Социальная дезадаптация: что это и как её преодолеть
И почему важно оставаться «в контакте» с обществом.
Кадр: фильм «Хорошо быть тихоней» / Summit Entertainment
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое социальная дезадаптация;
- как себя ведут при дезадаптации и какая она бывает;
- как формируется социальная дезадаптация;
- чем дезадаптация опасна;
- что помогает преодолеть дезадаптацию.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое социальная дезадаптация
Социальная дезадаптация — это неспособность человека адаптироваться к условиям жизни в обществе.
Человек с дезадаптацией ощущает дискомфорт в ситуациях, требующих активного взаимодействия с людьми: в семье, на работе, в школе, в гостях и в любых публичных местах.
Как ведут себя люди с социальной дезадаптацией
Дезадаптация на ранних стадиях не всегда заметна, но, прогрессируя, она начинает мешать полноценной жизни. Например, дезадаптация лишает стремления к самореализации, приводит к пассивности в трудных ситуациях, провоцирует страхи и фобии.
Дезадаптация часто характеризуется неадаптивным поведением, при котором человек:
- избегает любых стрессовых ситуаций и взаимодействий;
- прибегает к селфхарму;
- страдает от вспышек агрессии;
- «прячет» настоящие чувства, эмоции и мнения;
- часто мечтает наяву — предпочитает фантазии реальности;
- употребляет психоактивные вещества (наркотики, алкоголь) с целью подавить эмоции или тревогу.
Главный признак неадаптивного поведения — оно не способствует решению проблемы, а помогает избежать столкновения со стрессом. Покажем, как выглядит неадаптивное поведение с доминирующим паттерном избегания.
Старшеклассника подвергают травле в школе. Вместо того чтобы поговорить с обидчиками или попросить поддержки у родителей или учителей, он прогуливает уроки, и его исключают. Или он просит перевода в другую школу без объяснения истинных причин.
Другой пример: взрослый сталкивается с трудностями в отношениях с партнёром. Бытовые конфликты случаются как по расписанию, но человек выбирает не поговорить и выяснить, в чём причина, а «сбежать»: чаще задерживается на работе, уходит ночевать к друзьям, компенсирует недостаток положительных эмоций вечеринками или изменами.
Сбежать, спрятаться, сделать вид, что проблемы не существует, — стандартные сценарии неадаптивного поведения.
Иногда это единственная стратегия выживания. Например, если ребёнок растёт в семье, где прибегают к физическим наказаниям, до определённого возраста решить эту проблему он не может. Тогда психика «прячет» травму, обесценивает её масштабы, чтобы ребёнок меньше страдал, пока не может дать отпор.
Пассивная агрессия — тоже форма избегающего поведения. В таких случаях человек замалчивает свои чувства и негативные эмоции, прячет их или выражает косвенно. Хлопает дверью, даёт обещания и намеренно их не выполняет, прибегает к сарказму или демонстративно игнорирует собеседника.
Всё это — способы предотвратить открытый конфликт и избежать одиночества. Но такое поведение не разрешает ни межличностные, ни внутренние проблемы, а только способствует их развитию.
Также дезадаптивные паттерны поведения могут быть прямым отражением психических расстройств. Например:
- тревожное расстройство провоцирует избегание;
- расстройства аутистического спектра провоцируют самоповреждения и вспышки гнева;
- различные расстройства личности могут вызывать болезненное восприятие критики и, как следствие, приводить к добровольной социальной изоляции.
Какие есть уровни дезадаптации
Доктор социологических наук Лидия Шпак сформулировала следующие признаки дезадаптации:
- ослабление социальных связей, стремление к их разрыву;
- нарушение повседневных взаимодействий — профессиональных, семейных, политических, социокультурных;
- сокращение объёма внерабочих процессов (личных и семейных дел, досуга);
- привыкание к утрате личностно значимого, безразличие к потерям и неудачам;
- притупление способности следовать в повседневной жизни привычным, ранее освоенным социальным «схемам» (реже встречаться с друзьями, забросить любимые пешеходные маршруты).
В зависимости от степени проявления этих признаков Шпак выделяет четыре уровня дезадаптации:
- Ядровый («скрытый») — признаки дезадаптированности ещё не заметны окружающим.
- Неустойчиво восходящий — нарушения социальной адаптации периодически проявляются, их замечают другие.
- Устойчиво восходящий — привычные связи и навыки адаптации рушатся.
- Закрепившийся — признаки дезадаптированности очевидны и напрямую влияют на качество жизни человека.
Дезадаптивная реакция также может быть маркером расстройства адаптации, отмеченного в DSM-5 и МКБ-11. Такое расстройство характеризуется:
- чрезмерным беспокойством о стрессовом событии или его последствиях;
- систематическим обдумыванием стрессора;
- неспособностью адаптироваться к стрессору.
Стрессорами могут выступать внешние и внутренние явления.
- Внутренние стрессоры — психологические травмы, защитные установки и убеждения человека.
- Внешние стрессоры — жизненные ситуации, приводящие к напряжению. Это могут быть серьёзные потрясения — развод, утраты, финансовые кризисы — или бытовые неурядицы, которые оказались очень важны для человека.
Допустим, вы долго готовились к встрече, но сильно опоздали и не оправдали собственных надежд. Если в такой ситуации окажется человек с расстройством адаптации, он, вероятно, не сможет продолжить встречу и будет думать о совершённой ошибке неоправданно долго. Или утратит способность концентрироваться на чём-либо, кроме упущенной возможности.
Почему возникает дезадаптация
Дезадаптация — следствие того, что внутренние ресурсы человека не совпадают с его способностями или социальными требованиями.
Нужно искать работу, нужно строить отношения, нужно заводить новые привычки и избавляться от вредных. Но у человека недостаточно сил для выполнения этих общественных директив или нет понимания, как им следовать.
Также к основным причинам дезадаптации относят:
- педагогическую запущенность (невнимательное, безразличное отношение к ребёнку);
- утрату привычного коллектива из-за длительного пребывания за его пределами (например, попав в больницу на месяц, ребёнок может замкнуться в себе, а после этого присутствие людей рядом начнёт его раздражать);
- конфликт с окружением (вызов обществу, отказ следовать привычным ценностям или поддерживать общую идеологию).
Ещё дезадаптацию провоцируют:
- детские травмы — в частности, физическое и эмоциональное насилие;
- тяжёлый стресс (переезд, увольнение, расставание, утрата, окончание школы или университета);
- психические расстройства.
Адаптация к новым условиям требует времени. Особенно часто проблемы с ней возникают у детей, поэтому отдельного внимания исследователей удостоилась школьная дезадаптация.
Классно-урочная система, общение с учителями и одноклассниками, необходимость следовать строгим коллективным правилам и режиму — стресс для психики детей, привыкших к интенсивной заботе и вниманию родителей. Неудивительно, что знакомство с миром оценок и парт часто сопровождается дезадаптацией.
В зоне повышенного риска дезадаптации — сироты и дети из дисфункциональных семей. Они глубоко усваивают модели семейной жизни, принимают их за норму, а затем, выйдя за пределы знакомого быта, с трудом взаимодействуют с теми, кто рос в более благоприятной среде. С такими же проблемами сталкиваются бывшие заключённые.
Почему дезадаптация опасна
Люди с длительной и непроходящей дезадаптацией не могут строить отношения или карьеру, заводить друзей и новые хобби.
Например, на работе дезадаптивное поведение проявляется:
- в избегании отношений и контактов с коллегами;
- в игнорировании рабочих мероприятий, намеренных опозданиях и неявке на общие собрания;
- в отказе от проектов или должностей, предполагающих коллективную работу.
Такой набор не позволяет продвинуться по карьерной лестнице и снижает профессиональную ценность сотрудника в глазах начальства.
Учёные уверены, что люди, которые ограничивают социальные взаимодействия или вообще в них не вступают, чаще болеют и имеют более высокие показатели смертности.
В наиболее мрачных сценариях дезадаптация приводит к асоциальному поведению и тотальной самоизоляции, нарушениям закона и норм морали. Человек с тяжёлой формой дезадаптации может быть опасен как для себя, так и для окружающих.
Что может помочь при дезадаптации
Неадаптивное поведение зачастую продиктовано внутренними установками и страхами. Поэтому преодолеть дезадаптацию помогает терапия. Найти и принять свои триггеры и травмы, научиться осознавать и защищать личные границы — с этих шагов начинается путь к психологической гибкости и формированию навыков адаптивного поведения.
Читайте также:
Чтобы справиться с неадаптивным поведением, нужно:
- учиться брать ответственность за себя — следить за качеством собственной жизни, не забывать о сбалансированном питании, регулярных физических нагрузках, здоровом сне;
- развивать социальные навыки — чем больше практики, тем меньше тревоги (начать можно с разговоров с соседями, новых знакомств или групповой психотерапии);
- тренироваться в управлении эмоциями — для этого придётся приучить себя искать истинные причины эмоций и поступков, а также говорить о негативных чувствах, учиться справляться с ними, а не прятать неугодное где-то внутри;
- осваивать новое — чаще всего страх основывается на неизвестности, но аккуратно узнавать нюансы и вступать в пугающую сферу полезно.
Если вы боитесь вслух высказывать своё мнение, можно стать немым наблюдателем в книжном онлайн-клубе или в любом другом тематическом объединении, сформировать привычку обдумывать своё мнение, а потом постепенно пробовать его транслировать.
Важный компонент адаптации — активное взаимодействие с окружающими. Значимые личные отношения помогают людям с неадаптивным поведением регулировать мысли, эмоции и поступки.
Отмечены случаи, когда у агрессивных детей цикл дезадаптации начинался в восемь лет и влиял на их дальнейшую жизнь: первичная школьная дезадаптация влекла проблемы с алкоголем и неспособность выбрать профессию, и в итоге человек долго не мог найти работу.
Чтобы такого не случилось, воспитание должно быть ориентировано на ребёнка и стимулировать просоциальное поведение.
Читайте также:
В «здоровом» сценарии родители проявляют внимание к жизни и интересам ребёнка, но не гиперопекают его. Дом становится символом тепла и безопасности, местом, где можно проявлять эмоции и проживать негативные чувства. Подавлять агрессию, грусть и страх вредно и для взрослых, и для детей.
Помните, что чуткое отношение к себе даёт возможность отслеживать внутренние процессы: что мы чувствуем, от чего отдаляемся, почему замыкаемся. При первых «симптомах» дезадаптации не стесняйтесь обратиться к специалисту. Иногда выявление проблемы на ранних стадиях — часть решения и спасение от худших последствий.