Развитие
#статьи

5 мифов о нетворкинге

Как получить максимум от новых знакомств — рассказывает Катя Жукова, менеджер по развитию HR-бренда digital-агентства «Риалвеб».

Кадр: мультфильм «Шрек Третий» / DreamWorks Animation

Катя Жукова

Менеджер по развитию HR-бренда digital-агентства «Риалвеб».

В статье разоблачаем главные мифы о нетворкинге:


Тема формирования правильного окружения актуальна в любые времена, но в сложные — особенно. Это и есть нетворкинг — создание и выстраивание долгосрочных и качественных отношений, основанных на взаимопомощи.

Судя по статистике из сервиса Wordstat от Яндекс, интерес пользователей к поисковому запросу «нетворкинг» за последний год вырос почти в два раза.

Скриншот: «Яндекс.Вордстат»

Цифры подтверждают субъективное ощущение: несмотря на всё происходящее, в крупных городах продолжают происходить нетворк-вечеринки разных масштабов. Да и в онлайне ещё с 2020 года формировались тысячи сообществ и профессиональных чатов со своими zoom-тусовками.

Популяризации культуры нетворкинга в России помог сервис для дружеских и профессиональных знакомств Random Coffee. Уже четыре года ребята знакомят друг с другом самых разных людей и делятся тематическим образовательным контентом — например, о том, как эффектно представиться при первом знакомстве и поддерживать отношения.

Но тренд разделяют не все. Как человек, который занимается нетворк-ивентами и формированием комьюнити профессионально, я не раз сталкивалась с вопросами:

  • Зачем это нужно?
  • Зачем тратить время на случайных людей, которые мне не друзья и не коллеги?
  • Какую пользу я получу здесь и сейчас?
  • Да я и так всё знаю, что мне с ними обсуждать?

Здесь важно пояснить, что нетворкинг отличается от просто дружеских отношений тем, что за ним стоит какая-то конкретная цель — например, обрести авторитет в профессиональном сообществе. Но знакомство исключительно в корыстных целях и мимолётный обмен визитками — всё-таки не нетворкинг. Нетворкинг — это экологичное общение с заботой о личных границах, обменом идеями и пользой для всех. Результат — социальный капитал, ваше главное богатство.

Поэтому давайте разрешим некоторые вопросы вокруг нетворкинга и порассуждаем о сформировавшихся мифах.

Дисклеймер: я не нетворк-гуру в белом пальто и тоже прогуливаю важные мероприятия, если чувствую, что нет ресурса. Нетворкинг, как и любое социальное взаимодействие, требует энергии. Если она на нуле, лучше сначала подзарядить батарейки в спокойной обстановке, чем страдать среди активных людей, жаждущих общения.

Миф №1


Это слишком поверхностные знакомства, которые не приносят пользы

Такое мнение я часто слышу от ребят, чья работа связана с достижением измеримых бизнес-результатов. И они правы: по теории вероятности знакомство действительно может быть не самым удачным. Подтверждаю это как активный пользователь Random Coffee, сходивший на десятки встреч. Даже если есть общие темы, вы можете не сойтись с собеседником по вайбу — и это нормально.

С опытом я научилась влиять на эффективность встречи, заранее определять её цели и портрет будущего знакомого. Повышать шансы на удачную встречу можно с помощью той же теории вероятности и знакомиться с большим количеством людей в местах их высокой концентрации. Например, на тематических нетворк-тусовках, образовательных лекциях и так далее.

3 вопроса самому себе, которые помогут спрогнозировать эффективность встречи:

  • Узнать как можно больше информации о мероприятии: кто организаторы, кто выступает, кто гости?
  • Сопоставить свои профессиональные цели с аудиторией: можем ли мы помочь решить задачи друг друга?
  • Есть ли у меня прямо сейчас силы, время и возможность помогать другим людям?

Всегда стоит добавить к списку свои вопросы — можно даже сделать это в комментариях к этой статье!

Вернёмся к вопросу полезных знакомств. Вместе с коллегами из «Риалвеб», Аней Лукояновой и Лерой Лиштван, мы начали делать локальное диджитал-комьюнити «Прости, что голосом», чтобы объединить диджитал-специалистов из Санкт-Петербурга и повысить шансы на классные знакомства. Мы собираемся офлайн, чтобы послушать спикеров, обсудить общие профессиональные и не только темы, и это уже привело к интересным коллаборациям.

Вот несколько историй о том, как обычные знакомства стали чем-то большим.

Дарья Василевская

CMO Adsup.me

«Да, обычно любая нетворк-встреча перерастает в какие-то проекты, выступления, дружбу. Как пример: я встретилась с одним пиарщиком в баре — и это вылилось в один из проектов по типу бара в большом городе, который я собираюсь снимать, а посещение одной из диджитал-вечеринок привело к статье о взаимодействии агентств и рекламодателей».

Лилия

проджект-менеджер и фотограф

«У меня есть канал в телеге про надписи и арт в Питере. Я его делала для себя, но после одной случайной и мимолётной встречи у меня появилось желание развиваться в этом направлении. Триггером стала экскурсия по стрит-арту, где была художница, которая вдохновила меня своим примером».

Если личный опыт для кого-то не аргумент, предлагаю вспомнить множество художественных произведений, где к поворотному моменту приводит случайная встреча. Уверена, в реальном мире «Невероятных жизней Уолтера Митти» ещё больше, чем на страницах книг. Найдите историю, которая вдохновит вас на новые знакомства, и волшебство произойдёт и в вашей жизни.

Миф №2


Это для тусовщиков, которые любят шумные компании

Первое, что может прийти в голову, когда речь заходит о выстраивании сети полезных знакомств, — толпа людей, которые живо и энергично что-то обсуждают, хлопают друг друга по плечу и договариваются о будущей встрече на ланче. Не самая комфортная обстановка для тех, кто не любит большие компании и активную светскую жизнь.

Обнимаю вас и понимаю. Но это не повод отказываться от нетворк-встреч, ведь их форматы могут быть самыми разными. Например, мы в «Прости, что голосом» не преследуем цель собирать масштабные тусовки. Наш стиль — скорее, ламповая встреча. Мы тестируем разные форматы, чтобы перезнакомить ребят. Часто участники разбиваются на группы в 5–6 человек, где происходит уже более камерное общение. После встречи они объединяются по интересам и продолжают общаться небольшими компаниями, ходят на концерты или выставки. Меня дополнит Лиза Успенская, IT-рекрутер/HR Nimax:


«Сама несколько раз наблюдала картину, когда интроверты встречали друг друга на таких тусовках и кучковались, находили общие точки и делали совместные проекты или активности. Так что такие мероприятия точно помогут найти собеседника по духу».

После первого «Прости, что голосом» наш гость, SMM-специалист Никита, пошутил, что вечеринка «закрыла его план по социализации». Тогда я попросила ответить его на вопрос, подходят ли нетворк-встречи для ребят, которые причисляют себя к интровертам:


«Да, вполне подходят. Скажу больше: это зачастую куда лучший вариант, чем стандартный поход в бар. Люди из digital-сферы мне ближе и понятней, проще завязать разговор, общие темы уже есть, плюс под это заточен сам формат. В итоге закрываешь гештальт по общению и социализации, находишь полезных людей или сам оказываешься кому-то полезен».

Если офлайн-формат вам не подходит, то можно социализироваться и используя онлайн-инструменты — например, социальные сети. Для профессиональных знакомств хорошо подходят LinkedIn, «Фейсбук»* и каналы в Telegram.

Из личного опыта: классные знакомства в онлайне мне удавалось находить, когда я откликалась на посты в ленте. Кто-то искал исполнителя для нетривиальной задачи — я рекомендовала подходящего по скиллам знакомого. Кто-то предлагал поучаствовать в кастдеве интересного продукта — охотно откликалась. В дальнейшем мы с этими людьми не раз помогали друг другу в рабочих задачах, хотя так и не встретились в офлайне.

Нетворкинг многогранен — комфортный формат найдётся для каждого.

Миф №3


Это для сверхлюдей, а я никому не интересен

«О чём я буду разговаривать с небожителями», — лишь одно из тысячи возражений от тех, кто привык отказываться от деловых и светских мероприятий. Но это ложное представление.

Чтобы найти тему для обсуждения с любым человеком, важна не эрудиция, а искусство самопрезентации — то, как человек преподносит себя при знакомстве.

3 совета, которые помогут создать о себе нужное впечатление:

  • Отрепетированный elevator pitch — ваш рассказ в паре предложений о том, чем вы занимаетесь и какие задачи решаете, с чем можете помочь. В интернете много советов о том, как его составить.
  • Несколько тем для короткого разговора, в которых вы разбираетесь.
  • Пара интересных историй в запасе, которыми можно зацепить собеседника.

Нетворкинг — это своего рода публичное выступление, которого по разным причинам боятся многие. Одно из лучших средств по борьбе со страхом — подготовка. К нетворкингу можно и нужно готовиться, репетировать речь и прогнозировать потенциальные вопросы к вам.

Есть фраза, которую кому только не приписывают: «Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться». В этом и суть нетворкинга — формировать вокруг себя окружение, которое помогает достигать ваших целей и вдохновляет вас. Важно фокусироваться на своих преимуществах и помнить о том, что вы можете дать взамен.

Миф №4


Это что-то на богатом

Да, большая часть ивентов платная, как и вход во многие комьюнити.

Например, сообщество менторства и инвестиций heg.ai обойдётся вам в 60 000 рублей за квартал, а билеты на профессиональные нетворк-тусовки стоят от ~1000 рублей до бесконечности. Организаторы сообществ ставят такой финансовый фильтр, чтобы привлечь людей с серьёзными намерениями. Как правило, это сообщества для предпринимателей и топ-менеджеров.

Но есть мероприятия и сообщества со свободным входом. Вот рекомендации, как их найти:

  • Выберите компании или личности, которые вам интересны, подпишитесь на их блоги. Время от времени все делают митапы, фан-встречи, дни открытых дверей, хакатоны и другие замечательные мероприятия, куда можно попасть бесплатно и найти там единомышленников.
  • Заглядывайте в агрегаторы событий: специальный раздел на «Фейсбук»*, Timepad, тематические блоги. Например, книжные магазины и библиотеки делают встречи с авторами и медийными персонами, чем привлекают классную аудиторию.
  • Используйте социальный капитал: договоритесь с приятелями отправлять друг другу интересные анонсы и обмениваться вписками.

Если есть желание делиться знаниями и выступать — становитесь спикерами. Для них посещение ивента обычно бесплатное и может даже оплачиваться. Попробуйте связаться с организаторами и предложить тему для выступления.

Если хочется не только найти классные знакомства, но и погрузиться поглубже в сферу мероприятий и сообществ, то от всего сердца рекомендую волонтёрство. За набором помощников на самые разные ивенты в Санкт-Петербурге и иногда в Москве можно следить в группе VK «Команда волонтеров». Но это уже больше, чем нетворкинг 😊

Нетворкинг может происходить на поле для гольфа, а может и за барной стойкой. Уровень финансов — вообще не повод откладывать расширение сети знакомств.

А ещё: ни на что не намекаю, но наш проект «Прости, что голосом» — бесплатный.

Миф №5


Раньше надо было начинать, сейчас поезд уже ушёл

Никогда не поздно начать.Это говорят вообще все ребята из комьюнити. Например, Настя, проектный менеджер контентной платформы «Пульс»:


«Нетворкинг — очень классный инструмент, который не имеет возрастных рамок».

Полностью согласна — демографические признаки не имеют значения, когда на первый план выходят общие интересы, цели и ценности. Да, крепкие связи формируются годами, и нетворкинг — это долгосрочные отношения. Но, как мы уже выяснили, и случайные знакомства могут оборачиваться совместными рабочими проектами.

Мой личный рекордсмен по таким историям — Аня Лукоянова, соорганизатор «Прости, что голосом» и обладательница таланта находить полезные профессиональные партнёрства в любой ситуации. Вот её рассказ:


«Когда я пару лет назад активно сидела в „Тиндере“, у меня завязалась смешная переписка. Мы встретились и подружились, человек оказался очень крутым моушн-дизайнером. Я рассказала ему, что с удовольствием бы занималась социальной рекламой. Через пару месяцев он знакомится через „Тиндер“ с другой девушкой, а она как раз открывала агентство, ориентированное на социальный маркетинг. В итоге он меня с ней свёл, а дальше дело техники: пара телефонных разговоров — и вот я увольняюсь с прошлой работы и иду творить добро».

Вдохновляет, правда? И вот несколько рекомендаций для тех, кто всё-таки решился.

Выход в свет

1. Определите свои профессиональные цели. Исходя из них, представьте себе примерный портрет будущих знакомых. Выберите офлайн- или онлайн-мероприятия, на которых их можно найти. О том, как спрогнозировать пользу от встречи, я рассказывала в мифе №1.

2. Подготовьте ответы на вопросы:

  • Кто вы?
  • Какие задачи решаете?
  • Чем сможете помочь?

Облеките это в короткий elevator pitch на пару предложений, отрепетируйте устно и закрепите в описании профиля на LinkedIn. Пусть это будет началом личного бренда. В мифе №1 я рассказывала подробнее, что ещё поможет вам при знакомстве.

3. Тренируйте память, чтобы запоминать лица, имена и род занятий ваших собеседников. Рекомендую вести заметки и писать краткое резюме встречи с напоминанием, кто и с чем должен к вам вернуться. В идеале — сразу договаривайтесь о следующей встрече или звонке.

4. Будьте открытыми, отбросьте стереотипы, принимайте разные мнения и развивайте навык эмпатии.

5. Делитесь с людьми материалами по интересной вам обоим теме, приглашайте их на мероприятия и помогайте тем, в чём хороши вы сами. Не пропадайте и поддерживайте отношения: обычно это самое сложное.

И последнее.

Понимаю тех, для кого мифы так и останутся реальными опасениями. Нетворкинг — это действительно сложно эмоционально и физически. После тяжёлого рабочего дня часто хочется помолчать, особенно если работа связана с коммуникацией. А ещё светская жизнь — это финансовая нагрузка, ведь даже на бесплатном мероприятии нужно обедать и пить кофе.

Но социальный капитал — волшебная штука, которая меняет жизнь и открывает новые горизонты. Во многом благодаря нетворкингу я занимаюсь тем, что мне действительно нравится, в окружении невероятных людей. Разобраться с внутренними возражениями по поводу нетворкинга и включить его в свою жизнь может быть проще, чем вы думаете. Это круто и стоит того.

Если вам тоже знакомы какие-то мифы о нетворкинге или у вас вообще иная точка зрения на этот счёт, обязательно расскажите об этом. Во всех социальных сетях меня можно найти под ником @kdzhukova — стучитесь с любыми вопросами и предложениями, всегда рада новым знакомствам. Увидимся!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».


Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована