Геймдев
#статьи

Секреты хорроров: какие приёмы используют разработчики, чтобы напугать игроков?

Разбираем разные элементы жанрового дизайна — от скримеров до соответствующих декораций.

скриншот игры Resident Evil: Village / Capcom

За последние годы хорроры завоевали в игровой индустрии уверенную популярность — и теперь прекрасно себя чувствуют. Жанр многолик и разнообразен, он привлекает разные группы игроков. Кому-то нравятся ужастики, где больше экшена, а кто-то предпочитает искать в хоррорах психологический подтекст. Но далеко не каждая игра такого жанра может по-настоящему напугать.

Насколько страшным тот или иной проект покажется игроку, зависит от его восприятия: на впечатления могут повлиять фобии разного рода и даже личные страхи, засевшие глубоко в подсознании.

Впрочем, есть у создателей хорроров и универсальные приёмы, помогающие вызвать чувство страха, — все они основаны на восприятии тех или иных ситуаций. В этом материале мы об этих приёмах и поговорим.

Скриншот: игра Resident Evil 7: Biohazard / Capcom

Скримеры

В первую очередь следует упомянуть самый избитый приём, за который создателей хорроров постоянно критикуют, — скример. Он часто используется не только в играх, но и в кинематографе, развлекательных аттракционах и интернет-пранках. Основная цель — напугать игрока или зрителя чем-нибудь неожиданным. Например, призраком, неожиданно появившимся на экране, или упавшим предметом мебели.

Сопровождаются все эти страшилки резкими звуками и агрессивной музыкой, от которых игрок по идее должен как минимум вздрогнуть. Как скример действует на нас? Сидя в кресле, игрок (или зритель) чувствует себя в безопасности, но в тот момент, когда на экране происходит резкая смена обстановки, к которой он не подготовлен, а в колонках или наушниках количество децибел резко подскакивает, происходит выброс адреналина.

Каждый переносит это по-разному: кто-то просто вздрагивает и подпрыгивает на месте, а кто-то может и швырнуть геймпад в экран. Со стороны это выглядит эффектно — именно поэтому зрителям так нравится наблюдать за реакцией стримеров на трансляциях хорроров.

Скример — один из самых простых и наиболее верных способов напугать кого-либо, но применить этот приём грамотно получается далеко не у всех разработчиков и режиссёров. Иногда скримеры используют слишком часто, из-за чего они сперва становятся предсказуемыми, а затем и вовсе начинают раздражать.

Скриншот: игра Resident Evil: Village / Capcom

Возникает вопрос: как же ещё можно их подать? На помощь приходит скрытый скример — тоже известный приём, работающий более действенно. Игрок попадает в тревожную обстановку и понимает, что скоро произойдёт что-то неладное. Жуткие звуки на фоне нагнетают атмосферу — и возникает тот самый саспенс, знакомый по фильмам Альфреда Хичкока.

Игрок уже не чувствует себя в безопасности и ждёт, что его могут напугать в любой момент, а потому готовится к скримеру. Мозг приходит в тревожное состояние и подготавливает человека к возможной неожиданности. Ещё Зигмунд Фрейд в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) упоминал, что «в самом состоянии тревоги есть нечто такое, что защищает от испуга». И суть приёма заключается как раз в том, чтобы сперва вызвать у зрителя или игрока опасение, доведя напряжение до предела, затем на мгновение успокоить — и после этого неожиданно выпустить скримера. Срабатывает безукоризненно.

В Layers of Fear 2 есть момент, когда игрок заходит в абсолютно белую комнату с чёрным камином. Тревожные звуки, чёрная жижа на белом фоне, фигура выползает из стены… Это даёт понять, что сейчас случится что-то нехорошее. Но внезапно всё заканчивается, звуки затихают — и ничего не происходит. Разочарованный игрок выдыхает, направляется к выходу — и попадает в ловушку банального скримера, который без предварительной тревожной сцены вряд ли кого-то испугал бы.

В первой части Layers of Fear есть похожий эпизод в детской, когда игрок, окунувшись с головой в сюрреалистический перформанс, в итоге возвращается к исходной точке. Но стоит открыть дверь, как перед героем на секунду предстаёт гигантская голова куклы, которая выглядит со стороны довольно нелепо, но в ту секунду очень пугает.

Геймплейные эпизоды из Layers of Fear, где фигурируют жуткие куклы

Жуткие куклы и манекены

К слову, о куклах. Создатели хорроров нередко используют в дизайне неодушевлённые предметы как дополнительный фактор, способный вызвать чувство страха. Почему манекены, статуи и роботизированные существа так популярны? Во-первых, это неодушевлённый объект, сделанный по подобию человека, и порой в тёмных комнатах его можно спутать с реальной угрозой. Во-вторых, есть немало людей с педиофобией — боязнью кукол, роботов и манекенов.

В статье «Жуткое» того же Фрейда высказывается теория о том, почему неодушевлённые предметы вызывают чувство страха. В ней приводятся высказывания психиатра Эрнста Енча, согласно которым человек испытывает «сомнение в одушевлённости кажущегося живым существа, и наоборот — не одушевлена ли случайно безжизненная вещь». Будь то куклы, манекены, восковые фигуры или роботы — все они внешне похожи на реального человека, однако есть в них что-то такое, что выдаёт «нечеловеческое» и «неживое».

Эта теория созвучна с популярным в наши дни эффектом «зловещей долины». Этим термином сегодня описывают ситуации, когда искусственные, но при этом слишком реалистичные человекоподобные объекты (например, созданные с помощью компьютерной графики персонажи) вызывают у людей неприязнь, отвращение и даже страх.

Иногда разработчики делают на это ставку. Что такое манекен в Silent Hill 2? Это две половинки нижней части женского тела, склеенные друг с другом. Свободными конечностями он лихорадочно болтает в воздухе. Фанаты серии знают, что все монстры в игре, и этот в том числе, в первую очередь символизируют скрытые желания главного героя. Однако это знание приходит не сразу.

Впервые встретив монстра, новый игрок видит лежащий на полу манекен и думает, что это элемент декорации. Но через долю секунды существо резко оживает и пытается ударить обрубленными ногами.

Скриншот: Bast Noise / Silent Hill 2 / Konami

Ожившие статуи в хоррорах — тоже не редкость. Чего только стоит знаменитая сцена в игре 35MM: там в одной из локаций, на Площади Революции, бронзовые скульптуры людей и животных встают с постаментов под звуки граммофона и идут убивать игрока. После такого скульптуры в метро стороной обходить будешь, не то что натирать на удачу!

Другой пример — Condemned: Criminal Origins, где в одном из эпизодов пластиковые создания тайком сопровождали главного героя. И каждый раз, когда он оборачивался, они появлялись всё ближе. Подобный приём использовали и в Layers of Fear 2. А в играбельном прологе грядущей Don’t Be Afraid игрок и вовсе треть времени проводит в компании манекенов, которые вроде бы безобидны, но время от времени то свечи задувают, то позади персонажа внезапно оказываются, то выворачивают шею на 180 градусов.

Правильные декорации

Для хорроров, впрочем, важны не только монстры, но и декорации. В каких помещениях ужастик работает лучше всего? В тесных, замкнутых пространствах, конечно! Ситуации, когда нельзя просто взять и выйти из злополучной комнаты, отлично работают на создание нужной атмосферы.

Почему игрок подсознательно начинает чувствовать себя неуютно в закрытом помещении? Человек — существо социальное, он не может постоянно находиться в одиночестве, даже если не горит желанием общаться с людьми. Так, некоторые работники экспедиций в отдалённых уголках мира отмечают, что самая тяжёлая часть профессии — необходимость находиться в одиночестве и изоляции от всего мира. Именно поэтому нередко в глубине души игрок радуется, когда встречает в хорроре живого NPC, пускай не всегда лояльного или даже сумасшедшего.

Скриншот: игра Don’t Be Afraid / Hydra Games S.A.

Воздействие декораций на психику усиливается, если помещение, в котором находится человек, заблокировано полностью. Так, в реальной жизни одиночные камеры в тюрьмах могут иметь для заключённых негативные психологические последствия, такие как повышенная тревожность, панические атаки, паранойя и снижение способности ясно мыслить.

Тема изоляции раскрывалась в Silent Hill 4: The Room, где меланхоличный интроверт Генри в один прекрасный день просто не смог выйти из квартиры. Дверь на цепях, окна заблокированы, телефонный провод обрезан, криков героя никто не слышит. Единственный выход — дыра в ванной, через которую можно выползти, но явно не в соседнюю квартиру, а в другие миры, раскрывающие причину, по которой Генри попал в столь странное положение.

То, что игрок периодически может посмотреть в дверной глазок или подглядеть за соседкой через щель в стене, — естественная реакция отрезанного от мира человека. Мало того что он на подсознательном уровне перестаёт считать заблокированное помещение безопасным, так по ходу развития сюжета нехорошая квартира и вовсе принимает угрожающие формы. Предметы интерьера меняются, в холодильнике находится чей-то труп, а из стен лезут призраки.

Скриншот: игра Silent Hill 4: The Room / Konami

Приёмы удержания игрока взаперти с дальнейшем визуальным преображением использовались и в более ранних частях франшизы. Вспоминаются как минимум маленькая каморка с жуками в Silent Hill 2 и комната с зеркалом в Silent Hill 3, где нельзя долго оставаться, но и выйти сразу невозможно.

Хороший пример, когда в замкнутом пространстве у героя начинает ехать крыша, иллюстрирует незамысловатый инди-хоррор Isolation Simulator, который сейчас находится в разработке. В нём гиперболизированно раскрывается спектр возможных галлюцинаций, которые могут посещать человека, запертого в помещении продолжительное время.

Совершенно другая ситуация с играми формата escape room («выберись из комнаты»), который стал трендом благодаря реалити-квестам и проекту Silent Hills Playable Teaser Хидео Кодзимы. В последней игроку сразу же говорят: «Хочешь уйти — уходи, тебя здесь никто не держит». Но на деле ситуация куда более безысходная.

Игрок выходит из помещения, дверь за ним закрывается, и он видит перед собой ту же самую комнату. Разорвать этот замкнутый круг можно, только если выполнить определённые действия. Игра не даёт подсказок, но если всё сделано правильно, то помещение начнёт преображаться на каждой новой «петле». Все эти визуальные манипуляции тоже воздействуют на игрока и держат его в напряжении.

Прохождение Silent Hills Playable Teaser

Если представить, что человеку некомфортно в изолированном помещении, то что будет, если ограничат его личное пространство? Когда персонаж перемещается по узкому проёму — на своих двоих или ползком, — в случае опасности невозможно совершить какие-либо манёвры. И здесь фантазия разработчика может разгуляться. Галлюцинации, скримеры, призраки, живность, ползущая навстречу, — в ход идут любые средства, которые помогут напугать игрока.

Некомфортная камера

Ограничение обзора также вызывает дискомфорт на подсознательном уровне: в этом случае игрок не сможет полностью контролировать ситуацию и в какие-то моменты будет просто передвигаться вслепую. Пожалуй, самый популярный инструмент разработчика в этом смысле — фиксированная камера, специально расположенная в самых неудобных местах. Слишком далеко, на полу, на потолке — где угодно, лишь бы не показывать в кадре потенциально опасные участки, особенно если оттуда доносятся нехорошие звуки.

Этот приём использовался ещё в родоначальнике жанра — хорроре Alone in the Dark 1992 года. Трёхмерные персонажи там передвигались по заранее отрисованному бэкграунду. При этом в сценах намеренно использовались неудобные для игрока ракурсы камеры. При постановке кадра сложно предугадать, что ждёт за очередным поворотом. Тот же трюк с камерой провернули и разработчики первых трёх частей Resident Evil, о которых мы в подробностях рассказывали в другом материале.

Фиксированная камера в ремастере ремейка Resident Evil. Скриншот: игра Resident Evil / Capcom

После этого приём стали использовать и в играх с трёхмерным окружением — в Clock Tower 3, Rule of Rose, Kyon, Eternal Darkness: Sanity’s Requiem и, конечно же, Silent Hill. Судя по последним инди-хоррорам, фиксированная камера снова становится популярной: игры вроде Song of Horror и Dawn of Fear это подтверждают. К тому же в разработке немало аналогичных проектов — скажем, Vigil (в прошлом Residence of Evil), Simulacrum, Hollow Hills и Heartworm.

Как достичь эффекта «неудобной камеры», если мы имеем дело с играми от первого лица? Всё просто: игроку нужно ограничить обзор, намеренно затемнив помещение. Тёмные участки освещаются фонарём, лампами, свечками, но это даёт лишь частичную картину того, что происходит в конкретном помещении.

Иногда комнаты могут меняться внешне — и часто это обусловлено сюжетом или галлюцинациями. Искажаются портреты на стенах, мебель переворачивается вверх дном, окружение плавится в прямом смысле этого слова. Конечно, это не может сильно испугать, но точно работает на поддержание атмосферы. Иногда подобные декорации — часть общего дизайна игры. Так, в Song of Horror чёрные пятна на стене сигнализируют о том, что игроку нужно срочно найти укрытие.

Скриншот: игра Song of Horror / Protocol Games

Коридоры

Коридоры в хоррорах уже давно стали неотъемлемой частью дизайна уровней. Роджер Лукхёрст, профессор новой и современной литературы в Лондонском университете, даже написал книгу, в которой проанализировал этот архитектурный элемент. Интересно, что слово «коридор» произошло от латинского currere, что в переводе означает «бегать». И действительно, самые напряжённые моменты в играх — например, погони — часто происходят в длинных тесных проходах.

Если вспомнить тот же играбельный тизер Silent Hills Хидео Кодзимы, то там вся игра построена на хождении по одному и тому же коридору, причём Г-образному. Это сделано не просто так. Источник архитектурного ужаса кроется в этом изгибе. Неспособность игрока увидеть конечную точку пути и навязчивые мысли о том, что кто-то точно встретится за поворотом, делают игру столь напряжённой.

Г- и Т-образные коридоры можно встретить и на самых низких уровнях тюрьмы в Silent Hill 2 — чтобы найти выход из них, предстоит поплутать. Но заблудиться — не самая большая проблема, ведь за углом может поджидать враг.

Более современный пример — Song of Horror. В этой игре Г-образные коридоры сочетаются с фиксированной камерой, процедурной генерацией событий и невозможностью обороняться и сохраняться. Всё это создаёт ещё большее напряжение.

Если игрок в одном из эпизодов по неосторожности потеряет персонажа-полицейского, но продолжит свой путь, переключившись на другого героя, он рискует словить пулю от мёртвого копа. После этого предстоит начать сначала. Каждый такой забег в этой игре — возможность нежелательной встречи со смертельной опасностью.

Скриншот: игра Song of Horror / Protocol Games

А что с прямыми коридорами? Могут ли они напугать игрока так же сильно, как Г- и Т-образные? Бесконечный горизонтальный коридор без видимой конечной точки напрягает не меньше. Лакхёрст также указывает на «страх ожидания, который возникает, когда игрок проходит мимо боковых дверей».

Поэтому нередко во время эпизодов с прямыми коридорами двери хлопают, а время от времени неподалёку от них возникают визуальные эффекты, что заставляет игрока двигаться максимально осторожно. Да и бежать вперёд без оглядки мало кто захочет: в играх уже были моменты, когда в конце подобного коридора героя ждала опасность — например, Пирамидоголовый из серии
Silent Hill и голые близнецы из Outlast.

Элементов, которые могут манипулировать сознанием игрока, немало. Но не только на них держится жанр хоррора: без грамотного геймдизайна, работы художников, звукорежиссёров и сценаристов даже самые удачные решения могут быть обречены на провал.

Конечно, разработчикам нужно постоянно искать новые комбинации идей. Ведь если злоупотреблять клишированными моментами из успешных хорроров, игрок уже будет морально подготовлен к ним, а это смажет впечатление.

В этой статье мы часто ссылались на Silent Hill и играбельный тизер Silent Hills, которые считаются одними из самых удачных представителей жанра. Но кто знает, вдруг в будущем появится совершенно новый проект, который задаст более высокую планку качества и внесёт немало свежих механик для запугивания игрока?


Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована