Геймдев
#статьи

Высшее образование в геймдеве — где учиться, чтобы затем разрабатывать игры

Разбираемся с экспертами из индустрии: что даёт обучение в вузах и есть ли в нём смысл.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Наступило лето, а вместе с ним — время поступления в вузы. Десятки тысяч россиян подадут документы в университеты, надеясь выучиться и стать востребованными профессионалами. При этом многие абитуриенты мечтают о карьере в геймдеве: согласно исследованию, проведённому VK, каждый третий школьник хочет разрабатывать игры. Впрочем, 19% опрошенных признались, что мало знают о геймдеве.

И если вы не разбираетесь в какой‑либо сфере, где получить знания о ней? Один из самых очевидных ответов: в университете. Другой вопрос, готовят ли современные вузы и ссузы специалистов для геймдева? Мы привыкли, что из них выпускаются юристы или строители, но можно ли там выучиться на игрового программиста, художника, дизайнера или другого специалиста, который сможет применить свои знания в разработке игр? С этим вопросом мы обратились к экспертам из геймдева и сферы образования.

Что нужно освоить, чтобы попасть в геймдев?

Вопрос на миллион. Всё зависит от должности, на которой вы хотите работать, и конкретной специализации. В одном из предыдущих материалов мы писали, что наиболее востребованные геймдев‑специалисты — программисты, поэтому постараемся ответить на вопрос в контексте этой должности.

Итак, чему необходимо научиться выпускникам или старшекурсникам, чтобы попасть в геймдев в качестве программиста?


Анна Елькина

HR‑менеджер студии Targem Games (Crossout, Star Conflict, Ex Machina)

«Так как у нас почти все отцы‑основатели — технари, в компании мы особо приветствуем геймдизайнеров с высшим математическим образованием. Если вы хотите быть дизайнером по физике — это редкий, но нужный кадр, — то неплохо бы знать физику. Если аналитиком, то вы должны знать статистику и матанализ. Необходимые дисциплины зависят от вашей специализации».


В геймдеве много специализаций и ещё больше требований к ним. Скажем, соискателю на должность младшего программиста со знанием Unity могут потребоваться знания физики, оптимизации, векторной алгебры, принципов устройства UI и ещё десятка вещей.

Словом, чтобы перечислить компетенции, необходимые для всех профессий в геймдеве, не хватит и толстой книги. Поэтому остановимся на общих требованиях к соискателям. Так, выпускникам‑программистам следует знать языки C# или C++. Анонимный разработчик игр на Unity по прозвищу Кибераслан поясняет:

«С# — язык программирования, который используется в Unity. И если вы уже знаете С#, разобраться в движке будет проще. То же самое касается С++ и Unreal Engine. Впрочем, знание языков — обязательное, но вовсе не единственное условие для того, чтобы освоить движок».

Поэтому, выбирая университет, обратите внимание на учебную программу — важно, чтобы в ней присутствовали уроки по С# или С++. Это азы, которые необходимо знать большинству программистов, желающих работать в игровой индустрии. Кроме того, существуют фронтенд‑ и бэкенд‑разработчики, которые используют в работе HTML, Java, PHP, Go, Python и другие инструменты. О них в подробностях рассказано в другом материале Skillbox Media.

Кадр: сериал «Кремниевая долина»

Если же говорить о софт‑скиллах, то работодатели обычно ждут от соискателей, что те будут стрессоустойчивыми и способными работать в команде. Кибераслан говорит:

«В геймдеве происходят кранчи и переработки — и ты должен их выдержать. Не менее важно умение работать в команде, воспринимать критику и адекватно критиковать. Так, чтобы это помогало рабочему процессу, а не препятствовало ему».

Все эти навыки можно получить в вузах. Особенно, в тех, где внедрили проектное обучение: это когда студентов объединяют в группы и предлагают поработать над тем или иным проектом, чтобы решить проблемы, с которыми можно столкнуться в реальности. В этом случае обучающиеся могут применить знания на практике и набраться опыта, которого так не хватает молодым специалистам.

Потому есть смысл присмотреться в первую очередь к заведениям, которые внедрили в свои программы проектное обучение. В их числе НИУ ВШЭ, Московский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет, Уральский федеральный университет, Южный федеральный университет и Университет Лобачевского.

Проектная деятельность также учит мыслить не только как разработчик, но и как пользователь. «Это редкое качество, и его стоит прививать себе», — утверждает Иван Домашних, ответственный за проектное обучение на направлении «Фундаментальная информатика и информационные технологии» в УрФУ.


Иван Домашних

ответственный за проектное обучение на направлении ФИИТ в УрФУ

«Иначе вы обречены выпускать программы, которые чудесно написаны, но пользоваться ими невозможно. Когда ты думаешь как пользователь, это помогает создать, например, обучающий уровень в игре или подсказки, которые помогают игроку освоиться».


Много ли учебных заведений готовят специалистов для геймдева?

Многие вузы и ссузы стремятся внедрить в свои образовательные программы проектное обучение. Но немногие уходят настолько вглубь разработки софта, чтобы открыть целые геймдев‑направления. Мария Кочакова, директор школы игровых сценаристов «Нарраторика», насчитала 19 бакалавриатов, 12 магистратур и 6 колледжей, посвящённых игровой тематике. Большинство из них находятся в Москве, но есть также учебные заведения из Санкт‑Петербурга, Владивостока, Калининграда, Красноярска, Магнитогорска, Челябинска, Казани, Ростова‑на‑Дону, Томска, Новосибирска и Иванова.

Фото: пресс-служба Университета ИТМО

Ещё больше заведений насчитали исследователи из Дальневосточного Федерального Университета. Помимо перечисленных выше мест для учёбы, туда попали вузы из Екатеринбурга, Архангельска и Воронежа.

Почему эти списки не совпадают? Виной тому особенности геймдев‑образования: некоторые заведения не имеют отдельной программы, посвящённой специальностям из игровой индустрии, но позволяют выбрать разработку игр как одно из направлений при обучении. Иван Домашних объяснил, как это работает, на примере ФИИТ в УрФУ:

«Хотя на ФИИТ в УрФУ нет направлений именно для игровой индустрии, мы всё же готовим программистов. Первые два года они проходят основную программу — изучают Python, С# и, разумеется, математические дисциплины. Затем, на третьем или четвёртом курсе, выбирают спецкурсы — например, от студии Targem Games».

У кого предстоит учиться?

Возможность самостоятельно выбрать дополнительные дисциплины — ещё один тренд российского образования последних трёх лет. Индивидуальные образовательные траектории предлагают пройти курсы, которые не входят в основную программу и часто курируются практикующими разработчиками. Последних очень важно привлекать к обучению, ведь только они дадут студентам актуальные знания и помогут построить карьеру. Так считает Иван Домашних:

«Участвуя в проектах от разработчиков, вы заводите себе связи с сотрудниками компании. Они запомнят вас, если вы проявите себя хорошо. Это зачтётся при собеседовании — вас могут принять на работу даже с нулевым опытом. Кроме того, вы создаёте портфолио, с которым будет проще найти работу. На собеседованиях вы сможете рассказать, как работали над проектом, с какими сложностями столкнулись и как их преодолели».

Кадр: сериал «Мистический квест»

Впрочем, не каждое учебное заведение может привлечь профессионала из геймдева. Во‑первых, немногие станут работать за зарплату, которую дают муниципальные учреждения. «Это требует преданности делу, потому что там предлагают смешные деньги», — объясняет Мария Кочакова. Во‑вторых, не каждый эксперт может понятно и терпеливо объяснять. Тех, кто может, очень мало — их не хватит на все учебные заведения.

Как минимум первую проблему можно решить, если за преподавание специалисту платит не учебное заведение, а компания‑разработчик. «Это схема как в Google, — рассказывает Иван Домашних. — Когда сотрудник „СКБ Контур“ может потратить на личные проекты 20% рабочего времени, в нашем случае — на преподавание, а ему платят как за обычную работу». Бывает и по-другому: сотрудник может заниматься обучением в личное время за отдельную плату.

Могут ли университеты покрыть все специальности в геймдеве?

Немало российских заведений готовят специалистов, которые затем могут устроиться на работу в игровую индустрию. Но большинство из них делают упор на технические специальности, и единицы покрывают геймдизайн и другие профессии, которых не встретишь за пределами геймдева.

Например, «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» преподают в 54 вузах. А «Геймдизайн и виртуальная реальность» есть всего в четырёх, если верить агрегатору «Поступи онлайн». Такая диспропорция возникла по историческим причинам, предполагает Иван Домашних:

«Тех же программистов готовили с начала 1990‑х, потому что предприятия нуждались в софте. Иными словами, была база — и на её основе начали готовить людей для геймдева. Профессия геймдизайнера сформировалась позднее, а люди, которые могли бы преподавать её, — ещё позже. Кроме того, перекос в сторону технарей связан с тем, что в соответствующих вузах готовят кадры не только для геймдева, но и для других отраслей. Для оборонки, например. Иными словами, больший спрос на специалистов по автоматизации, вот их и учат больше».

В России мало заведений, где учат геймдизайну, не только потому, что не хватает соответствующих преподавателей. Под такие специфические профессии сложно написать учебный план. Тому виной — неповоротливость классического российского образования. Не все заведения могут придумывать гибкие и актуальные программы обучения, и студенты в итоге получают устаревшие знания. Пока эта проблема не решится, вузы и ссузы не смогут выпускать больше геймдизайнеров и других профессионалов, востребованных в игровой индустрии.

Опрошенные разработчики игр подтвердили, что российские университеты выпускают много программистов, меньше 2D‑ и 3D‑художников и совсем немного геймдизайнеров.


Михаил Шестеров

организатор проектного обучения на радиофаке УрФУ

«Как мне кажется, геймдизайнеров сейчас готовят только в онлайн‑школах и прочем дополнительном, но не классическом высшем или среднем образовании».


И всё‑таки: куда пойти учиться?

Ответ зависит от того, кем вы хотите стать. Наиболее простой путь — потому что понятный! — ждёт программистов. Им стоит присмотреться к самым престижным техническим вузам в своих регионах. Как правило, крупные государственные учреждения дают наиболее качественное образование — неудивительно, что опрошенные разработчики рекомендовали именно их. В их число входят:

  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
  • Санкт‑Петербургский Национальный исследовательский университет ИТМО;
  • Уральский федеральный университет в Екатеринбурге, а точнее — входящие в него Институт естественных наук и математики (ИЕНиМ) и Институт радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ (ИРИТ‑РТФ).

Однако именитый вуз не всегда означает качественное геймдев‑образование. Во‑первых, важно, чтобы заведение предлагало траектории развития. Так вы получите углублённые знания и поймёте, каким программистом хотите стать. Во‑вторых, необходимо узнать, привлекает ли заведение практикующих специалистов. Они дадут вам актуальные знания — а то и помогут попасть в индустрию. В‑третьих, поинтересуйтесь, каким языкам программирования учат в институте: C#, C++, Python, Java — это хорошо, а Windows Forms и Pascal — плохо. Точне, последние два могут присутствовать в учебном плане, но лишь как часть основ кодинга.

Будущие художники или композиторы получат необходимые знания в соответствующих школах, академиях и консерваториях. Так считает Анна Елькина из Targem Games:

«Если вы хотите попасть в геймдев и стать востребованным специалистом, обязательно нужно идти и получать профильную вышку. Надо уметь поддержать разговор на заданную тему, разбираться в терминах и трендах. Если речь идёт о художниках, то без базовых навыков академического рисунка и так далее невозможно расти. Плюс выпускникам профильных заведений проще найти работу. Мы, например, сотрудничаем со всеми интересными нам вузами в городе, даже вот с консерваторией подружились — звукорежиссёра там искали».

Та же логика работает с игровыми сценаристами и писателями. Им пригодится филологическое или журналистское образование. Так считает Мария Кочакова, директор «Нарраторики» и автор игры Message Quest:


Мария Кочакова

«На филфаке или журфаке вас научат хорошо писать и вообще дадут подготовку, которой не хватает многим новичкам в индустрии. Я видела многих сценаристов или желающих стать ими, у которых слабая начитанность и которые пишут безграмотно. Чтобы вы понимали масштабы бедствия: лично я нашла первую работу просто потому, что смогла написать игровую новость без ошибок и правильно расставив запятые. Кроме того, в индустрии встречаются люди, которые не разбираются в мифологии. А ведь это те самые архетипы, на которых строится повествование. Классическое образование — оно на то и классическое, что даёт универсальные навыки. Везде нужны пишущие — и хорошо пишущие — люди».

Скриншот: игра Skyforge / Allods Team

Как видите, расписать подробный план действий для человека, который хочет выучиться и найти работу в геймдеве, едва ли возможно: единого пути для разработчика игр просто не существует. Сколько специализаций есть в игровой индустрии — столько и дорог для новичков. Михаил Шестеров рекомендует искать работу в геймдеве уже на этапе обучения — чтобы как можно раньше начать зарабатывать опыт и составлять портфолио.

Есть ли разница между обучением в вузах и ссузах?

Между хорошим ссузом и посредственным вузом, пожалуй, лучше выбрать первый. Высшее учебное заведение не всегда даёт качественное образование — об этом рассказал предприниматель и разработчик инди‑игр Максим. Вот как он сравнивает опыт обучения в Уральском радиотехническом колледже имени А. С. Попова (УРТК) и Уральском государственном экономическом университете (СИНХ):

«В УРТК преподаватели больше интересовались моими успехами — советовали, в каких олимпиадах участвовать и в какие компании устроиться. Например, если видели, что студент хорошо работает в вебе, то советовали соответствующие компании и предлагали помощь в трудоустройстве. В СИНХе, кажется, преподавателей волнует только то, чтобы мы сдавали работы. Так, в курсовой я выложился, написал основательный код, а преподаватель сфокусировался на ошибках в пояснительной записке. Кроме того, в СИНХе нас учат ровно тому же, что я освоил в колледже».

Прежде чем поступать в ссуз, важно понять, что нельзя закончить колледж, а затем поступить в университет на старшие курсы. «Необходимо поступать на первый курс и получать образование», — говорит Михаил Шестеров. В отдельных случаях вуз может пойти навстречу выпускнику, если тот докажет свою готовность. Если вы не исключаете, что захотите учиться дальше, лучше сразу выберите высшее образование. «У нас буквально несколько человек с корочками среднего специального, и больше половины из них сейчас получают вышку, потому что захотели сами», — делится опытом Анна Елькина из Targem Games.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

А можно ли никуда не поступать и научиться всему с помощью интернета?

Да, можно учиться всему самому: в Сети полно литературы и видео — особенно для тех, кто владеет английским. К тому же в геймдеве немало примеров самоучек, нашедших себе работу после самостоятельного обучения. Но по мере развития карьеры сотрудники без диплома могут столкнуться с тем, что им откажут в повышении или будут недоплачивать. В каких‑то компаниях это происходит, в каких‑то — нет. Всё зависит от конкретного места работы.

Выбирая самообразование, следует понимать, что у него есть несколько минусов. Во‑первых, обучаясь в одиночку, вы лишаете себя университетской среды — так считает анонимный сеньор‑разработчик:

«Если говорить по-честному, то при поступлении решает не столько универ, сколько среда. Большое количество людей, у которых можно учиться, даже когда вы просто общаетесь с ними. В этом большой плюс Бауманки и ИТМО — в них важнее среда обитания, а не качество преподавания».

Во‑вторых, несмотря на то, что в интернете можно найти разную информацию, вам никто не составит учебный план. «В Сети вам необходимо структурировать данные самостоятельно, — говорит Михаил Шестеров, — а вуз даёт широкий спектр профессий и знаний, из которых вы потом можете выбрать что‑то и профилироваться». Кроме того, самообразование и учёба в вузе не противоречат друг другу. Как правило, информации, которую вы получите на парах, недостаточно, и студенты, особенно заочники, вынуждены искать дополнительные источники.

В‑третьих, универ может дать дополнительную мотивацию. «Университет бронирует у вас некоторое время, с девяти часов утра до четырёх вечера, в которое вы занимаетесь учёбой и выходите на пары, — рассказывает Михаил Шестеров. — В этом плане университет дополнительно дисциплинирует».

Предположим, учёба в вузе пригодится. Но ведь я спущу на это три года, а то и больше!

Если вы взрослый человек с семьёй, университет может стать для вас обузой. Пойти на заочку — редкий вариант: как правило, геймдев‑образование получают в очной форме. В таблице, подготовленной компанией My.Games и ДВФУ, мы насчитали около 60 вариантов очного обучения по созданию игр и не более десяти — заочного. То же самое в таблице, подготовленной Марией Кочаковой: около 30 очных направлений и не больше десяти — заочных.

У тех, кто не готов учиться очно, просто меньше вариантов, в том числе качественных кафедр и вузов. Но они есть. Тем не менее если вы молоды или вовсе недавно окончили школу, то университет, который поможет разобраться в желаемой профессии, станет подходящим вариантом. «Геймдев, как бы пафосно это ни звучало, подходит не всем. Кому‑то больше финтех нравится, и это нормально, — рассуждает Анна Елькина. — В вузе будет возможность посмотреть на широту рынка и возможностей и, не тратя драгоценное время после студенчества, решить для себя, хотите ли вы делать игры или заниматься чем‑то другим».

Итог

Несмотря на предубеждения, вузы или ссузы дают основы, которые пригодятся в геймдеве. Что ещё важнее, учеников погружают в творческую среду, где они быстрее растут как профессионалы. Не говоря уже о том, что они могут устроиться на первую работу, если проявят себя на практике или в университетских проектах.

Тем не менее не все вузы одинаково хорошо учат геймдев‑специалистов. В первую очередь следует выбирать заведения, где преподают практикующие разработчики и есть траектории развития. Кроме того, стоит поговорить с выпускниками: узнать, чему их учили и давали ли применять знания на практике.

Если говорить о конкретных вариантах обучения, то программистам здесь повезло больше всего. А вот если вы хотите стать геймдизайнером, ваш путь будет куда сложнее, чем у художников, экспертов по работе со звуком и сценаристов — им проще найти подходящий университет.

Какую бы специальность вы ни выбрали, следует помнить: вузы не всегда предлагают хорошее образование — некоторые колледжи дадут фору университетам. Впрочем, в качестве образования в крупнейших федеральных учебных заведениях сомневаться не стоит. Также не нужно недооценивать важность диплома: едва ли кто‑то из нынешних специалистов в игровой индустрии скажет, что получение образования — это пустая трата времени.


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована