Всё о Substance 3D Painter: что это за программа и для чего она нужна
Рассказываем самое важное о полезном софте для 3D-текстурирования.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/f6f/f6f08372ba974b2b9b86a4f4a7e3bef0/14d98c742b27267d4b9ce7e86db3ebe7.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/f6f/f6f08372ba974b2b9b86a4f4a7e3bef0/14d98c742b27267d4b9ce7e86db3ebe7.png)
Иллюстрация: Substance 3D Painter / Adobe / Colowgee для Skillbox Media
Когда в сжатые сроки необходимо создать качественные и уникальные текстуры для 3D-моделей, художники часто используют Substance 3D Painter от Adobe. Эта программа уже давно хорошо зарекомендовала себя в области 3D-графики, и с ней специалист может воплотить самые необычные концепции в области текстурирования.
Впрочем, чтобы понять секрет популярности этого софта и причины его востребованности в индустрии, стоит разобрать его ключевые особенности, достоинства и недостатки. Им и посвящена эта статья редакции «Геймдев» Skillbox Media.
Содержание
- Что такое Substance 3D Painter и для чего она нужна
- Интерфейс Substance 3D Painter
- Ключевые возможности программы
- Преимущества Substance 3D Painter
- Недостатки Substance 3D Painter
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Что такое Substance 3D Painter и для чего она нужна
Substance 3D Painter — это программа, которая позволяет в реальном времени создавать наборы текстурных карт для 3D-моделей. С её помощью художник может нарисовать текстуры вручную и сразу оценить результат.
Также в этой программе можно подготовить реалистичный набор PBR-текстур на основе готовых ассетов и придать ему уникальность путём наложения различных слоёв и масок, в том числе процедурно генерируемых, а затем запечь их. Иными словами, Substance 3D Painter — своего рода Photoshop, только для 3D-художников.
На момент написания материала самая актуальная версия Substance 3D Painter — 9.1.2. Так как программа входит в экосистему Adobe, этот софт можно приобрести, оформив подписку на один из перечисленных ниже пакетов.
- Adobe Substance 3D Collection — 49,99 доллара в месяц. На первый взгляд кажется, что цена достаточно высока, но за эту сумму пользователь сможет работать не только в Substance 3D Painter, но и в других программах экосистемы Substance 3D — Modeller (моделирование), Sampler (фотограмметрия), Designer (материалы), Stager (визуализации) и Assets (библиотека ассетов).
- Adobe Substance 3D Texturing — 19,99 доллара в месяц. Этот набор больше подойдёт тем, кто работает исключительно с текстурами. Помимо Substance 3D Painter, в нём есть программы Sampler, Designer и Assets.
Ещё один вариант — купить Substance 3D Painter в Steam при условии, что в настройках учётной записи указан иностранный регион. Примерно за 200 долларов (конечная цена зависит от региона) пользователь получит бессрочную лицензию с поддержкой обновлений в течение года. Но чтобы воспользоваться обновлениями в следующем году, придётся купить новую лицензию.
Интерфейс Substance 3D Painter
Чтобы лучше понимать навигацию и принципы работы ключевых функций программы, рассмотрим основные особенности интерфейса в версии 9.1.2.
![](/upload/setka_images/14040321022024_a99761cae8b7c6700f6f32e64ee18adc249bbcb4.jpg)
Скриншот: Substance 3D Painter / Adobe
В самом верху находится главное меню (№1). Его структура практически ничем не отличается от других редакторов или программ.
Слева (№2) расположена панель инструментов для рисования. Помимо неё, чуть ниже можно найти ярлыки для загрузки дополнительных ассетов. Общие настройки кисти или других выбранных инструментов можно отрегулировать на панели сверху (на скриншоте — №3).
Чуть правее панели инструментов по умолчанию открыто окно Assets (№4) — библиотека ассетов с готовыми материалами, которые можно применить на объекте методом перетаскивания. Изначально в ней отображены все материалы, но при необходимости доступна сортировка по различным категориям.
Примечание
Чтобы скрыть панель, нужно открыть в главном меню вкладку Window, далее выбрать View, а затем убрать галочку с Assets. Аналогичные манипуляции работают в отношении и других окон.
В центре расположен 3D-вьюпорт (на скриншоте — №5). В нём можно рассмотреть модель со всех сторон, используя следующие горячие клавиши:
- Alt + ЛКМ — вращение;
- Alt + ПКМ — приближение/отдаление;
- Alt + СКМ — перемещение;
- Shift + ПКМ — перемещение источника освещения (чтобы рассмотреть, как материал реагирует на свет).
Примечание
С остальными горячими клавишами можно ознакомиться, нажав Shift.
Рядом находится окно с UV-развёрткой в 2D (на скриншоте — №6). Все применённые к текстуре изменения будут также отображаться в 2D-проекции в реальном времени. Это удобно при ручной отрисовке: можно отследить направления мазков и их переходы на другой UV-остров.
Справа внизу (на скриншоте — №7) расположено окно Properties с расширенными настройками выбранного инструмента или слоя/маски.
Выше, во вкладке Layers (№8), находятся задействованные в проекте слои и маски. Все они размещены в порядке иерархии, то есть по аналогии со слоями в графических редакторах. Рядом есть вкладка Texture Set Settings, где можно посмотреть информацию обо всех текстурных картах объекта.
В окне Texture Set List (№9) отображается список всех материалов, созданных для мешей модели. Например, у текущей модели жабы есть всего один материал, Toad. Но если мы, скажем, импортируем в программу FBX-модель какого-нибудь персонажа, то увидим гораздо больше материалов, количество которых будет варьироваться от сложности меша (материал для волос, головы, туловища и так далее). К слову, перед импортом собственной модели в Substance 3D Painter все материалы объекта желательно назначить заранее.
Примечание
Чтобы загрузить модель в Substance 3D Painter, нажимаем File — New… Далее в открывшемся окне выбираем шаблон для настроек текстур по умолчанию с учётом специфики софта, движка или творческой мастерской (Unity, Unreal, Blender, V-Ray, Roblox и так далее). Нажимаем кнопку Select… и выбираем нужную нам модель (есть поддержка .fbx, .obj, .abc, .dae, .gltf и других популярных форматов). С более подробной справкой по специфике остальных опций можно ознакомиться в официальной документации программы.
Стоит также отметить, что при импорте модели Substance 3D Painter может сгенерировать собственную UV-развёртку, но лучше подготовить её заранее. Если швы будут расположены некорректно, это негативно повлияет на отображение текстур в дальнейшем.
Слева от списка текстур расположена группа значков с дополнительными функциями (на скриншоте — №10).
- Hide/Ignore excluded geometry — показывает только выбранный меш из списка Texture Set List.
- Pause Engine Computation — останавливает процесс вычислений в реальном времени.
- 3D/2D — настройки для отображения 3D- и 2D-режимов.
- Perspective View — выбор режима перспективы (стандартный/ортогональный).
- Camera Rotation — переключение режимов вращения камеры по трём осям (X, Y, Z) либо по двум (X, Y).
- Baking — кнопка вызова окна с настройками запекания.
- Painting — отображает включённый режим рисования (если слой с кистью активен).
- Iray — вызов окна с настройками рендеринга.
На последней панели справа (на скриншоте выше — №11) расположены значки с общими настройками:
- Display Settings — настройки графики и постобработки в 3D-вьюпорте;
- Shader Settings — настройки отображения шейдеров;
- History — отображает список всех предыдущих действий;
- Log — просмотр текущих логов.
Окна интерфейса можно свободно перетаскивать и настраивать их вид на своё усмотрение.
Ключевые возможности программы
Ниже приведён список некоторых важных задач текстурирования, с которыми успешно справляется Substance 3D Painter.
Комбинирование слоёв и масок по аналогии с графическими редакторами. Каждый слой имеет свой набор характеристик: это цвет, высота, шероховатость, нормали и прочие характеристики, которые можно изменять на своё усмотрение в Properties или оставить как есть. Все слои можно скрывать, отображать, сортировать по отдельным папкам для удобства, а также задавать им определённое значение прозрачности и режим наложения. В зависимости от иерархии слоёв получаются совершенно разные вариации текстур.
К примеру, если перетащить ассет Ground Natural Mud на текущую модель жабы, новый слой автоматически займёт первое место в иерархии. В результате прежняя текстура уже будет не видна, так как новый ассет перекроет собой все предыдущие слои.
![](/upload/setka_images/14040221022024_b629b7dc02fe6f5723da7d5f3dd63eb28fb5f3e4.jpg)
Но если разместить ассет поверх какой-либо маски, которая уже существует в папке основных текстур Color, то получится совершенно иной эффект.
![](/upload/setka_images/14040421022024_181cbb31e4238c1c11b385d01e6dcc075479973d.jpg)
Скриншот: Substance 3D Painter / Adobe
Перемещая определённый ассет между различными слоями и масками, можно каждый раз получать разный результат.
Рисование текстур прямо на модели в реальном времени. За счёт наглядного отображения 3D-модели во вьюпорте художник может рисовать или добавлять акценты прямо на меше. Эта техника идеально подойдёт для различных стилизаций.
Пример создания стилизованной текстуры в Substance 3D Painter путём комбинации слоёв и ручной доработки
Создание PBR-текстур, в том числе на основе «умных» материалов (Smart Materials) — так называемых готовых шаблонов, созданных с учётом определённых свойств физики. Их можно использовать в готовом виде или изменить путём описанного выше комбинирования со слоями и масками.
![](/upload/setka_images/14040321022024_aadc6dada1c2b47a57ee8a782537d4bcc1e79599.jpg)
Скриншот: Substance 3D Painter / Adobe
Также в разделе ассетов существует отдельная категория «умных» масок с имитацией разнообразных эффектов: потёртостей, грязи, ржавчины и прочих.
Применение слоёв и масок на отдельные участки меша. Такая функция часто требуется, чтобы подчеркнуть определённые детали, например потёртости на дверной ручке или металлические вставки. Для подобных операций в Substance 3D Painter существует инструмент Polygon Fill, который можно найти на панели инструментов слева.
Допустим, нам нужно задать глазу жабы другой материал. Создаём новый слой и папку. Перемещаем слой в новую папку, и в ней создаём новую текстуру. В данном случае мы просто переместим «умный» материал Aluminium Anodized Red. Нажимаем Add Mask (значок с кругом в квадрате) и выбираем Add Black Mask (для выделения определённых полигонов). После этого можно выделить на меше нужные полигоны поштучно (Triangle Fill на панели, отмеченной ранее цифрой 3) или целую область (Polygon Fill).
![](/upload/setka_images/14040321022024_3a13088d023e9f50b6d7dd9d789d9ee05e51ab28.jpg)
Скриншот: Substance 3D Painter / Adobe
Различные спецэффекты, которые можно использовать как на самих текстурах, так и на масках. Большинство из них основаны на методах смешивания и прозрачности. В частности к категории спецэффектов относятся генераторы — отдельная категория масок, которая формирует материал на основе топологии модели. Для активации генератора нужно щёлкнуть ПКМ по выделенному слою и выбрать Add Generator. Затем в окне опций выбрать генератор с нужным эффектом и настроить его на своё усмотрение.
Например, на скриншоте ниже генератор 3D Linear Gradient в связке с «умным» материалом Bronze Armor придал верхней части статуэтки своеобразный эффект напыления с насыщенным и плавным переходом.
![](/upload/setka_images/14040321022024_a21449561049939422c6ccf788bc0c1c90d933e0.jpg)
Большой выбор ассетов для создания дополнительного рельефа. Если открыть категорию Textures в разделе ассетов, можно обнаружить огромное количество элементов, которые можно использовать в качестве дополнения к уже существующей карте нормалей.
С помощью комбинаций таких материалов можно добавить дополнительный визуальный рельеф низкополигональной модели. Особенно это может быть полезно, когда речь идёт о моделировании твёрдых поверхностей.
![](/upload/setka_images/14040321022024_67e34c602f3338613896d5e163d290f14fdaa52e.jpg)
Скриншот: Substance 3D Painter / Adobe
С другими особенностями текущей версии можно ознакомиться в специальном разделе официальной документации.
Преимущества Substance 3D Painter
Универсальность. В программе есть большое количество шаблонов для движков и систем рендеринга. В результате созданный контент проще интегрировать в проект.
Стандарт индустрии. Substance 3D Painter — впрочем, как и другой софт из экосистемы Substance 3D — активно используют студии разработки игр, в том числе и AAA.
Скорость и качество. Система слоёв, процедурные настройки, готовые PBR-шаблоны и интуитивный процесс обеспечивают качественный финальный результат в сжатые сроки. При этом, в зависимости от задачи и фантазии художника, набор текстур может стать по-настоящему уникальным.
Бесшовное рисование на 3D-модели. В Substance 3D Painter есть большое количество шаблонов кистей для рисования текстур вручную, что часто необходимо проектам со стилизованной графикой.
Поддержка плагинов. Скриптовый API программы даёт пользователям возможность делать кастомные дополнения к уже существующим функциям. Плагины можно найти или приобрести на различных тематических ресурсах — например, на ArtStation.
Недостатки Substance 3D Painter
Высокая цена. Ежемесячные расходы на подписку или ежегодный апгрейд в Steam подразумевают, что использование программы должно окупаться. Поэтому опытным 3D-художникам и студиям работать в ней гораздо рациональней, чем начинающим.
Системные требования. В программе задействован рендеринг в реальном времени, поэтому для комфортной работы потребуется больше оперативной памяти и достаточно мощная видеокарта. С таблицей минимальных, рекомендуемых и оптимальных системных требований можно ознакомиться по ссылке.
Некоторые операции — например, процесс запекания деталей с высокополигональной модели на низкополигональную — потребуют дополнительного изучения. Впрочем, в настоящее время в интернете можно найти большое количество как текстовых материалов, так и видеоуроков, в которых подробно описан тот или иной процесс.
* * *
В настоящее время Substance 3D Painter считается одной из самых известных программ в области текстурирования. И если начинающий пользователь планирует развиваться в этой сфере, ему всё же стоит рассмотреть этот софт, даже несмотря на высокую цену лицензии. Всё дело в том, что в требованиях к вакансиям 3D-художников часто указывают опыт работы в Substance 3D Painter. А это значит, что освоение этой программы будет большим плюсом и увеличит шансы на получение желаемой должности в будущем.