Стили воспитания: какие они бывают и какой из них выбрать
Как стиль воспитания влияет на поведение ребёнка и на что родителям нужно обратить внимание в своём поведении.
Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Freepik / Frantzou Fleurine / Unsplash / Annie для Skillbox Media
Из статьи вы узнаете:
- что такое стиль воспитания;
- какие бывают стили воспитания;
- почему важно ответственно подойти к выбору стиля воспитания;
- что происходит с ребёнком, который растёт в условиях повышенного стресса;
- что нужно развивать в себе родителям.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое стиль воспитания
Стиль воспитания — это способ взаимодействия родителей с ребёнком, определяющий степень контроля, заботы и опеки со стороны родителей, а также присутствие или отсутствие эмоциональной близости.
Читайте также:
Какие стили воспитания бывают
Классификаций много. В зарубежных источниках чаще всего упоминается четыре стиля воспитания: авторитарный, авторитетный, попустительский, невовлечённый.
Авторитарный стиль
Детей воспитывают в строгости, для них существуют правила, которым они должны следовать беспрекословно. Их мнение не спрашивают, за непослушание строго наказывают, а требования к ним завышенные. Обычно в таких семьях не принято проявлять заботу.
В итоге дети умеют лучше других придерживаться правил, при этом им свойственны вспышки агрессии, они не умеют управлять эмоциями и принимать самостоятельные решения, часто плохо социализированы и страдают от низкой самооценки.
Авторитетный стиль
Такие родители создают близкие и заботливые отношения с детьми. В семье поддерживается дисциплина, все правила понятны. Дети могут вносить свои пожелания, которые будут рассмотрены родителями. Делается акцент на поддержке, а не на наказании.
Этот тип воспитания считается самым благоприятным. Дети благодаря ему становятся уверенными в себе, ответственными, у них развита способность к саморегуляции. Они умеют управлять своими эмоциями и хорошо социализированы.
Попустительский стиль
Воспитание с теплотой и заботой по отношению к детям, но при этом у взрослых нет никаких особых ожиданий от детей и взаимоотношения скорее можно назвать дружескими, чем детско-родительскими.
В таких семьях почти нет дисциплины, дети предоставлены сами себе, им не хватает авторитетного взрослого рядом, который направил бы их в правильное русло. У них часто развиваются нездоровые привычки в еде и есть трудности с дисциплиной. Дети могут стать эгоистичными, импульсивными и начать испытывать трудности с саморегуляцией.
Невовлечённый стиль
Таких родителей нельзя назвать заботливыми. Они предоставляют детям полную свободу действия, могут ограничивать свои контакты с ними, не участвовать в их жизни, совсем не контролировать и не предъявлять никаких ожиданий.
Дети в таких семьях вынуждены с ранних лет становиться самодостаточными, так как им приходится полагаться только на себя. Они испытывают трудности с контролем эмоций, используют неэффективные стратегии преодоления трудностей. К тому же им сложно создавать и поддерживать социальные связи.
Виды стилей воспитания — по Эдмонду Эйдемиллеру
Ещё одну популярную классификацию разработал российский психотерапевт, один из основоположников семейной терапии Эдмонд Эйдемиллер. Учёный выделил пять стилей воспитания.
- Гиперпротекция. Следуя такому стилю, родители не проявляют заботу по отношению к ребёнку, они не следят за его физическим и духовным развитием, оставляют без надзора, не требуют от него никакой дисциплины и не контролируют его поведение. В такой семье дети становятся неспособными к самоорганизации, агрессивными и добиваются своих целей обманом или силой.
- Доминирующая гиперпротекция. При этом стиле родители, наоборот, часто придираются к мелочам, слишком много внимания направляют в сторону ребёнка и много запрещают, не давая ему быть самостоятельным.
- Потворствующая гиперпротекция. Родители воспитывают ребёнка как «кумира семьи», во всём потакают, обожают, ничего не запрещают, ему всё сходит с рук. Таким детям свойственно стремление к лидерству и превосходству, но они не знают, как самостоятельно достигать поставленных целей, так как в семье им всё слишком легко достаётся.
- Эмоциональное отвержение. Родители игнорируют потребности ребёнка, часто используют жестокое обращение. Ему постоянно говорят, что с ним что-то не так и что он не оправдывает ожиданий. Родители могут быть раздражительными при общении с ним, избегать его и не проявлять искреннюю любовь. При этом им может казаться, что такое поведение — это проявление заботы и лучший способ воспитания. Дети из таких семей учатся искать и «заслуживать» внимание к себе. Вырастая, они продолжают это делать и в отношениях с другими людьми — им постоянно кажется, что их будут любить, только если они «лезут из кожи вон».
- Повышенная моральная ответственность. Родители предъявляют к ребёнку требования, навязывают ответственность и чувство долга, не соответствующие его возрасту. И в то же время они игнорируют его потребности и интересы. Дети не способны выдержать такой напор ответственности и с возрастом начинают её вовсе избегать.
Почему важно ответственно подойти к выбору стиля воспитания
Для начала стоит сказать, что детей, конечно же, следует воспитывать в стиле, благодаря которому у него сформируется стабильная самооценка, он будет чувствовать себя любимым и важным. Тогда он научится управлять своими эмоциями, быть ответственным, дисциплинированным, уверенным в себе и своих силах.
Но важно не просто выбрать такой стиль воспитания. Желательно проследить, чтобы такого же стиля придерживались не только мама и папа, но и другие значимые взрослые — например, бабушки и дедушки. Иначе ребёнку будет тяжело находиться в обстановке, когда взрослые противоречат друг другу. А единообразный стиль воспитания, наоборот, станет для него хорошей психологической опорой.
Что происходит с ребёнком, который растёт в условиях повышенного стресса
Постоянный контроль, отсутствие поддержки и эмоциональной близости могут уже в младшем школьном возрасте привести к тому, что у ребёнка повысится уровень тревожности, которая способна перерасти в депрессию.
И наоборот, проявление заботливого интереса, поощрение инициативы и уважительное общение с ребёнком сделает его социально активным, смело показывающим себя и свои умения, не боящимся трудностей.
Насилие (психологическое или физическое) по отношению к ребёнку способно привести:
- к отклонениям в его физическом или психическом развитии;
- к ментальным расстройствам;
- к трудностям с адаптацией в социуме;
- к проблемам с созданием собственной семьи во взрослом возрасте;
- к склонности к аддиктивному поведению.
Какие качества нужно развивать родителям в себе
Дети повторяют за взрослыми, поэтому, чтобы ребёнок вырос уверенным, умел брать на себя ответственность и смело шёл по жизни, необходимо показать ему пример.
Вот какие навыки стоит развивать родителям в себе самих:
- Рефлексия и саморефлексия. Это стремление объективно анализировать своё и чужое поведение, признавать свои ошибки и уважительно указывать на ошибки других.
- Умение выстраивать эмоциональную близость. Важно, чтобы в семье царила эмоционально тёплая атмосфера, её члены проявляли искренний интерес и заботу по отношению друг к другу.
- Последовательность в своём поведении. Ребёнку спокойнее находиться в семье, в которой принято, что слова и действия не противоречат друг другу. Если же взрослые сначала говорят одно, а делают другое, то это даёт сигнал — их словам нельзя доверять.
- Умение отслеживать и останавливать свои негативные проекции. Если родитель постоянно проецирует на ребёнка свои негативные проявления, тому приходится чувствовать вину и оправдываться за то, в чём он не виноват. Это негативно сказывается на качестве жизни ребёнка.
- Умение быть командой вместе с другим родителем. Дети не должны быть замешаны в ссорах и разборках родителей. Если один из родителей обидел другого, можно поделиться этим с ребёнком, но при этом не оскорблять супруга и не настраивать ребёнка против второго родителя.
- Умение отслеживать, понимать и выражать свои чувства. Когда родитель понимает и признаёт свои чувства, знает их происхождение и может выразить это понятными словами, ребёнку становится спокойнее, и он учится делать так же.
Не помешает родителям и приобрести знания в области возрастной психологии. У каждого периода в жизни ребёнка есть свои особенности. Если родители будут иметь представления об этом, то им будет легче понимать, что происходит с ребёнком, и предъявлять требования к нему в соответствии с его возможностями.
Даже если один из родителей будет следовать вышеперечисленным рекомендациям, это уже принесёт пользу ребёнку.
Skillbox Kids — онлайн-школа для детей
Учим детей создавать игры, сайты, программировать и делать дизайн. Уроки проходят в игровой форме. Пробный урок — бесплатно!
Узнать больше о школе