«Битрикс24»: большой обзор функций для тех, кто выбирает CRM или автоматизирует бизнес
Рассказываем, как автоматизировать работу с клиентами, управлять запасами товара, оценивать результаты сотрудников и делать многое другое.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Обычно, когда говорят о «Битрикс24», имеют в виду CRM-систему. На самом деле «Битрикс24» — сервис для управления бизнес-процессами. Кроме CRM, в нём много функций, которые позволяют управлять продажами, менеджерами, контролировать процессы, анализировать данные и многое другое.
Рассказываем, для чего нужен «Битрикс24» и что входит в раздел CRM. Наш обзор поможет понять, подходит ли сервис вашему бизнесу.
Эту статью помог подготовить сооснователь компании — интегратора CRM AlarmaPro Александр Кирсанов. Также мы спросили других предпринимателей, почему они пользуются «Битрикс24».
Знает всё о «Битрикс24»
Александр Кирсанов
Предприниматель, сооснователь компании — интегратора CRM, сертифицированного партнёра amoCRM и «Битрикс24» — AlarmaPro.
- Что такое «Битрикс24»
- Какие функции есть в «Битрикс24»
- Как управлять продажами с помощью «Сделок»
- Как работать с товарами и остатками
- Как найти и понять своего клиента
- Как быстро готовить документы и счета
- Как оценить эффективность продаж и работу сотрудников
- Что говорят пользователи: плюсы «Битрикс24»
- Что говорят пользователи: минусы «Битрикс24»
Что такое «Битрикс24»
«Битрикс24» — сервис, который предоставляет набор инструментов для организации работы бизнеса. Работает в браузере, мобильном приложении и десктопной версии на Microsoft и macOS. Сервис создан в 2012 году российской компанией «Битрикс» предпринимателя Сергея Рыжикова.
С помощью «Битрикс24» можно вести задачи и проекты, проводить видеоконференции, контролировать продажи, создавать интернет-магазины и сайты в конструкторе, вести складской учёт, отслеживать показатели сайта и многое другое.
Сервисом пользуются как маленькие команды из 2–3 человек, так и крупные компании с большим штатом: интернет-магазины, диджитал-агентства, сетевые магазины, операторы сотовой связи и другие.
В «Битрикс24» три тарифа: базовый — 2490 рублей в месяц, стандартный — 6990 рублей в месяц и профессиональный — 13 990 рублей в месяц. Есть ещё специальный тариф «Энтерпрайз» за 33 990 рублей в месяц — он подходит крупным компаниям с большим штатом и числом клиентов.
Иногда «Битрикс24» проводит акции, и новые клиенты могут подключить выбранный тариф со скидкой. Например, в октябре 2023 года скидка для новых клиентов составляла 20%.
Стоимость зависит от лимита: чем дороже тариф, тем больше пользователей можно подключить. Также тарифы различаются количеством функций.
Есть демоверсия, которая позволяет пользоваться всеми функциями тарифа «Профессиональный» 15 дней.
Для регистрации в сервисе достаточно ввести свой email. Система сгенерирует индивидуальную ссылку для входа в систему. Затем откроется доступ к личному кабинету.
Читайте также:
- «Управление продажами» — внедрять CRM-системы и оптимизировать работу менеджеров, чтобы зарабатывать даже в кризис.
- «Профессия BI-аналитик» — собирать и анализировать данные и принимать решения на основе статистики.
Какие функции есть в «Битрикс24»
«Битрикс24» позволяет объединить различные бизнес-процессы в одном рабочем пространстве. Управлять компанией, персоналом и продажами можно прямо из личного кабинета — в нём собраны все инструменты, которые могут потребоваться для работы.
Коммуникация с сотрудниками. В раздел входят сервисы, которые помогают взаимодействовать с сотрудниками, — например, корпоративные мессенджеры, сервисы для звонков, почтовые сервисы. Сотрудники могут общаться в чате между собой, хранить документы на облачном диске и обмениваться ими с коллегами.
Каждый сотрудник может настроить своё рабочее пространство так, как удобно ему, — например, отображать его в виде канбан-доски. Есть календарь, в котором можно планировать рабочий график и выделять слоты под определённые задачи, и другие полезные функции.
Все инструменты для коммуникации находятся в разделе «Совместная работа».
Постановка задач и контроль. Можно ставить задачи отдельным сотрудникам или сразу отделу. Если в работе несколько проектов, то можно сформировать группы сотрудников для каждого проекта и ставить задачи конкретной группе — так будет легче отслеживать результаты работы над проектами.
Каждому сотруднику можно дать свой уровень доступа к задачам проекта. Например, менеджеру, который отвечает за итог проекта, можно установить статус «Ответственный». Он получит полный доступ к результатам работы команды, сможет вносить изменения в проект, ставить новые задачи подчинённым, получать дополнительную информацию.
Дизайнеру, который будет готовить баннеры для проекта, можно установить статус «Исполнитель», и он получит доступ только к той части проекта, которая необходима ему для работы. А клиенту, который хочет видеть, как идёт работа над его проектом, будет достаточно статуса «Наблюдатель»: он сможет отслеживать этапы работы, оставлять комментарии, но не сможет вносить изменения в задачу и вмешиваться во внутреннюю работу.
Ещё можно делать проекты открытыми или закрытыми. Открытые видны всем сотрудникам, любой может вступить в них, а к закрытым можно присоединиться только по приглашению.
Изменения в проектах корректируются в реальном времени, поэтому руководителю проще контролировать работу сотрудников и оценивать результаты.
Все проекты и задачи, над которыми работает компания, собраны в разделе «Задачи и проекты».
Работа со складами. В «Битрикс24» можно работать со всеми складами одновременно: готовить документы, отмечать поступление товара, отгрузку, брак, обнаруживать потери, делать списание и прочее.
Все инструменты для работы со складами находятся в разделе «Складской учёт». В нём есть подразделы «Приход», «Реализация», «Перемещение» и «Списание» — можно быстро найти данные о товарах в любой категории. Например, в разделе «Реализация» находятся записи о продажах товаров — описание товара, цена, дата продажи и информация о покупателе. Эта информация позволяет кладовщику правильно оформить доставку.
Рассылки и реклама. В «Битрикс24» можно запустить рассылку или рекламную кампанию, создать задание для менеджеров и собрать контакты клиентов для показа рекламы.
С помощью сервиса можно проводить рассылки в email, соцсетях и по СМС, совершать звонки. Есть готовые шаблоны для email- и СМС-рассылок — они пригодятся, если нет времени создавать собственные. Рассылки можно настроить и отправлять разным сегментам аудитории, чтобы увеличить вовлечённость и привлечь больше клиентов.
Доступны отчёты, позволяющие отслеживать эффективность писем.
Тут же можно настроить доступ к разделам для сотрудников. Например, менеджер может создавать рассылки, настраивать рекламную кампанию, просматривать информацию о клиентах и изменять шаблоны, а исполнитель — только создавать рассылки.
Инструменты для работы с клиентами и рекламой находятся в разделе «Маркетинг».
Создание и запуск сайта или магазина. Если нужен сайт или интернет-магазин, его можно быстро создать по шаблону или с помощью конструктора. При этом дополнительная адаптация не потребуется: конструктор уже адаптирован к разрешению мобильных телефонов и планшетов на ОС iOS и Android.
На сайте уже будет встроенный онлайн-чат, форма заявки и виджет обратного звонка. Другие инструменты — например, кнопки соцсетей или внешнюю аналитику в «Яндекс Метрике» или Google Analytics — нужно будет подключать самостоятельно.
«Битрикс24» предлагает более тысячи готовых шаблонов для разных типов ресурсов — например, новостного сайта, строительного магазина или сайта услуг ветеринара.
Инструменты для создания сайта и управления им находятся в разделе «Сайты и магазины» в боковом меню личного кабинета.
Работа с клиентами и партнёрами. «Битрикс24» позволяет вести «досье» каждого клиента или партнёра и сохранять данные всех его заказов. Основная информация о клиенте — название компании, адрес, контакты, сделки — собирается в карточке. Можно добавлять комментарии — они помогают быстро идентифицировать клиента впоследствии. Например: «Заказывает оптом раз в полгода, постоянно задерживает плату на месяц».
Важная функция: можно проследить путь заказчика — данные о взаимодействии клиента с компанией автоматически подтягиваются из системы сквозной аналитики и отображаются в карточке клиента.
Вся информация о клиентах и партнёрах собирается и хранится в разделе «Компании».
Автоматизация бизнес-процессов и рутины. В «Битрикс24» можно автоматизировать многие бизнес-задачи и повторяющиеся рутинные задачи. Например, настроить автоматическое выставление счёта клиенту после изменения статуса задачи на «Выполнено».
Есть готовые шаблоны, в которых уже прописаны цепочки действий. Например, при оплате документа автоматически изменить статус сделки на «Оплачено».
Нужно выбрать нужный шаблон и установить действие, после которого этот процесс будет запускаться. Например, при входящем звонке у сотрудника будет автоматически открываться новая карточка клиента, и ему не придётся тратить время на поиск.
В «Битрикс24» много разных инструментов — описать все в одной статье не получится. Мы рассмотрим подробнее основные инструменты, которые относятся к управлению продажами: «Сделки», «Товары и склады», «Клиенты», «Продажи» и «Аналитика».
Как управлять продажами с помощью инструмента «Сделки»
«Сделки» — раздел для управления продажами. В нём можно посмотреть дату, когда поступила заявка, информацию о клиенте, сумму сделки, счёт на оплату. Также можно отследить, для какой сделки нужно подготовить документы или выставить счёт, а для какой — созвониться с клиентом, чтобы напомнить о платеже.
Просматривать сделки можно в виде канбан-доски или в виде списка. Канбан-доска удобна, когда нужно быстро просмотреть и оценить ситуацию с продажами, список — когда нужно найти информацию, например, о сделках определённого сотрудника или о заказах компании.
Процесс продажи можно автоматизировать. Например, настроить автоматическую отправку напоминания о платеже клиенту или отправлять сотрудникам напоминания о незакрытых сделках.
Чтобы сделки автоматически попадали в CRM из внешних источников, нужно настроить интеграцию — с почтой, Telegram, онлайн-чатами, Viber и программами для звонков. Также можно настроить импорт из Excel, «Google Таблиц» и так далее.
Чтобы создать новую заявку, нужно нажать кнопку «Создать» и заполнить форму — указать название сделки, её статус, сумму, дату завершения и контакты покупателя.
Как работать с товарами и остатками на складах в «Битрикс24»
В «Битрикс24» есть отдельный раздел «Товары и склады», в котором собирается вся информация о движении товаров. Здесь можно посмотреть количество товаров на складе, характеристики продукции, дату поступления, информацию о поставщиках и клиентах. Раздел разделён на два подраздела — «Каталог товаров» и «Складской учёт».
Раздел «Каталог товаров» помогает менеджерам отследить, достаточно товара или он заканчивается, у каких товаров есть излишки. Ещё по этим данным можно оценить востребованность товара — то, на какие позиции есть спрос.
Во вкладке складского учёта можно проводить основные складские операции: приход, оприходование, перемещение между складами, инвентаризацию, списание, реализацию. Также в «Битрикс24» можно оформлять складские документы и ставить печать прямо в программе.
Чтобы создать товарную позицию, нужно нажать кнопку «Создать» и внести в форму данные товара: характеристики, стоимость, количество на складе. Также можно добавить фотографию товара и штрихкод.
Как найти и понять своего клиента с помощью «Битрикс24»
В разделе «Клиенты» находится информация о клиентах и поставщиках. Контакты физлиц собраны во вкладке «Контакты», юрлиц — во вкладке «Компании». Раздел позволяет держать всю информацию о клиентах в одном месте.
В карточке клиента содержится информация о нём: имя, номер телефона и мессенджеров, комментарий о клиенте, задачи, счета. В карточке компании, помимо основных данных, есть информация о годовом обороте организации и о том, сколько заключено сделок с этой компанией и на какую сумму.
Карточки можно и нужно постоянно дополнять — это поможет составить портрет потенциального покупателя, проанализировать его желания и потребности, разработать индивидуальную программу лояльности. Также на основе собранных данных можно понять, как общаться с целевой аудиторией и какие выгодные предложения можно делать.
Как быстро готовить документы и счета
В CRM «Битрикс24» есть функция форматирования всех документов — например, счетов или коммерческих предложений — по шаблону. Шаблоны находятся в разделе CRM «Продажи».
Счета формируются CRM по шаблону, а поля с реквизитами заполняются автоматически. Счёт можно распечатать или отправить по электронной почте в формате PDF или DOCX.
Составить коммерческое предложение можно парой кликов: все данные о компании и товарах подгружаются из CRM. Также можно настроить напоминания для клиентов. Например, если клиент долго не отвечает, ему придёт уведомление с напоминанием, а у менеджера в личном кабинете «Битрикс24» появится задача связаться с клиентом.
Как определить эффективность продаж и оценить работу сотрудников
В CRM «Битрикс24» можно следить за воронкой продаж, контролировать работу менеджеров, оценивать эффективность рекламных кампаний и прогнозировать доход. Для этого есть специальный раздел «Аналитика».
Информация в разделе отображается в виде диаграмм и графиков. Данные отчётов можно отфильтровать по любым полям. Например, составить отчёты отдельно для заказов с доставкой и без.
В разделе есть всё, что может понадобиться для анализа работы бизнеса: учёт продаж, оценка эффективности работы менеджеров, информация о взаимодействии с клиентами, отчёты, складской учёт, статистика звонков и диалогов. Здесь же находится сквозная аналитика и собираются данные о работе интернет-магазина. Можно кликнуть на любое значение, и «Битрикс24» откроет список соответствующих элементов. Например, при клике на «активные лиды» откроется список контактов, а при клике на сумму — список заказов, из которых сложилась эта сумма.
Продажи. Здесь можно посмотреть воронку продаж, план продаж, динамику и сравнить данные по периодам. Например, сравнить оборот в январе прошлого года с оборотом в январе текущего.
Ещё во вкладке «Продажи» можно увидеть конверсию в продажи и показатели работы менеджеров. Например, сколько запланировано сделок, сколько обрабатывается сейчас и сколько закрыто.
Сравнивать данные можно за последние 30 дней, текущий месяц и предыдущий месяц.
Эффективность менеджеров. Здесь можно посмотреть данные о работе всех сотрудников и средние показатели каждого. Например, сколько сотрудник принял заявок, как долго их обрабатывает и какое количество клиентов стали покупателями.
Клиенты. Здесь отображается информация о клиентах и их финансовом рейтинге — сколько товаров покупает клиент и как часто. Это помогает определить ценность клиента — узнать, сколько прибыли он приносит компании в сравнении с другими клиентами.
Сквозная аналитика. По данным на этой вкладке можно понять, окупается ли реклама: сколько было потрачено и на какую сумму благодаря этому продали товаров. Также можно увидеть, как трафик влияет на продажи: посмотреть, сколько людей зашли на сайт по рекламным объявлениям и сколько из них купили товар.
Отчёты. Вкладка с визуализацией общих данных о менеджерах и продажах. Отчёты отображены в виде презентаций, скачать их нельзя. Можно формировать отчёт по текущему месяцу или кварталу.
В «Битрикс24» можно создавать отчёты по шаблону. Но шаблонов мало, и они малоинформативны. Перечень настроек ограничен, поэтому, даже если создать свой отчёт, он будет практически таким же, как шаблоны. Внедрить более серьёзную систему настройки отчётов в «Битрикс24» нельзя.
Складской учёт. Здесь отображается информация о движении товара на складах. Также в этот раздел можно загрузить данные о складах партнёров — например, Wildberries, Ozon, «СберМаркет», AliExpress.
Если в системе присвоить маркетплейсу статус отдельного склада, то можно из личного кабинета «Битрикс24» следить за остатками и перемещать товары туда, куда нужно. Это удобно: не приходится открывать несколько личных кабинетов в разных маркетплейсах и сравнивать цифры.
Прямо во время разговора с заказчиком можно быстро находить товар по описанию и оформлять сделку. Например, клиент хочет «жёлтую вазу в цветочек». По этому определению поиск быстро найдёт, на каком складе есть такой товар и в каком количестве. Не прерывая разговора, можно создать новую сделку и быстро оформить заказ.
Что нравится пользователям в «Битрикс24»
Мы опросили пользователей «Битрикс24» и выяснили, чем удобен сервис. Среди плюсов пользователи выделили гибкость, универсальность и большой выбор интеграторов.
Гибкость. В «Битрикс24» много готовых решений: шаблоны документов, сайтов, сделок, цепочек продаж. Если чего-то не хватает, можно интегрировать нужные решения. «Битрикс24» легко адаптировать под любые задачи бизнеса.
«Платформа содержит готовые решения и модули, которые можно интегрировать в проект. Это позволяет создавать сайты, блоги, форумы, галереи изображений с различной функциональностью. Плюс и в том, что „Битрикс“ поддерживает разработку собственных модулей и компонентов, благодаря этому его можно дорабатывать под конкретный запрос бизнеса».
Наталья Есипенко
директор ООО «Правильная новостройка»
Универсальность. «Битрикс24» — сервис для управления продажами и бизнес-процессами. Он удовлетворяет множество запросов бизнеса — от коммуникации с клиентами до ведения документооборота и анализа данных.
«С одной стороны, „Битрикс“ универсален: в нём можно отслеживать все процессы компании и управлять ими. С другой — ровно по этой же причине он довольно сложен и тяжёл. Спустя полтора года работы с „Битрикс24“ могу сказать, что мы ведём в нём абсолютно всё: продажи, управление проектами, общение с клиентами, интегрировали бухгалтерию и даже финпланирование».
Максим Фёдоров
бренд-продюсер, сооснователь агентства ENDY
Большой выбор интеграторов. «Битрикс24» — один из самых популярных сервисов в России, поэтому у него много сертифицированных интеграторов. Список интеграторов «Битрикс24» можно выбрать на сайте сервиса.
«Широкий круг интеграторов с официальным рейтингом прямо на официальном сайте — выбирайте компанию для внедрения и сопровождения из огромного списка на ваш вкус и прайс. Вам не придётся искать „хоть кого-то“, когда ваши разработчики не справятся и вы задумаетесь о смене подрядчика. Список насчитывает сотни проверенных компаний. Ни одна другая CRM-система не сможет этим похвастаться. Для потребителей это подтверждение не только качества, но и безопасности бизнеса».
Роман Саркисов
CEO веб-интегратора StepUp
Что не нравится пользователям в «Битрикс24»
Опрос пользователей показал, что в «Битрикс24» есть и свои минусы: сложности в настройке сервиса, долгое ожидание ответов техподдержки и баги.
Сложно настраивать. «Битрикс24» — сервис с множеством функций. Поэтому новым пользователям сложно разобраться во всех его возможностях. К тому же инструкции не всегда обновляют вовремя.
«В аналитике построить нужный отчёт без помощи специалистов или долгого чтения мануалов не получится. Из-за ряда обновлений инструкции не совпадают с фактическим положением дел: функция отдаёт другие ответы, методы не срабатывают, переменные давно носят другие имена и используют другие диапазоны. Сотрудников придётся долго обучать».
Роман Саркисов
CEO веб-интегратора StepUp
Сбои в работе системы. Иногда в «Битрикс24» бывают неполадки. Например, из-за перегруженности серверов что-то не работает. Как правило, неполадки быстро устраняют.
«Встречаются и баги. Например, зависание в мобильной версии, сброс авторизации в десктопной версии. Если устранить эти недостатки, „Битрикс“ укрепит статус ведущего инструмента для управления задачами и процессами».
Илья Башилов
руководитель направления фронтенд-разработки в IT-компании SimbirSoft
Техподдержка отвечает долго. В «Яндекс Картах» можно встретить отзывы о долгом ожидании ответа от техподдержки. Некоторым приходится ждать 4–12 часов.
«Официальная техподдержка как бы есть, но её как бы нет. Иногда ответа специалиста техподдержки приходится ждать неделю. Притом что мы сертифицированный партнёр и изначально формулируем запрос как опытные внедренцы, приходим далеко не с проблемами уровня „перезагрузите сервер“».
Роман Саркисов
CEO веб-интегратора StepUp
Главное о «Битрикс24» в 3 пунктах
- «Битрикс24» — это сервис, который предоставляет полезные инструменты для ведения бизнеса. В нём можно работать в онлайн-режиме — на десктопе или в мобильном приложении.
- «Битрикс24» подойдёт как командам из нескольких человек, так и крупным компаниям с большим штатом.
- С помощью «Битрикс24» можно управлять продажами, анализировать воронку продаж, контролировать сотрудников, вести складской учёт, формировать счета и так далее.
Как узнать больше о продажах и CRM
- Если хотите подобрать CRM-систему, прочитайте обзор CRM-систем. Рассказали, какие бывают CRM-системы, чем они различаются и какую лучше выбрать для анализа продаж.
- Если интересуетесь темой, прочитайте также материал об ERP — программном комплексе для управления компанией. Такая система хранит и связывает между собой данные о продажах, бухгалтерии, производстве, складе, закупках, управление персоналом и проектами. Из статьи вы узнаете, чем ERP отличается от CRM и когда следует выбрать ERP, а когда — CRM.
- Также в Skillbox Media есть материал о менеджерах по продажам. Прочитайте его, чтобы понять, какие менеджеры нужны вашему бизнесу.
- Если хотите глубже погрузиться в анализ продаж, обратите внимание на курс Skillbox «Профессия BI-аналитик». На нём учат собирать, структурировать, анализировать данные и принимать на их основе взвешенные решения.
- Также вас может заинтересовать курс Skillbox «Управление продажами». На нём учат внедрять CRM-системы, составлять стратегии продаж и оптимизировать работу сотрудников, чтобы зарабатывать даже в кризис.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется продажами
- СПИН-продажи: рассказываем о методике продаж сложных и дорогих продуктов
- Пресейл, или предпродажа: как эта техника помогает убеждать клиентов и продавать больше
- Upsell, cross-sell, downsell: как зарабатывать больше, не привлекая новых клиентов
- В чём помогает план продаж и как составить его самостоятельно, если вы никогда этого не делали
- Как работают автоворонки продаж, в каких каналах их запускают и как создать свою