Развитие
#истории

Как бывший стоматолог занялся корпоративным обучением: история Эдуарда Бучинского

Эдуард бросил карьеру стоматолога, чтобы начать всё с нуля. Получилось: теперь он работает руководителем отдела обучения в международной компании.

Иллюстрация: lookstudio / ArthurHidden / ArtPhoto_studio / Freepik / Recha Oktaviani / Wesley Tingey / sj-objio / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Фото: @ed.ucations/ «Инстаграм»*

Эдуард Бучинский

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

После ухода из стоматологии полтора года искал себя и, наконец, нашёл в корпоративном обучении. За четыре месяца прошёл курс для методистов и теперь работает в международной компании.


ссылки


Эдуард рассказал:

  • как в один день передумал быть стоматологом и начал полуторагодовой поиск себя;
  • почему желание кому-то что-то доказать всегда разрушительно;
  • о нескольких эффективных инструментах мотивации;
  • какие есть подходы к проектированию курса — от опыта, от проблемы и от результата — и какой вид выбрал он для итоговой работы;
  • как и где можно получить консультацию опытного коллеги.


Когда человек наконец находит свою профессию, карьерные и финансовые результаты не заставляют себя долго ждать. Я проверил это на себе и с уверенностью говорю всем ищущим себя: «Да, вначале будет страшно и тяжело. Но поверьте — в результате ваша смелость многократно окупится».


«Я должен был стать светилом стоматологии, но что-то пошло не так»

Мои родители стоматологи, и, кажется, вся жизнь готовила меня к аналогичной карьере. С детства я вращался в медицинской среде, в школе искренне интересовался анатомией и биологией, даже любительски изучал нейрофизиологию. Окончил школу с золотой медалью, поступил на бюджет в университет, учился на одни пятёрки. Курсу к четвёртому подвыгорел из-за безразличия многих преподавателей, но всё же выпустился с красным дипломом, прошёл в ординатуру и параллельно устроился на работу.

Два года принимал пациентов и набирался опыта. В целом меня всё устраивало: приходили благодарные бабушки, приносили фрукты. Вот только чем старше я становился, тем чаще задавался вопросом: «А кто я вообще такой? И чего на самом деле хочу? Точно ли стоматология не навязанная родителями профессия?»

Размышляя, я мечтал о мобильности, путешествиях, более интеллектуальном труде, но понимал, что в моей работе это невозможно. Стоматолог годами нарабатывает клиентскую базу, которая его кормит. Переехать — значит начать всё с нуля. Но и всю жизнь проработать в одном месте, крючась над пациентами по 6–7 часов в день, я не хотел. К тому же у меня уже начинала болеть спина.

«Я в целом „ботаник“, поэтому в образовании всегда чувствовал себя как рыба в воде: обожал учиться, умел эффективно работать с информацией. Просто раньше не осознавал свой интерес и не понимал, как и где могу его применить»
Фото: личный архив Эдуарда Бучинского

Переломным моментом для меня стал 2020 год. Я только выпустился из ординатуры (конечно, опять с красными дипломом), получил оффер от московской частной клиники и уже предвкушал новый этап в жизни. Представлял, как приеду в столицу, моя зарплата увеличивается раза в три, и всё — держи, Эд, билет в красивую жизнь. Даже машину продал, подготовился. Но всё обернулось иначе…

«Следуйте внутреннему ориентиру, он не обманет»: о преодолении трудностей

Изменения внутри произошли резко и бесповоротно. После пары стажировочных дней я вдруг понял, что не смогу работать стоматологом. Будто кто-то нажал на выключатель в голове и интерес погас. Сейчас понимаю — на самом деле так запустилась сепарация от родителей: дистанцировавшись от них физически, я сделал это и психологически. Отделил себя от их ожиданий.

И вот, я стою в Москве без работы и запасных вариантов. Уже, дурак, снял себе квартиру на полгода за 50 тысяч в месяц, вернуться в Иркутск — не вариант. Так начался мой болезненный, но очень важный путь к настоящему себе. В нём было много безденежья, экономии, отчаяния и мыслей о том, что я — позор семьи.

Первое время зарабатывал продажами. Многие родственники и знакомые озвучивали свои разочарования открыто: «Стоматолог — элитная профессия, а то, чем занимаешься ты, — несерьёзно». Мама вообще была в отчаянии, ведь рассчитывала, что я стану известным в Центральной России специалистом и буду выступать на конференциях.

Начать поиск себя в 25 лет — неприятно, особенно без поддержки близких. Кажется, будто ты оказался посреди бушующего моря и до берега ещё очень далеко. Вера в себя и силы на исходе. Вот бы кто-то тогда сказал мне: «Всё окупится! Потерпи, слушай внутренний голос, ты всё делаешь правильно».

Я искал себя полтора года: и в рекрутменте работал, и в продажах, но всё было не то. Ощущение, когда ты наконец находишь своё, не спутать ни с чем. Помню, когда я попал в методологию образования, меня пробило до слёз. Я шёл по улице в свой первый выходной, и меня распирало от счастья. Я проживал безмерную благодарность самому себе, что не сдался, не вернулся в родной город, а дошёл до цели.

«Нужно обособиться»: как не зависеть от мнения близких

Желание кому-то что-то доказать — гарантированный путь к провалу и очень плохая мотивация. Именно поэтому я никогда не ставил целью своего развития убедить родителей в правильности своего выбора. Нет, я придерживался другой тактики — обособиться.

Старался не ориентироваться на мнение окружающих и слушать только себя. Конечно, периодически скатывался в сравнение, переживал об оценке знакомых, но в конце концов всё это перестало меня волновать.

«Не пудри нам мозги, тебе не в рекрутинг нужно, а в обучение»: о поиске профессии

Оглядываясь, я понимаю: все полтора года поиска я стремился в образование, просто шёл окольными путями и сам себе придумывал сложности. Пытался стать хорошим продажником, чтобы потом стать РОПом и уже как РОП обучать подчинённых. Пытался стать эйчаром, чтобы потом попасть в отдел адаптации и онбординга и там обучать людей.

Навык прислушиваться к себе был не развит, вот я и не понимал, что моя конечная точка — всегда обучение. Да и, наверное, просто не верил, что могу прийти в образование с улицы.

Мою судьбу решил случай. Отчаянно желая найти работу, я отправил около 800 откликов в разные компании. В том числе на позиции рекрутера. Собеседовании на шестидесятом мне попался классный HR-директор, который подметил: «Эдуард, не пудри нам мозги, тебе нужно работать в корпоративном обучении. Послушай, как вяло ты рассказываешь про обязанности рекрутера и как горишь, говоря про онбординг. У тебя для этого есть все скиллы и опыт, ты скоро это поймёшь».

Мне отказали и были абсолютно правы: уже через месяц я нашёл работу в обучении персонала, причём с отличной зарплатой (60 тысяч для джуна!) и без испытательного срока.

«В моём портфолио — Philip Morris, Nestlé, „Сбер“, „Авито“»

Как джуниор-методист, я создал себя сам: просто открывал интернет и конспектировал всё, что находил по методологии образования в открытом доступе. Тогда информации было гораздо меньше и я собирал её по крупицам. К тому же, так как я всю жизнь отлично учился, интуитивно понимал, как лучше выстроить структуру тренинга или обучения, на какие блоки разбить, на чём сделать акцент.

Компания, которая меня в итоге наняла, занималась трейд-маркетинговыми услугами на аутсорсе. Если объяснять на примере: делала так, чтобы сигареты Philip Morris продавались во всех «Пятёрочках». Среди наших клиентов были также Nestlé, «Сбер», «Авито», Xiaomi и многие другие. В качестве дополнительной услуги компаниям предлагали разовое обучение сотрудников — его как раз создавал и проводил я. Многие соглашались. Впоследствии названия гигантов рынка среди кейсов сильно тащило моё резюме.

Скриншот: личный архив Эдуарда Бучинского

«Наконец-то всё систематизировано»: об обучении в Skillbox

И всё же я чувствовал, что для профессионального роста мне не хватает структурированных знаний. Однажды случайно услышал, что в Skillbox можно поменять купленный курс на любой другой без объяснения причины. В разгар поиска себя я как раз приобрёл обучение по проджект-менеджменту, но быстро понял, что это не моё — слишком много коммуникации и контроля процессов.

Я радостно отказался от проджект-менеджмента и получил курс для методистов. Наконец нашёл то, что искал: систематизированную теорию про модели проектирования, исследование аудитории, оценку качества, инструменты мотивации и много другое. Больше не нужно было читать лекции 2005 года с «дальних полок» интернета.

Пару раз я даже обращался в центр карьеры Skillbox за консультациями: специалисты давали полезные рекомендации по резюме, отправляли мои тестовые экспертам для получения обратной связи, но работу я всё же нашёл не через них.

«Я пёр как танк»: о мотивации и энтузиазме

Программа классно раскрывала тему мотивации — она стала одной из моих любимых. Даже на собеседованиях многие удивлялись, как много инструментов и приёмов я знаю. Например, чтобы поддержать новичка на курсе, мы можем дать ему заведомо лёгкое задание «победителя». Выполнив его, студент ощутит вкус победы, почувствует себя умным и радостно перейдёт к более сложной части.

Что касается меня: моя внутренняя мотивация была настолько сильной, что для её поддержания не требовалось никаких «штучек». Я просто пёр как танк к своим целям и той жизни, которую себе нарисовал. С жадностью поглощал всю информацию. Получал актуальные знания по образованию от лидеров этого же рынка. Что может быть лучше?

Знаю, что помимо демотивации многие сталкиваются ещё и с прокрастинацией. Поделюсь методом для повышения энтузиазма в обучении: возьмите понравившиеся вам вакансии, выпишите из них требования и навыки и составьте чек-лист. Каждый раз, когда проходите или осваиваете что-то из списка — ставьте галочку. Так вы наглядно увидите своё движение к цели.

Как я создавал итоговый проект «от опыта»

Для итогового проекта я разработал курс по эмоциональному интеллекту: составил бриф, проанализировал аудиторию, сформировал карту образовательных результатов и прописал структуру.

В качестве подхода выбрал проектирование от опыта: в его рамках не столько важен результат, сколько процесс и ощущение. Поясню: например, после обучения, посвящённого эмоциональному интеллекту, студент не получит понятного и измеримого «успеха», зато увидит вектор — как можно иначе мыслить, отслеживать эмоции, контролировать их. В этом случае инсайты будут важнее чёткого результата.

Ещё бывает проектирование от результата (когда образовательный эффект можно измерить и оценить) и от проблемы (если нужно решить конкретную профессиональную задачу — например, разработать маркетинговую стратегию).

Большие же компании при помощи корпоративного обучения почти всегда хотят повысить конкретные бизнес-показатели. Обычно это очень эгоистичные метрики: увеличить продажи, ускорить выход новых сотрудников, снизить ротацию персонала. Опираясь на них, я проектирую дерево образовательных результатов, раскладываю его на навыки и знания и приступаю к разработке программы.

История о том, как один толковый совет сэкономил мне несколько месяцев или даже лет

Выпустившись, я приступил к активному поиску работы. Мечтал не только вырасти в доходе, но и сменить направление. Хотел устроиться методистом в онлайн-университет: бился в попытках месяца три, но везде отказывали.

Мои цели изменил случайный разговор со знакомой, когда-то работавшей в Skillbox, она рассказала о тонкостях составления онлайн-курсов. Пояснила, что во многом процесс монотонен и скрупулёзен, и если я мечтаю о разнообразных задачах, постоянном взаимодействии с бизнесом — вероятно, мне лучше остаться в корпоративном обучении и применять новые знания там.

Как многое иногда может увидеть человек со стороны, чего мы не замечаем сами! Особенно если это эксперт в своей области. Знакомая оказалась абсолютно права: почти мгновенно я нашёл новую высокооплачиваемую работу в корпоративном секторе, с интересным пулом задач.

Искренний совет: отыщите на LinkedIn специалистов из вашей области, запросите у них советы, расспросите о пути. Да, кто-то откажет, кто-то проигнорирует, но кто-то обязательно ответит. Чужой опыт сэкономит вам много времени и денег.

Так выглядит аккаунт Эдуарда в LinkedIn
Скриншот: личный архив Эдуарда Бучинского

«Меня взяли в международную компанию!»

Сейчас я работаю руководителем отдела обучения в международной компании Tranio. Организация занимается подбором и продажей недвижимости за рубежом, а я отвечаю за внутренние образовательные программы для продажников. Составляю план развития отдела, продумываю мероприятия и в целом выстраиваю трек обучения.

В будущем в мои задачи будет также входить внедрение понятной и качественной системы адаптации (пребординг, онбординг) с плавным вводом сотрудника в должность. Так удачно сложилось, что для этих целей у меня уже готов проект, с которым я даже участвовал в акселераторе для T&D-специалистов «Актион», но не победил.

Знаю, что многие компании просят своих сотрудников проходить обучение в нерабочее время, но, на мой взгляд, такой подход неэффективен. Сидеть дома за конспектами — это одно. А отрабатывать навыки и знания «в поле» — совсем другое. Так теория сразу закрепляется на реальных кейсах.

О мечте и зоне роста

Сейчас моя большая цель — стать конкурентоспособным и востребованным специалистом на международном рынке труда. Что до мечты: хочу однажды побывать в одном из старейших университетов мира — Оксфорде или Гарварде. Как слушатель или даже приглашённый лектор.

А ещё хочу активно поработать над своими зонами роста. Одна из них — коммуникация. Придумывание программ, прописывание регламентов, концепций — всё это я делаю самостоятельно и легко. Сложности начинаются при взаимодействии с другими людьми. К каждому приходится искать индивидуальный подход — на это уходит много времени и энергии.

Одиночная работа — моя зона комфорта. При этом я понимаю: чтобы и дальше расти карьерно и финансово, из неё нужно скорее выходить. Развивать лидерские навыки, брать ответственность — сейчас я этим активно занимаюсь.

Финально: как я избавился от синдрома отложенной жизни

Долгие годы я испытывал влияние синдрома отложенной жизни. Всё время ждал, что предстоящие события всё изменят. Казалось, что ещё чуть-чуть, вот-вот — и будет счастье, наступит «настоящая жизнь». Сейчас только окончу школу, универ, начну работать стоматологом, куплю машину, съезжу в путешествие… и список продолжался бесконечно.

Став методистом и найдя себя, я впервые почувствовал, что живу. На самом деле. Не когда-то потом, а прямо сейчас. Занимаюсь тем, что нравится, развиваю себя и людей, расту. Более того — мне за это ещё и деньги платят!

Книги, которые Эдуард советует к прочтению любому методисту:


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована