Слияние Microsoft и Activision Blizzard — хронология, подробности и последствия
А также список студий, которые теперь принадлежат Microsoft.
Иллюстрация: Call of Duty: Modern Warfare 2 / Activision Blizzard / Xbox / YouTube / Microsoft / Colowgee для Skillbox Media
13 октября Microsoft приобрела Activision Blizzard — это оказалась самая дорогая сделка в истории игровой индустрии. Процесс длился почти два года, и за это время корпорации пришлось сойтись с антимонопольными регуляторами в суде, а также пойти на уступки, чтобы сделку одобрили.
В этом материале мы вспомним, как шло поглощение, что публика узнала о закулисье игрового бизнеса и как слияние может повлиять на индустрию.
Как проходило поглощение
18 января 2022-го — Microsoft объявляет о покупке Activision Blizzard за 68,7 млрд долларов. Корпорация планирует закрыть сделку до 30 июня следующего года и сразу заявляет, что хочет включить как можно больше игр издателя в подписку Game Pass.
1 апреля 2022-го — четыре сенатора США просят Федеральную торговую комиссию США (FTC) проверить сделку. Они опасаются, что после слияния проблема с защитой прав сотрудников в Activision Blizzard усугубится. Они также считают недопустимым возможный уход из компании её главы Бобби Котика с «золотым парашютом» после скандалов. Позднее FTC станет одним из главных противников покупки.
28 апреля 2022-го — 98% акционеров Activision Blizzard голосуют за продажу компании Microsoft. При этом некоторые аналитики сомневаются, что сделку одобрят государственные антимонопольные регуляторы.
6 июля 2022-го — Управление по защите конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) начинает расследование сделки. Организация хочет установить, не навредит ли слияние конкуренции на рынке и, следовательно, игрокам.
Август 2022-го — антимонопольный орган Саудовской Аравии первым одобряет сделку, и в следующие месяцы то же самое делают представители десятков других стран. Это происходит на фоне разгорающихся споров между Microsoft и Sony по поводу Call of Duty. Японская компания опасается, что серия шутеров может стать эксклюзивом Xbox, а слияние нанесёт ущерб индустрии.
15 сентября 2022-го — британский регулятор CMA продлевает расследование сделки между Microsoft и Activision Blizzard из-за опасений, что слияние значительно ослабит конкуренцию на рынке. Sony открыто поддерживает CMA.
Октябрь 2022-го — споры по поводу Call of Duty достигают своего пика. В конце месяца глава Xbox Фил Спенсер открыто заявляет, что Microsoft продолжит выпускать серию на PlayStation, «пока та существует на рынке». В ноябре корпорация предлагает компаниям-конкурентам заключить 10-летние соглашения по выпуску серии на их платформах, но Sony отказывается.
8 ноября 2022-го — Еврокомиссия начинает углублённое расследование сделки из-за опасений, что та навредит конкуренции в игровой индустрии.
8 декабря 2022-го — Федеральная торговая комиссия США подаёт судебный иск, чтобы заблокировать слияние. Один из аргументов — уверенность, что Microsoft сделает игры Activision Blizzard своими эксклюзивами и тем самым ограничит конкурентоспособность других консолей.
9 марта 2023-го — представители Activision Blizzard публикуют в сети фразу главы PlayStation Джима Райана, которую тот якобы сказал во время встречи с регуляторами Евросоюза. Согласно ей, Райан отказался заключать договор по Call of Duty, так как хочет заблокировать всю сделку.
26 апреля 2023-го — CMA блокирует слияние Microsoft и Activision Blizzard. При этом антимонопольный орган опасается не возможной эксклюзивности Call of Duty, а монополии Microsoft в сфере облачного гейминга. Представители корпорации критикуют CMA и заявляют о подаче апелляции.
15 мая 2023-го — Евросоюз одобряет сделку, так как организацию убедили 10-летние соглашения, которые Microsoft заключила с другими компаниями, включая облачные, по поводу игр Activision Blizzard. Кроме того, в Евросоюзе посчитали, что корпорации будет невыгодно прекращать выпускать Call of Duty на PlayStation.
11 июля 2023-го — судья поддерживает Microsoft в разбирательстве против FTC. Слушания проходили в конце июня, и Торговой комиссии не удалось доказать, что сделка навредит конкуренции в игровой индустрии. Судья признала, что слияние может негативно повлиять на PlayStation, однако, по её мнению, фанаты Call of Duty и другие геймеры выиграют от продажи Activision Blizzard Microsoft.
16 июля 2023-го — Microsoft и Sony заключают 10-летнее соглашение по Call of Duty.
22 августа 2023-го — Microsoft идёт на уступки CMA и объявляет, что продаст Ubisoft права на стриминг игр Activision Blizzard. Корпорация надеется, что это убедит британские антимонопольные органы пересмотреть свои выводы по возможной монополии Microsoft в сфере облачного гейминга.
13 октября 2023-го — CMA принимает решение всё же одобрить слияние, и в тот же день Microsoft закрывает сделку. Процесс, который длился почти два года, заканчивается.
После завершения сделки американская FTC заявила, что продолжит бороться против слияния. Её представители считают, что покупка Activision Blizzard несёт угрозу конкуренции в индустрии. Однако аналитики считают, что процесс обжалования может затянуться на годы, и с каждым месяцем FTC будет всё сложнее добиться желаемого.
Что мы узнали об индустрии
Одним из неожиданных последствий слияния оказалось то, что публика узнала многое о закулисье игровой индустрии. В частности — о нынешнем состоянии Sony и Microsoft, а также об их планах на будущее.
Откровения начались ещё летом 2022 года. Тогда Microsoft заявила, что Sony платит за «блокирующие права», чтобы разработчики не могли добавлять свои игры в Game Pass и другие конкурирующие подписочные сервисы. Через несколько месяцев корпорация и вовсе обвинила Sony в том, что та заблокировала Xbox-релизы как минимум ремейков Final Fantasy 7 и Silent Hill 2, а также Final Fantasy 16.
Microsoft также раскрыла, что Xbox значительно уступает PlayStation на игровом рынке — как по числу проданных консолей, так и по эксклюзивным играм. Более того, Xbox, по словам компании, находится на последнем месте среди всех игровых устройств.
В июне 2023-го Фил Спенсер заявил, что Xbox «проиграла консольную войну», а доля её продаж среди основных игровых устройств составила всего 16%. Общаясь с регуляторами, представители Microsoft настаивали, что игровое подразделение компании заметно уступает PlayStation и Nintendo, поэтому слияние с Activision Blizzard повысит конкуренцию на игровом рынке.
В Сети также появились данные о других компаниях, которые Microsoft рассматривала для покупки. Среди них упоминались Sega, Bungie, Supergiant Games и IO Interactive. А в одном из писем 2020 года Спенсер нескромно обсуждал с коллегами возможность приобретения Nintendo или Valve. При этом менеджер отмечал, что покупка японской компании стала бы «одним из главных моментов его карьеры». Однако дальше внутренних разговоров дело не пошло.
Другой интересный момент — уверенность руководителей в том, что Xbox Series лучше PlayStation 5. Спенсер писал коллегам, что Microsoft превосходит Sony не только в плане начинки новой консоли, но и по сервисам. Однако уже в середине 2022-го глава Xbox назвал катастрофой ситуацию с долгим отсутствием крупных релизов от внутренних студий Microsoft.
Что касается будущего, то в одном из документов Microsoft отметила, что выход следующих Xbox и PlayStation может состояться в 2028-м. В более поздних судебных материалах также упоминался этот год.
Однако самая крупная утечка внутренних документов из-за судебного процесса случилась 19 сентября 2023-го. Тогда в Сети появилось расписание выхода будущих игр от Bethesda по состоянию на июль 2020 года.
В документе упоминались ремастеры Fallout 3 и The Elder Scrolls 4: Oblivion, новая часть Doom, Dishonored 3, сиквел Ghostwire: Tokyo и неанонсированные игры по сторонним лицензиям. Разумеется, после 2020 года Microsoft могла изменить планы и отменить некоторые проекты.
Другая часть утечки — обновлённые Xbox Series X/S и геймпад с тактильной отдачей. Согласно документу, железо консолей должно немного измениться, но на производительности это не скажется.
При этом новая версия Xbox Series X внешне будет напоминать умную колонку, и у неё не окажется дисковода. Внешний вид S-версии не изменится. Анонс консолей должен состояться летом 2024-го, а выход — осенью того же года.
Наконец, из утёкших документов стали известны прикидки Microsoft по стоимости добавления новых игр в Game Pass сразу после их релиза. К примеру, компания допускала, что издатель LEGO Star Wars: The Skywalker Saga попросит 35 млн долларов. Dying Light 2 могла обойтись в 50 млн долларов.
Интересно, что в случае со Star Wars Jedi: Survivor и Mortal Kombat 1 Microsoft считала, что их издатели не пойдут на сделку, так как это были их ключевые релизы. К слову, Baldur’s Gate 3, одну из главных игр 2023-го, оценили всего в 5 млн, что удивило главу Larian Свена Винке.
Microsoft не раскрывает, сколько стоит добавление игр в Game Pass, поэтому утёкшие документы — лучший источник информации по этому вопросу.
Фил Спенсер прокомментировал утечку в тот же день и подтвердил, что часть информации из документов уже не актуальна. Команда Xbox поделится планами на будущее, когда будет готова.
Какие студии и франшизы теперь есть у Microsoft
Ещё до покупки Activision Blizzard у Microsoft было огромное количество игровых студий и серий. Так, помимо прав на привычные франшизы вроде Halo, Gears of War и Forza, корпорация владеет The Elder Scrolls, Fallout, Minecraft, Fable и Doom. Теперь этот список увеличился.
При этом Microsoft получила контроль не только над культовыми для хардкорных игроков сериями, но и над мобильными франшизами King — к примеру, сверхпопулярной и прибыльной Candy Crush. К слову, во многом ради последних всё и затевалось, так как King приносит 31% квартальной выручки Activision Blizzard.
Вот какие игровые серии перешли к Microsoft:
- Call of Duty;
- Candy Crush;
- Crash Bandicoot;
- Diablo;
- Diamond Diaries Saga;
- Farm Heroes Saga;
- Guitar Hero;
- Hearthstone;
- Heroes of the Storm;
- Overwatch;
- Skylanders;
- Spyro the Dragon;
- StarCraft;
- Rebel Riders;
- Tony Hawk;
- Warcraft.
А вот такие студии перешли под крыло Microsoft:
- Beenox (Spider-Man: Shattered Dimensions и другие старые игры про Человека-паука);
- Blizzard и её подразделения в разных странах;
- Digital Legends (The Respawnables);
- High Moon Studios (серия Transformers, Deadpool);
- Infinity Ward (подсерия Call of Duty: Modern Warfare);
- Radical Entertainment (дилогия Prototype, The Simpsons Hit and Run);
- Raven (Singularity, Wolfenstein 2009 года, X-Men Origins: Wolverine);
- Sledgehammer Games (Call of Duty: Vanguard, WWII, Advanced Warfare);
- Toys for Bob (Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, Spyro Reignated Trilogy);
- Treyarch (подсерия Call of Duty: Black Ops);
- студии поддержки Activision;
- King и её подразделения (Candy Crush Saga).
Подобное портфолио открывает перед Microsoft широкие возможности в контексте не только поддержки популярных серий, но и возрождения некоторых забытых франшиз.
К примеру, глава Activision Blizzard Бобби Котик уже говорил, что с Microsoft компания сможет делать больше ремейков старых игр. Ещё он намекал, что в разработке находится новая Guitar Hero. Впрочем, представители Microsoft и Xbox пока не делились планами.
Как сделка повлияет на индустрию
Некоторые последствия слияния Microsoft и Activision Blizzard можно будет заметить уже в ближайшие месяцы, а другие предстоит осмыслить только через несколько лет. Подобных приобретений в игровой индустрии ещё не было, поэтому даже эксперты и аналитики не до конца понимают, чего ждать. Однако некоторые выводы сделать можно.
Игры Activision Blizzard попадут в Game Pass для консолей и ПК. В компании пообещали начать добавлять новые тайтлы вроде Diablo 4 и Call of Duty: Modern Warfare 3 в 2024 году, но точных сроков нет. Но журналисты не исключают, что некоторые старые игры могут оказаться в библиотеке сервиса до конца 2023‑го.
Call of Duty продолжит выходить на PlayStation как минимум в ближайшие 10 лет. Это был один из главных вопросов по сделке во время расследования регуляторами. Microsoft подтвердила, что не собирается делать серию эксклюзивом своей экосистемы, заключив соглашение не только с Sony, но и с Nintendo. На консолях последней Call of Duty не появлялась уже много лет.
Вероятно, будущие Call of Duty тоже будут включать в Game Pass в день выхода. Так Microsoft может призывать фанатов серии использовать подписку на Xbox или ПК, а не покупать игры за 70 долларов на консолях конкурентов.
Microsoft продолжит делать ставку на Game Pass. Игровое подразделение корпорации уже несколько лет стремится привлекать пользователей разных платформ к своей экосистеме, а не строить бизнес на основе продаж консолей Xbox. Несомненно, библиотека Activision Blizzard сыграет важную роль в популяризации сервиса, которому есть куда расти. К примеру, Game Pass пока уступает по числу подписчиков PS Plus от Sony — 41,7 против 50,1 млн долларов. В статистику включены пользователи как дешёвых, так и дорогих тарифов обоих сервисов.
Microsoft может перестать выпускать на PlayStation другие будущие игры Activision Blizzard, так как соглашение касается только Call of Duty. Именно это случилось с тайтлами Bethesda после покупки корпорацией — к примеру, Starfied и Redfall не вышли на PS5.
Игры внутренних студий Microsoft появятся в сторонних облачных сервисах. К примеру, корпорация заключила десятилетнее соглашение с NVIDIA по добавлению игр в GeForce Now (уже действует), а также с облачными провайдерами Ubitus и Boosteroid. Право на стриминг игр Microsoft также получит Ubisoft — тайтлы будут доступны по подписке Ubisoft+ Multi Access.
Бобби Котик покинет пост главы Activision Blizzard 1 января 2024 года. Он руководил компанией с 1991-го и за это время повысил её рыночную капитализацию с нескольких миллионов долларов до 70 млрд. Его репутацию изрядно подпортили скандалы последних лет из-за нарушений прав работников Activision Blizzard. Но нельзя отрицать, что более 30 лет он был одним из главных лиц индустрии.
В 2024 году Microsoft планирует открыть собственный магазин на iOS и Android. Так компания хочет повысить конкуренцию в мобильном секторе, и этому должны поспособствовать Candy Crush Saga, Call of Duty Mobile и другие мобильные игры, которые сейчас принадлежат Microsoft. Фил Спенсер тоже отмечает важность этого сегмента.
Аналитики полагают, что поглощения в игровой индустрии не закончатся. К примеру, они не исключают, что новые студии продолжит покупать Sony — даже несмотря на недавнее приобретение Bungie (Destiny). Однако они призывают не ждать, что компания пойдёт за крупным издателем вроде Take-Two, которому принадлежит серия GTA.
* * *
По слиянию Microsoft с Activision Blizzard по-прежнему много вопросов. Сможет ли корпорация вписать новые студии в свою структуру и наладить производство игр-блокбастеров кроме Call of Duty? Оправдается ли ставка на Game Pass, или сервис не сможет отбивать стоимость разработки тайтлов разного масштаба? Займётся ли Sony собственным конкурентом Call of Duty, чтобы подготовиться к возможному уходу серии с PlayStation в 2033 году?
Однако эксперты согласны, что покупка Activision Blizzard значительно укрепляет положение Microsoft на игровом рынке, и у неё появляется шанс диктовать условия развития индустрии.