Сказкотерапия: что это за метод и чем он полезен
Как волшебные истории исцеляют и воспитывают детей и взрослых.


Кадр: мультипликационный фильм «Последний единорог» / ITC Entertainment
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое сказкотерапия и чем полезны сказки;
- на каких идеях основана сказкотерапия и с какими запросами помогает;
- какие методы использует сказкотерапевт и какие упражнения можно попробовать самостоятельно.

Ирина Обудовская
Практикующий психолог с подготовкой в области АСТ, ОРКТ и КПТ. Профессиональный медиатор и коуч. Автор публикаций о коммуникации в семье и на работе, выработке привычек и целеполагании, самоподдержке в сложных стрессовых ситуациях. Пишет психологические и коучинговые сказки в своём телеграм-канале «Жёлтый воробей».
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия — это направление в психологическом консультировании, где сказки используются, чтобы помочь человеку решить личные запросы. В России метод появился в конце 1990-х и к сегодняшнему моменту уже завоевал популярность как эффективный вариант арт-терапии.

Читайте также:
Сказкотерапия обладает большим психотерапевтическим потенциалом, и психологи используют её с клиентами разных возрастов: дошкольниками и младшими школьниками, подростками и даже взрослыми.
Чем полезны сказки
Сказки помогают нам с самого детства расти здоровыми в психологическом смысле. А именно:
- развивают воображение и фантазию ребёнка;
- показывают пути решения в сложных ситуациях;
- налаживают взаимопонимание между детьми;
- предупреждают о возможных жизненных сценариях;
- учат сострадать и верить в добро и справедливость;
- формируют жизнестойкость.
Конечно, дети отличаются друг от друга по темпераменту и увлечениям. Кому-то сказки кажутся скучным досугом, а для кого-то чтение «Колобка» или «Незнайки на Луне», наоборот, остаётся тёплым воспоминанием на всю жизнь. К тому же у каждого дома есть свой набор любимых историй. В итоге мы растём в разных условиях и семейных традициях. Поэтому «сказочный кругозор» у каждого свой.
Несмотря на подобные нюансы, сказки считаются универсальным методом воспитания личности.
На каких идеях основана сказкотерапия
Главная идея сказкотерапии — мультифункциональность самих сказок.
Ирина Обудовская выделила шесть основных тезисов, которые объясняют терапевтический потенциал сказок.
Идея №1
Сказка объясняет мироустройство
В выдуманном сюжете заложены представления о жизни и преодолении трудностей, а ещё отражены важные для жизни в социуме понятия: «семья», «труд», «дружба», «взаимовыручка».
Эти знания усваиваются ребёнком как данность и формируют его убеждения, понимание ролевых моделей, которые влияют на его поведение в будущем. А взрослым сказки нередко напоминают о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Идея №2
Сказка — это универсальный метаязык
Благодаря понятным большинству образам и метафорам сказки превращаются в специальный язык, с помощью которого легче обратиться к подсознанию человека. А значит, мы получаем возможность быстрее найти правильные для себя ответы.
Идея №3
Сказка учит выражать чувства и мысли
Через яркие образы, ёмкие метафоры и ассоциации мы учимся понимать и опосредованно выражать свои чувства и потребности, а потом облекать их в конкретные мысли и слова. По сути, это навык рефлексии, который считается базовым инструментом осознанного человека.

Читайте также:
Идея №4
Сказка — это свободное творчество
В сказке нет жёстких правил. Она может закончиться хеппи-эндом или, наоборот, подвести персонажей к проживанию горького опыта.
Изначально сказка — это народное произведение, связанное с жизненным укладом, бытом, традициями. В психотерапии эта форма повествования доступна каждому. Так люди получают возможность написать свою историю, соответствующую их нынешним потребностям и интересам.
Идея №5
Сказка — кладезь разных ресурсов
Сказки напрямую связаны с игрой и творчеством, мудростью, воображением, к тому же они формируют ценности. Это те внутренние ресурсы, которые помогают находить выход из тупиков и затруднительных ситуаций.
Идея №6
Сказка учит и лечит одновременно
Сказки выполняют социально-психологические функции: обучение, развлечение, воспитание. В рамках терапии волшебные истории помогают закрыть эмоциональные потребности человека и утешить внутреннего ребёнка, который живёт в каждом взрослом.
«Рассказывание, слушание или сочинение сказки может иметь терапевтический эффект. Как слушатель, так и читатель всё больше сопереживают герою: вовлекаются в преодоление препятствий вместе с ним, в рефлексию событий и в поиск выхода из затруднительного положения».
Ирина Обудовская
Резюмируем: сказка — эффективный инструмент работы с внутренним миром. Этот вид творчества закрывает сразу несколько задач: от воспитания личности до признания наших глубинных болей. Всё это делает сказку ценным ресурсом для психотерапии.
С какими запросами работает сказкотерапия
Запрос может быть любым, например:
- формирование полезных привычек;
- преодоление прокрастинации;
- работа со страхами;
- помощь в проживании горя;
- разрешение внутреннего конфликта;
- переживание травмы;
- преодоление чувства одиночества или бессилия.

Читайте также:
Также сказки способны помочь в вопросах отношений и наглядно показать, как построить крепкую эмоциональную связь, сохранить доверие или выйти из конфликта.
«Например, с помощью сказки можно описать и проанализировать ожидания клиента, а также привычные поведенческие стратегии („сценарии“) во взаимодействии с потенциальными партнёрами. А ещё можно помочь человеку придумать новую для себя историю, осмысляя желаемые изменения в своём поведении».
Ирина Обудовская
Отношение у взрослых к сказкам бывает неоднозначным. Поэтому важно, чтобы человек был готов работать с этим материалом и открыто иллюстрировать с помощью историй свои боли и переживания. А вот дети обычно включаются в сказкотерапию с энтузиазмом.
«Хотя современные школьники часто не знают классических сказочных сюжетов, в рамках терапии можно использовать персонажей любимых мультфильмов, комиксов и даже компьютерных игр. Например, можно предложить ребёнку сочинить историю о том, как одиноко и тревожно чувствует себя на Земле инопланетное существо Стич или поразмышлять, как малыш поступил бы на месте Лунтика».
Ирина Обудовская
Через ассоциацию с близким персонажем проще раскрыть, о чём болит душа. Так, ребёнок в игровой форме, но под чутким руководством специалиста, сможет заговорить о сложных для себя темах, например:
- о страхах и фобиях;
- о нестабильной или низкой самооценке;
- о сложной адаптации в большом мире;
- об утрате близкого человека;
- о буллинге и конфликтах в садике или школе.

Читайте также:
В итоге сказкотерапия улучшает эмоциональное благополучие ребёнка. При этом метод подходит для работы с разными детьми — в частности, с теми, у кого наблюдается депрессия, черты аутистического спектра, тревожность или гиперактивное поведение.
Какие методы использует сказкотерапевт
Психолог-консультант Евгения Чех отмечает, что в сказкотерапии запрос человека решается через:
- рассказывание истории;
- сочинение сказки;
- постановки с помощью актёрского мастерства или кукольного театра;
- анализ текста;
- рисование сказки.
Уникального протокола или одного сценария для встречи со сказкотерапевтом нет. Сессия строится исходя из индивидуальных задач терапии, особенностей запроса, стадии работы и других нюансов. Но зато некоторые упражнения сказкотерапии можно попробовать самому.
Какие упражнения из сказкотерапии можно выполнить самостоятельно
Ирина Обудовская предлагает попробовать четыре варианта.
Упражнение первое
Вспомните свою любимую сказку. Поразмышляйте над вопросами:
- Что отличает эту сказку от остальных историй, которые вы читали в детстве?
- Чему вас научила эта история?
- Что вы думали о ней раньше и что думаете сейчас?
- Каким персонажам вы особенно сопереживали и почему?
- Какие герои вам нравились, а кто отталкивал, вызывал негативные чувства?

Читайте также:
Погружение в историю, скорее всего, вызовет в вас детские воспоминания, личные радости и переживания и, возможно, подсветит истоки некоторых текущих проблем (например, тревожности).
Если в детстве человек испытывал симпатию к откровенно отрицательным персонажам или, быть может, персонажам-трикстерам, психолог предложит разобраться: почему так? Какие черты и поступки спорных героев вызывали уважение, сочувствие или восторг? Почему проще было ассоциировать себя с персонажами-изгоями, с теми, кого никто не любит? Возможно, ответы помогут увидеть в своём поведении и чувствах сегодня новый значимый бэкграунд.
Кстати, те же вопросы можно обсудить с друзьями. Обычно люди с интересом включаются в такие разговоры, узнавая что-то новое о себе и близком круге.
Упражнение второе
Вспомните героя сказки, который вам особенно нравился, и проанализируйте его как личность. В психологическом расследовании помогут вопросы типа:
- Какой характер у этого персонажа?
- Что умеет герой?
- Чем он близок конкретно вам?
- Чему у него стоит поучиться?
- В каких конкретно ситуациях из реальной жизни вам пригодились бы такие умения?
Кроме того, можно обратить внимание, какие ошибки и почему этот герой совершал. Обижал ли он кого-то своим поведением, мог ли навредить себе и другим конкретными словами и поступками? И если да, то почему всё равно поступил так, а не иначе? Какие цели преследовал? Какие ценности отстаивал? Решите, как вы оцениваете выбор героя в сложных ситуациях, и подумайте, что бы сделали на его месте.
Упражнение третье
Напишите сказку о себе в третьем лице.
«Начать можно с классического захода: „Жила-была девочка, которая, как и я…“ или „Жил-был мальчик, которому, как и мне…“. Или придумайте своё уникальное вступление. События, других персонажей, сюжетную линию вы также вольны создать сами. Главное — опираться на воображение и личный опыт».
Ирина Обудовская
Потом перечитайте и проанализируйте получившуюся историю, ориентируясь на вопросы:
- О чём получилась ваша сказка?
- Нравится ли она вам и почему?
- Как вы относитесь к её герою/героине как читатель?
- Насколько история соответствует вашей жизни?
- Что бы вы хотели изменить в этом повествовании?
Отредактируйте сказку так, чтобы результат вам нравился. И подумайте, какие изменения в своей реальной жизни (пусть и небольшие) вы готовы совершить по мотивам написанной истории.

Читайте также:
Упражнение четвёртое
Попробуйте сочинить небольшую сказку для конкретного случая и человека. Это может быть сказка для «мальчика, которому было трудно учиться» или для «девочки, у которой не получалось завести друзей». В предыдущем упражнении история может завести нас куда угодно, выполняя, скорее, диагностическую функцию. Здесь же человек сочиняет сказку как бы под заказ и может намеренно подвести героя к правильному ответу.
«Сочиняя сюжет, постарайтесь поддержать главного героя, даже если он поначалу вам не нравится. Дайте ему подсказку и/или полезный (а если надо, то и волшебный) предмет, который поможет герою преодолеть трудности».
Ирина Обудовская
И обратите внимание на то, к каким героям у вас больше лежит душа. Пристрастия людей в сказках говорят о тех архетипах, к которым тянется сознание человека. Так происходит с самого детства. Например, когда ребёнок отдаёт симпатию доблестному воину Ивану-царевичу или везучему простаку Ивану-дураку, малыш неосознанно выбирает свой жизненный вектор, тот или иной тип мышления и стратегии поведения.
Сказкотерапия — эффективный подход, который помогает и детям, и взрослым взглянуть внутрь себя, осмыслить глубинные переживания и найти решение проблемы. Главное — подойти к этой практике с открытым сердцем и не бояться выражать свои сложные чувства в, казалось бы, простых сюжетах.