Управление
#Мнения

Как бороться с кадровым голодом в розничной торговле — рассказывают CEO крупных ретейлеров

Можно ли утолить кадровый голод, развивая кадры внутри компании, и почему повышение зарплат не может работать бесконечно.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Руководители крупных российских ретейлеров встретились на мероприятии Mindbox «CEO Summit 2024», чтобы обменяться опытом и сравнить стратегии. Редакция Skillbox Media смотрит запись мероприятия и пересказывает интересные моменты в серии статей.

В этом материале перескажем ответы на вопрос о том, какие меры принимает бизнес для решения проблемы кадрового голода. На вопрос отвечали Андрей Плукчи, генеральный директор сети магазинов «Домовой», Наталья Рыжкова, генеральный директор Gulliver Group, и Максим Суравегин, исполнительный директор OBI.

Что называют кадровым голодом и какой он сейчас в России

Кадровый голод (или дефицит кадров) — ситуация, когда количество открытых вакансий в компании или на рынке труда превышает число соискателей. Проще говоря, это нехватка сотрудников с нужными навыками и квалификацией.

По данным сервиса по поиску работы SuperJob на январь 2024 года, 86% российских компаний жалуются на нехватку кадров. Острее всего кадровый голод ощущают в логистике, промышленности, сфере услуг, продажах.

Например, в логистике не хватает водителей и складских рабочих, на производстве и в строительстве — инженерно-технических работников, в сфере услуг — разнорабочих и рабочих автосервисов, в продажах — линейного торгового персонала, грузчиков, комплектовщиков.

Результаты опроса, проведённого среди кадровых служб тысячи компаний. Данные по состоянию на январь 2024 года
Изображение: «Коммерсантъ» / Telegram

Как борются с кадровым голодом в крупных компаниях розничной торговли

Андрей Плукчи

генеральный директор сети магазинов «Домовой»


Кадровый дефицит — это «бомба замедленного действия», заложенная на срок от трёх до десяти лет. В настоящее время улучшения ситуации не ожидается. Поэтому основной инструмент борьбы с дефицитом кадров, который мы сейчас используем, — развитие персонала внутри компании.

Мы принимаем людей, у которых на старте нет компетенций, необходимых для работы. И затем обучаем их необходимым навыкам, специфике работы компании и дальше продвигаем по карьерной лестнице. То есть «выращиваем» персонал с нужным уровнем квалификации под себя.

Другой инструмент привлечения и удержания персонала — повышение зарплат. Но мне кажется, что в 2024 году большинство компаний, в том числе и «Домовой», вышли на некое плато — когда зарплатам расти уже некуда. Во-первых, заканчиваются ресурсы — не все готовы дальше вкладываться в ФОТ, который заложили в бюджеты. Во-вторых, повышение зарплат — неконтролируемый процесс, с которым не получится работать «вдолгую».

Наталья Рыжкова

генеральный директор Gulliver Group


Мне кажется, в индустрии моды до плато в уровне зарплат ещё далеко. Это связано с тем, что в 2022–2023 годах в России запустили много локальных брендов одежды. Из-за этого индустрия испытывает острый дефицит технологов, конструкторов, дизайнеров и других специалистов, работающих в производстве. Поэтому повышение заработных плат в этой сфере — всё ещё главный инструмент привлечения и удержания работников.

Максим Суравегин

исполнительный директор OBI


Дефицит кадров в ретейле связан в том числе с тем, что работать в этой сфере сейчас «немодно». Например, мало кто из молодого поколения планирует добровольно идти работать продавцом в розничных продажах.

Поэтому я считаю, что для того, чтобы бороться с кадровым голодом эффективно, нужно транслировать преимущества работы в ретейле. Например, надо объяснять, что в этой сфере, как правило, самый быстрый карьерный рост. Так профессия того же продавца станет если и не модной, то хотя бы равноценной другим профессиям.

В Skillbox Media есть подробная статья о дефиците кадров в России в 2024 году. Из неё вы узнаете о причинах кадрового голода, а также о том, как с ним борются в компаниях «Магнит», «Инфосистемы Джет», НПП «Экра», AIC, Mybox, «Первый бит», ROWI.

Как узнать больше об управлении персоналом

  • HR-менеджмент, или управление персоналом, — самостоятельная отрасль внутри компании. Прочитайте материал об управлении персоналом, чтобы понять, как оно устроено.
  • Рекрутмент, или подбор персонала, — одна из функций HR. Узнать о нём больше можно в статье о рекрутменте.
  • Чтобы удерживать сотрудников в компании, нужно мотивировать их и проводить онбординг. Прочитайте о мотивации персонала и об онбординге, чтобы узнать об этом больше.
  • Если вы хотите научиться управлять персоналом, приходите на курс Skillbox «HR-менеджер с нуля». Он подойдёт и чтобы стартовать в отрасли с нуля, и чтобы освоить другие направления HR и повысить квалификацию.

Больше материалов Skillbox Media для менеджеров и руководителей

Курс

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс
Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована