набирать большую команду. И это плюс. Можно начать, даже не увольняясь с работы.

Следующая причина — растущий рынок. По данным РАЭК, объёмы рынков мобильной веб-разработки, контекстной рекламы, программного обеспечения и Social Media Marketing не перестают расти с 2013 года.

Объем digital-рынка рекламы, статистика РАЭК

При этом SMM — наиболее перспективное направление. Но успех, конечно же, никому не гарантирован: очень многие начинающие управленцы повторяют одни и те же ошибки, не достигая результатов. Для удобства разделим эти ошибки на две категории: мифы и факты.


Миф — это то, что повторять не нужно. Факт — это выстраданное нашим собственным опытом управленческое решение, которое даёт серьёзное преимущество в достижении целей.


Миф №1

Продал лендинг — есть студия

На момент максимального спроса на лендинги компаний, которые их делают, стало слишком много. И появились ребята, которые решили, что если они продали лендинг за 10 тысяч рублей, то у них есть бизнес.

Сегодня это не работает, но есть две работающие стратегии.

Первая вы можете открыть агентство, которое оказывает две-три услуги, но делает это очень дорого и с отличным качеством. Прибыль с каждого контракта должна быть такого размера, чтобы вы могли реинвестировать её в команду.

Вторая можно повесить «на флаг» одну идею. И в рамках этой идеи расширить матрицу услуг, чтобы постоянно допродавать что-то клиентам.


Миф №2

Я должен быть главным экспертом

Когда бизнес ведут дизайнеры и программисты, то они — самые сильные эксперты в компании. В итоге на них замыкаются все задачи, к ним бегают за советами все. И тогда вы занимаетесь чем угодно, только не бизнесом, стратегией и развитием.

Как правильно: руководитель должен быть прежде всего хорошим управленцем.


Миф №3

Я могу работать один

Фрилансер — это ремесленник. Вы работаете — у вас есть прибыль. Нет работы — нет прибыли. В бизнесе же вы можете отойти от дел, сменить директора, уйти в другую отрасль, и компания от этого не пострадает.

Как правильно: умейте делегировать ответственность и выстраивайте автономные структуры внутри компании — отделы, которые функционируют сами по себе, без вашего постоянного участия и контроля. А для этого понадобятся люди, которых нужно всему научить и фактически доверить им компанию.


Миф №4

Достаточно скопировать успех

Копирование — это творческая импотенция. Так вы не соберёте людей, сильную и талантливую команду. И вообще-то копирование преследуется по закону, а правда рано или поздно всплывает.

Как правильно: каждому бизнесу нужны свои УТП, идея, стиль.


Миф №5

Гипермаржа

Слышали такую историю? Продаём проект за миллион рублей, а стоить он будет 20 тысяч, экономим на исполнителях, а клиент ничего не заметит. Забудьте! Дешёвые исполнители — это дешёвая работа.

Как правильно: реальная маржа для одного проекта обычно находится в районе от 15 до 30%.


Миф №6

Лёгкие деньги

Делаем первые два сайта, зарабатываем хорошие деньги, а потом всё отдаём на откуп фрилансерам! Так не получится. Сарафанное радио в этом бизнесе имеет критическое значение.

Как правильно: у успешного бизнеса всегда есть профессиональная команда, поток проектов и хорошая репутация.

Теперь к фактам.


Факт №1

В определённый момент понадобится офис

Не существует в мире ни одного агентства без офиса, которое было бы успешным, большим и выдавало хорошие кейсы. Исключения есть, но они только подтверждают правило. Ядро команды должно работать бок о бок.

Когда нужно переходить из фриланса в офис

Факт №2

Маржинальность — это важно

Задайте себе вопрос: «Сколько мне нужно денег?»

Зарабатывал 100 рублей в месяц, сейчас хочу 200. Я могу делать по четыре проекта в месяц. Значит, надо их продавать по 50 рублей. И оказывается, что когда вы работали по найму, то тратили на это пять дней в неделю по восемь часов. А тут вы работаете семь дней в неделю по 16 часов. 90% студий закрываются в первый год работы именно потому, что берут проекты в убыток себе и не считают маржинальность.

В студии есть три основных вида расходов. Это управленческие расходы, коммерческие и себестоимость. Если мы берём зарплату и делим на 160, мы считаем только себестоимость.

Как выстраивать ценообразование своей работы

Факт №3

Клиент ест вашу маржу

Ошибочно думать, что продажа состоялась, когда вы получили деньги от клиента. Продажа — это когда вы показали результат, реализованный проект. Потому что правки убивают вашу маржу.

Защититься от этого можно только внутренними процессами в студии. Если их не продумать, то они помешают развитию компании. Три ключевых этапа, которые вы должны внедрить в свой бизнес: бриф, концепт, проект.

Резюме

  1. Фриланс и бизнес — вещи кардинально разные. Если фрилансер не работает, он не получает доход. Предприниматель может заниматься стратегией.
  2. Бизнес веб-студий растёт, места должно хватить всем.
  3. Если вы продали лендинг, то это ещё не студия.
  4. Вы не сможете работать один.
  5. Копировать всё подряд не получится.
  6. Не гонитесь за гипермаржой. 20% — отличный результат.
  7. Без офиса вы всё равно не справитесь.

Курс

Как открыть и развивать веб‑студию


Программа разделена на 14 практических модулей, каждый из них посвящен отдельному аспекту работы веб-студии. Вы научитесь всему: что включить в матрицу услуг студии, как зарегистрировать фирму и найти команду, как заниматься маркетингом. Входе курса мы пошагово разберем, как лучше стартовать свой бизнес, а после— обеспечить достаточным количеством клиентов и выстроить сними долгосрочные отношения.

Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox