Как развить словарный запас ребёнка
И как понять, что лексикон пополняется в соответствии с возрастом.
Иллюстрация: jannoon028 / freepik / rawpixel / xvector / Freepik / Jason Blackeye / Susan Holt Simpson / Matthias Heyde / Jason Rosewell / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Все родители обеспокоены тем, когда их ребёнок начинает говорить. Но развитием словарного запаса занимаются немногие, хотя именно в детстве он пополняется активнее всего. Чем больше слов знает и употребляет ребёнок, тем проще ему будет учиться, заводить друзей и познавать мир. Разбираемся, как ему в этом помочь.
Мария Кравцова
Методист по социально-эмоциональному обучению (SEL) онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
От чего зависит объём словарного запаса
На самом деле серьёзную роль тут играют несколько факторов — разберём подробно каждый.
Речевое окружение
Словарный запас ребёнка зависит от того, насколько регулярно вы разговариваете с ним. Причём формироваться лексикон начинает задолго до того, как малыш произносит своё первое слово. Чтобы он был обширным и пополнялся быстро, с детьми нужно много разговаривать с самого рождения.
Психологи из Гарварда проанализировали словарный запас 50 детей и выяснили, что на формирование их языковых навыков влияет именно разнообразие слов (например, не только существительные и междометия, но и прилагательные, различные глаголы и так далее), а не только их количество. Например,
Чтение
Американский писатель и популяризатор науки Джим Трелиз однажды подсчитал, что из 1000 слов в детских книжках примерно 30 — редкие. В то время как из 1000 слов, сказанных ребёнку родителями, редкими будут только 9.
Так что чем чаще вы читаете ребёнку вслух, тем больше шанс, что он запомнит слова, которые вы вряд ли произносите ежедневно. Например, «айсберг», «трепет» или «подлесок». А ещё ежевечернее чтение прививает детям любовь к литературе, что хорошо само по себе.
Когнитивные способности
Исследователи выяснили, что между когнитивными способностями и словарным запасом есть прямая связь, причём взаимная. С одной стороны, дети с более широким словарным запасом показывали лучшие способности к рассуждению, с другой — дети с более высоким уровнем когнитивных способностей показывают лучшие результаты при оценке словарного запаса.
Как понять, что словарный запас ребёнка развивается в соответствии с возрастом
Младенцы осознают, что могут воспроизводить разные звуки, довольно рано — примерно в 4–5 месяцев. Они начинают экспериментировать, по много раз повторяя что-то вроде «бу-бу-бу» или «па-па-па». Эти звуки ещё ничего не означают для ребёнка: так он лишь исследует функции своего тела.
Но постепенно некоторые из звуков закрепляются и обретают смысл. Если ребёнок тянется к маме и в этот момент слышит «мама», то начинает ассоциировать это слово с ней. Постепенно и другие люди, вещи и ситуации обретают собственные обозначения: ба-ба, ва-ва, бух.
Это так называемые лепетные слова, но из них, как из зёрнышек, быстро вырастает настоящий словарный запас. В первые полтора года ребенок ограничивается десятком-другим простых слов вроде «мама» или «ляля», но примерно с двух лет он начинает активно усваивать более сложные конструкции.
Для родителей это выглядит как невероятный скачок в развитии ― будто ребёнок за несколько недель осваивает сотни новых слов. Но на самом деле в этот период происходит их переход из пассивного словарного запаса в активный. Так и проявляются результаты тех долгих разговоров, которые взрослые вели с годовалым малышом.
К двум годам лексикон ребёнка может насчитывать 200–400 слов, а в три года ― 1500, причём малыш начинает составлять из них достаточно сложные предложения. Словарный запас четырёхлетки достигает 1900 слов и позволяет рассказывать о себе, своей семье и игрушках, выражать чувства и желания, описывать мир вокруг себя. Дети к этому возрасту начинают объединять слова в категории и понимают, что «стул» и «кровать» ― это мебель, а «мячик» и «кукла» ― игрушки.
К школе большинство детей расширяют свой запас до 4000–5000 слов, начинают говорить грамматически правильно, используют сравнения и не путаются в падежах.
В 6–7 лет дети должны:
- Уметь назвать действие, изображённое на картинке.
- Понимать логико-грамматические конструкции: активные и пассивные, обратимые и необратимые. Например, «мальчик обидел девочку» — обратимая активная конструкция, так как субъект и объект действия могут поменяться ролями. «Девочка обижена мальчиком» — пассивная обратимая конструкция. А «мальчик съел арбуз» — активная необратимая конструкция, так как субъект и объект не могут поменяться ролями.
- Понимать обратимые предложные конструкции. Например, «ваза на коробке», «в коробке ваза», «ваза за коробкой», «коробка на вазе», «ваза перед коробкой».
- Различать близкие по звучанию слова. Например, «точка» и «дочка».
- Озвучивать свободный ассоциативный ряд: называть разные слова, никак связанные друг с другом и окружающей обстановкой.
- Называть действия: выстраивать свободный ассоциативный ряд из названий разных действий, не связанных друг с другом и окружающей обстановкой.
- Называть животных.
Иногда у детей наблюдается задержка речевого развития. Корни этой проблемы могут лежать и в области неврологии, и в области логопедии, и где-то между. Вот признаки слишком медленного развития речи:
- До года. Ребёнок молчит, не пытается гулить, лепетать и произносить первые слова, не реагирует на обращённую к нему речь.
- 1 год. Ребёнок не понимает часто употребляемых слов, не имитирует звуки речи, не реагирует на обращённые к нему слова и привлекает внимание только плачем.
- 2 года. Ребёнок не проявляет интереса к речевой активности, не использует новые слова и простые фразы вроде «хочу пить», не понимает простейшие вопросы и не может показать изображение на картинке.
- 3 года. Ребёнок не обращается ко взрослым с вопросами и за помощью, не может назвать известные ему предметы. Речь ребёнка непонятна окружающим, но он не стремится донести свои мысли. Не повторяет за взрослыми слова и фразы, не замечает и не умеет исправлять ошибки в своей речи, отстаёт от сверстников.
- 4 года. Ребёнок не ориентируется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени, времени суток, понятиях «сегодня» и «вчера».
- 5–6 лет. Ребёнок не исследует слова с двойным значением — например, крутой день и крутой спуск. Не понимает метафоры и речевые обороты с непрямым значением — например, «навести красоту». Не понимает, как создавать слова из двух основ: самосвал, хлебопечка.
- 7 лет. Не понимает шутки и загадки, не использует абстрактную речь.
Что касается подростков, то их словарный запас составляет примерно 51 тысячу слов к концу обучения в школе. В среднем в школе ребёнок узнаёт по 10 новых слов в день, и, конечно, ему будет гораздо проще их понимать, запоминать и использовать, если и до школы его лексикон активно развивался.
Нужно ли развивать словарный запас
Ребёнок в любом случае освоит основные слова в процессе общения со взрослыми. Но это вовсе не значит, что родители не должны прилагать никаких усилий к пополнению детского лексикона. Богатый словарный запас ― база для развития социально-эмоционального интеллекта и других гибких навыков, без которых не обойтись в жизни: эффективная коммуникация в социуме, работа в команде, понимание своих чувств и эмоций, способность выразить их словами и так далее.
Знание множества прилагательных, устойчивых выражений и синонимов помогает детям познавать мир и усваивать новые знания. Исследования подтверждают, что объём словарного запаса с первого класса влияет на успеваемость. Психологи наблюдали за 900 дошкольниками и выяснили, что дети, чей лексикон был особенно широким, демонстрировали лучшую усидчивость, самоконтроль и коммуникабельность, быстрее находили общий язык со сверстниками, лучше понимали инструкции взрослых и быстрее справлялись с заданиями.
Родители оказывают меньшее влияние на словарный запас подростка, но всё равно могут его расширить. Для этого можно использовать настольные игры для семейных вечеров, например скрэбл и подобные. Также стоит помочь подростку сформировать привычку искать значения незнакомых и сложных слов.
Кроме того, с этим может помочь обсуждение фильмов, сериалов, игр, новой темы в школе и так далее. Например, попросите ребёнка объяснить вам сюжет или механику видеоигры, пересказать параграф из учебника.
Как обогатить речь дошкольника и увеличить его словарный запас
Главный источник новых слов ― это общение с близкими. Книжки и мультики ― это хорошо, но, чтобы дети быстро запоминали новые слова, всё увиденное и прочитанное нужно обсуждать. Чтобы общение было особенно эффективным и словарный запас пополнялся быстро, можно придерживаться следующих правил.
Не упрощайте
Старайтесь использовать в разговоре не только те слова, которые ребёнок уже знает и употребляет, но и понемногу добавлять те, которые ему неизвестны.
Беседуйте как можно чаще
Рассказывайте ребёнку, как прошёл ваш день, спрашивайте, что он сам видел, с кем играл, что узнал. Если ребёнок упомянул игрушку, просите описать её. Если в группе появился новенький, спросите, что ребёнок о нём думает. Обсуждайте мультики, книжки и любой новый опыт.
Объясняйте значение новых слов
Не нужно углубляться в научные термины, говорите максимально понятно. Например, можно сказать, что иней ― это маленькие замёрзшие капельки воды, такие крошечные, что мы не можем их рассмотреть. Тут вам помогут сборники ответов на детские вопросы (их в интернете очень много), детские энциклопедии, картинки и обучающие мультики.
Повторяйте
Новое слово не сразу попадает в активный лексикон. В среднем ребёнку нужно 4–12 раз услышать его в разных предложениях, чтобы начать использовать в повседневной речи.
Добавляйте новые слова в игру
И взрослые, и дети лучше запоминают новую информацию, когда она связана с их увлечениями, эмоциями. Играя в машинки, кукольное чаепитие, школу или кубики, подсказывайте ребёнку новые слова. Если он знает слово «домик», то может усвоить и связанные с ним понятия ― «дворец», «башня» или «забор».
Смотрите мультики
Существует очень много обучающих и развивающих мультиков, которые помогают ребёнку узнать не только новые слова, но и что-то об окружающем мире. Совсем маленьким понравятся «Малышарики», детям от пяти дет ― «Смешарики» и «Три кота», младшеклассникам ― «Фиксики» и «Бумажки». Из мультиков ребёнок также сможет почерпнуть множество новых слов.
Используйте в речи синонимы
Они делают речь богатой и гибкой. Можно сказать, что слон большой, а можно добавить, что он огромный, просто гигантский.
Наблюдайте и комментируйте
Можно вместе с ребёнком рассматривать и описывать картинки в книжках, вид из окна, птиц и деревья в парке. Ещё интереснее придумывать игры, основанные на таких наблюдениях: например, предложить ребёнку найти пять предметов жёлтого цвета или описать пять прохожих. Подключайте все чувства ― вкус, обоняние, осязание. Описывайте звуки, запахи и ощущения, используя как можно больше новых слов. Ребёнок лучше запомнит слово «шершавый», если предложить ему потрогать кору дерева: так слово прочно свяжется с тактильным ощущением. Также можно использовать карточки или кубики с изображениями и придумывать по ним истории. Помимо словарного запаса, такие практики отлично развивают творческое мышление ребенка.
Разбирайте слова на части
Нередко ребёнок может догадаться о значении нового слова, отыскав в нём что-то знакомое. Например, «злоключения» — это как бы приключения, но злые, неприятные. А «наушники» ― это что-то, что надевается на ушки. Такие рассуждения помогут ребёнку понять, как устроен язык.
Познакомьте ребёнка с рифмой
Рифма появляется, когда слова оканчиваются одинаково. Например, «коровка — морковка», «жучок — сверчок». Можно потренироваться, придумывая разнообразные рифмы и даже сочиняя небольшие стишки.
Играйте в словесные игры
Такие игры помогают вывести слова из пассивного запаса в активный, улучшают память и реакцию, помогают детям правильно использовать слова на практике. Вот несколько простых игр, в которые можно играть где угодно и даже без компании, только вдвоём с ребёнком:
- «Тематические слова». Ведущий выбирает какую-то тему ― например, магазин. А игроки называют существительные, которые к ней относятся, ― покупки, кассир, тележка, деньги.
- «Я вижу». Один игрок выбирает какой-то объект в поле зрения и описывает его, не называя («Я вижу что-то синее, квадратное, мягкое, с жёлтыми ножками, оно стоит в углу»). А второй должен угадать, о чём идёт речь («Так это же кресло!»). Потом игроки меняются местами.
- «Что может быть?». Вы называете прилагательное, а ребёнок — подходящие к нему существительные. Например, «сладкое». Что может быть сладким? Сахар, арбуз, торт, шоколад. Что может быть зелёным? Трава, светофор, виноград, мамина куртка.
Словарный запас развивается не только в детстве ― его можно увеличивать практически всю жизнь. Чем образованней человек, чем больше он учится и читает, тем шире его лексикон. Высшее образование добавляет в среднем 6000 слов, а учёная степень ― ещё 5000. Любовь к чтению и интерес к учёбе, привитые в детстве, могут помогать увеличивать словарный запас на протяжении всей жизни.
Skillbox Kids — онлайн-школа для детей
Учим детей создавать игры, сайты, программировать и делать дизайн. Уроки проходят в игровой форме. Пробный урок — бесплатно!
Узнать больше о школе