Геймдев
#истории

«Узкому специалисту трудно выжить в геймдеве»: зачем разработчик изучил психологию игр

Фёдор работал Unity-разработчиком, но мечтал о всестороннем развитии в геймдеве. Поэтому он также изучил психологию видеоигр и поучаствовал в GameBox.

Иллюстрация: Mist Dale Forges / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Фёдор Завидия

Россия, Краснодар


Пройденные курсы


Достижения

Всего за месяц вместе с командой разработал казуальную игру в сеттинге средневекового Китая, которой уже интересуются издатели.


ссылки


Фёдор рассказал:


От написания «Сапёра» до создания инди-проектов: как веб-разработчик пришёл в геймдев

— Фёдор, как в твоей жизни появились видеоигры?

— Как и большинство разработчиков, играми я заинтересовался ещё в детстве. Впервые попробовал сделать игру лет в одиннадцать, в Macromedia Flash. Конечно, это была просто детская поделка, ничего серьёзного. Но интерес с тех пор так и не угас, поэтому однажды я твёрдо решил заняться играми всерьёз.

Помню как сейчас: чтобы купить диск с инструментами для разработки, поехал на рынок. Там нашёл нужный магазинчик и приобрёл обучающий диск по Visual Basic с одним-единственным исходником игры «Сапёр» внутри. Так и начал свой путь в геймдеве.

Правда, так сложилось, что профессию в итоге связал не с написанием игр, а с веб-разработкой. Долгие годы трудился в хорошей, дружной компании, которую мы с гендиром развивали с первых дней. Но в какой-то момент перегорел — просто надоело выполнять одинаковые задачи изо дня в день.

— И ты вернулся к своему увлечению геймдевом?

— Да, сделал маленький, но важный шаг в этом направлении — устроился всё тем же веб-разработчиком, но в издательство онлайн-игр. После пары лет работы там наконец решил, что готов любыми способами попасть в «настоящую» разработку.

Разобрался с движком Unity и языком C# и стал работать над небольшими инди-проектами. Даже скорее не работать, а так, подрабатывать — на чистом энтузиазме или за небольшую оплату. Команды находил на gamedev.ru — там же участвовал и в разных джемах, чтобы поднабраться опыта.

— Получается, в Skillbox ты пришёл уже не новичком. Что тогда мотивировало тебя к обучению?

— Мой опыт в разработке был обширным, но неглубоким. Поэтому, когда у меня появились свободные деньги и время, я решил углубить свои знания.

Дело в том, что узкоспециализированному сотруднику в геймдеве выжить довольно сложно — чтобы оставаться «актуальным», нужно постоянно всесторонне развиваться и изучать смежные области. Поэтому из всех курсов я остановился на «Психологии видеоигр» и не пожалел.

На курсе я разобрался в сути — почему в геймдеве всё устроено именно так, а не иначе.

Зачем люди вообще играют, какие у них потребности, какие бывают типы игроков и как по-разному они взаимодействуют с играми. Даже без значительного практического опыта эти знания помогли мне понять, почему правила, которым следуют гейм- и UX-дизайнеры, действительно работают.

Как за месяц разработать игру и не выгореть: опыт GameBox

— Кстати, про практический опыт: я знаю, что ты участвовал в GameBox, где с командой разрабатывал игру. Расскажи: как ты туда попал?

— Можно сказать, случайно. Как-то участвовал в онлайн-части известного хакатона «Синеус» и там нас попросили итоговый проект опубликовать на дискорд-сервере GameBox — чтобы его оценили судьи. Я тогда даже не понял, что это относится к Skillbox.

И вот на этом же сервере я увидел канал «Всё о первом потоке», где вскоре начались какие-то обсуждения. Заинтересовавшись, что же происходит, я стал читать и узнал, что, оказывается, идёт набор в студию, в рамках которой командам нужно будет разработать игру всего за месяц.

А меня в тот период очень привлекали подобные мероприятия. Для поддержания мотивации я вписывался во всё, во что мог, — джемы, хакатоны… Вот и тут решил поучаствовать и отправить тестовое на роль Unity-разработчика. Сделал прототип игры и стал ждать.

Персонаж из тестового задания Фёдора для GameBox
Скриншот: личный архив Фёдора Завидии

Пока ждал результатов, вспомнил студенческие годы — ощутил все те переживания и нервы, как перед оглашением оценок. Ситуация усугубилась ещё и тем, что в первом списке финалистов меня не оказалось. Уже думал, что пролетел. Но нет — во втором списке нашёл свою фамилию и в GameBox попал.

— Тебя не только взяли в команду Unity-разработчиком, но ещё и сделали тимлидом. Удивился такому решению?

— Очень! Не ожидал: всё-таки обычно командами руководят геймдизайнеры. Вот и я вначале думал, что буду просто как программист выполнять чьи-то задания. Но нет — наставник порекомендовал меня на роль лидера и команда это одобрила.

Возможно, это связано с тем, что у меня уже был релевантный опыт: около года я руководил небольшой группой. Мы делали игру, которую я полностью спонсировал из своего кармана. Но, к сожалению, в один момент мои финансовые возможности исчерпались, и проект пришлось заморозить. Набил тогда много шишек, но не жалею.

Подумал ещё вот что: курс по психологии игр, который я проходил, ведь тоже во многом пересекается с геймдизайном — вероятно, в GameBox это тоже отметили.

— Как ты в итоге ощущал себя в руководящей роли?

— Самым тяжёлым оказалось совмещать обязанности руководителя и исполнителя. Приходилось задействовать совершенно различные когнитивные способности, и от этого иногда уставал.

Тимлиду необходимы прокачанные софт-скиллы: постоянно держать руку на пульсе, общаться с командой, собирать обратную связь, следить за выполнением задач.

Программист же занимается технической работой. Погрузившись в неё, легко забыть, что другие люди вообще существуют и с ними нужно взаимодействовать 🙂

Так вот, переключаться между этими ролями было крайне сложно. Помогло то, что в нашей команде сложилась очень душевная атмосфера. Никто не уходил в себя, все старались поддерживать друг друга и проявлять инициативу: если кому-то не хватало задач, он приходил и спрашивал, с кого снять нагрузку.

— А чем руководство командой в GameBox отличалось от твоего первого опыта? Может, удалось учесть какие-то прошлые ошибки?

— Эти ситуации сложно сравнивать, они очень разные. Первый проект был моим собственным, и работа над ним велась размеренно: мы расписывали задачи по модели Waterfall. Плану следовали без особой спешки.

А тут, в студии, стоял строгий дедлайн — месяц на разработку. Это довольно сжатый срок, учитывая, что члены команды изначально не знакомы друг с другом. Опять же, в моём проекте команда формировалась постепенно: сначала пришёл один человек, через месяц — второй и так далее. Это позволяло в комфортном темпе проводить онбординг.

Так что GameBox стал моим первым опытом интенсивной разработки. Помогло то, что наставница сразу предложила нам удобную схему работы: с чётким делением на блоки и этапы. Мы работали по методологии, близкой к Agile: устанавливали задачи и подводили итоги не раз в неделю, а намного чаще.

— Какой подход в итоге оказался тебе ближе? Интенсивная или размеренная разработка?

— У обеих есть свои плюсы и свои минусы. В скоростной разработке классно то, что результаты достигаются быстрее. Отсюда — бодрость в команде и постоянная дополнительная мотивация.

С другой стороны, после таких спринтов нужен длительный перерыв. Мы с командой после сдачи проекта договорились месяц ничего не делать и только потом встречаться и обсуждать, что же решать с игрой дальше.

Отдых был просто необходим, чтобы не выгореть.

«Наш сеттинг — средневековый Китай»: об игре и её механике

— Пожалуйста, расскажи подробнее про вашу игру! Как вы с командой выбирали сеттинг и тематику?

— Вообще, у нас в команде были и нарративный, и геймдизайнер, которые в своих тестовых заданиях для GameBox предложили концепты геймплея и сеттинга, но, к сожалению, ни один из них не подошёл. Поэтому мы все вместе стали брейнштормить. Пытались придумать непримитивные, но реализуемые варианты, чтобы отличиться от других.

В итоге в наш воображаемый «финал» вышло три сеттинга: скандинавский, средневековая Франция и средневековый Китай. Остановились на последнем: он больше других вдохновил команду, и в особенности нарративного дизайнера, на котором и лежала основная ответственность за проработку и наполнение игрового мира.

— А тебе как-то удалось применить новые знания по психологии игр в разработке?

— Я не ставил особых экспериментов, поскольку главной задачей GameBox всё же было в короткие сроки выпустить игру и научиться работать в команде. Поэтому мы скорее делали ставку на лёгкую реализуемость наших идей.

Но знания по психологии помогли мне в другом: благодаря им я смог увидеть и приоритизировать те задачи, которые улучшат игровой опыт.

То есть не усложнил игру и не увеличил её хронометраж, думая, что таким образом сделаю её интереснее, а детально проработал каждый уже имеющийся элемент — позаботившись о том, чтобы он приносил потенциальному пользователю максимальное удовольствие.

Среди таких деталей — качественная отрисовка интерфейса, добавление интерактивов по смыслу и логике игры, продумывание персонажей, отказ от ненужных.

Mist Dale Forges Gameplay Android

Кстати, именно приоритизация задач и помогла нам с командой уложиться в финальный дедлайн. Так что если какая-то задача стопорит рабочий процесс, нужно либо отказаться от неё, либо придумать, как сделать иначе.

— Как оценили вашу игру на защите?

— Нас очень хвалили. Это стало неожиданным для всех членов команды, ведь мы рассчитывали на довольно спокойный отзыв. После защиты мы даже специально собрались и обсудили, что не будем слишком эмоционально реагировать на положительную обратную связь 🙂

Решили: да, классно, что похвала дала нам дополнительную мотивацию, но не стоит забывать и о замечаниях к игре, которые нужно учесть. Этим мы и занялись: до сих пор исправляем какие-то недочёты, так как игру бросать не планируем.

Команда осталась в прежнем составе и очень замотивирована на новые достижения. Сейчас мы передали материалы потенциальному издателю и ждём результатов тестирования. Если метрики покажут, что у игры есть коммерческий потенциал, то мы подпишем контракт с издателем и продолжим докручивать её. Если же результат окажется плохим — завершим проект и перейдём к следующим. У нас уже есть несколько идей.

Как выпустить игру и начать карьеру в геймдеве: о планах

— Классно, что вы с командой так хорошо сработались! А как вы вышли на издателя?

— Он сам нас нашёл: его представитель выступал экспертом на защите нашего проекта. Это ещё одна причина, по которой я всем начинающим разработчикам настоятельно рекомендую участие в GameBox и подобных инициативах — это отличная возможность получить не только полезные навыки, но и знакомства.

Плодотворный нетворкинг в индустрии сильно повышает шансы вашей игры на выпуск.

Конечно, можно пойти и другим путём: собрать свою команду или вступить в уже существующую, но там могут возникнуть проблемы с мотивацией и сроками. Именно поэтому так часто игры, самостоятельно сделанные новичками, не доживают до коммерческого релиза. В GameBox же всё нацелено на реализацию проекта: в команде чётко распределяют роли, дают схемы работы и ставят дедлайны.

— Ты упомянул, что у вашей команды уже есть идеи будущих проектов. Поделишься, что в планах?

— Так как сейчас мы занимаемся мобильной игрой, в будущем хотим попробовать что-то новое, например разработку для ПК. С нашим проектом, кстати, вышла интересная история. Изначально никто из команды не хотел заниматься мобильными играми, но все смирились, подумали: «Почему бы не попробовать?»

И оказалось, что ничего особенно ужасного в разработке казуальных игр для телефонов нет. В итоге всё всегда зависит от разработчиков: в любом жанре можно сделать как ширпотреб, за который потом будет стыдно, так и действительно качественный продукт. Для последнего главное — вкладывать душу в то, что ты делаешь.

— А какие дальнейшие планы лично у тебя? Ты сейчас полностью посвящаешь себя разработке игр?

— Да, сейчас я полностью погружён в геймдев. Благо у меня есть накопления, которые позволяют отдыхать от постоянной работы и готовить фундамент для будущего: получать новые знания, реализовывать проекты с командой.

Помимо нашей игры для GameBox, я также продолжаю поддерживать и свои старые проекты и команды как программист на Unity. Стараюсь не забрасывать никакие возможности.

Моя самая смелая мечта — вместе с единомышленниками создать собственную студию.

При этом я не отбрасываю и вариант работы в найме — это тоже важная инвестиция в будущее. Как-никак случиться может разное: владея студией, ты можешь неверно просчитать риски и финансы и всё потерять. Для такого случая важно иметь опыт в найме, а ещё лучше — непрерывный стаж, чтобы быстро куда-то устроиться.

А ещё, как я уже говорил, в разработке игр трудно преуспеть, имея узкую специализацию. Поэтому кроме психологии игр я планирую также изучить смежные области: геймдизайн, нарративный дизайн, сценаристику… Всё, что в будущем позволит мне легче понимать коллег по индустрии и не закрываться в своём Unity-мирке.

— Ты начал свой путь в геймдеве ещё в детстве и продолжаешь его до сих пор. Как, по-твоему, изменился твой взгляд на игры с тех пор? Стал ли ты воспринимать их иначе?

— Я осознал, что игры — это не просто развлечение. Это элемент обучения, который присущ каждому человеку. Как животные, которые играют, чтобы узнавать возможности своего тела и готовиться к реальным ситуациям в будущем, мы также нуждаемся в играх, чтобы лучше понимать себя и мир вокруг.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована