Геймдев
#статьи

Всё о лоре Alan Wake и Control: что происходит во вселенной Remedy

Разбираемся в мифологии игр финской студии.

Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment

Недавно вышла Alan Wake 2 — продолжение истории о писателе, который столкнулся с ожившими кошмарами из собственных книг. Впрочем, новая игра студии Remedy продолжает не только собственную серию — она также развивает лор другого проекта студии, экшена-метроидвании Control, чьи персонажи делят вселенную с Аланом Уэйком.

Разработчики уверяют, что сюжет Alan Wake 2 будет понятен даже тем, кто не знаком с оригиналом. Но в мирах Remedy бывает непросто разобраться даже старым поклонникам, уж слишком эти миры запутанные. Поэтому к релизу новой игры редакция «Геймдев» Skillbox Media подготовила гайд по сложной вселенной. Рассказываем, что в ней происходит и как разные события связаны между собой.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Творческий руководитель студии Remedy и сценарист Сэм Лэйк рассказывает о том, что произошло в первой части Alan Wake

Творческие беды Уэйка

Начинать знакомство с объединённой вселенной Remedy следует с первой Alan Wake. Несмотря на то, что сюжет этой игры, вышедшей в 2010 году, стал частью общей мифологии только с выходом Control в 2019-м, именно первая часть приключений Алана Уэйка — лучшая точка входа в эту фантастическую вселенную. С неё мы и начнём.

Мы начинаем следить за историей писателя с момента, когда он вместе с женой Элис приезжает в Брайт-Фоллс, небольшой вымышленный городок в штате Вашингтон на севере США. Место действия разработчики подобрали не случайно: Брайт-Фоллс напоминает одновременно и Твин Пикс из одноимённого сериала Дэвида Линча, и место действия романа «Мешок с костями» Стивена Кинга. Именно творчеством этих режиссёра и писателя разработчики Alan Wake вдохновлялись сильнее всего.

К тому же, подобно фэнтезийному циклу «Тёмная башня» или роману «Мизери» всё того же Стивена Кинга, игра Alan Wake — это прежде всего история об историях: зачем люди их рассказывают, как они это делают и какую цену за это платят.

Происходящее в Брайт-Фоллс отсылает одновременно к романам Кинга и сериалу «Твин Пикс» Дэвида Линча
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Сам Алан до последнего считает поездку в Брайт-Фоллс самым обычным отпуском, но вскоре выясняется, что этот отдых организовала для него Элис вместе с агентом писателя, Барри. Они надеялись, что отпуск поможет Алану выбраться из творческого кризиса: прошло уже два года, как он дописал последнюю часть серии про детектива Алекса Кейси, — и с тех пор не может придумать ничего нового.

Стоит отметить, что главный герой книг Уэйка — явный кивок в сторону Макса Пэйна, протагониста другой серии Remedy. Кейси — такой же крутой коп из Нью-Йорка, который тоже мстит за убитых жену и ребёнка и мыслит исключительно сумрачными метафорами.

В Alan Wake также появляется Сэм Лейк, сыгравший Макса Пэйна в первой Max Payne. Здесь он вместе с Уэйком даёт интервью на вечернем ток-шоу

Для сценариста игры Сэма Лейка эта отсылка стала ещё одним способом порассуждать о том, как творчество и реальная жизнь пронизывают друг друга. Подобно Уэйку, студия Remedy и сама пережила творческий кризис — после завершения работы над второй частью Max Payne.

Для Алана Уэйка же подобный творческий кризис принял форму потусторонней угрозы. Супруги останавливаются на отдых неподалёку от города — в домике на острове посреди озера Колдрон. Беда случается в первый же вечер: Элис, ненадолго оставшаяся в домике одна, пропадает без вести. Писатель осматривает хижину и приходит к выводу, что Элис каким-то образом сорвалась в озеро и утонула. Недолго думая, Алан ныряет в воду, чтобы спасти жену, но теряет сознание и… приходит в себя неделю спустя в разбитой машине, вылетевшей с дороги посреди леса.

Элис при этом всё ещё считается погибшей при странных обстоятельствах. Позже выяснится, что на самом деле её похитила обитающая на дне озера Тёмная сущность, принявшая облик пожилой женщины в траурном наряде. Впрочем, к этому факту мы вернёмся чуть позже — пока просто запомните его.

Тёмная сущность в человеческом обличье
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Почти сразу же Алана атакуют Одержимые — так называют людей, которых Тёмная сущность превратила в своих слуг. Тьма стала их бронёй, так что для победы Уэйк должен сперва рассеять магический щит с помощью света, а затем уничтожить монстра огнестрельным оружием.

Кроме того, Алан, пробираясь через густые тёмные леса, находит листы рукописи под заголовком «Уход». Так же он планировал назвать свой новый роман, за который брался пару лет назад, но так и не закончил. Теперь его страницы описывают пугающие события, которые случатся с писателем в будущем: например, драку с Одержимым, вооружённым бензопилой, или гибель жителя города на глазах у главного героя.

Сам Уэйк указан автором рукописи, но он совершенно не помнит, как писал её. Всё говорит о том, что писатель стал персонажем собственного романа ужасов.

Тайны озера Колдрон

Алан Уэйк — не первый, с кем случилась подобная история. Более того, само его появление в Брайт-Фоллс — совсем не случайность.

Дело в том, что в хижине на озере Колдрон до 1970 года жил другой автор — некогда популярный, но ныне полностью забытый поэт Томас Зейн. И у него была возлюбленная Барбара Джаггер. Она служила Зейну музой, пока не случилась трагедия: в один из вечеров девушка отправилась плавать в озере и пропала при подозрительных обстоятельствах.

Поэт открыл тайны озера благодаря своему увлечению дайвингом, и перед Уэйком он предстаёт в образе сгустка света в водолазном скафандре
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment.

Зейн знал о магической способности озера воплощать творчество в реальность, и тем же знанием обладал ассистент поэта Эмиль Хартман. Последний как раз и убедил Зейна вернуть Барбару к жизни при помощи стихов. Девушка в самом деле вернулась, но вскоре Зейн понял, что от его любимой осталась лишь оболочка, которую теперь занимает таинственная Тёмная сущность.

Как только поэт понял, что задуманное обернулось катастрофой, он приложил все усилия, чтобы вычеркнуть из реальности самого себя, Барбару и практически всё, что с ними связано. Его попытка таким образом одолеть Тёмную сущность привела также к тому, что вулкан, прежде спавший под озером Колдрон, проснулся, и во время его извержения в 1970 году остров вместе с домом Зейна ушёл на дно.

При этом поэт подозревал, что Тёмная сущность попробует вернуться в реальный мир. Он не ошибся: 40 лет спустя, когда на отдых в Брайт-Фоллс приезжают Алан Уэйк и его жена, зло вновь пробуждается. Интересный момент здесь также заключается в том, что место для своего отпуска супруги выбрали не случайно — этому поспособствовал упомянутый Эмиль Хартман, бывший ассистент Томаса Зейна.

Портрет Эмиля Хартмана, одного из второстепенных злодеев Alan Wake
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Несмотря на то, что Зейн стёр все следы своего существования, его ассистент сохранил знания о сверхъестественных свойствах озера. Большую часть жизни Хартман посвятил исследованию феномена Колдрон, а затем открыл на берегу озера психиатрическую лечебницу для творческих личностей, чтобы эксплуатировать их способности и изменять реальность вокруг.

Именно с ним связалась Элис Уэйк перед поездкой в Брайт-Фоллс: она надеялась, что по приезде ей удастся уговорить Алана посетить клинику, где Хартман поможет писателю справиться с творческим выгоранием.

В середине игры Уэйк и в самом деле попадает в лечебницу, где доктор пытается внушить герою, что Тёмная сущность и Одержимые — плод его разума, помутившегося после гибели жены. В клинике содержатся и другие творцы: например, музыканты Один и Тор Андерсоны, известные в прошлом как основатели хеви-метал-группы «Старые боги Асгарда».

Братья Один и Тор Андерсоны
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

В 1970-х годах коллектив пользовался популярностью, но с тех пор оба брата, кажется, выжили из ума. Считается, что Андерсоны страдают от старческой деменции, но игровые записки намекают, что истинная причина их безумия — самогон с водой из озера Колдрон. Именно этот напиток помогает Уэйку понять, что же на самом деле произошло за неделю, стёртую из его памяти, — в период между пропажей Элис и тем моментом, когда Алан приходит в себя в разбитой машине на лесном шоссе.

Океан внутри озера

Как оказалось, Уэйк попался в ту же ловушку, что и Зейн: после исчезновения жены он бросился за ней в озеро, но оказался под властью Тёмной сущности в Тёмной обители. Пока писатель не осознавал происходящее, Сущность заставила его взяться за роман в жанре хоррора, в котором, как предполагалось, тьма, обитающая на дне озера, вырвется наружу и захватит Брайт-Фоллс.

Подавленный горем Алан едва не выпускает на волю страшное зло
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Впрочем, Уэйк вовремя пришёл в себя и осознал свою ошибку — и вместо того, чтобы следовать указаниям Тёмной сущности, вписал в свою историю Томаса Зейна. Он должен был помочь Алану выбраться из Тёмной обители и помочь сразиться со злом.

Выбравшись со дна озера, ослабевший писатель садится за руль и пытается добраться до города, но теряет сознание и вылетает с дороги. Именно поэтому в начале игры, после того как Алан прыгает в озеро за Элис, мы обнаруживаем его на обочине трассы в разбитой машине. На самом деле между этими событиями прошла целая неделя, в течение которой он как раз и находился под властью Тёмной сущности.

Теперь же Уэйку предстоит вернуться в Тёмную обитель и победить Тёмную сущность. Одолеть зло Алану помогает «Щелкунчик» — магический артефакт, вписанный в жизнь Алана Томасом Зейном. Выглядит этот артефакт как выключатель от лампы с оборванным проводом. Сам Алан получил этот выключатель от своей матери, когда был маленьким: «Щелкунчик» должен был помочь мальчику справиться со страхом темноты. И уже будучи взрослым Уэйк выясняет, что этот эпизод из его жизни придумал Томас Зейн перед тем, как вычеркнуть себя и Барбару из реальности.

«Щелкунчик» — могущественный артефакт, призванный рассеять тьму
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Сам Зейн тоже помогает Алану в виде Светлой сущности. Именно он связывается во сне с Уэйком перед прибытием в Брайт-Фоллс, чтобы провести инструктаж по борьбе с Одержимыми. Он же разбрасывает на его пути страницы рукописи и расставляет фонари, восстанавливающие здоровье и служащие точками сохранения.

И как раз с помощью Зейна в зрелищной кульминации, включающей в себя дождь из автобусов и кораблей, Уэйк добирается до острова, скрытого на дне озера, и, используя «Щелкунчик», побеждает Тёмную сущность. Теперь ему остаётся лишь сесть за машинку и дописать последнюю страницу «Ухода». Впрочем, в отличие от Зейна, Алан Уэйк убеждён, что в романе ужасов хеппи-энда быть не может.

Страница рукописи, в которой Уэйк понимает, что ему нужно искать страницы рукописи. Такие метанарративные приёмы — фирменный почерк студии
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

«Есть свет и тьма. Причина и следствие. Есть вина, и есть искупление. Но равновесие всегда должно сохраниться, и ничто не даётся даром», — рассуждает писатель в финале игры. Настоящий роман ужасов должен следовать своей внутренней логике — и это значит, что для спасения жены Уэйк должен занять её место в Тёмной обители.

Именно это он и делает. Время отматывается на неделю назад. Элис выплывает со дна озера Колдрон и выползает на берег. Брайт-Фоллс спокойно празднует традиционный осенний фестиваль, названный Днём оленя, а тьма остаётся запертой на дне озера.

В духе «Твин Пикса» вместо главного героя из обители тьмы выходит его злой двойник
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Сам Алан Уэйк оказывается заперт в Тёмной обители. А между тем в реальном мире появляется его злой двойник по прозвищу мистер Скрэтч, порождённый мрачными и безумными слухами об исчезновении настоящего Алана. Именно мистер Скрэтч сыграет одну из ключевых ролей в Alan Wake 2.

Федеральное бюро контроля

В финале Alan Wake писатель произносит загадочную фразу из своей новой книги: «Это не озеро. Это океан». Эта фраза оставила фанатов с массой вопросов и при этом намекнула, что Тёмная обитель и всё с ней связанное — это лишь небольшая часть всех непостижимых, пугающих явлений, которые скрываются за фасадом привычной реальности. Эти намёки подтвердила вышедшая в 2019 году Control.

Из неё игроки узнали, что произошедшее в Брайт-Фоллс относится к Альтернативным мировым событиям (сокращённо АМС) — так называются случаи, когда паранормальные силы вторгаются в привычную реальность, приводя к её изменениям. Для того чтобы реагировать на эти события, в середине XX века была создана секретная правительственная организация — Федеральное бюро контроля.

Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Вдохновением для неё послужил интернет-проект SCP Foundation — по сути, веб-архив вымышленной научной организации, призванной содержать существ и объекты, наделённые паранормальными свойствами, не позволяя им прорваться в привычный нам мир. Примерно те же задачи выполняет и Бюро, только в отношении Альтернативных событий.

Сами АМС отличаются крайним разнообразием. Так, однажды сотрудники Федерального бюро контроля обнаружили отель, соединяющий разные измерения. В другой раз они стали свидетелями истории о том, как из лунной экспедиции вместе с астронавтами на Землю прилетело инопланетное существо, притворившееся четвёртым членом экипажа.

Отчёт Бюро об OOP15-UE, диапроекторе с параутилитарными свойствами
Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Альтернативные мировые события крайне сложно классифицировать, однако с ними часто бывают связаны объекты-архетипы, хранящиеся в массовом сознании: это может быть пистолет, самый обычный телевизор или дом с привидениями. Таким образом, Control отчасти продолжает главную тему Alan Wake — способность человеческой фантазии формировать реальность вокруг нас.

Объекты, получившие особые свойства в результате АМС, учёные Бюро называют изменёнными предметами. К ним, например, относится коллекционный предмет из Alan Wake — термос, который, согласно отчёту организации, аномально долго хранит тепло напитка и улучшает его вкус. Впрочем, среди таких артефактов встречаются и по-настоящему опасные: взять хотя бы холодильник, убивающий человека, если тот разорвёт с ним зрительный контакт.

Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Этот объект, как и многие другие, хранится в штаб-квартире Бюро — Старейшем доме, где и происходят события Control.

Старейший дом и Совет

Когда главная героиня Control Джесси Фейден впервые приходит к порогу штаб-квартиры Бюро, здание предстаёт перед ней в виде зловещего небоскрёба без окон, построенного в архитектурном стиле брутализма.

Вход в Старейший дом
Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Формально Старейший дом находится на Манхэттене. Агенты организации обнаружили его в 1964 году во время расследования инцидента в нью-йоркском метро. Однако внутренняя его часть существует вне привычных времени и пространства. Это хаотичный, произвольно меняющий структуру и размер лабиринт, в котором привычные офисы, лаборатории и кафетерии соседствуют с пещерами и бетонными пропастями.

Найдётся даже место для огромной энергоустановки, питаемой параестественными силами
Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Эти необычные характеристики делают Старейший дом местом силы, способным хранить в себе Изменённые предметы, — поэтому Бюро стало исследовать это место и превратило его в свою штаб-квартиру. К 2019 году, когда стартует действие Control, в нём насчитывается пять основных департаментов: Управление, а также отделы обслуживания, исследования, содержания и расследования. В дополнении Foundation к ним добавился ещё один департамент — Основание.

Кроме того, Дом служит своего рода мостом между нашим и другими мирами, среди которых самое значимое для Бюро — Астральное измерение. В этой белой пустоте заседает Совет — сущность в виде перевёрнутой пирамиды, представляющая собой странную комбинацию чиновника-бюрократа и древних богов из лавкрафтианской мифологии.

Именно Совет назначает директора Бюро. Для этого он выдаёт претендентам табельный пистолет, принадлежащий к числу объектов силы — изменённых предметов, которые связаны с Астральным измерением и могут давать своему владельцу паранормальные способности. «Щелкунчик», возможно, тоже относится к их числу: по крайней мере, такое предположение высказывается в отчёте об АМС в Брайт-Фоллс 2010 года.

Подобрав оружие с тела предыдущего главы Бюро Захарии Тренча, Джесси становится новым директором организации — и не случайно. Так же, как и Алан Уэйк, девушка получила свои сверхъестественные силы поневоле — и в их судьбе немало пересечений.

Ординариум и «Старые боги Асгарда»

Джесси Фейден — одна из немногих, кто до сих пор помнит о существовании Томаса Зейна: в записи разговора с психиатром она называет его своим любимым поэтом.

Возможно, это свойство памяти вызвано тем, что сама Джесси пережила АМС в детстве, когда росла в городке с говорящим названием Ординариум. В его окрестностях она вместе с братом Диланом нашла диапроектор, слайды с которого вели в разные измерения — и в одном из них дети установили контакт с сущностью по прозвищу Полярис.

Макет Ординариума в Старейшем доме
Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Эта сущность стала для Фейден тем же, чем Зейн стал для Уэйка, — проводником в новом, непонятном для неё мире. Полярис спасает Джесси и Дилана во время АМС в Ординариуме; она же подсказывает Джесси, где искать Старейший дом, куда забрали её брата, и проводит главную героиню сквозь хитросплетения местной истории.

Стоит сказать, что основной сюжет Control имеет мало общего с историей писателя: он рассказывает о противостоянии Фейден вторжению Иссов, существ с одного из слайдов проектора, сумевших почти полностью захватить Старейший дом. Присутствие в нём Уэйка и Брайт-Фоллс в основном сводятся к отчётам о многочисленных АМС, произошедших в городке за полвека, — но один раз его обитатели всё же играют в этой истории важную роль.

Ближе к концу игры Фейден нужно пройти через Пепельницу, комплекс сдвигающихся коридоров, закрывающих проход всякому постороннему. Путь сквозь него открывает лишь кассета для плейера, которую Джесси получает от местного уборщика Ахти, — и записанная на ней музыка оказывается песней Take Control от группы «Старые боги Асгарда».

Ахти — старый финский уборщик Старейшего дома, который на самом деле тоже представляет собой паранормальную сущность
Скриншот: игра Control / Remedy Entertainment, 505 Games

Сам же Алан Уэйк выходит на первый план только во втором DLC к игре, озаглавленным просто как AWE.

Сигнал из будущего

Здесь стоит вернуться к событиям в Alan Wake. Дело в том, что сюжет игры вовсе не заканчивается на фразе про озеро и океан: настоящий финал содержится дополнительных эпизодах — «Сигнал» и «Писатель».

В них Алан, победивший Тёмную сущность, блуждает по Тёмной обители, где вынужден фактически противостоять самому себе. Уэйка расщепляет надвое — и та половина, которой управляет игрок, пытается найти путь к свету через истерзанный ландшафт собственного сознания, в то время как другая, отчаявшаяся и обезумевшая, насылает на него Одержимых и прочие угрозы.

К счастью, Уэйку снова помогает Томас Зейн. С его помощью Алан одолевает свои страхи, добирается до второй половины своего сознания и собирает себя в единое целое. Сделав это, писатель вновь садится за печатную машинку и набирает первую страницу следующего романа под заголовком «Возвращение». С его помощью он планирует выбраться из Тёмной обители.

Безумная часть сознания Уэйка предстаёт в виде телевизоров с глазами — скорее всего, из-за того, что Алан начинал свою карьеру со сценариев для мистического телешоу «Найт-Спрингс»
Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

После этого никто не слышит о судьбе Уэйка на протяжении долгих лет, пока в 2019 году Джесси Фейден не сталкивается с призраком писателя. Как выясняется, Уэйк сделал девушку героиней своей рукописи и теперь просит её отправиться в отдел расследований. Так стартует сюжет дополнения AWE для Control.

Вплоть до его начала отдел расследований остаётся единственной недоступной частью Старейшего дома. По прибытии туда Фейден узнаёт, что этот сектор был заперт ещё за несколько лет до вторжения Иссов — и причиной этому стали события в Брайт-Фоллс 2010 года.

Исследуя сектор, Джесси выясняет, что после событий Alan Wake агенты Бюро допросили Эмиля Хартмана, державшего клинику для творческих личностей с ментальными заболеваниями, и забрали у него все записи исследований.

Лишившись записей, доктор сам прыгнул в озеро Колдрон, чтобы изучить таящиеся в нём силы, — и превратился в Одержимого. Сотрудники Бюро изловили Хартмана и изолировали в Старейшем доме, но здесь он вырвался на свободу, заставив Бюро покинуть всю территорию отдела расследований. Когда Иссы добрались до этой части здания, они вошли в контакт с тьмой, овладевшей Хартманом, — и в результате родился монструозный гибрид, который теперь предстояло уничтожить Джесси Фейден.

Продвигаясь вглубь отдела расследований, героиня несколько раз попадает в гостиницу «Оушенвью» — ещё один мост между измерениями, телепортирующий посетителя в разные части Старейшего дома. Здесь Джесси натыкается на двери, помеченные спиралью, и сквозь замочную скважину видит сцены с писателем, которые открывают нам пару любопытных подробностей.

Кат-сцены с Аланом Уэйком из Control: AWE

Во-первых, Уэйк всё ещё пишет роман «Возвращение», призванный открыть ему дорогу из Тёмной обители. Во-вторых, ему по-прежнему помогает Томас Зейн, которого в реальном мире теперь знают в качестве режиссёра. В-третьих, злой двойник Уэйка, мистер Скрэтч, по-прежнему бродит где-то на свободе.

В финале дополнения Фейден побеждает Хартмана — и Бюро внезапно получает сигнал о новом АМС в Брайт-Фоллс с одной небольшой странностью: даты на мониторе указывают, что до начала этого события остаётся ещё несколько лет. Закадровый голос Уэйка подтверждает эту информацию.

«Это происходит снова. Возвращение. Вас предупредили», — сообщает писатель.

Судя по всему, участником именно этого АМС становится агент ФБР Сага Андерсон, которая прибывает в начале Alan Wake 2 в Брайт-Фоллс, чтобы расследовать серию ритуальных убийств. Вместе с ней в городок приезжает и её напарник Алекс Кейси. Да, персонаж, прежде существовавший в успешных книгах Алана Уэйка, теперь стал одним из действующих лиц в новой игре.

Скриншот: игра Alan Wake 2 / Remedy Entertainment

* * *

Ответы на все вопросы о судьбе Алана Уэйка, Саги Андерсон, Алекса Кейси, сотрудников Бюро и других персонажей Remedy приберегла для сюжета Alan Wake 2. Можно сказать точно: в этой игре нас ждёт ещё одно странное, пугающее и захватывающее приключение.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована