Развитие
#Интервью

Как вырасти из джуна до топа и можно ли с улицы прийти работать в «Газпром»

Рассказывает карьерный консультант Пётр Липов.

Andrea Piacquadio/ Pexels / Дима Руденок для Skillbox media

Краткая справка

Пётр Липов

Карьерный консультант, сертифицированный коуч ECF, управляющий партнёр кадрового бутика J&P Executive.

В интервью Пётр рассказал:


— Ситуация с коронавирусом, с пандемией повлияла на рынок вакансий? Всё стало плохо? Или где-то, наоборот, стало лучше?

— Повлияла. Но не везде, не во всех сегментах. На рядовые позиции спрос не упал, а перераспределился. Закрытие общепита и ретейлеров высвободило очень много рук — но они не пропали, им тут же нашлось применение в доставке, например.

С другой стороны, многие проекты, которые должны были состояться, — не состоялись. Сейчас нет массовых сокращений или увольнений. Скорее, у многих кандидатов сроки поиска работы неестественно затянулись. Кто-то уже был готов выйти, но что-то пошло не так.

По топовому сегменту сильного падения спроса не было. Мы работаем как раз с этим сегментом, и я вижу единичные случаи, когда компании применяют такие неблаговидные практики, как уволить одного топа и нанять человека подешевле. Самый дорогой сегмент пострадал меньше всего. Очень узкая страта наиболее востребованных дорогих кандидатов вообще не заметила «ковидных» проблем: такие специалисты как были нарасхват, так и остались.

— Какие отрасли сейчас хорошо себя чувствуют?

— Очень хорошо себя чувствовал, чувствует и будет чувствовать весь e-com и вообще диджитальные сервисы: FoodTech, EdTech, FinTech. А ещё сервисы доставки, логистика, фарма и агропром — всё это как раз расцвело в пандемию. В целом — хорошо тем, кто успел перейти на цифровые и «безлюдные» модели бизнеса. Поэтому так бурно развивается, например, тема дарксторов или растёт спрос на руководителей home delivery.

С улицы в «Газпром»

— Многие считают, что найти классную, высокооплачиваемую работу нереально. Надо иметь либо богатых родителей, либо связи, желательно ещё быть жителем столицы. Вы согласны с этим?

— Абсолютно обычный человек при соблюдении определённых алгоритмов и карьерных принципов вполне может добраться до той вершины, которую сам себе разрешит. Большие публичные компании с громкими именами вовсе не так закрыты, как кажется на первый взгляд.

Фото: личная страница Петра в Instagram*

Компании, куда вы, скорее всего, не попадёте или попадёте, но не сможете сделать карьеры, — это семейный бизнес. Семейные бизнесы могут быть любого масштаба — и маленькими, и крупными. Но там сложно расти, вам надо быть частью специфической системы — родственником.

Можно ли с улицы прийти, например, в «Газпром»? Конечно, можно. У меня у самого такая история была, так что могу подтвердить это на собственном опыте.

Резюме как входной билет

— Если кто-то увидел заветную вакансию в «Газпроме» или какой-то ещё компании своей мечты, как дальше действовать? Как прокачать своё резюме? Как подготовиться к интервью?

— В целом принцип такой — вы находитесь на рынке, вы продаёте свой труд, вы продаёте результат. Термин «рынок» означает, что здесь действуют рыночные правила, есть конъюнктура, тренды, ценовые игры, принципы переговоров. Однако компаниям разного типа и уровня развития нужен разный «товар». Если говорить про типичную «оранжевую», бизнесовую компанию, она покупает громкие кейсы с хорошим результатом.

Резюме, как бы то ни было, стоит писать не в жанре «что делал», а в жанре «чего добился», причём с конкретикой, например, как именно изменились показатели продаж или выросла доля рынка под вашим руководством. Больше цифр, больше конкретики и больше акцента на интересы ваших стейкхолдеров. Скомпоновав резюме по такому принципу, вы сможете подготовиться и к интервью. Резюме — это входной билет на собеседование, но не гарантия того, что вы хорошо его пройдёте.

Существует множество специфических техник подготовки к интервью. Есть модели структурирования своей презентации, есть разного рода HR-технологии, о которых стоит предварительно узнать. Но главное — ясно осознавать свою будущую роль в компании, чётко понимать ту пользу, которую вы можете принести. Ещё важно понимать, насколько ваш опыт пригодится компании. Далеко не всегда от нового человека требуется какой-то рациональный результат. Где-то задачи процессные, где-то политические.

Каждый отдельный случай требует серьёзного изучения и большой подготовки. Надо понимать не только тонкости своей функциональной области, но и что сейчас происходит с бизнесом той компании, где вы хотите работать. Что происходит с её конкурентами, и ещё множество факторов. Чем выше ваша позиция — тем лучше вы должны представлять этот контекст. Шире и точнее. Неплохо будет даже узнать персоналии в этой компании и их проекты.

«Просите, и дано будет вам»

— Человек хорошо прошёл интервью и попал в компанию мечты. Что дальше? Как ему выстроить свой карьерный путь? Просто ждать, что его заметят? Увидят, что он классно работает, и всё произойдет само собой?

— Это одно из главных заблуждений: увидят, что ты круто работаешь, и всё будет хорошо. Чаще всего не увидят, а если и увидят, то совершенно не факт, что повысят, — если наш карьерист никак не выразит свой волевой порыв.

Я бы сказал, что первая задача — выявление ваших реальных стейкхолдеров. Кто является потребителем продукта, который вы своим трудом создаёте? Для кого он выгоден? Это не обязательно ваш непосредственный руководитель. Прежде всего это руководитель вашего руководителя. Это могут быть и коллеги с параллельными функциями и внешние контрагенты. Коллективное мнение этих людей будет влиять на ваши дальнейшие шансы в компании.

Есть формальный держатель процесса — HR. У них есть инструменты вроде управления резервом и внутренних карьерных программ. Этим надо аккуратно, но активно интересоваться и с этой службой дружить. Важно и создавать результат, и делать так, чтобы все, кто должны его увидеть, — это увидели. А просто ждать и рассчитывать на некое чудо точно не стоит.

В некоторых ситуациях не возбраняется прямо заявить руководству, что вы созрели для повышения. Предъявить документы продемонстрировать цифры, показать презентации.

Фото: личная страница Петра в Instagram*

— То есть всё-таки стоит просить о повышении? Многие ведь считают, что, если руководитель может вас повысить, он это сделает, а просить бессмысленно.

— Стучитесь и откроется. Просить можно не из позиции просителя, а из позиции партнёра. Вы будете выглядеть совершенно по-другому. И ещё — как правило, работник не видит всей ситуации, он видит только верхушку айсберга. А руководитель владеет полным объёмом информации. Поэтому заранее себе говорить «нет» за этого человека точно не стоит. Это как раз те случаи, которые я называю «а попробовать-то надо».

— Вот человека повысили один раз, второй. А как вырасти от начальной позиции до топа в компании? Такое вообще возможно?

— Разумеется, такое возможно. Есть много примеров. Я могу сказать так: нанимают за hard skills, а повышают за soft skills. Поэтому чем ваша совокупность soft skills будет ближе к конъюнктуре компании, тем быстрее состоится рост.

— Пётр, вы много лет работали HR. Лично вы на какие качества сотрудников обращали внимания при трудоустройстве? Может быть, это не только профессиональные качества, но и психологический портрет?

— Редко можно выделить общие качества, которые характерны для всех успешных сотрудников. Но в целом, человек должен ясно представлять свои цели и ясно аргументировать свой выбор — это выражается в ответе на стандартный вопрос: «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?»

Банальный, казалось бы вопрос, но на него можно получить очень информативный ответ. Если человек понимает, зачем он пришел, если внятно представляет свои потребности на два-три года, или на 5–7 лет, если его позиция чуть выше — с этим человеком можно работать.

Вторая базовая вещь — это знание контекста, хотя бы общее знание того бизнеса, куда он приходит. Принимает он правила игры или нет. Изучил ли он всё о компании перед тем, как сюда пришел, или не потрудился этого сделать. И ещё это склонность или отсутствие склонности ко лжи. Для этого тоже есть экспресс-методы проверки. Резюмирую: главное — внятность запроса, честность и профессиональная экспертиза.

Индекс туалета

— Допустим, человек получил предложение от компании. Можно ли по каким-то косвенным признакам во время собеседования или даже до него понять, что всё-таки не стоит туда трудоустраиваться? Что должно насторожить?

— Есть несколько очевидных и типичных признаков. Первым делом надо перед интервью обязательно погуглить ресурс типа BlackJob и посмотреть, что там пишут в отзывах. Если про компанию отзывы сплошь хорошие, идеальные и нет ни одного негативного отзыва, то уже можно задуматься. Потому что тут налицо работа антикризисных специалистов, почистивших большое количество негатива из Сети.

Ещё один признак — это замученного вида HR-специалист. Есть такой термин — «глаза не горят». Если у HR глаза не горят, он какой-то безжизненный, сам не свой, можно предположить, что у него большой поток. Люди идут конвейером. И в этом мало хорошего.

Можно в целом посмотреть на обстановку в компании. Где её офис находится, что за люди по нему ходят. В какой манере между собой общаются. Какое состояние у туалетов. Как ни странно, это очень важный показатель.

Но обычно, если в компании явная проблема, это становится понятно на этапе гугления.

Взгляд в будущее

— Наверняка вы следите за всеми трендами. Если кто-то сейчас собирается сменить сферу деятельности или только выходит на рынок труда, в какую сторону смотреть? Какие профессии сейчас актуальны и перспективны?

— Есть несколько сегментов, которые очень хорошо рванули во время ковида. Они будут расти и дальше. Как ни странно, один из них — агросегмент. Сельское хозяйство и всё, что вокруг него, включая производство удобрений и сельскохозяйственной техники. Эта сфера, которая очень быстро технологизируется. Это уже не какой-то колхоз, а вполне технологичные предприятия, где задействованы серьёзные математические расчёты, где построены интеллектуальные системы управления бизнесом. Сейчас там много денег, хорошие доходы, а будет ещё больше.

Со студентами ЛЭТИ после лекции «Реалии рынка труда и лайфхаки трудоустройства»
Фото: личная страница Петра в Instagram*

Ещё один сегмент, который растет и вырастет ещё больше — это фарма. Товары для здоровья, всё, что поддерживает ЗОЖ в разных проявлениях, — это тоже очень перспективно.

И третья отрасль, которая будет проходить чуть более длинный цикл трансформации, — это наши крупные предприятия. Процесс, который сейчас называют цифровой трансформацией, заметен в этих компаниях невооруженным глазом. Я думаю, что через 3–4 года тренд развернётся в полной мере, и мы увидим там много интересных проектов.

Конечно, ещё ретейл, куда без него. Ретейл — сфера, где цифровая трансформация идёт очень активно, а кое-где она уже завершилась. Это место, где очень быстрые карьеры, очень хорошие деньги. Там жизнь бурлит. Поэтому если хочется чего-то быстрого, весёлого и зажигательного — это в ретейл.

Что касается конкретных позиций, то всё, что вокруг маркетинга, вокруг управления большими данными, — это всё в топе. И спрос здесь будет всё более разнообразным.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована