Управление
#статьи

Что такое аутстаффинг персонала и почему его можно сравнить с каршерингом

Спросили у директоров и руководителей, зачем они используют аутстаффинг и на какие должности нанимают сотрудников по этой модели.

Изображение: Kirill Makarov / Shutterstock

Аутстаффинг — модель найма персонала, когда сотрудники находятся за пределами штата. Эту модель используют, чтобы сэкономить время и деньги, нанять сотрудников на временные должности или быстро найти специалиста с редкими навыками. В этом материале рассказываем:

Что такое аутстаффинг

Аутстаффинг (от англ. outstaffing) — это «аренда» сотрудников. Компания, которой нужен персонал, заключает договор с аутстаффером. Тот нанимает сотрудников к себе в штат, но они выполняют задачи компании-заказчика.

Разберём на примере, как работает аутстаффинг. Предположим, IT-компания разрабатывает новое приложение. Штатные фронтенд-разработчики заняты в других проектах, поэтому компании нужен ещё один. Руководитель проекта обращается к аутстафферу, в штате которого есть разработчики, и выбирает подходящего специалиста.

Аутстаффинговая компания берёт на себя все формальности: платит зарплату и налоги за сотрудника, ведёт кадровый учёт, отчитывается перед государственными органами. IT-компания не занимается административными вопросами, но получает нового сотрудника и может поручать ему задачи и требовать нужного результата.

Аутстафферы в России — это частные агентства занятости, получившие аккредитацию Федеральной службы по труду и занятости. Компании без аккредитации не могут предоставлять сотрудников по модели аутстаффинга.

Аутстаффинг подходит, когда компании нужны сотрудники на время — например, чтобы провести исследование или проверить гипотезу, говорит директор по персоналу финтех-платформы ROWI Илья Зайцев. «Предположим, компания хочет запустить новый проект. Аутстаффинг поможет в сжатые сроки нанять специалистов и протестировать этот проект без значимых последствий для компании», — поясняет он.

Каких сотрудников можно «арендовать»: примеры аутстаффинга

С помощью аутстаффинга можно нанимать любых сотрудников — от курьеров до маркетологов, но чаще всего «арендуют» IT-специалистов. Чаще всего, по данным платформы SkillStaff за 2023 год, по модели аутстаффинга нанимают разработчиков и аналитиков.

Мы спросили руководителей и директоров компаний, каких специалистов нанимают они.

Директор по развитию компании RedPad Games AG Кристина Белякова нанимает SMM-специалистов, комьюнити-менеджеров, дизайнеров и таргетологов. «Обычно я пользовалась аутсорсингом, но однажды наткнулась на предложение аутстаффинга — и была впечатлена опытом команды. Цены оказались ниже, чем на аутсорсе у подрядчиков, и это выгоднее, чем наём в штат», — рассказывает она.

Кадр: мультипликационный фильм «Босс-молокосос» / DreamWorks Animation

Руководитель агентства NeuroBusiness VRTN Александра Веретено нанимает специалистов в сфере маркетинга. Она использует модель аутстаффинга для реализации краткосрочных проектов, когда брать сотрудников в штат нецелесообразно.

Директор по персоналу финтех-платформы ROWI Илья Зайцев говорит, что он по модели аутстаффинга часто нанимает разработчиков. Это нужно, чтобы расширить возможности компании в условиях, когда не получается найти подходящего специалиста в штат.

В чём плюсы аутстаффинга

Руководители и директора компаний говорят, что используют аутстаффинг, потому что он обходится дешевле, чем наём в штат, и позволяет быстро найти подходящего специалиста. Кроме того, аутстаффинг позволяет компании легко адаптироваться к изменениям.

Услуги специалистов стоят недорого, а дополнительная выгода в том, что не нужно тратить деньги на размещение вакансий, собеседования и тестирования, говорит директор по развитию компании RedPad Games AG Кристина Белякова. «Если бы я нанимала штатных сотрудников, то потратила бы в 2–2,5 раза больше денег. Если бы использовала подрядчика на аутсорсе — заплатила бы больше в 3–4 раза. Мне аутстаффинг выгоден ещё и потому, что не нужно тратить недели на поиск и формирование команды», — рассказывает она.

Аутстаффинг позволяет экономить на административных расходах: на уплате налогов и взносов, расходах на HR-процессы, считает руководитель агентства NeuroBusiness VRTN Александра Веретено. «Перекладывая юридические и административные вопросы на стороннюю компанию, заказчик может сосредоточиться на бизнесе. Ещё он получает доступ к квалифицированным специалистам, которые могут быть недоступны на локальном рынке труда», — говорит она.

С помощью аутстаффинга можно быстро найти сотрудника, говорит директор по персоналу финтех-платформы ROWI Илья Зайцев. Обычно у аутстаффинговых компаний есть своя база специалистов, готовых присоединиться к проекту.

Кадр: фильм «Kingsman: Секретная служба» / 20th Century Fox Film Corporation

Благодаря аутстаффингу бизнес может легко адаптироваться к изменениям, объясняет руководитель агентства NeuroBusiness VRTN Александра Веретено. Бывает, что нужны специализированные навыки, которых нет ни у кого в команде, — тогда выручает аутстаффинг. Ещё эта модель найма позволяет не тратить лишние деньги на оплату труда сотрудников в случае нестабильного или сезонного спроса на услуги или товары.

У аутстаффинга есть и минусы. Директор по персоналу финтех-платформы ROWI Илья Зайцев считает, что компании сложнее управлять рабочим процессом сотрудника, нанятого по модели аутстаффинга. Также он может в любой момент покинуть проект без объяснения причины, и компании снова придётся искать специалиста.

Чем различаются аутстаффинг и аутсорсинг

Аутсорсинг и аутстаффинг — похожие модели найма, но между ними есть различия. Директор по развитию Holyweb.ru Глеб Корсунов сравнивает аутсорсинг с такси, а аутстаффинг — с каршерингом. Разницу он описывает так.

При модели аутсорсинга компания-заказчик не управляет процессами — её «довозят» до указанного места, как при вызове такси. Заказчик не выбирает, кто будет работать над проектом, — команду формирует подрядчик. Заказчик общается не с командой, а с менеджером подрядчика и оценивает только результат. Подрядчик берёт на себя полную ответственность за работу.

При модели аутстаффинга компания-заказчик управляет процессами, как автомобилем, взятым в прокат, — то есть решает, куда и с какой скоростью ехать. Заказчик выбирает, кто будет работать над проектом: изучает резюме специалистов и может проводить собеседования. Заказчик общается с командой напрямую и контролирует рабочие процессы. Подрядчик — аутстаффер — берёт на себя HR-функции, то есть решает все административные вопросы.

В Skillbox Media есть статья об аутсорсинге. Рассказали в ней, в чём плюсы и минусы аутсорсинга и в каких случаях стоит выбрать его.

Главное об аутстаффинге в 3 пунктах

  • Аутстаффинг — «аренда» сотрудников. Специалист работает на компанию-заказчика, но всеми административными вопросами занимается компания-аутстаффер — сотрудник числится в её штате.
  • «Арендовать» можно любых сотрудников. Чаще всего по модели аутстаффинга нанимают IT-специалистов — разработчиков и аналитиков.
  • Преимущество аутстаффинга в том, что он обходится дешевле аутсорсинга и найма в штат. Кроме того, он позволяет быстро находить сотрудников и легко адаптироваться к изменениям.

Больше материалов Skillbox Media про наём сотрудников и управление ими

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована