Как выбрать профориентолога и где его найти
И какие результаты можно получить от работы с ним — рассказывает основатель сервиса «Дезориентация» Дмитрий Бабкин.
Иллюстрация: Christina Wocintechchat / Unsplash / macrovector/ rawpixel.com / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Кем стать? Бесплатный курс по профориентации
Курс по профессиональному самоопределению для взрослых, который поможет вам решиться на перемены и осознанно выбрать новую профессию.
Пройти курс бесплатноПоговорили с Дмитрием Бабкиным, основателем сервиса профориентации «Дезориентация» о том:
- как превратить свою «боль» в бизнес;
- как правильно выбирать профориентолога;
- какие результаты можно получить от работы с ним.
В первой части интервью Дмитрий рассказал о том, как организм может сигнализировать о потребности сменить профессию и как выглядит формула успеха в поиске работы мечты.
Дмитрий Бабкин
Предприниматель, основатель сервиса профориентации «Дезориентация».
Как превратить свою «боль» в бизнес‑проект
— У тебя самого были сложности с самоопределением или профессиональные кризисы?
— Да, несомненно, мне всегда не хватало знаний о себе. Я очень хотел заниматься предпринимательством, потому что и отец, и многие люди в моём окружении делали бизнес. У меня была насмотренность, но не было никакого понимания о направлении — что за бизнес, для кого, зачем. С 18 до 23 лет я получал образование в консалтинге, но вообще не был уверен, что это моё. Параллельно читал кучу книг про бизнес, смотрел фильмы, вебинары. Я втянулся в эту сферу, но не понимал: какое направление в бизнесе мне подойдёт, в чём я буду успешен.
В это время я много консультировал разных топ-менеджеров на тему карьеры. И видел людей, которые достигли больших результатов в своей нынешней работе, но всё равно хотели что-то изменить. Так же, как и я, они не могли выбрать верный вектор. И тогда я понял, что именно этим и хочу заниматься: создать сервис, который поможет людям найти себя в профессии.
— А если бы родители отвели тебя к профориентологу, как думаешь — был бы ты сейчас успешнее?
— Жалею ли я, что прошёл длинный путь к тому, что мне нравится? Нет. Был бы я более успешен сейчас, если бы мне профессионально помогли на старте? Да, возможно. Быстрее пришёл бы к тому, чем занимаюсь сегодня, и больше бы сделал.
— Почему у твоего проекта такое ироничное название — «Дезориентация»?
— О, это интересная история. Когда мы начали подбирать название, моя подруга, занимающаяся неймингом, посоветовала: только не делайте обычное название. Лучше сделайте что-то запоминающееся. Пусть, например, будет «Дезориентация», и на сайте слог «Дез» зачеркнём. Я послушал этот совет, но он казался слишком экстравагантным, и я оставил его в бэклоге, про запас.
И вот уже дизайн сайта готов, пора покупать домен, а мы всё не можем определиться с названием. Делаем опрос — и «Дезориентация» побеждает с гигантским отрывом.
— На что ты опирался перед запуском проекта? У тебя было какое-то исследование, кастдев?
— Я тогда ещё не знал о самом понятии «кастдев», но опрашивал своих знакомых лично и через социальные сети: довольны ли они своей профессией сейчас, хотят ли поменять, и если да, то воспользовались ли бы таким инструментом? Аудитория была не супер большая, но она давала живой отклик. Я отобрал людей, которые активнее всего включались в обсуждения и выражали своё желание сменить работу, и уже им прицельно стал задавать вопросы из классического кастдева.
Я увидел спрос на сервис по профориентации — причём универсальный, чтобы он подходил для всех возрастов. И спрос был очень большой: мы получили первые записи к специалистам ещё до того, как опубликовали лендинг!
Как искать профориентолога и каких результатов ждать от работы с ним
— Как работает «Дезориентация»?
— Мы работаем с каждым запросом в ручном режиме. Выбираем, кто из более чем 20 наших специалистов лучше поможет человеку в его проблеме. Дальше клиент и профориентолог созваниваются и в течение трёх-пяти видеоконсультаций исследуют возможности и склонности клиента.
— А можно ли узнать всё то же самое о себе с помощью тестов?
— Тесты — это хороший инструмент, но это всегда только первый шаг в работе. Тут нужен индивидуальный подход, конкретные вопросы и человек, который сможет их сформулировать и вовремя задать. Тесты эту проблему не решают. Человеку нужен человек.
Читайте также:
6 тестов для профориентации:
чем различаются, плюсы и минусы
— Как подобрать специалиста по профориентации? На что нужно смотреть?
— На базовое образование — лучше, если оно психологическое или педагогическое и подтверждено реальным опытом работы. Обязательно нужно проверить, какая дополнительная квалификация в профориентации есть у специалиста. И ещё важный вопрос — сколько времени он закладывает на достижение цели с клиентом.
Большинство специалистов достигают целей клиента за три-пять сессий, поэтому если вам предлагают ориентироваться на более долгий или более короткий срок — стоит задуматься над тем, подходит ли вам этот профориентолог. А ещё специалист должен быть заинтересован в результате, потому что клиент, дошедший до финала и получивший ответ на свой вопрос — это показатель качественной работы специалиста.
Читайте также:
— Что клиент получает в финале профориентационной работы?
— В первую очередь — название конкретной профессии, которая будет подходить человеку.
Во-вторых — информацию об этой профессии: какие задачи ему предстоит выполнять, в какой области, какие условия, заработки, перспективы. Это особенно актуально для новых профессий. Ннапример, мой младший брат понятия не имел, что за профессия — UX-исследователь, пока не получил информацию от профориентолога.
В-третьих, в процессе профориентации вы со специалистом намечаете будущую карьерную траекторию: какие навыки нужно прокачать, куда для этого пойти учиться, как попасть на стажировку, в какие компании целиться. Всё это облегчает движение к мечте и делает его структурированным и эффективным.
И ещё очень важно, что в ходе консультаций у человека формируется понимание: почему, по каким признакам эта профессия подходит именно ему. Это ещё одно отличие работы профориентолога от тестов.
Задача профориентолога — не дать клиенту готовое решение на первой сессии, а пройти путь исследования вместе с ним. Тогда человек поймёт, почему эта профессия ему подходит, какие его склонности и интересы она поддерживает, какие критерии при выборе работы ему вообще важны. Чего он хочет от работы — высокий заработок, возможность переехать в другую страну или сделать мир лучше? Осознавая всё это, человек будет учиться и работать успешнее.
Пройдите бесплатный курс «Кем стать?» от Skillbox.
За три часа вы:
- сформулируете важные для вас критерии выбора профессии;
- пройдёте профориентационный тест;
- в подробностях изучите профессии, выбранные при помощи тестирования;
- выполните небольшие задачи, чтобы попробовать себя в новой специальности;
- поработаете с убеждениями, мешающими сделать первый шаг в смене работы;
- сделаете осознанный карьерный выбор.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс