Геймдев
#статьи

Секрет аддиктивности Vampire Survivors: почему так сложно перестать играть

Разбираемся, как работает гипнотичный геймплей, что у игры Луки Галанте общего с казино и при чём тут феномен «ещё одного хода».

Изображение: Alessio Greco / ArtStation / игра Vampire Survivors / Luca Galante

Vampire Survivors вышла в декабре 2021 года, но тогда её почти никто не заметил. Однако уже в начале 2022-го игра стала безумно популярной благодаря стримерам и сарафанному радио. С каждым месяцем популярность росла, и сейчас Vampire Survivors — громкий инди-хит, одна из наиболее высоко оценённых игр каталога Steam и обладательница приза «Прорыв года» от The Golden Joystick Awards 2022.

Игровые медиа и СМИ пишут об успехах Vampire Survivors на ПК и мобильных устройствах, а создатель тайтла, Лука Галанте, работает над обновлениями и даёт интервью. В одном из них он рассказал, что понятия не имеет, почему игра так громко выстрелила.

«Я и впрямь понятия не имею [почему она такая популярная], и мне от этого немного не по себе! С того дня, как игра вышла, я старался не смотреть на её показатели или на то, что о ней писали в Сети, — не хотел этим увлекаться. Вместо этого я держался в тени и потихоньку работал над проектом».

Лука Галанте в интервью изданию IGN

Журналист, игровой сценарист и продюсер Владимир Шумилов разбирается, почему гибрид роглайт-экшена, RPG и слот-машины так сильно затягивает игроков, и объясняет, как организован дизайн игры. И заодно рассказывает о казино, пиратских картриджах, Марио, Сиде Мейере и Quake 2.

«Азартные» рынки с пиратскими картриджами

Пиратские картриджи для Dendy
Кадр: Andrew Fisher / YouTube

Я, как и многие, люблю видеоигры с детства. Моей первой приставкой была Dendy с пиратскими картриджами. Купить их можно было только на рынке, а выбор игры зависел от двух факторов — сарафанного радио и обложки. В первом случае приходилось опираться на мнение друзей и одноклассников, а во втором — только на арт с картриджа. И арт этот часто вообще не соответствовал содержанию игры. Например, однажды я купил якобы пятую часть Mortal Kombat, где часть персонажей носили имя YOKO.

Сейчас вы можете понять об игре многое, просто посмотрев на обложку. Это в первую очередь продукт, и понятно, что издатели пытаются доходчиво всё объяснить и показать: вот герой, вот сеттинг, вот основные элементы и темы, вот то, во что вы будете играть ближайшие Х часов.

Но лично мне больше нравилась полумистическая атмосфера пиратских картриджей для Dendy и таких же пиратских дисков для PS1 (о последних — чуть попозже). В детстве я часто тратил карманные деньги на игры с заманчивыми обложками, и часто они оказывались скверными, не раз разочаровывали. Но полученные в процессе эмоции (удивление, разочарование, предвкушение) вместе складывались в настоящее приключение. Этот процесс можно сравнить с игрой в слот-машины, где удача и воображаемая награда могли удержать интерес надолго.

Когда я стал старше, то мог купить себе любую игру — на диске или в цифре. Процесс поиска и выбора свёлся к каталогу цифровых магазинов и ограничениям платформ. Большинство новых (на тот момент) игр работали так, как я и ожидал, и большая часть ожидания формировалась сразу после просмотра скриншотов, видео и, конечно же, обложек. Да, так гораздо удобнее найти для себя что-то качественное, интересное и не купить случайно откровенную гадость. При этом из самого процесса поиска будто бы исчез азарт.

Недавно я наткнулся на игру, вызывающую в памяти воспоминания о пиратских картриджах и обложках, за которыми могло скрываться что угодно. Этой игрой и была Vampire Survivors.

Картриджи в Steam

С Vampire Survivors я познакомился спонтанно — прочитал новость о том, как Фил Спенсер потратил на неё 200 часов. Мне, как, наверное, и многим, стало интересно: во что же глава игрового подразделения Microsoft так долго играл. Сперва я хотел поставить версию для Android, но побоялся, что втянусь и буду играть даже в кровати, забыв про сон.

В итоге нашёл игру в каталоге Steam. По промоматериалам и описанию практически ничего не понял. Даже скриншоты толком не объясняли, как она работает. На YouTube не пошёл, решил разобраться самостоятельно.

Информация об игре будто бы нарочно подавалась так, чтобы воскресить в памяти ощущение покупки рандомного картриджа на рынке. Как будто на маленькой наклейке поверх жёлтого или оранжевого кейса — мрачные фэнтезийные персонажи. Внутри же — всё что угодно. А продавец говорит: «Игруха класс, нужно выживать и мочить чертей».

Описание игры в Steam
Скриншот предоставлен автором текста

Рандомный мэшап, цитатник или музей NES-игр?

Vampire Survivors состоит из заимствований. Уже в главном меню вас ждут отсылки к Castlevania и Bayonetta 2. Сама же игра выглядит как рандомный мэшап персонажей, монстров и локаций из всех возможных пиксельных тайтлов с фэнтезийным сеттингом.

По словам разработчика, несколько лет назад он купил готовые ассеты за полторы тысячи долларов и на их основе собрал весь проект. При этом он использовал открытый инструментарий и браузерный движок.

И в этом решении есть своё очарование: ассеты до боли знакомые. Кажется, будто их просто понадёргали из разных NES-игр — всё это богатство больше напоминает музей или увесистый цитатник. Большие пиксели навевают воспоминания о детстве, а практически полное отсутствие нарратива делает Vampire Survivors загадочнее. Лука Галанте создал своеобразный портал в далёкое прошлое, когда трава была не только зеленее, но иногда и выше вас. Одно только это ощущение до сих пор заставляет меня периодически возвращаться в Vampire Survivors.

В последние несколько лет поп-культура часто опирается на прямые цитаты из того, что уже когда-то было. Музыканты, режиссёры и разработчики игр переосмысляют популярные и полюбившиеся образы, воскрешают забытые игровые серии и кинофраншизы, продолжают старые сериалы, а в музыкальной индустрии мы нередко встречаем громкие камбэки. Из недавних — воссоединение My Chemical Romance, возвращение Blink-182 в классическом составе с Томом Делонгом и новые концерты Pantera.

Можно упрекнуть Луку Галанте в явном и беззастенчивом копировании, но мне кажется, что его работа — своего рода поклон целой плеяде NES-игр. От ранних частей Zelda, Metroid и Castlevania — до первых глав Final Fantasy. Лука взял визуальные штампы и скопировал небольшие элементы тех тайтлов, но на их основе создал новый геймплей. Вернее, не совсем новый, но в NES-играх такого не было. Зато подобный геймплей уже встречался на мобильных устройствах.

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

Vampire Survivors — клон Magic Survival?

Галанте вдохновлялся аркадой Magic Survival. Там герой автоматически атаковал врагов, использовал разные способности и заклинания. От игрока требовалось лишь перемещать его по уровню и ловко лавировать между противниками.

Галанте взял основу из Magic Survival, но вместо простого пиксельного рескина решил усложнить формулу, добавить в игру прогрессию и, как бы это странно ни звучало, слот-механики. Именно они и сделали Vampire Survivors такой гипнотичной.

Геймплей Magic Survival

Основной геймплейный цикл

Геймплей Vampire Survivors максимально прост. Персонаж двигается по экрану, уворачивается от толп монстров и, иногда, проджектайлов. Как уже говорилось выше, атакует герой автоматически. Ещё он использует заклинания и навыки.

Ваша задача — убивать нежить, собирать предметы, опыт и золото. Так вы сможете прокачивать оружие и получать новые навыки, чтобы толпы нежити не задавили вас числом. Если будете эффективно прокачиваться и повышать силу персонажа, сможете стать сильнее окружающих монстров и продержаться ещё немного.

Всего на прохождение каждой карты вам дадут 30 минут. По истечении этого времени на локации появится сама смерть и уничтожит героя. Забег закончится, но вам захочется ещё. Всё потому, что в игре очень быстрая прогрессия, моментальный фидбэк от атак и приятные звуки сбора опыта.

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

Миккимаусинг

Термин «миккимаусинг» часто используют, когда говорят об играх про Марио. Особенно когда разговор заходит о собирании монет и коллекционных предметов. Если вы хоть раз запускали Super Mario Odyssey, то знаете, что подбирать монеты там очень приятно.

В основном потому, что приходится стараться: решать платформенные головоломки и думать, какие способности героя на каком участке уровня применить. Ещё сбор монет в Super Mario Odyssey кажется приятным благодаря комбинации геймдизайна и саунд-дизайна — тому самому миккимаусингу.

Геймплей Super Mario Odyssey

Часто в фильмах и играх музыка играет где-то на фоне, обрамляя или дополняя основное действие. Она не перетягивает на себя внимание, в основном выступая в качестве поддержки некоторых сцен или усилителя эмоций. Миккимаусинг — обратный процесс.

Благодаря этому приёму музыка с фона выходит на передний план и повторяет всё, что происходит на экране. Если герой прыгает, стреляет или подбирает предмет — это отражается в мелодии или накладывается поверх неё. Так все движения и действия персонажа превращаются в своеобразную музыкальную тему, которую в реальном времени творит игрок. Название приёма — отсылка к музыке из первых мультфильмов про Микки Мауса — вроде «Пароходика Вилли» и «Безумного самолёта».

«Пароходик Вилли»

Саундтрек в Super Mario Odyssey дублирует большинство действий главного героя и ещё сильнее вовлекает в игровой процесс. Несмотря на отдалённую схожесть, звук Vampire Survivors работает по-другому. Да, в проекте Галанте есть чиптюновый саундтрек, но звучит он только как фон, практически не соприкасаясь с основным геймплеем. К тому же мелодии в игре зациклены и быстро надоедают.

Тем не менее собираемый опыт в Vampire Survivors — своеобразный аналог монет из игр про Марио. На карте очень много этого самого опыта, и каждый его кусочек (цветной камешек) подбирается с характерным звуком, который громко телеграфирует, что вы подбираете нечто стоящее и вам обязательно нужно продолжать. Чем больше опыта за раз подбираете — тем чаще этот звук воспроизводится.

После десятой минуты игры карта будет буквально усеяна камешками опыта. Благодаря этому нехитрому приёму вы постоянно будете получать быстрый дофамин и не заметите, как плотно подсядете на основной геймплейный цикл Vampire Survivors. А вот удерживать в игре вас будет другой аспект — прогрессия.

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

Сверхскоростная прогрессия и игра на опережение

За 30 минут в Vampire Survivors персонаж в плане уровней и навыков растёт так, как не растёт за год в среднестатистической MMORPG. Это очень сжатый и концентрированный игровой опыт со стремительным ощущением роста. Вы не просто качаетесь и открываете сундуки, а буквально становитесь в несколько раз сильнее и уже на пятнадцатой минуте можете уничтожать сотни врагов.

Правда, в начале забега прокачиваться тяжело. Нужно приложить усилия, постараться выжить и начать выстраивать билд, который поможет продержаться ещё чуть-чуть. Важно, чтобы сила героя росла быстрее, чем у врагов на экране, иначе вас просто задавят.

При грамотной прокачке уже на десятой минуте вы будете буквально стирать противников с экрана. Потом выйдут монстры посильнее, и вот вам снова нужно играть осторожнее, снова грамотно прокачиваться. Такие перепады не дают прокачаться сразу, превзойти всех противников, почувствовать себя всемогущим и заскучать.

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

Вампирское казино

Награды в Vampire Survivors выпадают рандомно, а место под них в условном инвентаре сильно ограничено. Важно решить, что вам будет нужно на текущем забеге в текущей локации и как собрать выигрышную комбинацию даже из неудачных предметов или их сочетаний. Если у вас получилось — продолжите играть. Если нет — погибнете, придётся начинать уровень заново.

То есть буквально как в казино: если не повезло — делайте новые крутки. Игра пробуждает азарт, а в рамках короткого игрового цикла он становится ещё сильнее. Даже если вы проиграли, хочется повторить — ведь теперь-то вам точно должно повезти. Вдруг в этот раз с босса упадёт сундук с особо мощным оружием?

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

Внутри таких сундуков — усиления, особые эффекты или мощная экипировка. Содержимое генерируется случайно, но на генерацию можно повлиять, выполнив специальные условия. Например, убить босса после десятой минуты забега.

Каждому такому сундуку я искренне радовался. По меркам динамики игры они открываются слишком долго, но с ворохом эффектов и приятными звуками. Каждый раз кажется, что вот сейчас выпадет что-то особенное, даже если до этого попадались откровенно ненужные вещи. Несмотря на рандом, Vampire Survivors будет целенаправленно вас награждать. Причём чем больше вы играете, тем ценнее будут награды.

К такого рода наградам можно отнести и местные достижения. Это не просто всплывающие окна с надписями в духе «вы победили 5 тысяч противников», а конкретные ценности — секретные персонажи, снаряжение, эффекты, золото. Достижения хочется открывать, потому что, во-первых, их несложно выполнить, а во-вторых — призы того стоят.

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

«Ещё один ход»

Когда-то Лука Галанте занимался разработкой онлайновых слот-машин. Этот опыт, несомненно, пригодился ему как разработчику. Благодаря полуазартным механикам и быстрому циклу от Vampire Survivors трудно оторваться. Почти так же трудно оторваться от игр серии Civilization Сида Мейера с его эффектом «ещё одного хода».

Понятие «ещё одного хода» часто применяют к играм, которые увлекают так, что прерваться сложно. Сид Мейер и его команда не пытались достичь такого эффекта целенаправленно. О гипнотичности Civilization разработчики узнали, только когда им стали приходить письма от пользователей со словами вроде: «Сел поиграть вечером, а очнулся только в три часа ночи!»

Мейер был озадачен и решил узнать, почему люди так сильно увлекались. Оказалось, что игра происходила не только на экране, но и в голове игрока: он постоянно думал, что произойдёт дальше, и ждал, когда это случится в игре. После того как запланированное действие осуществлялось, человек видел результат на экране, но всегда оставался «ещё один ход».

По словам Сида Мейера, Civilization всё время предлагала игроку краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, но момента, в котором он разом достигал бы их всех, практически никогда не наступало. Тем не менее игра удачно создавала иллюзию того, что этот решающий момент — или даже вовсе победа! — уже совсем рядом, надо только сыграть ещё немного.

«Вы будто бы никогда не играете в настоящем, вы играете в будущем. И это будущее — всего лишь через один ход от вас».

Сид Мейер в интервью изданию Arstechnica

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

Вполне возможно, что Галанте, как и Мейер, воссоздал эффект случайно, но можно с уверенностью сказать, что в игре он есть — и он работает. Вам постоянно хочется думать наперёд — об оружии и способностях, которые стоит прокачать в первую очередь, или о том, как заработать больше золота за забег, чтобы потратить его на общую прокачку в главном меню. О том, в какие навыки вложиться на ранних этапах игры, тоже предстоит думать, и немало.

Во время прохождения Vampire Survivors я неоднократно ловил себя на мыслях в духе: «Ещё один забег — и спать», «Ну вот этот сундук открою и точно выйду», «Сейчас перед смертью денег чуть-чуть пофармлю — и за дела». В девяти из десяти случаев из игры я так и не выходил.

Скриншот: игра Vampire Survivors / Luca Galante

* * *

В прошлом году я писал про Quake 2 и свои ощущения от прохождения. Благодаря своей простоте и одновременно сложности игра хорошо работала и в 2021 году. Дизайн в шутерах ушёл далеко вперёд, однако в незамысловатости Quake 2 и кроется её главное достоинство — в неё можно погрузиться сразу, без туториалов, без отвлекающих диалогов или аудиодневников.

В тексте я отмечал, что сиквел — быстрый и плавный шутер про чистое действие, и эта простота может вводить в почти первобытное состояние потока и концентрации. Ровно то же самое может сделать и Vampire Survivors.

Стоит сказать, что работа Галанте (как и Quake 2) не даст вам нового экспириенса и не подарит необычных переживаний. Это в первую очередь отличная игра, главный элемент которой — гипнотичный геймплей с полуазартными механиками и налётом ностальгии. Это идеальный роглайт для того, чтобы расслабиться и провести время за чем-то медитативным, послушать музыку или подкасты на фоне.

Правда, выйти из игры будет крайне трудно. Скорее всего, вы (как и я) не будете высыпаться.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована