Кино и музыка
#истории

«Чтобы песня выстрелила, артисту нужно торговать лицом. Моя работа — помогать ему в этом»

Данил разрывался между маркетингом и музыкой, но объединил эти занятия. Сейчас он музыкальный продюсер: консультирует студии и планирует свой лейбл.

Manny Roland / John Kim / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media

Данил Жданов

Россия, г. Москва


Пройденные курсы


Достижения

Прошёл курс Skillbox, стал менеджером известного рэп-исполнителя TRUЕтня.


ссылки


В интервью Данил рассказал:

  • зачем создал студию звукозаписи и как отнёсся к её закрытию;
  • мешают ли работе продюсера его музыкальные предпочтения;
  • как благодаря учебному чату он начал работать с известным рэпером;
  • почему план попасть на «Вечерний Ургант» — это несерьёзно;
  • каких артистов он хочет продвигать на своём лейбле.

— Данил, ты же работал маркетологом. Почему вдруг решил заняться музыкальным продакшеном?

— Да, раньше я был интернет-маркетологом в крупной IT-компании: ставил бизнес-задачи команде разработки и получал за это неплохие деньги. Но параллельно делал музыку, выступал в таких жанрах, как метал и хардкор в небольших питерских клубах. Часто бывало так, что я сам организовывал и рекламировал наши концерты. Долгое время я жил такой двойной жизнью, пока однажды мне не надоело.

Я понял, что мне стоит объединить маркетинг с музыкой, уволился с работы и ушёл в саунд-продакшен.

Концерт группы Truep, в которой Данил был солистом. Фото: официальная страница группы во «ВКонтакте»

— Бросить работу с хорошей зарплатой и уйти новичком в музбизнес — не казалось безумием?

— Да, этот шаг был отчаянным :) Я ушёл из хорошего места в индустрию, где был практически нулём. Но я понимал, что рано или поздно наберусь опыта и перейду на следующую ступень в музыкальной карьере. Так и случилось!

О первых шагах в музыке и собственной студии

— Не было жалко прощаться с концертами?

— Будучи вокалистом в экстрим-группах, я кайфовал от выступлений на сцене, но у меня так и не получилось стать более-менее известным артистом. Мы были, по сути, в андеграунде и никогда не выступали сольно, больше в лайнапе с другими такими же артистами. Это очень расстраивало. К тому же тяжёлый музыкальный жанр со временем начал негативно влиять на мой эмоциональный фон, и выступать я закончил.

— А с чего ты начинал в саунд-продакшене?

— Мы с друзьями-музыкантами решили построить свою студию звукозаписи — некий центр притяжения творческих людей и артистов, которые что-то из себя представляют в музыкальном бизнесе. Сотрудничая с ними, мы хотели получить инсайты и новые связи, с помощью которых можно двигаться дальше.

На создание студии ушло семь месяцев: каждый день после работы и все выходные подряд мы оборудовали и оснащали наше творческое пространство. Когда всё было готово, я словил эйфорию — уж очень приятное местечко вышло.

Мне даже не верилось, что я нахожусь в собственной студии с кучей крутого музыкального оборудования и со специальными шумоизолирующими стенами.

— Классно! А как пришли клиенты?

— Конечно, поначалу с нами сотрудничали в основном ноунеймы. Но у нас был чёткий план, как развить круг клиентов. Дело в позиционировании. Большинство студий звукозаписи считают, что их целевая аудитория — это музыканты. На самом деле это не так, реальная целевая аудитория студий — это звукорежиссёры.

Поэтому мы тратили деньги на рекламу, привлекая звукорежиссёров, вместе с ними приходили и все их клиенты. Так, спустя полгода после открытия студии у нас стала записываться группа «Кис-Кис», а через полтора года про нас знали почти все питерские музыканты и звукорежиссёры.

Данил делает ремонт в своей студии. Фото: личный архив Данила

— Радовался? :)

— Разумеется! Когда ты находишься в своей собственной студии и тебе респектует каждый, кто туда приходит, включая ребят, повидавших в своей жизни много-много других студий, — это очень приятно.

Но не так давно, к сожалению, студию пришлось закрыть — здание, в котором она находилась, пошло под снос. С одной стороны, это было для меня трагедией. А с другой — я относился к студии как к одному из этапов вхождения в музбизнес и понимал, что она когда-нибудь закроется, да и вообще помещение не было нашим. Сейчас студия продолжает работу, но уже в другом месте и без меня.

Ещё до открытия студии я думал переехать из Санкт-Петербурга в Москву — там и качество жизни выше, и возможностей для развития больше. Поэтому, когда мы закрылись, у меня больше не было причин оставаться в Питере. Я воплотил свой давний замысел и переехал в столицу.

— Не думаешь открыть ещё одну студию?

— Не уверен, что хочу этого. Студия звукозаписи, конечно, принесла мне большой опыт взаимодействия с музыкантами, но с точки зрения бизнеса заниматься ей невыгодно. Оказалось, что прибыль от услуг по записи звука, сведению и мастерингу еле-еле покрывает аренду и оборудование. Больше денег нам приносило написание песен и аранжировок на заказ, композиторская работа, но для этого всего собственная студия не нужна.

«Если я слушаю Slipknot, а аудитория, с которой я работаю, — Ольгу Бузову, то я не буду навязывать песни в стиле Slipknot»

— Недавно ты окончил курс «Продюсер музыкальных проектов» в Skillbox. Как тебе учёба?

— Благодаря сильному маркетинговому бэкграунду и общению с артистами в студии, учиться мне было легко. Будь я без опыта, наверное, было бы сложно с домашками. Из плюсов — на курсе крутые спикеры из индустрии, они дают много практических знаний. Мне, например, были очень полезны уроки по музыкальному менеджменту, управлению и маркетингу.

— И ты уже продюсируешь музыку сам?

— Да. Я работаю менеджером рэп-исполнителя TRUЕтня. Занимаюсь многим: знакомлюсь с пиарщиками и концертными менеджерами, которые могут помочь в промоушене, с лейблами, музыкальными дистрибьюторами. Налаживаю с ними связи для того, чтобы заключать контракты. Также организую съёмки клипов, сниппетов и занимаюсь рекламой в соцсетях.

Рэп-исполнитель TRUЕтень. Фото: официальная страница TRUЕтня в Instagram*

— Помнишь своё первое впечатление от знакомства с TRUЕтнем? Почему ты захотел работать именно с ним?

— Раньше я слышал про TRUЕтня, но не слушал его музыку — песни про тюремную романтику моей душе неформала совсем не откликались. Но потом, когда я узнал историю его жизни, понял, что мы с ним близки по духу, несмотря на разный жизненный опыт. Он очень талантливый поэт, просто он выбрал для себя именно такой жанр.

Прежде чем согласиться поработать с TRUЕтнем, я оценил его как маркетолог. Увидел, что песни этого музыканта — массовый продукт. И подумал, что, если у нас в стране любят его песни, значит, у меня есть шанс поработать с большим и значимым проектом.

— Есть планы по развитию его бренда?

— Вместе мы планируем перерождение TRUЕтня в новом качестве: артист постепенно переходит от хип-хоп-шансона в сторону эстрадной, широкоформатной музыки. Мне это нравится: за такое его творчество я могу топить как менеджер и маркетолог, хотя ещё лет пять назад отказался бы это делать по идеологическим соображениям ;)

— То есть музыкальные предпочтения в работе тебе не мешают?

— Совсем нет. В маркетинге есть такая установка — продавая товар людям, нельзя судить об их вкусах по своим. Так же и в музыкальном маркетинге. Если я, условно, слушаю Slipknot, а аудитория, с которой я работаю, — Ольгу Бузову, то, конечно, я не буду навязывать её слушателям песни в стиле Slipknot. Они просто не воспримут такую музыку.

«Чтобы артиста запомнили, а музыка выстрелила, ему нужно торговать лицом»

— Как ты, кстати, вышел на TRUЕтня?

— Я познакомился с инвестором TRUЕтня в учебном чате Skillbox. Такие чаты, кстати, — доступный способ завести полезные знакомства. А с помощью связей можно круто стартануть в музбизнесе.

На вопросы инвестора по рекламе сразу отвечал цифрами — как бывший маркетолог, я привык с ними работать. Инвестор заинтересовался мной и сказал, что мало кто из претендующих на должность менеджера говорит о рекламе что-то дельное.

— То есть рецепт твоего успеха — это сухая конкретика?

— Да, можно так сказать. Я не строю долгоиграющих стратегий с размытыми результатами. Нельзя планировать что-то пространное и несерьёзное вроде «мой артист будет делать успешную поп-музыку, и через два года его позовут на программу „Вечерний Ургант“». Мне важно ставить более реальные цели. Например, через месяц выпустить сингл, потратить на него столько-то денег, снять короткое музыкальное видео, прорекламировать это видео за такую-то сумму, получить определённые цифры с рекламы и так далее. Именно таким образом я строю дорожную карту сотрудничества с артистом.

По словам Данила, перевёрнутая надпись «Делай больше музла» на его толстовке — это мотивация, которую он получает каждый раз, когда смотрится в зеркало. Фото: личный архив Данила

— А работать с цифрами не надоедает?

— Наоборот! Я люблю обрабатывать большие цифры. Для меня это кайф — считать миллионы показов рекламного объявления и выводить из этих цифр эффективность, применять коэффициенты. Мне просто нравится достигать цели и чувствовать от этого удовлетворение.

— В чём, на твой взгляд, разница между маркетингом вообще и маркетингом в музыке?

— Разница в финансовом результате. В интернет-маркетинге всегда есть чёткая корреляция между суммой денег, которую ты вкладываешь в продукт, и деньгами, которые ты зарабатываешь с его продажи. В музыкальном бизнесе такого, к сожалению, нет — например, гонорар, который просит артист у менеджера, часто берётся с потолка.

— А ещё? Может быть, какие-то заблуждения музыкантов насчёт музыкального бизнеса?

— Самое непонятное заблуждение, на мой взгляд, — артисты не хотят быть «клоунами в соцсетях». Им не нравится выставлять свою жизнь напоказ, они не развивают свой бренд. И в итоге теряют веру в то, что станут известными.

Когда я был музыкантом, думал точно так же: «Я делаю классную музыку, ребята на концертах кайфуют. Значит, моя роль как исполнителя и аранжировщика полностью выполнена». Но это не так!

Чтобы артиста запомнили, а его музыка выстрелила, ему нужно, грубо говоря, торговать лицом. А музыкальный продюсер может в этом помочь.

— Видимо, без советов продюсеров музыкантам жить трудновато…

— Не всегда. Многие из музыкантов самостоятельно справляются и с саунд-продакшеном, и с маркетингом, и с налаживанием бизнес-процессов. Например, Борис Брейча — сам себе продюсер и артист.

Лейбл — это машина по зарабатыванию денег

— Некоторые музыканты известны широкой аудитории только по одному-двум трекам. Кто в этом виноват: сам артист или его плохой маркетолог?

— Если у музыканта не выстрелил только один трек, а все остальные были на слуху, то это, возможно, вина маркетолога. А если артист случайно набренчал на гитаре хитовую песню и после этого перестал писать музыку из-за звёздной болезни, депрессии или наркотиков, то здесь уже его вина. Хотя можно ли назвать такое виной? Наверное, это образ жизни рок-звезды :)

— Если ты продюсер такого рок-музыканта, его неудачи отразятся на твоей репутации?

— Нет. Я считаю, что с любыми неудачами можно работать, если есть желание и если подходить к этому системно. Моргенштерн долго был ноунеймом, играя на гитаре у себя в блоге. Определённо, на этапе блогерства у него были провалы. Но он продолжал работать со своими неудачами, вкладывался материально в свои треки и в итоге стал очень известным рэпером. NILETTO тоже не с первого трека выстрелил: он делал много попыток закрепиться в музбизнесе, экспериментировал с жанрами. У музыканта был долгий и поначалу даже провальный путь к славе.

— Перед интервью ты поделился со мной планом открыть свой лейбл. Каким он будет?

— Я вижу лейбл как машину по зарабатыванию денег — и только потом как генератор творчества. Очень важно, чтобы мой лейбл приносил мне большую прибыль. Хочу работать с артистами, которые мне близки по духу, жанру, и чтобы их главной целью был выход на массовую аудиторию. Возможно, я и сам вновь стану музыкантом. Время покажет :)

Блиц

— Назови три главных качества, нужные музыкальному продюсеру.

— Коммуникабельность, уверенность в собственных силах. И, пожалуй, он должен хорошо ориентироваться в музыке разных жанров.

— Что самое тяжёлое в твоей профессии?

— Найти компромисс между тремя картинами мира — моей, артиста и инвестора.

— С кем из известных артистов ты хотел бы сотрудничать как саунд-продюсер?

— С Bring Me the Horizon, Black Pink, Моргенштерном и Джизусом.

UPD: около месяца назад Данил перестал работать с TRUЕтнем. Теперь он занимается рекламой на фрилансе для разных исполнителей, пишет аранжировки на заказ и консультирует две открывающиеся студии.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована