Как искать сотрудников, которые помогут бизнесу достичь амбициозных целей
Разбираемся, почему важны не только хард-скиллы кандидата, но и его мотивация и тип мышления.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В Москве прошла конференция TrueDigital Day, которую организовало агентство «Артикс». Спикерами на ней выступили специалисты по продвижению, продажам, продукту и маркетингу из таких компаний, как «Авито», Skillbox, «Мегамаркет», «Самолёт», VK и многих других.
Редакция Skillbox Media посмотрела запись конференции. В этом материале пересказываем выступление операционного директора «Артикса». Он рассказал, по каким критериям оценивать сотрудников, как их софт- и хард-скиллы влияют на работу и как искать и обучать персонал.
Про критерии отбора и обучения сотрудников рассказал операционный директор агентства «Артикс» Дмитрий Субботин.
По каким критериям оценивать сотрудников
Профессиональные навыки соискателя довольно просто оценить во время собеседования и испытательного срока. Но со временем мы поняли, что это лишь 10–15% от того, что на самом деле представляет собой сотрудник. На его работу и успехи влияют не только образование и навыки, но и особенности его личности.
Поэтому мы расширили список критериев оценки, чтобы сделать отбор кандидатов более осмысленным и глубоким. Вот что у нас получилось.
Хард-скиллы. Это основные профессиональные навыки, которые нужны для выполнения служебных обязанностей. Их можно и нужно развивать, если сотрудник хочет продвигаться по карьерной лестнице.
Софт-скиллы. Например, коммуникабельность, эмпатия или аналитическое мышление. Для их развития сотруднику понадобится мотивация, чтобы выходить из зоны комфорта, и помощь более опытных коллег.
Фундаментальные черты личности. Например, доброта, честность, сопереживание и так далее. Как правило, у взрослых людей личность и характер уже сформированы. Поэтому мы можем лишь понять, подходит нам сотрудник или нет, а не пытаться его изменить.
Тип мышления. Он бывает аналитический, креативный, тактический, стратегический, критический и так далее. У многих людей есть предрасположенность к тому или иному типу. Например, сотрудник из креативного отдела, скорее всего, не сможет взять на себя аналитику или работу с финансовыми документами.
Тип мотивации. Это то, что заставляет человека работать: деньги, стабильность и безопасность, профессиональные вызовы. Мотивация может меняться с течением времени — например, из-за изменений в семейном статусе, экономической ситуации в мире или из-за переезда в другую страну.
Ценности и принципы. Это то, что движет человеком по жизни: честность, ответственность, смелость, предприимчивость, принципиальность и так далее. Мы считаем, что у взрослого человека принципы не меняются с вероятностью 99%. По этой причине мы можем лишь выбрать кандидата, чьи ценности нам ближе.
Например, опытным путём мы выяснили, что нам не подходят люди, которые заботятся только о своём личном комфорте. На них нельзя положиться в периоды экономической или социальной нестабильности. Яркий пример такой ситуации — пандемия, во время которой нам пришлось перестраивать многие рабочие процессы и работать в режиме неизвестности.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет грамотно координировать работу сотрудников
- «Управление командами» — узнать, как руководить коллективами, подбирать кадры, ставить цели для сотрудников и мотивировать их.
- «Профессия HR-бизнес-партнёр» — научиться решать задачи бизнеса с помощью кадров.
- «HR-симулятор: полное погружение в профессию» — разобраться в рекрутменте, адаптации сотрудников, внутренних коммуникациях и HR-аналитике.
Как профессиональные навыки и личные качества сотрудника влияют на его работу
Первое, на что работодатель обращает внимание на собеседовании, — это хард-скиллы. Но по мере того как сотрудник продвигается по карьерной лестнице и его грейд растёт, значимость софт-скиллов повышается, а потребность в хард-скиллах падает. Иногда навык, на который не обратили внимание при найме, может определить дальнейшее развитие карьеры.
Например, компания наняла специалиста по контекстной рекламе, который настраивает кампании, занимается аналитикой и составлением отчётов. Но со временем руководитель заметил, что сотрудник умеет выступать перед заказчиками, аргументированно защищать свои решения и в целом производит хорошее впечатление.
Чтобы специалист не выгорел и не заскучал за столом, ему можно помочь дорасти, например, до менеджера по работе с клиентами. Тогда компания сможет сохранить сотрудника, а сотрудник будет работать на позиции, которая ему больше всего подходит.
Разные должности и грейды требуют разных типов мотивации и мышления. Сотрудникам креативного отдела нужно креативное мышление, а руководителям — стратегическое. Те, у кого хорошо с цифрами, будут эффективны на позиции аналитика.
Сотрудникам, которых мотивирует статус, успех, признание, лучше работать в сфере продаж, взаимодействовать с клиентами. Тем, кому хочется постоянно узнавать новое, реализовывать интересные идеи, — в сфере перформанса или онлайн-медиа.
Человек, который находится на подходящем ему месте, лучше видит результат своей работы, может его измерить и получить удовлетворение. В таком случае он работает более эффективно.
Как искать и обучать новых сотрудников
Мы нанимаем сотрудников двумя путями: с помощью собеседований и с помощью стажировок. Расскажу о нюансах этих способов, а также о том, что происходит после трудоустройства.
Стажировки. Восьминедельная стажировка позволяет нам отбирать молодых специалистов, которые после обучения устраиваются к нам на должности ассистентов.
Они получают возможность расти внутри компании и развиваться в интересном для них направлении. Мы получаем мотивированных сотрудников, которым можем прививать близкий нам подход к работе.
Собеседование. На интервью мы стараемся узнать больше о внутренних убеждениях кандидата, его целях и мотивации, хоть это и не всегда просто.
Один из методов — предложить соискателю разобраться с несколькими проблемными кейсами, для которых нет правильных решений. Например, что делать, если специалист из другого отдела слил бюджет в 300 тысяч рублей по твоему клиенту. Или как быть, если сотрудник просит повышения, а вчера от другой группы ушёл крупный клиент, который делал 40% твоего KPI.
Если мы готовы сделать оффер, то перед этим просим, помимо резюме, предоставить минимум две рекомендации. Также стараемся проверять новичка по своим каналам.
Рекомендации нужны, чтобы отсеять недобросовестных кандидатов. У нас был случай, когда человек прошёл собеседование и очень нам понравился, но позже мы узнали, что с предыдущего места работы его уволили из-за кражи.
В целом опытных специалистов мы нанимаем нечасто. Это происходит, если срочно нужно закрыть вакансию, а кандидатов внутри коллектива нет. Ещё один вариант — открытие совершенно нового направления в компании.
Что происходит после трудоустройства? Мы активно развиваем корпоративную культуру и HR-бренд. Регулярно делимся планами и стратегиями развития, чтобы сотрудники понимали, куда мы движемся, и чувствовали себя сопричастными. Худшее, что можно сделать со стратегией развития, — держать её в секрете.
Также каждый сотрудник проходит регулярные аттестации и со временем может повышать свой грейд. Ещё мы постоянно мониторим настроения в команде с помощью общих опросов и индивидуальных бесед.
Социально активные сотрудники могут стать амбассадорами и публично рассказывать о нашей компании и корпоративной культуре. Также желающие могут участвовать в организации корпоративных мероприятий и адаптации новичков.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто строит команду мечты
- Управление персоналом: что это такое, зачем оно нужно и что делают HR-менеджеры в компании
- Как понять, что в компании нужна диктатура? Изучаем стили управления и ищем свой
- Как узнать о выгорании сотрудников и можно ли выжить в эпоху вымирания профессий
- 5 пороков команды по Ленсиони: как они разрушают компанию и как с ними бороться
- «Решение родилось из боли»: зачем звать внешних экспертов на собеседование