Мизантропия: что это и можно ли с ней бороться
Почему она возникает и чем отличается от социофобии.
Кадр: сериал «Доктор Хаус» / NBCUniversal Television Distribution
В этой статье расскажем:
- кто такие мизантропы и как давно люди ими стали;
- почему интровертов и социофобов зря приравнивают к мизантропам;
- что писал о мизантропии гуманист Иммануил Кант;
- какие примеры мизантропии известны в кино и в реальной жизни;
- нужно ли избавляться от мизантропии и как это сделать.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое мизантропия?
Мизантропия — это ненависть, недоверие и отвращение к человечеству. Если расизм, сексизм и другие формы дискриминационных убеждений основаны на ненависти к конкретным группам, то мизантропия — это презрение ко всем homo sapiens. Часто мизантропы испытывают подобные чувства и к себе, но некоторые считают, что они в числе лучших представителей вида.
Откуда появился термин «мизантроп»?
По одной из версий, в русский язык слово «мизантроп» перекочевало из французского благодаря одноимённой пьесе Жан-Батиста Мольера 1666 года.
Главный герой, молодой Альцест, считает, что люди глубоко порочны, лицемерны и жалки в низменных желаниях и злословии. В финале пьесы Альцест, преданный возлюбленной, светской кокеткой, окончательно разочаровывается в обществе и уходит на поиски утопического уголка, где сможет быть кристально честным, искренним и духовно чистым.
Однако Мольер мизантропию не изобрёл: происхождение термина греческое. Слово misanthropia (от miseo — «ненавижу» и antropos — «человек») появилось в литературе ещё во II веке в сочинении «Тимон, или Мизантроп» Лукиана из Самосаты.
Тимон — богатый житель Афин V века до н.э. Мужчина щедро одаривал друзей, пока не оказался среди них самым добрым и самым бедным. Вместе с нищетой пришло осознание: доброты человеческой нет. Без богатства Тимон стал никому не интересен. Разочаровавшись в людях и закрепив за ними статус подлых, неверных льстецов, Тимон уходит на пожизненную самоизоляцию, объявляет себя мизантропом и заявляет: «Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить».
В обоих примерах причиной мизантропии стало глубокое разочарование. Разумные существа, придумавшие себе мораль, религию и законы, говорящие о душе, небесных и подземных царствах, вдруг оборачиваются злыми предателями.
Психологический бэкграунд у литературных героев Мольера и Лукиана разный.
- Альцест выглядит жертвой чёрно-белого мышления или носителем розовых очков. Обеспеченный молодой человек хочет, чтобы не было взяток, лжи и романтических интриг, — разумно. Но абсолютизм этих требований доходит до абсурда. Единственного друга Альцест вычёркивает из близкого круга за то, что тот забыл имя случайного собеседника, но улыбался ему в лицо. Герой не готов на компромиссы: человечество должно полностью «обелиться», иначе оно его не устраивает — так было и до, и после предательства любимой.
- С Тимоном ситуация иная: главная причина его разочарования — детская наивность. Тимон получил ценный урок: люди бывают нечестными и корыстными. Возможно, не все — но проверять Тимон не решился, таков был эффект психологической травмы.
Мизантропия, социофобия, интровертность — в чём разница?
В толкованиях мизантропии часто упоминается избегание людей, поэтому человеконенавистничество приписывают интровертам. Но последние не испытывают презрения к людям, просто часто выбирают общество себя любимых или очень тесного круга близких. Мизантропы в любой ситуации ставят запятую в формуле «Простить нельзя осудить» после второго слова, интроверты — нет.
А ещё интроверты — отличные командные игроки. Для мизантропов совместная работа — пытка.
Социофобия тоже иногда попадает в ряд синонимов мизантропии. Но эти явления очень разные: главная эмоция в первом случае — страх. Социофобы тревожатся от одной мысли о публичном выступлении или участии в большой вечеринке, потому что боятся чужого осуждения. Испытывают стыд за свои потенциальные действия и реакции. Социофобия (зарегистрированное психическое расстройство) проявляется в том числе на уровне тела и неосознанного поведения.
Мизантроп людей не боится, а презирает и ненавидит. Стыд испытывает не за себя, а за всё человечество. И демонстрирует позицию в колких обвинениях или целенаправленных действиях.
Читайте также:
Какие формы может принимать мизантропия?
Иммануил Кант всю жизнь продвигал идею о ценности человека, и антагонистическая тема мизантропии не могла пройти мимо известного философа. По Канту, мизантропы делятся на два типа: «враги» и «беглецы».
Первые ненавидят человечество, желают ему скорейшего вымирания, а иногда и содействуют процессу истребления себе подобных. Вторые не столько ненавидят, сколько жалеют несчастных «грязных» людей за неотвратимую слабость перед пороком. И чтобы не «пачкаться», изолируются от общества.
Черты активной «вражеской» мизантропии есть у Джокера, персонажа комиксов и киновселенной DС. В «Тёмном рыцаре» Кристофера Нолана клоун-анархист не скупится на «комплименты» человечеству:
«Я покажу тебе. Когда у них кончатся деньги, эти цивилизованные люди съедят друг друга. Я не монстр. Я вижу их насквозь».
А в свободное от философских монологов время Джокер использовал все свои таланты, чтобы сократить численность недостойных созданий на планете.
Таксист в одноимённом фильме Мартина Скорсезе страдает от ПТСР и не пренебрегает мизантропными мыслями. В начале ленты герой Роберта Де Ниро избегает общества, предпочитая проводить время на ночных киносеансах и за рулём такси, он — «беглец». Но в ходе сюжета таксист всё больше разочаровывается в людях, пока не переходит на сторону гневных мизантропов-«врагов».
А вот главный герой ситкома «Книжный магазин Блэка» остаётся верен своему избегающему типу. Мужчина управляет магазином подержанных книг, очень любит вино и совсем не любит людей. Особенно — своих клиентов, ведь с ними приходится ещё и общаться:
— Ладно, магазин закрывается, все выметайтесь. Пора идти домой, давайте.
— Сейчас же только без четверти три!
— Да, но это мой магазин, давайте, по домам, всем пока.
— Это не очень-то вежливо!
— Это совсем невежливо, убирайтесь.
— Я ждал лучшего обслуживания!
— Ждите дальше, всем пока. Давайте, праздные негодяи, проваливайте на улицу. До свидания, спасибо, всем пока, возвращайтесь к реальности.
А есть ли примеры знаменитых мизантропов среди реальных людей?
Да. Многие философы, писатели и режиссёры метят своими высказываниями в ряды мизантропов. Вот пара примеров таких личностей:
Никколо Макиавелли
В литературе и исследованиях он часто носит титул отца современной политологии и политической философии. А ещё этот выдающийся итальянский философ и политик XV–XVI веков прославился своими презрительными высказываниями в адрес человечества:
«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива»; «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».
В самом известном своём трактате «Государь» Макиавелли предлагал правителям пореже казнить подданных. И ещё реже — посягать на их имущество, «потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».
Джонатан Свифт
Автор «Приключений Гулливера» стал кумиром миллионов. В том числе — своего коллеги по перу Джорджа Оруэлла. При всей любви к создателю мира лилипутов Оруэлл считал, что Свифт охвачен «всеобщей ненавистью к человечеству» и не способен «видеть в человеческой жизни что-либо, кроме грязи, глупости и порочности».
Сам Свифт всю жизнь разочаровывался и травмировался из-за ужасов англо-ирландского конфликта — голода, войн, дискриминации, — и не скупился на колкие высказывания в адрес людей:
- «…судьба которого (человечества) мне совершенно безразлична, равно как и судьба животного, называющего себя человеком; в роли гуманиста выступать я более не намерен, ибо гуманоидов (многих по крайней мере) я ненавижу больше, чем жаб, гадюк, ос, лис, — можете добавить сюда любого хищника или гада».
- «Самую большую ненависть и отвращение питаю я к существу под названием „человек“».
- «Невозможно представить себе, чтобы такое естественное, необходимое и универсальное явление, как смерть, задумывалось небесами в виде наказания человечеству».
Мизантропом-«врагом» или «беглецом» Свифта назвать нельзя. В историях о Гулливере он выставлял людей жуткими, неприятными существами, но у писателя были друзья, и в некоторых публикациях Свифт пытался добиться справедливости к народу и воззвать к добродетели британского правительства. Пусть любви к людям классику это и не прибавляет.
Егор Летов
Легенда русского панк-рока, лидер «Гражданской обороны», звезда сибирского андерграунда, один из основателей запрещённой теперь в России националистической партии. Мизантропия в этот список вписывается гармонично. Вот что говорил Летов о людях:
- «В моём понимании рок — это движение античеловеческое, антигуманистическое, — некая форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы. Человек — это существо, которое наделено логическим сознанием — и в силу этого не может жить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Поэтому он погружён в прошлое или в будущее. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС живут только дети».
- «Мне больше животные „импонируют“. Я могу это констатировать… Да, я хожу ежедневно в лес, потому что в лесу гораздо лучше, уютнее, реальнее, чем на улицах, в жилищах. В лесу я себя чувствую ДОМА…».
- «Вот с Янкой у нас постоянно происходили свирепые стычки на тему любви к человечеству. Она призывает любить и жалеть человека просто за факт его существования (это я так её понимаю). По мне же человек — изначально это НИЧТО, это — говно в проруби, кукиш в кармане».
- «…все мои ссоры и прочее заподло оттого, что я подхожу к людям с наивысшими требованиями — мол, отчего они не святые? <…> Но, честно говоря, это страшно обидно — почему же все они — не святые?!!! Если могут ими тут же и быть!»
Можно ли излечиться от мизантропии?
Нет, ведь мизантропия не болезнь. Примеры Альцеста, Тимона, Таксиста, Джонатана Свифта, а также доктора Хауса из одноимённого сериала и доктора Кокса из «Клиники», которых тоже часто причисляют к спискам лютых мизантропов, объединяет одно — травма и разочарование. Скептично относиться к человеческой добродетели — нормально, особенно если представители людского племени не раз ранили и обижали.
Если вас регулярно кусают собаки — испытывать любовь к ним трудно, несмотря на мемы и милые рилсы в ленте. То же и с людьми: обиды, разочарование и боль, причинённые homo sapiens, иногда меняют спектр эмоций, испытываемых к человечеству, на негативный.
Но если частые мысли о ненависти мешают карьере и отношениям, ощутимо снижают уровень жизни, можно обратиться к психологу. Да, он тоже человек, и есть риск снова разочароваться. Но избавиться от недоверия к миру и ощущения безнадёжности насчёт человеческого рода — вероятно, достойный риска результат.