Развитие
#статьи

Миллениалы: кто это такие, в чём их особенность

И почему с этого поколения пора снять ярлык «инфантилы».

Кадр: фильм «Почему он?» / 20th Century Fox

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Кто такие миллениалы

Миллениалы — это люди, которые родились в канун миллениума (то есть нового тысячелетия). В разных источниках временные рамки рождения миллениалов варьируются. Так, одни ограничивают годы рождения этого поколения отрезком между 1981 и 1996 годом, другие обозначают период с 1984-го по 2000-й, третьи — промежуток между 1982-м и 2005-м.

Представителей этого поколения ещё называют:

  • сетевым поколением или поколением Сети;
  • эхо-бумерами;
  • поколением некст;
  • поколением Y.

Термин «миллениалы» ввели писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Они разработали так называемую теорию поколений, которая основана на идее о том, что история развивается по циклам продолжительностью около 90 лет. За один такой виток истории в обществе сменяется четыре социальных поколения.

Хоув и Штраус выделили четыре архетипа этих поколений:

  • Пророки (например, беби-бумеры, родившиеся в 1944–1967 годах) — те, кто растёт в период после острого мирового кризиса.
  • Странники или кочевники появляются в период подъёма экономики (например, поколение Х, рождённое в 1967–1984 годах).
  • Герои рождаются, когда «пробуждение» общества идёт на спад. Это поколение строителей (1903–1923) и миллениалов (1983–2003).
  • Художники — те, кто появился на свет в момент очередного мирового кризиса. Это поколение Z (2000–2011) или, как их ещё называют, зумеры.

Выходит, одни взрослеют во времена интенсивных кризисов, другие — в эпоху позитивных перемен и общественного подъёма. И от исторического контекста в конкретной стране и в мире в целом во многом зависит, какие жизненные ценности сформируют ровесники.

Представим 50-летнего Василия, который ругается с внуком Петей из-за сериала «Слово пацана». Мальчик ходит в вязаной кепке, говорит словами персонажей и в шутку делит одноклассников на «своих» и «чужих». Во-первых, следует за модой и хайпом. Во-вторых, хочет быть крутым, как герои сериала.

Василий, заставший поздний СССР и его распад, с болью вспоминает пережитый хаос и злится, что его внук не понимает, чему именно подражает: бездумному насилию улиц и судьбам брошенных на произвол детей.

По теории Штрауса — Хоува Василий — представитель архетипа кочевника и поколения Х, а Петя — художник и зумер. Поколенческая разница — примерно 40 лет. И при таком разрыве конфликты в семье неизбежны. Сын Василия Коля, будучи миллениалом, слабо помнит период, который до сих пор ранит отца. И периодически устаёт от ностальгического настроения в доме, хотя и восхищения Пети «пацанским временем» не разделяет.

Если Василий в конце 1990-х пытался сохранить жизнь и семью, то для Коли это время дворовых прогулок, закатов на крышах и самостоятельного изучения мира. Получается, что разные социальные поколения проживают одни и те же исторические события и периоды по-разному. Оттого и приобретают уникальные черты и ценности.

Какими чертами обладают миллениалы

Составить один портрет на целое поколение сложно. В общих чертах, по мнению профессора Рональда Риджио, миллениалов можно описать так:

  • дорожат цифровым миром и поддерживают инновации;
  • любят общаться и создавать что-то новое вместе с другими людьми;
  • тянутся к саморазвитию;
  • принимают людей разных рас, взглядов, предпочтений;
  • хотят изменить мир к лучшему и не теряют оптимизма;
  • быстро принимают решения и адаптируются к новым условиям;
  • ведут себя уверенно и прямолинейно;
  • не торопятся взрослеть (вступать в брак, заводить детей и находить серьёзную работу с окладом).

Из-за последнего пункта миллениалов незаслуженно называют инфантильными. В мире сформировался стереотипный образ 35-летнего человека, который не хочет брать на себя ответственность, думает только о себе и при этом не знает, как заработать на жизнь. Вот только за таким фасадом у миллениалов стоит вполне понятная логика.

Представим Веру и Диму, которые уже пять лет с удовольствием живут вместе. Но родственники не признают счастья без штампа в паспорте и ребёнка на руках. Молодых обвиняют в легкомыслии, и каждый праздник заканчивается нравоучениями от старших. А Вере и Диме просто важно самим заработать на свадьбу и медовый месяц и карьерно состояться до брака.

Правда в том, что на любую черту можно взглянуть с двух сторон. Кто-то считает, что крепкое самоуважение и стремление миллениалов к свободе указывает на их осознанность и стойкость перед общественным мнением. Другие, наоборот, принимают подобное за негативную черту характера, списывая чуткость к собственным эмоциям на слабость и нытьё.

В итоге миллениалам приписывают такие минусы, как:

  • нарциссизм и эгоцентричность (хотя чаще дело в умении отстаивать свои границы);
  • лень (миллениалы стремятся к высокому качеству жизни, где отдых и работа — равноценны, а для предыдущего поколения отдыхать зачастую значило лениться);
  • оторванность от общества (миллениалы хотят жить своей жизнью, а не становиться инженером только потому, что все в семье до этого так делали).

Кроме того, миллениалов нередко упрекают в перфекционизме, тревожности и нерешительности. И неслучайно: такие качества — это побочные эффекты той самой внутренней свободы.

Человек, который думает масштабнее, шире остальных, видит больше возможностей. И когда сценариев обустройства жизни становится слишком много, мы начинаем тревожиться: тянем с выбором и тщательно взвешиваем решения, на которые другие не тратят время. Там, где беби-бумер действовал на автомате, миллениал задумается и засомневается. Количество перспектив пугает и вызывает страх совершить ошибку.

Напомним, миллениалы растут в разных семьях, городах и странах. И все эти факторы формируют менталитет и характер человека. Например, если в Америке подрастающим миллениалам чаще говорили: «Ты этого достоин» или «Ты можешь это получить», то в СССР, скорее, с малых лет повторяли, что всё в этой жизни надо заслужить. Поэтому важно понимать, что внутри поколения Y встречаются представители противоположных характеров и ценностей.

Какими бывают миллениалы

Научное сообщество пока в стадии исследования миллениалов, поэтому единой классификации групп внутри поколения нет (как и одного критерия для анализа). Рассмотрим несколько вариантов.

Вариант первый: классификация на основе исторического контекста

Доктор экономических наук Вадим Радаев подтверждает, что миллениалы — разнородная социальная группа. По мнению учёного, так вышло из-за раскола внутри самого поколения (по крайней мере, в России).

Так, Радаев выделяет два типа людей поколения Y, опираясь на исторический контекст России:

  • старшие миллениалы (родились в 1982–1990 годах, стали взрослыми с 1999 по 2007 год) — застали время экономического роста и появление интернета;
  • младшие миллениалы (появились на свет в 1991–2000 годах и становились взрослыми с 2008 года) — их самостоятельная жизнь стартовала во время спада российской экономики (кризис 2008–2009 года) и в период массового распространения цифровых технологий.

Небольшой нюанс исторического бэкграунда вносит ощутимую разницу во взглядах. Неслучайно 30-летние и 40-летние миллениалы расходятся, например, во мнениях о политике и создании семьи. Но легко понимают друг друга в желании найти работу, которая кроме денег приносит ещё и удовольствие.

Вариант второй: типология на основе социального портрета

Доктор наук Эдвард Спенсер следил за своими студентами-представителями поколения Y и тоже выделил среди миллениалов две группы:

  • первые — любители тусовок и развлечений, их зачастую называют поверхностными и эгоцентричными;
  • вторые — оптимисты, ориентированные на гражданственность, и альтруисты, помогающие другим нередко в ущерб себе.

При этом Спенсер отмечает, что, конечно, тусовщики тоже совершают добрые поступки, а альтруисты устраивают классные вечеринки. Просто у этих двух категорий разные приоритеты в силу возраста, жизненного опыта и текущих целей.

Вариант третий: цифровая классификация

Миллениалы — первые активные пользователи социальных сетей. В этом разрезе их делят на шесть типов:

  • «осведомлённые» — считают, что в силах переделать мир, поэтому активно распространяют информацию в интернет-пространстве;
  • «продвинутые» — любят руководить, вести за собой людей и продвигать свои проекты;
  • «зелёные и пушистые» — борются за экологию;
  • «консерваторы» — настороженно относятся к технологиям, презирают маркетинг и предпочитают узнавать новости из газет и телевидения;
  • «мамы-миллениалы» — активно пользуются социальными сетями, производят много контента, познают мир через авторитетных для себя блогеров;
  • «антимиллениалы» — люди, которые не ведут активно свои аккаунты и живут вне социальных сетей.

Резюмируем. В обществе пока что нет единого представления и однозначного отношения к поколению Y. Все типологии миллениалов — это попытки осмыслить, почему поколение Сети настолько разношёрстное, но чётко отличное от, например, беби-бумеров и зумеров.

Почему российские миллениалы так отличаются от предыдущих поколений

Во-первых, потому что росли на заре развития интернета и после окончательного падения железного занавеса.

Став первопроходцами сетевого пространства, поколение Y научилось шире мыслить и выросло ментально свободным. Так, легко наблюдая за людьми из разных культур и стран через экраны, миллениалы развили в себе толерантность и гибкость мышления.

Во-вторых, миллениалы появлялись и взрослели во времена двух социальных сломов:

  • Первый переломный момент произошёл в 1990-х годах во время экономических и политических реформ (СССР распался, определённость будущего растворилась, начался хаос).
  • Второй — когда дети, рождённые в 1990-х, вступили во взрослую жизнь. Этот момент обозначил приход новой уникальной молодёжи (миллениалов), которая не успела пожить в советское время и взрослела в новой реальности.

В итоге такой турбулентности поколению Y в России пришлось раньше освоить самостоятельность, чем сегодняшним зумерам. Пока родители делали всё, чтобы прокормить семью и выжить, дети познавали мир и нередко взваливали на себя не по годам взрослые обязанности.

А ещё миллениалы столкнулись с ранее неизвестными проблемами — от карьерной туманности до глобальной экономической неопределённости. В СССР человек уже в начальной школе понимал, как примерно сложится его жизнь. Сегодня 30-летние люди регулярно меняют работу, осваивают новые профессии и меняют место проживания, не представляя, что ждёт их через 5–10 лет.

Найти себя и свой путь — ключевая мотивация. Просто «хорошо заработать» сегодня мало: для счастья миллениалу нужно ощущение удовольствия от повседневной жизни и работы.

Доктор наук Эрик Грегори считает: миллениалы, вероятно, призваны внести коррективы в опыт предков и закрепить в обществе мысль о том, что счастье не в деньгах.

Миллениалы — важная часть истории человечества (как и любое поколение). И потенциал этой прослойки общества предположительно велик, потому что люди поколения Y успели пожить в разных исторических контекстах. Богатый опыт позволяет миллениалам не теряться в сложных ситуациях и не бояться менять мир к лучшему, даже если сам мир этим переменам сопротивляется.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс

Биохакинг: бесплатный курс

Вы узнаете, как продлить молодость и улучшить здоровье, а ещё познакомитесь с профессией специалиста по биохакингу.

Узнать больше →
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована