Кино Музыка
#статьи

5+ главных способов зарабатывать на музыке в России

Разбираемся, сколько можно зарабатывать на стримингах, концертах, продаже битов и музыке для кино.

Оля Ежак для Skillbox Media

Вместе с продюсерами и музыкантами разбираем основные способы заработка на музыке, их плюсы и минусы:


Стриминги

Сервисы стриминга платят артистам за прослушивания. Иностранные дают за одно прослушивание в несколько раз больше, чем российские, поэтому приносят музыкантам больше денег, хотя россияне чаще слушают музыку в российских сервисах.

В России самыми популярными стриминг-сервисами стали «Яндекс.Музыка», объединение, в которое входят «ВКонтакте», «Одноклассники» и Boom, новым серьёзным игроком стал «СберЗвук».

Из иностранных сервисов в топе Spotify (кстати, они назвали запуск в России самым успешным выходом компании на новый рынок), Apple Music, YouTube Music, Deezer, а теперь и TikTok.

Сколько можно заработать?

Конкретной цены за прослушивание нет. Она меняется и зависит от количества подписчиков в сервисе, страны и формата прослушивания. Стриминги собирают в общий котёл деньги от подписок, забирают свою долю, а остальное делят между музыкантами в зависимости от того, сколько у кого прослушиваний.

Бизнесмен и рэпер Сергей Садков посчитал примерную стоимость одного прослушивания на 2020 год:

  • «ВКонтакте» — 1 копейка за прослушивание;
  • «Яндекс.Музыка» — 6 копеек;
  • Boom — 8 копеек;
  • Apple Music и Spotify — в среднем 21 копейка;
  • YouTube Music — 28 копеек.

Рэпер Моргенштерн за первые 2,5 месяца после выпуска альбома «Легендарная пыль» заработал 12,5 млн рублей — альбом послушали 500 млн раз.

Но и менее популярным музыкантам стриминги приносят неплохой доход. В 2018 году музыкант Вячеслав Сандаков с другом запустили проект Max Vertigo & PilGrim N.C.K. — песни в жанре кальянного рэпа. Выпустив несколько треков, исполнители попали на лейбл Warner Music Russia, который помог продвинуть музыку. За три года на двоих они получили от стримингов около 1 млн рублей. При этом доход они делили пополам с лейблом.

Вячеслав Сандаков

музыкант


Фото: страница Вячеслава Сандакова во «ВКонтакте»

«Рынок популярной музыки очень конкурентный. Но и аудитория, лояльная к таким жанрам, огромная! Шанс, что при небольшом продвижении ваш трек найдёт слушателя, приличный».

«ИМИ.Журнал» приводит такой пример: неназванный музыкант, который собирает около тысячи зрителей в Москве и регулярно гастролирует, в 2015 году зарабатывал со всех цифровых платформ 80 тысяч рублей в год. Сейчас примерно такую же сумму он получает каждый месяц со стримов.

Александр Ионов

основатель клуба «Ионотека» и продюсер певицы Гречки


Фото: страница Александра Ионова во «ВКонтакте»

«Заработок зависит от артиста. У какой-то группы 25 тысяч рублей в квартал. Звезда может заработать и полмиллиона — Гречка, например. А ноунейм — 600 рублей в квартал».

Музыкальный журналист и бывший директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm в России Глеб Лисичкин тоже говорит, что заработки у всех разные. По его наблюдениям, пару лет назад часто работала формула: клубный артист, собирающий на концерте до 500 человек, зарабатывал на одном сольнике столько, сколько на стримингах за год.

Сейчас ситуация изменилась: пандемия разрушила концертную индустрию. У новых музыкантов цифры стримов растут. Но кто из них после пандемии сможет зарабатывать сценой — пока непонятно.

Глеб Лисичкин

музыкальный журналист и бывший директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm в России


Фото: страница Глеба Лисичкина на Фейсбук*

«Стриминг как сегмент рынка растёт где-то на 20% в год. В целом это молодёжная история, а молодёжь — самый активный потребитель музыки. Приятный тренд в том, что в стриминг и видеосервисы пошла и аудитория телевизора. От этого доходы музыкантов растут».

В Spotify и YouTube Music самые удобные инструменты управления своей страницей. Если научиться с ними работать, это может дать большой рост стримов. Но я не думаю, что чистый стриминг может прокормить музыканта. Это отличный заработок и важное средство продвижения».

TikTok тоже выглядит отличной площадкой для продвижения музыки, особенно для начинающих артистов. Основатель продюсерского центра «ПЦ» Рустем Богданов рассказал Forbes, что авторы соцсети могут подхватить контент и сделать артиста звездой в срок от 3 до 10 дней. По данным Forbes, Рахим Абрамов, под чью песню Fendi люди записали более 3 млн роликов, заработал в 2020 году 1 млн рублей.

Читаете эту статью, потому что хотели бы зарабатывать на музыке? Присмотритесь к курсам Skillbox «Создание электронной музыки», «Музыкальный продюсер», «Музыкальный менеджер», «Сонграйтер» и «Битмейкинг».

Как отправить музыку на стриминги?

На стриминги, с которых можно получать доход, нельзя загрузить музыку напрямую (самостоятельно можно выложить песни только во «ВКонтакте» и SoundCloud, но монетизироваться они не будут).

Чтобы зарабатывать на стримингах, придётся прибегнуть к услугам дистрибьюторов. Выбирать дистрибьютора нужно внимательно. Некоторые платформы так себя называют, но у них нет договора со стримингами, они просто посредники. Лучше выбирать компании, которые работают с площадками напрямую. Вот список дистрибьюторов, которые работают с Apple Music, а вот — список Spotify.

Дистрибьюторов очень много. Одни берут комиссию с вашего дохода от стримов, другие — фиксированную сумму за релиз трека или альбома. Есть сервисы с бесплатным тарифом, но с разными ограничениями — например, по количеству релизов в год. Ещё у бесплатных тарифов часто хромает техническая поддержка.

А ещё бывают подводные камни, о которых лучше узнать заранее: например, Freshtunes берёт право пользоваться вашим материалом в своих плейлистах и роликах на YouTube. А Amuse не работает с российскими стримингами.

Фото: Cameron Stephen Prins / Shutterstock

Самые известные дистрибьюторы с техподдержкой на русском: ONErpm, Tunecore, НЦА, Label Worx. Готовится к запуску в России Symphonic Distribution.

Чтобы отправить музыку в стриминги, нужно зарегистрироваться на сайте дистрибьютора, загрузить треки и информацию о себе и треке. Какое-то время займёт модерация. У некоторых дистрибьюторов требования помягче, другие могут придраться к качеству звука или обложки.

Для загрузки песни на площадку понадобятся:

  • WAV-файлы треков;
  • авторская обложка, соответствующая техническим требованиям дистрибьютора;
  • тексты песен;
  • общая информация об авторстве текстов и музыки.

Загружайте треки за две-три недели до релиза — чтобы у дистрибьюторов было время отправить рекомендации редакторам стримингов.

Что ещё важно: многие дистрибьюторы оказывают артистам маркетинговые услуги. Само собой, платные. Происходит это так: вы заполняете анкету, дистрибьютор смотрит ваши показатели (например, количество подписчиков в соцсетях), оценивает потенциал и предлагает список услуг. Это может быть дизайн обложки, продвижение в соцсетях, какая-то необычная промокампания или что-то ещё. Здесь есть простор для творчества: задача менеджеров — вместе с вами составить стратегию продвижения и заработать. При этом, как и лейблы, дистрибьютор может вложить свои деньги в ваше продвижение.

Кроме дистрибьюторов размещением музыки на стримингах занимаются и крупные лейблы: Universal, Sony, Warner. Маленькие лейблы сами пользуются услугами дистрибьюторов.

Основное отличие между лейблами и дистрибьюторами:

  • лейблы отбирают перспективных музыкантов, вкладывают деньги в маркетинг и иногда забирают себе права на музыку и сценическое имя артиста;
  • дистрибьюторы делают практически то же самое: загружают музыку на платформы, оказывают маркетинговые услуги, но все права на музыку оставляют артистам.

Как быть успешным в стриме?

Конкуренция огромная: например, на Spotify загружается 40 тысяч треков каждую неделю. Набрать прослушивания можно, попав в плейлисты, которые составляют редакторы стримингов. Треки они выбирают сами, но дистрибьюторы и лейблы присылают свои рекомендации.

Однако, по словам Глеба Лисичкина, попасть в плейлисты — ещё не главное. Они обновляются каждую пятницу, трек повисит там неделю, и всё.

Самая важная вещь, которую многие музыканты не признают, — чтобы зарабатывать в стриминге, артист должен постоянно возвращать аудиторию к своему контенту и создавать новый. Поэтому сейчас многие так часто выпускают новый материал. Отчасти это вызвано ещё и алгоритмами платформ, прежде всего Spotify и YouTube, — если не обновляешь свою страницу, тебя считают «мёртвым».

Глеб Лисичкин

музыкальный журналист и бывший директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm в России


Фото: страница Глеба Лисичкина на Фейсбук*

«Придумайте план действий, который донесёт вашу музыку до людей. В индустрии это называется „маркетинговые драйверы“. Ответьте на вопрос: „Что я буду делать, чтобы о треке узнали слушатели и редакции стримингов, которые могут поставить его в подходящие плейлисты?“ Условно: „Потрачу 50 тысяч на рекламу в инсте, сделаю таргет в Spotify (аудиореклама между треками), сагитирую инфлюенсеров, чтобы поддержали, сделаю крутой пиар-ход, например нарисую граффити с обложкой альбома на Красной площади, и прочее“.

Так вы привлечёте внимание редакторов плейлистов. Но самое главное: это поможет в целом нарастить аудиторию вашего проекта. Многие музыканты не попадают в плейлисты, при этом они нормально живут, дают концерты, у них куча фолловеров на том же Spotify и так далее. Всё зависит от аудитории и от того, понимает ли её артист.

Должны быть стриминги, концерты, реклама, мерч. Как только эта машина работает со всех сторон — у тебя начинается бизнес».

Напоследок — чудо!

20 августа песня Wake Up самарской группы Cheese People, пережившей пик славы ещё в 2008 году, оказалась на первом месте в американском чарте Viral 50 Spotify. Это алгоритмический чарт, куда попадают треки, которые быстро набирают популярность в сервисе. Песня на английском языке попала и в 16 других чартов, включая глобальный Viral 50 и Viral 50 многих стран. Spotify заметил песню, потому что она завирусилась в TikTok. Почему это случилось именно сейчас, спустя столько лет после релиза, — загадка.

Трек уже набрал больше 10 млн прослушиваний, принёс группе новых подписчиков и, видимо, хорошие деньги. Теперь группа раздаёт интервью и радуется, что годы трудов дали результат таким волшебным образом. А вишенкой на торте стало приглашение в «Вечерний Ургант».

Резюме:

Стриминги могут приносить достойный доход даже не самому звёздному артисту. Но для этого нужна комплексная работа. А там уже и фортуна может улыбнуться.

  • Выберите хорошего дистрибьютора.
  • Выкладывайте треки за 2–3 недели до релиза.
  • Выпускайте новый материал чаще.
  • Разберитесь, как работают соцсети, и продвигайте своё творчество через них.
  • Рекламируйте новые треки и альбомы. Если нет собственных ресурсов или лень разбираться, заключайте соглашение о маркетинге с дистрибьютором.

Живые выступления

Концерты

Многие будущие звёзды начинали с выступлений в небольших клубах. Основатель культового питерского клуба «Ионотека» и продюсер многих андеграундных музыкантов Александр Ионов говорит, что большинство клубов забирают 20–30% от продажи билетов.

Если вы сотрудничаете с организатором концертов, он дополнительно возьмёт от 10% и выше. А ещё может отдельно вычесть деньги за рекламу. Получается, при цене билета в 500 рублей и сотне зрителей музыканты получат на руки в лучшем случае 30 000 рублей.

Это не значит, что андеграундные музыканты обречены всю жизнь выступать за небольшие деньги, — они тоже могут стать звёздами. В 2018 году певица Гречка за полгода прошла путь от первого концерта в «Ионотеке» до выступления в «Вечернем Урганте».

Фото: официальная страница Гречки во «ВКонтакте»

Александр Ионов

основатель клуба «Ионотека» и продюсер певицы Гречки


Фото: страница Александра Ионова во «ВКонтакте»

«Лучшие плоды дают треки, которые становятся вирусными. А это купить невозможно. Слепая вера в рекламу — самое глупое, что есть. Реклама — это помощник, но не панацея. В Гречку не было вложено ни копейки».

Музыкальный промоутер и создатель лейбла Lineup Music Зоя Скобельцына советует начинающим музыкантам выступать как можно чаще. Если нужно, организовывать концерты самостоятельно.

Зоя Скобельцына

музыкальный промоутер, создатель лейбла Lineup Music


Фото: страница Зои Скобельцыной во «ВКонтакте»

«Здесь важна регулярность. У всех великих музыкантов когда-то были и первый, и десятый концерт, на которых было мало людей. Но это привлечение аудитории, которое потом конвертируется и в стриминги, и в социальные сети».

Артисты, которые уже собирают публику, обычно работают за фиксированный гонорар. Здесь все риски на себя берут организаторы. К тому же музыкантов из Москвы и Питера, которые регулярно попадают в столичные лайн-апы, начинают приглашать региональные промоутеры.

Чтобы общаться с арт-директорами клубов, начинающему музыканту нужно собрать промопакет — что-то вроде портфолио. Он состоит из пресс-релиза с рассказом о группе, райдера, фотографий с выступлений или хотя бы с репетиций, лайв-видео и записей песен. Дальше нужно выбрать клуб и отправить арт-директору предложение.

Ивенты

Корпоративы, свадьбы и праздники — отдельный большой рынок. Не все готовы выложить 11,5 млн рублей за выступление Сергея Шнурова. Поэтому место в нише найдётся многим, но и конкуренция большая.

Как правило, гонорары за выступления в 2–3 раза выше, чем за кассовые концерты. На корпоративы зовут исполнителей самых разных жанров: от лёгкой инструментальной музыки и классики до инди-рока и электроники. А одно из главных правил для ивент-музыкантов — яркая и стильная подача.

Чтобы быть на слуху и зарабатывать, артисты ведут соцсети, делают лендинги и рекламу, создают профили на тематических сайтах и рассылают коммерческие предложения арт-директорам заведений и ивент-агентств.

Самый короткий путь к заработку на ивентах — играть каверы. Гонорары в Москве начинаются от 10 тысяч рублей за выступление музыканта с хангом или саксофоном до 100 тысяч за концерт именитого кавер-бэнда. В регионах цены пониже, кроме курортного юга — в Сочи можно зарабатывать как в столице.

Дмитрий Швабенланд

музыкант духового оркестра Touch the Wind из Севастополя


Фото: страница Дмитрия Швабенланда во «ВКонтакте»

«Наше выступление стоит 35–50 тысяч рублей. Играем в больших отелях, на городских праздниках и даём регулярные концерты в барах. В сезон — с мая по октябрь — выступаем 1–2 раза в неделю со средним чеком 40 тысяч рублей. В остальное время поменьше, на Новый год получаем двойной-тройной гонорар.

У нас нет специального человека, который занимается продвижением. Мы раздаём визитки на концертах, подаём заявки на интересные фестивали, участвуем в конкурсах и рассылаем коммерческие предложения арт-директорам заведений».

Продажа битов, песен, стихов и саунд-дизайн

Битмейкинг

Битмейкеры — это композиторы и аранжировщики, которые делают треки для хип-хоп- и поп-музыкантов. Биты покупают и начинающие, и именитые артисты. Стоимость зависит от качества бита и популярности автора. Например, битмейкер Моргенштерна, Элджея и других звёзд Slava Marlow в феврале 2021 года рассказал, что первый свой бит продал за 400 рублей, а самый свежий — за 35 тысяч долларов.

Ещё цена зависит от того, какие права на бит продаются. В музыкальной среде есть понятие «биты в лизинг» — когда исполнитель покупает неэксклюзивные права на бит, то есть его могут использовать и другие музыканты. Застолбить бит за собой стоит намного дороже. Например, если лизинг бита стоит 500 рублей, эксклюзивные права на него обойдутся в 15 тысяч рублей.

Сейчас много музыкальных школ, которые учат делать биты. Но именитые битмейкеры советуют не ждать быстрых денег: до первого заработка может пройти несколько лет.

Новичкам стоит продвигаться, выкладывая биты во «ВКонтакте» (паблики «Сочные биты», BeatMaker.tv, Freeteam) и на YouTube. Продавать биты можно на специальных сайтах: BeatStars, Beatmaker, Getbeat.

Также выделяют продажу сэмплов — библиотек с уникальными звуками. Создавать сэмплы проще и дешевле, чем биты. А продавать можно на сайтах — например, на Splice.

Гост-продакшен

Российский рынок «песен под ключ» активно развивается последние три года. Треки продают на сайтах: EDM Ghost production, Everysong и других. Диапазон цен на русскоязычные песни: от 17 до 180 тысяч рублей.

Вячеслав Сандаков

музыкант


Фото: страница Вячеслава Сандакова во «ВКонтакте»

«Минимально у меня продаётся две песни в месяц, в среднем за 60 тысяч рублей каждая. Магазин забирает комиссию в 20%. Есть сезонность: в январе продажи очень слабые — после Нового года тратить деньги никто не хочет. И по непонятным причинам всегда проседает июль — возможно, из-за отпусков».

Случаются и необычные истории. Поэтесса, которая попросила не называть её имя, рассказала, что недавно написала для знакомой стихи на её мелодию за 10 тысяч рублей. Девушка выступила с песней на телеконкурсе, и в итоге канал предложил за права на песню 250 тысяч рублей.

Коммерческая музыка и саунд-дизайн

Компании заказывают музыку для рекламы, киностудии платят за саундтреки, производители игр покупают звуки и мелодии, а футбольные клубы хотят собственные гимны. Всё это создают коммерческие композиторы и саунд-дизайнеры.

Музыкальные направления самые разные: от симфонической музыки до drum’n’bass. Нюанс в том, что это хоть и творчество, но ориентированное на клиента. Поэтому нужно быть готовым слушать замечания и вносить правки.

Композитор и саунд-дизайнер Дмитрий Евграфов, работавший с «Яндексом», МТС, Amazon и Airbnb, говорит, что само написание музыки занимает 15% времени, остальное — переписка с клиентами и подгонка треков под разные форматы рекламы.

Начинающие авторы на фриланс-биржах просят за 30-секундный трек от 500 рублей. Именитые композиторы получают за работу от 100 тысяч до 1,5 млн рублей за какие-то пакетные работы.

Дмитрий Евграфов

композитор, саунд-дизайнер


Фото: официальный сайт Дмитрия Евграфова

«Я начал заниматься музыкой в 13–14 лет, полностью самоучка. Но чужое играть мне было неинтересно, поэтому почти сразу начал что-то сочинять. В 17 лет выпустил первый альбом на микролейбле. Тогда же поступил на звукорежиссёра. Пару раз по учёбе пришлось написать музыку под видеоряд — мне это невероятно понравилось.

Мой старший брат работал дизайнером. Через него появился первый заказ — озвучить ролик учебного курса для дизайнеров. За 50-секундное видео мне заплатили 2–3 тысячи рублей. Так начало складываться портфолио, раз в 2–3 месяца стали появляться заказы.

Кроме рекламы я писал музыку и для кино. Последний фильм, над музыкой для которого я работал, «Мама, я дома», недавно показали на Венецианском кинофестивале. Это, конечно, уже другой уровень ответственности, взаимодействия с людьми, работы с материалом и нарративом, чем в рекламе. Несколько месяцев плотной и ответственной работы».

Кинокомпозитор Николай Скачков тоже говорит, что музыка для кино — это отдельный рынок по сравнению с рекламой. Ещё один вид заработка для музыканта — трейлерная музыка.

Николай Скачков

кинокомпозитор, преподаватель Московской школы кино


Фото: Московская школа кино

«Львиная доля дохода композитора — отчисления с кинопроката, ТВ, стримингов и так далее. Мировая практика — 3% от кинотеатральных сборов. В России так же, но есть нюансы: иногда отчисления менее 3%.

Отчисления собирает Российское авторское общество. Процесс этот пока слабо автоматизированный, но есть положительная динамика. В год РАО подаёт большое количество исков к кинотеатрам, которые не платят отчисления.

Гонорары разные, единой шкалы цен нет. Часто это какие-то интуитивные цифры, особенно на небольших проектах. В среднем за фильм, который не считается высокобюджетным (бюджет до 300 млн рублей), в России платят 15–20 тысяч долларов. С развитием онлайн-платформ и бумом сериалов работы стало намного больше.

«Как попасть в индустрию?» — самый частый вопрос. Нужно учиться и много писать разножанровую музыку, много общаться с людьми, в том числе с начинающими режиссёрами и продюсерами. Сегодня эти ребята только учатся и снимают короткий метр, а завтра будут делать большое кино. Общайтесь с кинокомпозиторами, от них также можно получить какую-то часть работы. Стоит быть настойчивым, а также не забывать про менеджмент и SMM: как минимум сделать сайт. Это история вдолгую и в целом довольно поздняя профессия».

Patreon

Это сайт, где поклонники подписываются на музыкантов, блогеров, художников и других творцов и платят им ежемесячные взносы. Пока немногие российские музыканты освоили Patreon. Но некоторым, особенно инди-музыкантам, он здорово помогает.

Как это работает: артист придумывает разные варианты вознаграждений (тиры) и задаёт им цену — от 1 доллара. Это может быть особенный контент: письма, видео, новые релизы, закрытые онлайн-концерты. Или какие-то возможности: например, зайти в гримёрку перед выступлением. Поклонники подписываются на подходящий тир и становятся патронами. Каждый месяц артист раздаёт вознаграждения и получает деньги. Платформа берёт комиссию со взносов патронов.

Отличие от краудфандинга: на Patreon люди поддерживают не конкретный проект вроде съёмок клипа, а деятельность артиста целиком. А ещё сайт позиционирует себя не как площадку для сбора денег, а как место, где творцы могут ближе общаться с фанатами.

Плюсы: можно монетизировать любовь поклонников и получать ежемесячный доход.

Минусы: нет механизмов продвижения, количество патронов зависит от ваших собственных усилий и популярности в соцсетях.

Группа Alai Oli

Сколько патронов: около 900.

Заработок в месяц: около 4000 долларов.

Что дают фанатам: записывают видео, пишут письма, закрытые релизы и онлайн-концерты, эксклюзивный мерч, поздравляют с днём рождения и исполняют разные просьбы.

Аудитория в соцсетях: «ВКонтакте» — 92 тысячи, Instagram* — 15 тысяч, YouTube — 15 тысяч, Facebook* — 1,1 тысячи.

Участники группы, которой уже 15 лет, — среди самых успешных патреонщиков среди российских музыкантов. Аккаунт завели в сентябре 2019 года: солистке Ольге Маркес было важно, чтобы у музыкантов был доход независимо от количества концертов.

Фото: официальная страница Alai Oli в Instagram*

Тиры придумывали все вместе, каждый предлагал что-то своё. Старались порадовать патронов чем-то интересным и нестандартным. Сделали разброс по цене лотов и содержанию.

Музыканты говорят, что для них нет разницы между подписчиками за 1 доллар или за 50. Часто патроны с подпиской за 1 доллар получают доступ к публикациям и возможностям более дорогих лотов. Аккаунт специально не продвигают: задачи «развить и продать» нет. Деньги тратят на творчество, авиабилеты, развитие группы и покупку оборудования.

Илья Флюгельтауб

концертный директор и музыкант Alai Oli:


Фото: официальная страница группы Alai Oli во «ВКонтакте»

«Patreon стал неотъемлемой частью группы. Это особенные люди, которым близко наше творчество, и мы к ним тоже относимся с трепетом. Здесь нет каких-то обязательств, всё по вдохновению. Мы не считаем, что „нужно давать людям контент“. Некоторые месяцы очень насыщенны, другие пустые. Если рассказать нечего, ради пустой болтовни мы не будем что-то выкладывать.

В обычной соцсети может подписаться любой человек. Patreon — это на 99% заинтересованные люди, которые хотят нас поддержать. С ними можно делиться чем-то личным, откровенным. Вот этим он и важен.

Например, я записываю «кофейки» — видео, где пью кофе и чем-то делюсь с людьми. Было интересно оказаться на их месте, поэтому мы сделали обратную связь: люди также пили кофе на камеру и рассказывали о своём. Это был невероятно классный опыт и фидбэк».

ALBATROSS Runglish hip-hop

Сколько патронов: около 20.

Заработок в месяц: 400–1000 долларов.

Что дают фанатам: бэкстейджи, специальные выпуски влога, мерчи, уроки русского языка иностранцам.

Аудитория в соцсетях: «ВКонтакте» — 650 человек, Instagram* — 2,7 тысячи, YouTube — 21 тысяча, Facebook** — 3,2 тысячи.

Фото: официальная страница группы ALBATROSS во «ВКонтакте»

Проекту уже 10 лет, но активен он последние 1,5 года. Ребята снимают нарочито китчевые клипы про российскую действительность. Поют на рунглише — английском с явным русским акцентом. Особенно прославился клип «Почему русские не болеют коронавирусом». Про него упоминали Артемий Лебедев, Сергей Минаев и канал «Дождь». Но основная аудитория — англоговорящие страны.

Основатель проекта Виталий завёл Patreon летом 2020-го — чтобы развивать проект и сделать творчество своим основным делом. Самые популярные тиры — уроки русского языка иностранцам. С них идёт основной доход, и общая сумма часто меняется: бывает 1000 долларов в месяц, когда много желающих получить урок, а иногда падает до 400 долларов.

Виталий

создатель проекта


Фото: страница Виталия Альбатроса во «ВКонтакте»

«Для новичков успех зависит от аудитории на других платформах: например, на YouTube или в Instagram*. Если есть лояльная аудитория — они подпишутся и будут помогать рублём. За какие-то интересные бонусы или даже просто так. Не вижу возможности заработать на платформе, не имея лояльной аудитории в других соцсетях. Как маркетинг-площадка Patreon, на мой взгляд, не работает.

Ещё совет новичкам: меньше запариваться над созданием контента для Patreon и выкладывать что-то почаще. Слушателям нравятся живые, трушные материалы, им рады больше, чем каким-то выверенным работам. Потому что так они чувствуют себя ближе к вам. Я сам этим грешу — редко выкладываю что-то простое, из каждодневного быта, и патроны меня за это ругают».

Нестандартные проекты

Александр Островский окончил музыкальную школу и консерваторию, играл в оркестре и преподавал. Серьёзных денег это не приносило. Музыканту нравилось снимать видео, и однажды он придумал сделать YouTube-канал Stradivaly с юмористическими скетчами о классической музыке. За два года на него подписались 109 тысяч человек. Александр наладил продажу мерча, а радио «Орфей» предложило ему вести свою программу.

Дмитрий Гуменный, он же DJ DimiXer, тоже запустил на YouTube своё шоу «По студиям». Он снимает интервью с битмейкерами и другими людьми из танцевальной музыки. За три года набралось 268 тысяч подписчиков, Дмитрий запустил мерч и собственное шоу на Radio Record.

Композитор и саунд-дизайнер Дмитрий Евграфов — один из главных российских неоклассиков. Его альбомы выходили на зарубежных лейблах, а в стримингах больше 100 млн прослушиваний. А ещё он сооснователь приложения Endel, которое с помощью нейросетей и искусственного интеллекта генерирует персонализированный бесконечный звуковой ряд для разных ситуаций: концентрации, расслабления и сна.

Дмитрий Евграфов

композитор, саунд-дизайнер


Фото: официальный сайт Дмитрия Евграфова

«Когда я ещё учился на звукорежиссёра, брат познакомил меня с Олегом Ставицким — редактором журнала про видеоигры. Он решил сделать собственное приложение. Я стал одним из шести членов команды — отвечал за звук.

Мы поставили задачу: делать красивые артовые детские игры, за которые будет не стыдно. Настоящее современное искусство для детей. Мы очень любили и уважали, например, книгу Кандинского «Точка и линия на плоскости» и идеи Скрябина о цветописи. Роль музыки там была очень большой.

Так появилась линейка игр Bubl, в которых музыка реагировала на происходящее на экране. Например, менялась в зависимости от того, с какой скоростью ты едешь на машинке и что проезжаешь. В детском антураже, но это было очень увлекательное и живое взаимодействие.

Компанию мы в итоге продали немецкому стартапу. И после этого основали Endel, где соединились все мои знания и чаяния».

В 2018 году Endel стало первым «приложением-артистом», создатели которого подписали контракт с Warner Music Group и выпустили несколько альбомов для iTunes. В 2020 году оно попало в число лучших приложений, по версии Apple. Осенью 2020-го жена Илона Маска певица Граймс в коллаборации с Endel записала нейроколыбельную с сэмплами своего голоса. А ещё команда сотрудничает с Mercedes-Benz: звук Endel адаптируется под стиль езды, тип дороги и дорожную ситуацию.

Команда разработчиков Endel. Олег Ставицкий — по центру. Слева от него — Дмитрий Евграфов, композитор проекта. Фото: Endel

Сейчас Дмитрий Евграфов всё время посвящает Endel. Но в будущем надеется вернуться к музыке для кино.

Дмитрий Евграфов

композитор, саунд-дизайнер


Фото: официальный сайт Дмитрия Евграфова

«Мой главный месседж: не нужно ставить на что-то одно, лучше класть яйца в разные корзинамы. Я когда-то выбрал несколько приоритетов. Самый нижний — звукозапись, потом звукорежиссёр на постпродакшене, чуть повыше звукорежиссёр в кино. И самый высокий — зарабатывать своей музыкой, рекламой и своим творчеством. Поэтому брался за всё и развивался во всех направлениях. В итоге всё это пригодилось при работе над Endel».


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована