Геймдев
#статьи

Серия шутеров «Метро»: как она стала популярной и что привнесла в жанр постапокалипсиса

Главные достоинства и недостатки атмосферных игр про жизнь в московском метрополитене.

Изображение: официальный арт к игре Metro 2033 / 4A Games

Серия игр Metro началась в 2010 году и практически сразу собрала вокруг себя сообщество преданных фанатов. От профильной прессы она тоже получала преимущественно положительные отзывы.

Секрет такого успеха среди прочего кроется в том, что создателям серии, студии 4A Games, удалось, используя литературный первоисточник в качестве основы, создать опасный и мрачный, но в то же время притягательный постапокалиптический мир, который хочется исследовать и совсем не хочется покидать. А для тех, кто бывал в настоящем московском метро, его виртуальная версия с полуразрушенными тоннелями и едва уцелевшими станциями стала узнаваемым сеттингом — это тоже сыграло важную роль в популярности серии.

В этой статье редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, с чего началась серия игр Metro, как её создавали и чем примечательны отдельные части. Сюжет, достоинства и недостатки, стоит ли вообще играть в шутеры по книжному циклу «Метро» — об этом и многом другом читайте в нашем материале.

Содержание

Скриншот: игра Metro 2033 / 4A Games

Литературный первоисточник в основе серии игр

Идея книги, события которой разворачиваются в Москве после ядерной катастрофы, принадлежит писателю-фантасту Дмитрию Глуховскому (объявлен в России иностранным агентом). По сюжету в какой-то момент произошла ядерная война, крупнейшие российские города, включая Москву, оказались уничтожены, и жизнь на поверхности стала невозможной из-за мутантов, радиации и агрессивной среды. Выжили те, кому удалось вовремя спрятаться в подземных бункерах и метрополитене.

Первая часть книжной серии, «Метро 2033», повествует как раз о том, во что превратилось общество, которое провело 20 лет под землёй без шанса на светлое будущее. Люди живут на разных станциях метро: одни кое-как устраивают быт, другие образовывают воинствующие группировки и борются за власть. Отдельные особо обученные солдаты совершают редкие вылазки на поверхность, но стандартной практикой это назвать нельзя. Впрочем, в следующих книгах, а также во второй и третьей частях игровой серии, сюжет которых сильно расходится с литературной основной, эпизодам на поверхности уделено значительно больше внимания. Третья игра, Metro Exodus, вовсе посвящена путешествию центральных персонажей по России.

Скриншот: игра Metro 2033 Redux / 4A Games

Впрочем, дебютная книга стала популярной не сразу. Первую версию романа Дмитрий Глуховский написал ещё в 2002 году, но долгое время произведение не впечатляло книжные издательства, так что автор просто разместил его в свободном доступе в интернете. Для того времени это был весьма смелый и новаторский шаг. Роман понравился первым читателям, которые наткнулись на него в Сети, и к тому же сработало сарафанное радио. После такого успеха книгой заинтересовались и издательства. В 2005 году вышло первое печатное издание «Метро 2033», но в нём пришлось изменить концовку и сделать участь главного героя Артёма менее трагической (в первой версии он погибал от шальной пули, тогда как в финале исправленной — выживал). Роман стал бестселлером, тираж даже приходилось допечатывать.

Книга также привлекла внимание нескольких сотрудников студии GSC Game World, которая в то время создавала игру «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Из-за разногласий с руководством упомянутые сотрудники уволились, чтобы основать собственную игровую компанию — 4A Games. Первой работой новой команды стал шутер Metro 2033, полностью основанный на книге Дмитрия Глуховского.

Скриншот: игра Metro 2033 Redux / 4A Games

Metro 2033

Год выхода: 2010

Платформы: ПК, Xbox 360

Системные требования на ПК: двухъядерный процессор с частотой 2,2 ГГц; видеокарта GeForce 8800 GT на 512 МБ; 2 ГБ ОЗУ

В отличие от GSC Game World, которая задумывала «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» как запредельно амбициозную игру, студия 4A Games хотела сделать просто качественный одиночный шутер. И сюжет «Метро 2033» идеально соответствовал этому желанию разработчиков, ведь оригинальная история как раз предполагала формат линейного приключения в замкнутых пространствах с упором на атмосферу виртуального мира.

По словам Андрея Прохорова, одного из основателей и руководителей 4A Games, одна из любимых игр студии — Half-Life 2, и именно из неё разработчики черпали вдохновение, создавая игровую адаптацию «Метро 2033».

«Игроки могут быть уверены, что наши игры — не копипаста [одних и тех же элементов]. Каждая новая локация, каждый новый час игрового процесса чем-то да отличаются и предлагают что-то новое».

Андрей Прохоров,
один из основателей 4A Games

Скриншот: игра Metro 2033 Redux / 4A Games

Сюжетно игра практически полностью повторяет роман. Главный герой — 24-летний парень Артём, который живёт на станции «ВДНХ». Он никогда не выбирался за её пределы и жизнь на поверхности почти не помнит: глобальная катастрофа, унёсшая жизни миллионов людей, в том числе родителей героя, произошла, когда ему было всего четыре года. Сироту приютил начальник станции Сухой, он же привил парню основные моральные нормы.

Станция «ВДНХ» регулярно подвергается нападениям таинственных существ, которых прозвали Чёрными. Член миротворческого ордена «Спарта» Хантер отправляется на вылазку и даёт герою наказ: если он не вернётся, то Артёму нужно попасть в Полис — что-то вроде столицы нынешнего подземного мира, где можно попросить помощи. Разумеется, Хантер не объявляется, и Артём, перешагнув через страх, отправляется в долгий и сложный путь ради спасения родной станции.

Игра, равно как и книга, следует принципам классического дорожного приключения. Герой открывает для себя огромный мир, полный как опасностей, так и удивительных ситуаций. Артём встречает харизматичных персонажей: одни рассказывают ему истории о жестокой постапокалиптической жизни, дополняя лор вселенной, в лице других он находит верных товарищей, третьи же становятся для него врагами.

Глубже погрузиться в мир Metro 2033 и поверить в него помогают небольшие сценки и игровые ситуации, с которыми главный герой тоже сталкивается постоянно. Вот в перегоне одиноко лежит труп, а рядом — записка с искренним раскаянием. А тут мужики греют еду и вспоминают, как хорошо жилось в те давние довоенные годы и как жаль, что в других городах у людей не было шанса укрыться от ракет в метро и спастись.

Скриншот: игра Metro 2033 / 4A Games

При этом Metro 2033 — это в первую очередь шутер от первого лица, и стрельбы в игре много. И в этом, пожалуй, заключается главное различие между книгой и игрой: в романе Артём убивает всего одного врага, в игре же он начинает стрелять по любому источнику опасности в первые часы геймплея. Только вот механика стрельбы — пожалуй, самая слабая часть шутера. Оружие плохо ощущается, а импакт от попаданий по врагу едва заметен. Искусственный интеллект противников тоже скорее мешает: бандиты часто стреляют мимо героя, а монстры нередко теряют его из виду и глупо скачут поблизости.

Куда лучше в игре проработан антураж. Мы то бредём по тёмным тоннелям метро и напряжённо ждём нападения монстров, то восторженно осматриваем обжитую станцию и как люди приспособились жить в сложных условиях, с нехваткой пропитания и воды. После падения прежнего мира выжившие не смогли договориться и выбрать одного лидера, поэтому в московском метрополитене образовались очень разные фракции, каждая — со своей идеологией и целями.

Так, «Ганза» специализируется на торговле и старается придерживаться нейтралитета — настолько, насколько это возможно. «Полис» отвечает за гуманистические идеи, но готов агрессивно отстаивать собственные границы — как территориальные, так и идеологические. Кроме того, в числе выживших нашлись и те, в ком проснулись худшие черты, — радикальные расисты, к примеру, основали «Рейх», выбрав своей идеологией национал-социализм. И конечно, их вечными врагами стали коммунисты из фракции «Красная Линия». Пусть и в лоб, но разработчики, как и автор книжного первоисточника, не стесняются активно критиковать оба этих режима.

Атмосфера безвозвратно утерянного мира и непростая жизнь тех, кому удалось выжить, — главное, ради чего стоит играть в Metro 2033. Печальный и тревожный саундтрек и пугающие звуки отлично дополняют картину мира, который сузился до лабиринтов подземки. Герои порой всё же вылезают на поверхность, но радостнее не становится.

Постапокалиптическая Москва медленно умирает под тяжестью радиации и ядерной зимы. Декорации выглядят весьма устрашающе — в знакомых и куда более спокойных тоннелях как-то попроще. Да и физически на поверхности герой долго не протянет: противогаз, защищающий от вредного воздуха, можно носить лишь ограниченное время, ведь фильтры быстро заканчиваются.

Скриншот: игра Metro 2033 / 4A Games

Сам Дмитрий Глуховский был очень рад сотрудничеству с 4A Games и появлению игровой адаптации своего бестселлера.

«Для меня превращение этой книги в игру — такая же честь, которую я испытывал бы, если бы вышла её экранизация. Аудитория сопоставима, а если игра станет успешной, то эта аудитория может быть даже больше. Я не из тех, кто считает, что превращение книги в компьютерную игру как-то ухудшает изначальную историю. Напротив, это способствует её продвижению и открывает доступ к разным аудиториям, а также может привлечь новых читателей.

В России есть много подростков, которые вообще не читали, пока не появились книги, основанные на играх. Ну, я говорю в основном о себе (смеётся), но ещё один пример — игра S.T.A.L.K.E.R., по которой создали серию книг. Вы вдруг видите, как геймеры-подростки 13–14 лет начинают читать, собирать книги и сходить по ним с ума. Я думаю, что выполнить похожую миссию — большое достижение».

Дмитрий Глуховский
(объявлен в России иностранным агентом), писатель

Metro: Last Light

Год выхода: 2013

Платформы: ПК, PS3, Xbox 360

Системные требования на ПК: двухъядерный процессор с частотой 2,2 ГГц; видеокарта NVIDIA GTS 250 или AMD HD Radeon 4000; 4 ГБ ОЗУ

Через три года после релиза Metro 2033 студия 4A Games выпустила продолжение под названием Metro: Last Light, или «Метро 2033: Луч надежды» в официальной локализации. Графика в новой части не уступала конкурентам, а стрельба была заметно улучшена, отчего перестрелки стали динамичнее и реалистичнее. Некоторые эпизоды — в частности погоня за поездом с пленённым Чёрным и финальная битва в бункере — выглядели как одни из лучших в жанре на тот момент.

Сюжет Metro: Last Light продолжает «плохую» концовку Metro 2033. Прошёл год, герой теперь состоит в ордене «Спарта» и время от времени выходит на поверхность, чтобы контактировать с последним выжившим Чёрным, ещё ребёнком. В какой-то момент оба попадают в плен к нацистам, где Артём познаёт ужасы концентрационного лагеря.

После побега из плена герой путешествует по станциям метро, на которых прежде никогда не бывал, — занимается он этим до тех пор, пока вновь не попадает в плен, в этот раз уже к коммунистам. Они во многом показывают себя ещё хуже «Четвёртого рейха» — например, генсек Коммунистической партии метро Москвин не чурается лично пытать главного героя. Сбежав и из этой западни, Артём изо всех сил старается предотвратить кровопролитную войну за власть в метро между крупными фракциями, но не особо успешно.

Скриншот: игра Metro: Last Light / 4A Games

В этот раз в работе над сценарием игры участвовал сам Дмитрий Глуховский: писатель придумал основную историю и прописал диалоги. Он ещё сильнее углубился в критику радикальных фракций, сосредоточив всё внимание на этом и оставив куда меньше места для приключений Артёма. В итоге сюжет оказался лишён глубины первой части. Не хватило экранного времени и для того, чтобы толково прописать романтическую линию: история Артёма и Анны развивается крайне неожиданно, и девушка слишком резко меняет отношение к главному герою, что слегка портит впечатление.

Тем не менее, несмотря на сюжет широкими мазками, в Metro: Last Light нашлось место увлекательным и атмосферным эпизодам, которыми запомнилась и предыдущая игра. В этот раз Артём попадает на «Театральную» и группу затопленных станций под названием «Венеция», жизнь на которых заметно отличается от серых будней остального метро.

Местные жители смотрят театральные постановки и ходят в бордель, шутят про вкусных креветок, которые водятся в здешних подземных реках, и с позитивом рассказывают детям, как много раньше было птиц. Настроение в этих эпизодах меняется со скоростью движения поезда в метро: то главного героя пытают и вырывают ему ногти, то приглашают развлечься в борделе.

Стало больше эпизодов на поверхности, где на момент событий игры наступила весна. И хотя это вовсе не та весна, которая знакома нам, окружение в Metro: Last Light резко контрастирует с ядерной зимой из прошлой части. Сквозь тучи порой проглядывает солнышко, лёд растаял и образовал многочисленные озёрца и лужи, где-то даже пробивается зелень.

Также 4A Games поработала над геймплеем, в частности прокачала стелс — он пришёлся кстати на более открытых локациях, которые можно пройти несколькими маршрутами. К тому же разработчики добавили кастомизацию оружия, которая отлично работала в связке с тем, что патроны в мире «Метро» выступают в качестве основной валюты. Теперь стало больше смысла исследовать локации и осматривать тела убитых врагов в поисках боеприпасов и частей для оружия.

Metro Redux

Год выхода: 2014

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch

Системные требования: четырёхъядерный процессор с частотой 3 ГГц, видеокарта GeForce GTX 480 или аналогичная от AMD, 4 ГБ ОЗУ

В 2014 году 4A Games выпустила Metro Redux — комплект с ремастерами первой и второй частей серии Metro. Помимо ПК, обновлённые версии появились на консолях тогда ещё нового поколения — PlayStation 4 и Xbox One, где поддерживали частоту кадров в 60 FPS. Также для ремастеров постарались исправить большую часть технических проблем оригиналов, слегка улучшили графику и переработали освещение.

Кроме того, Metro 2033 в версии Redux обзавелась геймплейными особенностями Metro: Last Light — в ремастере первой части значительно прокачали стелс-механики, добавили кастомизацию оружия и механику с протиранием грязного стекла противогаза.

Ещё в Redux-версии обеих игр включили новые режимы. «Выживание» подходит для самых хардкорных игроков: ресурсы ограничены, враги куда более живучие и наносят больше урона, оружие медленнее перезаряжается. А в режиме «Рейнджер Хардкор» дополнительно отсутствует какой-либо интерфейс, поэтому количество оставшихся патронов, к примеру, необходимо высчитывать самому.

Metro Exodus

Год выхода: 2019

Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X

Системные требования: процессор Intel Core i7-4770k или аналогичный от AMD; видеокарта GeForce GTX 1070, GeForce RTX 2060 или AMD RX VEGA 56; 8 ГБ ОЗУ

Третья часть серии, Metro Exodus, или «Метро: Исход» в локализации, приятно удивила нововведениями. Возможно, сами разработчики устали от мрачных тёмных тоннелей московского метрополитена, но в этот раз главного героя, всё того же Артёма, отправили на свежий воздух и в довольно большие локации, которые можно вдоволь исследовать с целью отыскать сторонние задания и тайники с ценными ресурсами. Акцент, впрочем, по-прежнему был на повествовании, и разработчики постарались сделать всё, чтобы просторные уровни не шли вразрез с центральным сюжетом.

История продолжает «хорошую» концовку Metro: Last Light. Артём женился на Анне и ушёл из ордена «Спарта». Он по-прежнему верит, что в других регионах тоже есть выжившие, и потому не теряет надежды поймать радиосигнал из далёких земель. Начало в игре лихое: всего несколько динамичных эпизодов в метро и поблизости от него — и вот уже Артём и Анна вместе с членами «Спарты» удирают из Москвы на модифицированном паровозе «Аврора».

Бегут они потому, что уничтожили оборудование, которое подавляло радиосигналы извне, чем разозлили тайных правителей метрополитена, — и обратного пути для них нет. В нескольких сотнях километров восточнее столицы персонажи обнаруживают, что последние 20 лет их обманывали, и за пределами Москвы есть не только чистый воздух, но и множество других людей. Дело за малым: найти правительство, которое скрывается в бункере под Уралом, и попытаться понять, как жить дальше.

Скриншот: игра Metro Exodus / 4A Games

Дмитрий Глуховский вновь принимал участие в создании сценария игры: сюжет Metro Exodus порой перекликается с событиями и общим настроением его бестселлера «Метро 2035», но не основывается на нём целиком. Разработчикам и писателю удалось создать личную и драматическую историю, несмотря на множество перестрелок и динамичных эпизодов, свойственных современным шутерам.

Так, Артём с Анной наконец-то стали отличной парой. Девушка теперь на первом плане — она то верный союзник, то отличная моральная поддержка героя, то человек, нуждающийся в спасении. Правда, на её фоне странно смотрится сам главный герой, который за всю игру не произносит ни слова, как и в предыдущих частях.

Да, мы помним, что 4A Games вдохновлялась в том числе Half-Life 2, где главный герой, Гордон Фримен, тоже молчит на протяжении всей игры, но шутер Valve вышел в 2004 году, когда такой сценарный ход ещё можно было бы назвать… ну, занятным?

Сейчас же, в современном тайтле, это смотрится нелепо: члены ордена яро спорят друг с другом на борту паровоза, решается вопрос жизни и смерти, а Артём, которого они считают своим лидером, просто смотрит на них и никак не реагирует. За использование этого архаичного приёма разработчиков критиковали ещё после выхода Metro: Last Light, и уж тем более об этом говорили в обзорах третьей части.

Скриншот: игра Metro Exodus / 4A Games

А вот к чему не было вопросов, так это к графике: она здесь очень детализированная, а освещение реалистичное благодаря технологии рейтрейсинга. Неудивительно, что компания NVIDIA рекламировала линейку RTX-карт, показывая их мощности в том числе в Metro Exodus.

Картинка стала в разы красивее не только благодаря прогрессу технологий. Постарались и художники, и левел-дизайнер 4A Games, которые на высоком уровне воссоздали просторы постапокалиптической России и Казахстана. Главные герои побывали в устье Волги, где обосновались сектанты-технофобы, побегали по пустыне рядом с Каспийским морем, увидели природу тайги, которая была затронута ядерной войной гораздо меньше остальных регионов.

Игра стремительно кидает персонажей из одной локации в другую, чередует темп и дарит дух настоящего приключения. Сначала Артём несколько часов исследует болота в европейской части России и отбивается от огромных мутировавших сомов, а вскоре после этого предпринимает непродолжительный линейный забег по правительственному бункеру на Урале, где засели некогда высшие чины страны, а ныне обычные каннибалы. К такому существованию их привела тотальная коррупция в стране — склады продовольствия на момент начала войны внезапно оказались пустыми.

Скриншот: игра Metro Exodus / 4A Games

Геймплей во многом напоминает игровой процесс из прошлых частей, но при этом адаптируется под просторные локации. Теперь зайти на вражескую территорию можно с любой стороны, днём или ночью, в ясную или ненастную погоду. Каждый из факторов влияет на расстановку сил, что особенно важно при игре на высокой сложности.

Например, днём в хорошую погоду вам противостоит больше противников, которые отлично видят местность. В дождь или грозу часть из них прячется внутри помещений, а ваших шагов практически не слышно. Интеллект противников при этом улучшили: они научились обходить героя, зажимать его в кольцо и использовать другие тактики — сражаться с ними увлекательно.

В арсенале Артёма, как и раньше, есть огнестрельное, метательное оружие и пневматика. Почти на любой ствол можно прикрутить глушитель и пойти на противника втихую. Заметно расширенная система крафта дала большой простор для экспериментов: «Метро: Исход» идеальна для любителей кустарных пушек. Патроны тоже можно крафтить самому, как и аптечки с фильтрами, — теперь любознательный игрок, внимательно исследующий локации в поисках ресурсов, вряд ли столкнётся с нехваткой расходников.

Скриншот: игра Metro Exodus / 4A Games

При этом, в отличие от других современных игр с большими открытыми локациями, в Metro Exodus нет маркеров и заранее отмеченных точек интереса, поэтому искать приключения нужно самому — скажем, после изучения территории с помощью бинокля. Осматриваешься, подмечаешь ориентиры, находишь объект, выделяющийся на фоне остальных, — и отправляешься туда.

Впрочем, несмотря на множество достоинств, «Метро: Исход» потеряла часть той самой атмосферы, которая делала серию знаковой. Выбравшись из подземелья, герой открыл для себя одновременно прекрасный и ужасный новый мир. Но в нём всё иначе, просторы за пределами Москвы лишены той давящей клаустрофобии, которая выделяла Metro среди прочих игр жанра. Шутер 4A Games стал игрой мирового масштаба и, пожалуй, лучшим в серии, но при этом потерял частичку своей идентичности.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована