Развитие
#статьи

Как учить иностранные языки взрослым: методики, приложения

И действительно ли всем необходимо учиться с помощью современных технологий.

Иллюстрация: rawpixel / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Алиса Сергеева

Основатель онлайн-школы «Финский с Алисой». Окончила филологический факультет РГПУ имени А. И. Герцена по специальности «Русский язык как иностранный и финский язык» (бакалавриат) и «Лингвокультурология» (магистратура), магистр педагогических наук. Изучала финский язык в университетах г. Вааса и г. Йювяскюля (Финляндия).

Из статьи вы узнаете:


Стоит ли начинать, если мне уже за 40?

Часто я слышу:

  • «Зачем мне иностранный язык? Не тот возраст, я уже немолод».
  • «Мне уже далеко за 40 лет, уже все».
  • «Мне поздно изучать языки».

На самом деле изучать языки никогда не поздно. Главное — понять, зачем вам это нужно. Потому что правильная постановка цели — это ключевой фактор успеха. У меня есть ученики, которым за 40, за 50 и даже за 70 лет. И всех разные цели и причины:

  • Для кого-то изучение языков — это хобби. Финский для них — это уже четвёртый, пятый или шестой язык.
  • Кому-то финский нужен, потому что предстоит переезд в Финляндию. Один мой ученик, например, переехал в Финляндию на учёбу. Он поставил себе цель освоить язык за два года — и сделал это.
  • Одна из целей изучения иностранного языка для пожилых людей — профилактика болезни Альцгеймера. И это действительно помогает: занятия улучшают память возрастных учеников.

Конечно, в зависимости от возраста прогресс может идти быстрее или медленнее. Согласно исследованиям, до 23 лет активность мозга физиологически повышена, то есть изучение иностранных языков эффективнее и результативнее.

После 23 лет активность мозговой деятельности чуть снижается, становится сложнее быстро запоминать информацию, учить слова, понимать грамматику, находить грамматические связи и так далее. Но это не приговор. Нейронные связи всё равно будут устанавливаться, а мозг и интеллект — развиваться. Поэтому ставить на себе крест нельзя. Если есть цель — то вперёд!

Как преподаватель с многолетним стажем, могу сказать, что в среднем человеку в возрасте от 40 лет понадобится от полутора лет, чтобы изучить язык с нуля до среднего уровня. И это нормальный темп.

Ещё успех во многом зависит от того, кто человек по профессии и привык ли он к интеллектуальной деятельности. Если его работа связана с интеллектуальным трудом или он постоянно учится и много читает, то новый язык будет даваться легко.

Если человек всю жизнь занимался ремеслом, работал руками и у него давно не было опыта обучения (например, он в последний раз брал учебную литературу в руки в университете 20 лет назад), то, конечно, учить новый язык ему будет сложнее.

Также, к сожалению, у многих людей существует психологический барьер. В России люди почему-то думают, что начинать что-то новое в возрасте старше 40 лет — это уже поздно.

Но задумайтесь — после 40-летия жизнь только начинается! Дети выросли, появляется свободное время, вы начинаете больше заниматься собой, здоровьем, развитием. Многие люди в этом возрасте открывают бизнес, начинают путешествовать или переезжают. Это самое время для развития, и не нужно этого бояться.

Традиционные и новые методы изучения языка — что выбрать

Мир не стоит на месте, появляются новые технологии в изучении языков, но они подходят не всем.

Мне 30 лет, я активный пользователь разных приложений и соцсетей, активно создаю контент сама, но всё равно для изучения языка я использую тетрадь, ручки, самодельные карточки со словами и правилами и другие консервативные способы обучения.

Старшему поколению тяжело воспринимать инновации. Эти люди мало сидят в соцсетях, они не привыкли пользоваться приложениями, а многие и вовсе не умеют обращаться с компьютером. В обучении взрослых людей современные технологии могут сыграть злую шутку — отпугнуть или демотивировать. А молодёжь, наоборот, очень мало пишет от руки, даже в школе и в университете. Для них учиться через экран смартфона — обычное дело.

Как преподаватель я советую искать золотую середину: я советую абсолютно всем комбинировать инструменты для обучения. От природы не уйдёшь, учёными доказано, что моторика рук тесно связана с мозгом, поэтому писать от руки в тетради, делать карточки нужно обязательно. А пандемия всех нас научила использовать Zoom и Skype, поэтому не стоит наотрез отказываться от технологий: они действительно бывают полезны и даже необходимы.

Консервативные способы изучения иностранного языка

Итак, давайте пройдёмся по основным инструментам, которые мы все помним по урокам в школе и которые по-прежнему работают.

  • Рукописные инструменты. Карточки, учительская доска или флипчарт, где можно писать мелом или маркером. Если вы чувствуете, что с этими инструментами вам будет легче обучаться, — ищите преподавателя, который будет всё это использовать.
  • Аудио. Песни, кино, подкасты — всё это погружает в язык и помогает привыкнуть к произношению, поэтому это обязательный атрибут обучения.
  • Общение. Работа в группе или в парах — один из лучших методов освоить навык говорения на иностранном языке. Если вы занимаетесь в онлайне, постарайтесь найти офлайновый разговорный клуб.
  • Программы, по которым работают учителя. Классические учебники и учебные материалы — тоже по-прежнему хорошие помощники. Многие современные школы пестрят рекламой, что научат говорить на иностранном языке за пару месяцев. Но без понимания грамматики и письменной речи, которую можно изучить только по классической программе, это будут неполноценные знания. Это базис, на котором строится обучение.

Современные способы и новые методики

О новых методах обучения можно рассказывать долго.

Например, существует три популярных сегодня метода обучения:

  • Коммуникативный подход — метод, при котором большая часть обучения построена на освоении разговорной речи.
  • Лексический подход — метод, при котором студента учат не правилам, а лексике, то есть устойчивым словосочетаниям, выражениям, фразам. Это помогает быстрее погрузиться в язык и научиться воспринимать и использовать его на интуитивном уровне. Например, вы хорошо говорите на русском языке, но, бьюсь об заклад, не всегда можете вспомнить какое-то правило и объяснить, почему то или иное предложение вы построили именно так.
  • Ситуативное изучение, или лексико-коммуникативный подход. Это метод, при котором люди практикуют язык, занимаясь каким-то общим делом. Например, в Финляндии очень популярны языковые уроки кулинарии 🙂 Также эта методика распространена в языковых школах Италии и Испании. Там вам сразу же предложат посещать новые места и будут учить объясняться с разными людьми. Такие методики позволяют мозгу быстрее схватывать новую информацию, принимать решения и избавляться от языкового барьера. Это можно сравнить с плаванием: ты не научишься плавать, если не зайдёшь в бассейн. Так и при изучении языка: если изучаешь только теорию, то никогда не заговоришь.

Также можно выделить несколько современных форматов занятий:

  • Синхронные уроки — это когда вы подключаетесь и вживую общаетесь с учителем, как на уроке.
  • Асинхронные уроки — вы не подключаетесь вживую, но вам даётся небольшой видеоурок и вы делаете по нему задания или тесты на проверку.
  • Микроуроки, на которых в видеоформате сжато и быстро даётся информация.
  • Марафоны и обучение в телеграм-каналах.

И конечно, стоит отметить полезные сервисы.

  • Duolingo — сервис с карточками и заданиями для изучения английского, французского, испанского и немецкого языков.
  • Quizlet — ещё один сервис, который с помощью карточек и заданий предлагает учить английский, французский, испанский, немецкий и… латинский язык.
  • BBC Learning English — сайт для изучения английского языка, где ученику предлагают смотреть небольшие видео и выполнять задания.
  • Yle Kielikoulu — сервис, похожий на BBC Learning English, только для тех, кто изучает финский.
  • HelloTalk — приложение для общения с носителями языка. Вы выполняете задания, а носитель вас контролирует и, если нужно, поправляет. Здесь можно и подтянуть язык, и найти друзей в разных странах.
  • ELSA — сервис для тренировки устной речи и произношения.

Приложения есть на любой вкус, но важно помнить:

  • Интерактивные платформы хороши как дополнения к основной программе, которую вы изучаете по учебникам, но не заменяют её.
  • Обязательно пробуйте новое, но оставляйте только то, что комфортно именно для вас. Если вам не нравится методика или конкретный учитель, — ищите другое, иначе можете потерять мотивацию.
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована