Развитие
#статьи

Как строить карьеру в условиях неопределённости

Что делать тем, кто только начинает карьеру, кто «застрял» на своей работе и кого уволили, — советы карьерного коуча Даши Слётовой.

Иллюстрация: Clem Onojeghuo / Unsplash / yanalya / freepik / rawpixel / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Даша Слётова

Руководитель HR-проектов в «Риалвеб», карьерный коуч ICF.

Как строить карьеру в такие непростые времена? Давайте разберёмся по порядку:


Что такое неопределённость и почему её все боятся

Неопределённость — это состояние, которое мы испытываем, когда у нас нет уверенности относительно своего будущего. Оно возникает в условиях новизны события, недостатка или избытка информации о нём, противоречивости этого события или его малой структурированности.

Состояние неопределённости всегда касается нашего будущего. В этом состоянии нам трудно что-то планировать, принимать решения и действовать.

В последнее время я всё чаще слышу от моих коллег и клиентов такие вопросы:

  • Как можно планировать в такое время?
  • Какие стратегии?
  • Какие долгосрочные планы?

Мне очень нравится фраза, которую в своей книге написала историк Елена Сенявская:

«Человек не выбирает время, в котором он живёт. Но он решает, как ему жить и действовать, к чему стремиться, чем и во имя чего жертвовать». (Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999).

Давайте посмотрим, как можно адаптироваться к неопределённости и оставаться востребованным специалистом даже в условиях, когда ничего не понятно.

«Бей, беги или замри!» Разве нет других вариантов?

Природой в человека заложены три модели поведения в стрессовых ситуациях — бей, беги или замри. Они основаны на инстинктах и не предполагают осмысления происходящего. Пользуясь этими тактиками, животные бездумно нападают на противника, не просчитывая свои шансы на победу; в панике убегают от трудностей или просто замирают, пассивно ожидая, когда всё закончится, и полагаясь на судьбу. Звучит не очень радужно, правда?

Фото: Volodymyr Burdiak / Shutterstock

Хорошая новость в том, что, как разумные существа, люди способны вырабатывать и другие тактики и занимать проактивную позицию.

Что такое проактивная позиция? Быть проактивным — значит принимать ответственность за своё будущее, не перекладывать её на внешние обстоятельства и окружающих. Проактивный человек берёт судьбу в свои руки, а не просто плывёт по течению. Он инициативен, самостоятельно ищет решения, не ждёт указаний и предпринимает обдуманные действия.

Есть вещи, на которые невозможно повлиять, — например, погода или мировой экономический кризис; а есть те, что напрямую зависят от вас. Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать. Как раз одной из таких сфер является ваша карьера.

Что делать, если вы только начинаете карьеру?

  • Составьте список компаний, где востребованы специалисты вашего профиля, и узнайте о возможности стажировок. Стажировка помогает скорректировать вектор образования — вы сможете увидеть реальную кухню профессии.
  • Изучайте информацию о профессии в интернете. На YouTube можно посмотреть видео по типу «A day in the life of…» («Один день из жизни…»), в которых ребята из разных профессий в формате влога показывают, как проходит их рабочий день. Подобные статьи можно поискать на VC, «Хабре» и так далее.
  • Посещайте ярмарки вакансий и различные форумы, на которых можно узнать о новых для себя направлениях, поговорить с профессионалами из сферы. Такие мероприятия часто бывают и в онлайне, и в офлайне.
  • Изучайте вакансии. Хотите знать реальные требования будущих работодателей, с чем вам предстоит работать, какие задачи будут перед вами стоять? Мониторьте вакансии на hh.ru, в телеграм-каналах и на карьерных сайтах интересующих вас компаний.
  • Запишитесь на экспертные курсы. Порой толковый курс может заменить пару лет обучения в вузе, просто потому что там часто преподают практикующие специалисты, которые предлагают учиться сразу на настоящих проектах. Главное — выбирать курс обдуманно. Как я выбираю курсы:
  • Подробно изучаю отзывы о платформе на нескольких специализированных сайтах.
  • Изучаю программу курса: насколько чётко она описана, какие уроки меня ждут, кто преподаёт.
  • Изучаю информацию о преподавателях курса.
  • Узнаю у коллег и знакомых, проходили ли они там обучение, знают ли что-то о платформе.
  • Сравниваю курсы между собой.
  • Развивайте soft skills! Например, если у вас слабо развиты коммуникативные навыки, вам будет сложно эффективно работать в команде, выстраивать отношения с другими. Читайте книги, статьи, смотрите видео, посвящённые конкретному софт-скиллу, больше коммуницируйте, просите обратную связь, будьте ей открыты. Можно даже прописать план развития:
  • Какой навык вы хотите развить? (Например, научиться сохранять полное спокойствие на собеседованиях.) И как вы поймёте, что цель достигнута?
  • Какие у вас есть инструменты? Здесь можно составить список книг, которые вы хотите прочитать, или список тренингов, которые хотите пройти.
  • Как вы будете отслеживать изменения и результаты? Если вы оттачиваете навык коммуникации, можно вести дневник, где вы будете фиксировать, как чувствовали себя в той или иной социальной ситуации, смогли ли ответить на все вопросы и не растеряться, смогли ли подойти и познакомиться с кем-то.
  • В какой срок вы хотите прийти к желаемому результату? Обязательно обозначьте конкретную дату! Это поможет не прокрастинировать и сосредоточиться на цели.

Чем раньше вы начнёте пробовать профессию в деле, тем быстрее поймёте, что действительно ваше, и приобретёте реальный опыт.

Ещё важно, уже будучи студентом, создавать свою сеть контактов, общаться со специалистами из сферы и посещать тематические мероприятия, которые компании устраивают для потенциальных сотрудников.

Что делать, если вы уже работаете, но хотите что-то поменять?

Как действовать человеку, у которого есть стабильная работа, но он понимает, что хочет другого — потерял интерес или его что-то не устраивает.

Шаг 1. Ваша карьера — ваша ответственность

Не ждите, пока будущее придёт к вам, — заботьтесь о вашей карьере уже сейчас. Чтобы добиться успеха, потребуется ваша полная личная ответственность.

Как понять, что вы в полной мере берёте её на себя? Мне нравится один способ, который я недавно вычитала. Вспомните, какие действия по развитию карьеры вы совершали, допустим, за последние полгода. А затем согласитесь или не согласитесь со следующими утверждениями:

  • Я провёл аудит своей карьеры.
  • Я запросил обратную связь о том, какой я специалист, у коллег (это может быть ваш начальник, подчинённые или коллеги вашего уровня).
  • Я проанализировал обратную связь, понял, куда мне двигаться и что развивать.
  • Я усиливаю своё профессиональное портфолио.
  • У меня есть продуманный план действий по развитию карьеры, и я ему следую.
  • Я слежу за карьерными возможностями в своей организации и на рынке.

Если по каждому из этих пунктов вы можете дать утвердительный ответ — отлично. Но если тест выявил расхождение ваших намерений и фактических действий, задумайтесь: не пора ли начать действовать?

Шаг 2. Мыслите как предприниматель

Часто люди думают как клиенты, ожидая, что кто-то предоставит им работу, возможности, решит проблемы и так далее. Намного эффективнее мыслить как предприниматель, потому что такое мышление стимулирует к действиям и поиску решений, может помочь уменьшить сомнения, страх и беспокойство.

Подумайте: что вы можете предложить рынку? Представьте, что вам прямо сейчас нужно искать работу и для этого необходимо разместить объявление о продаже своих навыков на онлайн-платформе, где представлено много других специалистов.

Есть несколько правил:

  • Нельзя указывать прошлого работодателя, поэтому не имеет значения, где вы трудились — в корпорации или в маленьком стартапе.
  • Нельзя также называть свою прошлую должность, поэтому неважно, кто вы — junior-специалист или директор направления.
  • Описание должно быть кратким, не более 200 слов.

Можно перечислить только конкретные навыки. Сосредоточьте внимание на том, чем вы можете помочь потенциальному «покупателю», какие навыки можете ему принести, какие проблемы можете помочь ему решить. То есть для чего вы пригодитесь «покупателю» в его проекте, компании и за какую стоимость (зарплату).

Фото: Anatoliy Karlyuk / Shutterstock

Такое упражнение поможет вам собрать воедино самую важную информацию о вашем опыте, потренирует навыки продаж и поможет сформулировать УТП (уникальное торговое предложение).

Шаг 3. Актуализируйте резюме и портфолио

Если вы давно не обновляли своё резюме и портфолио, то пришло время это сделать. Перед тем как приступить, необходимо посмотреть, владения какими навыками требуют от соискателей работодатели. Для этого можно помониторить вакансии на hh.ru, в телеграм-каналах и так далее. Затем алгоритм действий может быть такой:

  • Проанализируйте, каких именно хард-и софт-скиллов вам не хватает.
  • Подумайте, как вы можете развивать скиллы и получать недостающие знания.
  • Осознанно, ориентируясь на свои цели, прокачивайте эти недостающие вам скиллы, реализовывайте их в своих проектах, формируйте портфолио.

Работодатели в период неопределённости ищут сотрудников, способных быстро адаптироваться к меняющейся среде, обладающих стратегическим видением, нацеленных на развитие.

Шаг 4. Развивайте личный бренд

Когда вы успешно выполните предыдущие шаги (в этом случае — именно «когда», а не «если» 🙂), подумайте о том, что увидят рекрутеры и другие работодатели, когда найдут вас в интернете. Поработайте над своим профилем на LinkedIn (или в другой соцсети, где вы описываете свой опыт), убедитесь, что там размещена актуальная информация о том, какими навыками вы обладаете, чем можете быть полезны и чем хотите заниматься. Чётко опишите задачи, которые хотели бы выполнять, и достигнутые вами результаты.

В развитии личного бренда помогает не только ведение соцсетей, но и выступления на мероприятиях и нетворкинг, поэтому:

  • Старайтесь больше выступать на профессиональных мероприятиях, писать статьи, делиться опытом. Или начните это делать, если никогда не делали.
  • Развивайте сеть профессиональных контактов. Спросите себя: когда вы в последний раз общались с кем-то вне вашей непосредственной повседневной работы? Когда вы в последний раз встречали кого-то нового, кто теперь является постоянной частью вашего круга общения?

Если ответ «давно», то стоит начать коммуницировать больше и с разными людьми. Общайтесь в соцсетях, на тематических форумах, посещайте мероприятия, клубы по интересам, знакомьтесь. Развивайте умения слушать и слышать, вести беседу.

Читайте также:

5 мифов о нетворкинге

Что делать, если вы потеряли работу?

Если вы остались без работы, порядок действий на ближайшее время может быть таким:

  • Постарайтесь успокоиться. Гнев, обида, сожаления никак вам не помогут. Постарайтесь охладить ум, чтобы посмотреть на свою ситуацию объективно. То, что будет дальше происходить с вами и вашей карьерой, — ваша ответственность. То, как вы воспользуетесь этими переменами и что они вам принесут, — тоже ваша ответственность.
  • Проанализируйте собственный опыт и сформулируйте личное УТП (шаги, описанные выше, могут вам в этом помочь).
  • Проанализируйте рынок труда и сопоставьте своё УТП, свой опыт с ожиданиями рынка (с требованиями в вакансиях, с условиями труда и так далее).
  • Обновите резюме. Дополните его своими актуальными достижениями и новыми навыками, приобретёнными в последнее время.

    Если вы готовы рассматривать разные должности, составьте отдельное резюме под каждую отдельную вакансию, сделав акцент на опыте и навыках, которые вы уже когда-то применяли в данной или похожей должности.
  • Нетворкинг. Сообщите о поиске работы своим друзьям и знакомым, которые работают в интересующей вас компании или предметной отрасли. Используйте свою сеть контактов!
  • Активно откликайтесь. Определите для себя основные источники вакансий и работайте с ними. Тщательно выбирайте вакансии и компании, читайте отзывы, изучайте информацию в интернете. Чем больше откликов и собеседований, тем выше вероятность успеха. В среднем на 10 откликов приходится одно приглашение на интервью.
  • Готовьтесь к интервью.

✔️ Ещё раз изучите вакансию, на которую вас пригласили.

✔️ Подумайте, какие у вас есть сильные стороны, как они будут полезны работодателю и как помогут вам в работе. Будьте готовы о них рассказать.

✔️ Подготовьте ответы на часто задаваемые вопросы («Почему вас интересует эта сфера/специализация? Почему вам интересна эта вакансия?» и так далее).

✔️ Изучите информацию о компании, будьте готовы к тому, что вас спросят: «Что вы знаете о нашей компании?»

✔️ Подготовьте свои вопросы.

  • Рефлексируйте. Подумайте: чего вам реально хочется? Подумайте о том, как можно переработать ваш опыт и навыки. Для этого можно вдумчиво ответить на следующие вопросы:
  • Какие навыки с прошлой работы я могу применить в будущем?
  • Какие качества я пока не мог использовать?
  • В каком направлении я хочу развиваться?
  • Насколько мне нравилась моя прошлая работа, насколько она соответствовала моим интересам и запросам?
  • Чем моя новая работа должна отличаться от старой?

Ответы не придут к вам мгновенно, но размышления со временем могут натолкнуть на мысль о том, куда двигаться дальше.

  • Будьте больше, чем ваша работа и карьера. Многие из нас создают свою личность, основываясь на работе и карьере. Но работа и карьера — это только один аспект вашей жизни, одна грань вашей личности и выбранного вами образа жизни. Подумайте, что для вас ценно, помимо работы, и уделите время другим интересам и увлечениям, другим аспектам вашей жизни. У вас должно быть что-то, на что всегда можно опереться, независимо от того, работаете вы сейчас или нет. И тогда ваше психическое здоровье скажет вам спасибо.
Фото: Gonzalo Bell / Shutterstock

Однажды я где-то прочитала высказывание, которое, как мне кажется, будет полезно для всех, кто задумывается о том, как правильно построить карьеру. Звучит оно примерно так:

«Сегодняшнее долгосрочное планирование карьеры заключается не в том, чтобы точно знать, где вы будете в будущем, — слишком много неопределённости, непредсказуемости и изменений, чтобы строить конкретные планы. Однако если вы строите карьеру, которая постоянно расширяет ваш опыт, базу навыков, сеть связей, мышление и возможности, то не имеет значения, с какими именно изменениями вы сталкиваетесь. У вас будет гибкость и способность адаптироваться, чтобы справиться с этими изменениями и построить карьеру, которая имеет смысл для вас на данном рынке».

Надеюсь, в этой статье вы смогли найти то, что вам откликается. И помните: в какой бы ситуации вы сейчас ни находились, то, что будет происходить с вами и вашей карьерой, — это только ваш выбор и ваша ответственность.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована