Почему Enshrouded так популярна — и что её успех говорит о современном игроке
Как мы сменили новое на хорошо знакомое старое.
Скриншот: игра Enshrouded / Keen Games GmbH
В январе 2024 года мы увидели сразу два неожиданных хита в жанре песочниц с элементами выживания. Сначала вышла Palworld, которая всего за три дня продалась тиражом в 3 миллиона копий, а затем, всего через неделю, за ней последовала Enshrouded, тоже ставшая крупным хитом.
Спустя месяц после запуска Enshrouded студия Keen Studio рапортовала о том, что её игру попробовали 2 миллиона игроков. Показатели вышли более скромными, чем у Palworld, но сходств между проектами всё равно много: оба выживачи, оба вышли в раннем доступе Steam, оба неожиданно (в первую очередь для их создателей) получили огромную популярность на релизе и заимствуют большую часть идей из других игровых хитов.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media разбирается, как Enshrouded сшивает воедино элементы разных экшенов в открытом мире, насколько хорошо у неё это выходит — и как успех этой игры характеризует современный рынок ПК-игр.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
В чём суть Enshrouded
Действие Enshrouded разворачивается на руинах павшего королевства под названием Эмбервейл. Когда-то здесь жили вместе люди и таинственная раса Древних, но с тех пор эти земли пришли в запустение.
Причина упадка кроется в Пелене — таинственной напасти, которую люди выпустили наружу в погоне за могуществом. Всё, что оказывается внутри её цветного тумана, непоправимо меняется: люди и другие существа, вдохнув споры, превращаются в безобразных монстров, а местность вокруг меняется так, будто попал на другую планету.
Жители Эмбервейла поняли, что поражение неизбежно, и объединили усилия, чтобы создать Пламярождённых — существ с человеческой внешностью и магическими способностями Древних. Представителей новой расы погрузили в многолетний сон, чтобы они очнулись уже после падения королевства и вернули огонь цивилизации в эти земли.
Сделать это, конечно, будет непросто: когда в начале игры ваш отпрыск Пламени просыпается в крипте на окраине королевства, при себе у него нет ничего, кроме штанов и собственных кулаков, а о причинах и характере катаклизма он имеет лишь самое общее представление.
Таким образом, перед тем как браться за спасение мира, нужно научиться в нём выживать — а это значит, что вам предстоит заниматься классической рутиной survival-игр: рубкой дров, сбором ягод, охотой на волков, раскопкой шахт и прочими занятиями по сбору ресурсов для крафта и пропитания.
Без строительства базы тоже не обойдётся. Поставив Алтарь Пламени, служащий также чекпоинтом, вы сможете возвести вокруг него жилище с верстаком, печью, кузницей и другими устройствами для крафтинга. Правда, просто так чертежи той же кузницы вам никто не выдаст: сначала придётся найти кузнеца, который спит в одной из крипт Эмбервейла, а затем ещё и таскать ему инструменты, если вы хотите получить доступ к более совершенным устройствам и экипировке.
Так игра подталкивает игроков к другому важному пласту геймплея — исследованию. На контрасте с большинством выживачей карта Enshrouded не создаётся с нуля алгоритмом процедурной генерации: она создана вручную разработчиками — однако Эмбервейл всё равно впечатляет своими масштабами, и в нём есть что изучать.
Помимо вскрытия крипт, вам предстоит карабкаться на вышки, искать обелиски, изучать руины крепостей, деревень и городов королевства, а также очищать колодцы Эликсира — источники смертоносной Пелены, заполнившей эти земли. Все эти места представляют собой данжи, где кроме простых противников и сундуков с лутом также встречаются головоломки, платформинговые секции и битвы с боссами.
Все эти события подкрепляются местным лором, который здесь куда более детальный, нежели в какой-нибудь Valheim или No Man’s Sky. Конечно, не стоит ждать зрелищных кат-сцен и драматичных квестовых веток: всё-таки у игры не те бюджеты и не тот жанр; однако история падения королевства подробно рассказывается в записках, разбросанных по всему Эмбервейлу.
Эти же записки являются одним из главных свидетельств того, что Keen Studio буквально сшила свою игру из кусочков других проектов.
Откуда Enshrouded заимствует свои идеи
Источники вдохновения становятся очевидными в первые же минуты игры, когда вы просыпаетесь в металлической капсуле, похожей на печку-буржуйку. Очнувшись, вы получаете от Алтаря Пламени в вашей крипте стартовые инструкции, после чего игра без лишних церемоний выпускает вас в открытый мир — и всё это очень сильно напоминает вступление к The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Конечно, одно только вступление — не показатель, но дальше этих ассоциаций становится только больше. Прежде всего в глаза бросаются круглая полоса выносливости и глайдер, позволяющий герою быстро спускаться с различных возвышенностей.
В то же время в игре полно менее очевидных заимствований. Например, сам Эмбервейл очень похож на Хайрул из Breath of the Wild: солнечная страна с обилием гор и каньонов, склоны которых заняли густые леса и руины старых ферм, храмов и деревень.
Даже местные данжи, по сути, представляют собой переработанные святилища из последних частей «Зельды». С точки зрения структуры они почти идентичны: здесь основной маршрут тоже состоит из простых пазлов, но для того, чтобы добраться до сундуков с бонусным лутом, придётся и голову как следует поломать, и на ловушки не напороться.
Что интересно, сами разработчики открыто говорят о влиянии игры Nintendo: к примеру, вот как креативный директор Enshrouded Энтони Кристулакис объяснил механику глайдера:
«Вы можете только спуститься, и вы не можете лететь вечно. [Полёт на глайдере] требует выносливости, зато вы разгонитесь куда сильнее, если заберётесь на возвышенность, откуда можно исследовать окрестности. <…> Это создаёт интересный подход к изучению игрового мира, который, на мой взгляд, очень хорошо сработал в Breath of the Wild — да, эта игра определённо нас вдохновляла».
В том же интервью Кристулакис называет ещё один важный источник вдохновения — Valheim, товарища Enshrouded по жанру выживачей. Заимствования из игры про викингов тоже очевидны: к примеру, её поклонники моментально распознают местные механики, связанные с едой и её готовкой.
Так же, как и в Valheim, голод здесь отсутствует по определению, поэтому формально приём пищи необходимостью не является, — однако еда даёт усиления к базовым характеристикам персонажа. Бафы эти бывают разными: к примеру, дикие ягоды потихоньку лечат Пламярождённого, жареное мясо увеличивает общий объём его здоровья, а волшебные грибы делают более мощными магические атаки.
Эффекты от еды можно усилить, если её приготовить: сырые ингредиенты можно просто пожарить или высушить, можно смешать их, чтобы сварить суп, нарезать салат или приготовить чай. При этом объединять усиления не получится: опять же, как и в Valheim, на всё про всё у вас есть только три слота — и пока не истечёт эффект от предыдущего перекуса, новое блюдо в вас просто не влезет.
Кроме механик, связанных с пищей, от «старшей сестры» Enshrouded досталась система уюта. Здесь пребывание в жилище тоже даёт эффект отдыха, повышающий выносливость и ускоряющий выздоровление, — и для этого у вас должна быть крыша над головой, тепло и уютная обстановка, которую создают украшения вроде ковров и обеденных столов.
Когда же речь заходит о сюжете и лоре, игра больше всего напоминает не «Зельду» и Valheim, а произведения студии FromSoftware, ещё одного новатора среди игр с открытым миром.
Уже слова «Пламя», «Пламярождённый» и «Алтарь Пламени» вызывают недвусмысленные ассоциации с трилогией Dark Souls, чей символический ряд был выстроен вокруг образа пламени. Название королевства Embervale, которое переводится с английского языка как «Долина углей», — тоже явный кивок в сторону знаменитой серии.
В свою очередь, открытый мир Enshrouded по своей структуре схож с Междуземьем из Elden Ring: здесь тоже по всей карте рядом с точками интереса разбросаны чекпоинты, которые в Эмбервейле зовутся маяками возвращения. Помимо системы сохранения, два королевства делят между собой валюту: и там, и там вы расплачиваетесь за прокачку снаряжения рунами.
Да и сам лор Enshrouded рассказывает хорошо знакомую по Dark Souls и Bloodborne историю о том, как люди в алчной погоне за могуществом пробудили силу, которая в итоге превратила представителей человечества в лишённых разума чудовищ.
Ну и подаётся этот сюжет схожим образом — уже упомянутыми ранее записками, которые, здесь, правда, не спрятаны в описаниях предметов, а валяются в виде клочков бумаги в руинах бывших домов, храмов и крепостей.
Наконец, боевая система Enshrouded — настоящий джентльменский набор соулслайка. Тут вам и опция захвата цели, и важность грамотного позиционирования, и перекаты с парированием, и возможность оглушить противника, чтобы нанести критический удар.
К привычному рецепту Keen Games добавила разве что стрельбу из волшебных палочек в стиле Hogwarts Legacy, которые понадобятся вам для контроля толпы.
И на самом деле в самом по себе факте заимствования из популярных игр нет ничего зазорного. Все названные выше произведения, как и Enshrouded, совмещают в разных пропорциях бои в стиле экшен-RPG и механики выживания — так почему бы не поучиться у лучших?
Однако в том и дело, что поверх этих проверенных временем элементов разработчики Keen Games почти не добавляют ничего своего: все нововведения Enshrouded можно в прямом смысле перечислить по пальцам одной руки.
Привносит ли игра что-то новое в жанр
При разговоре об особенностях, которыми завлекает игроков Enshrouded, стоит упомянуть прежде всего ту из них, которая занимает центральное место в лоре и рекламных материалах игры, — гибельную Пелену.
Выглядит она как голубоватый туман, который чаще всего собирается в многочисленных ущельях и низинах Эмбервейла, — и места, которые оказываются под его покровом, превращаются в ядовитую пустошь. Из живых существ здесь встречаются только мутанты и огромные жуки, землю покрывают споры ядовитых грибов, растущих вместо деревьев, а выходить за пределы проторённых дорожек довольно опасно: в тумане легко потерять путь и навернуться в глубокую пещеру или разлом шахты.
Пламярождённые — единственные, кто способен находиться в Пелене, не теряя рассудок, но и их срок пребывания в тумане ограничен несколькими минутами. Если задержаться здесь дольше положенного, ваш герой просто-напросто умрёт от ядовитых спор. Кроме того, в Пелене не работает быстрое перемещение, поэтому быстро сбежать отсюда в случае проблем тоже не получится.
Тем не менее избежать посещения мест, захваченных этой напастью, не получится по ряду причин.
Во-первых, вам придётся пересекать туманные долины, чтобы добраться до многочисленных крипт, святилищ Пламени и руин поселений, расположенных по другую сторону. Во-вторых, под покровом Пелены скрываются другие важные объекты: рудники с полезными материалами, колодцы Эликсира и тайные гробницы. В-третьих, Пелена сама по себе порождает ресурсы, которые пригодятся для улучшения Алтарей Пламени, создания предметов экипировки и производства расходников вроде зелий и магических снарядов.
И на самом деле Пелена — отличное дополнение к механике исследования, знакомой по другим выживачам и экшен-RPG. Вылазки в туманные локации действительно ощущаются как опасное, напряжённое приключение — потому что ориентироваться там сложно, таймер постоянно тикает, а телепортироваться к безопасности отсюда не получится.
Дополнительное разнообразие в исследование мира привносит ещё одна механика — крюк, помогающий взбираться на места повыше. Конечно, этот элемент геймплея новаторством не отличается, плюс используется он очень контекстуально — рядом со специальными кольцами, которые расставили сами разработчики.
Тем не менее благодаря вертикальному дизайну мира крюк пришёлся как нельзя кстати: здесь он помогает быстро пересекать низины, поглощённые Пеленой, и решать головоломки, связанные с платформингом.
Ещё две механики, выделяющие Enshrouded на фоне других выживачей, — это воксельное строительство и древо навыков.
Первая из них вовсю использует тот факт, что Эмбервейл состоит из вокселей — своего рода виртуальных кубиков, которые, в отличие от пустых графических полигонов, несут в себе информацию о свойствах объекта. Из таких вот вокселей и состоит мир Enshrouded — и это позволяет свободно терраформировать и разрушать его ландшафт бомбами, кирками и прочими инструментами.
«А если уж всё в нашей игре состоит из блоков, почему бы не разрешить игроку строить здания буквально по кирпичику?» — рассудили разработчики и дали игрокам именно такую возможность. В игре присутствует целых шесть наборов блоков разных размеров и форм для строительства стен и крыши, а также терраформирования ландшафта — так что желающие возвести личную крепость рискуют застрять в Enshrouded на долгие часы. Правда, в плане удобства система построек уступает аналогам из других выживачей, но это уже, скорее, издержки раннего доступа.
Древо навыков, в свою очередь, рассчитано на тех, кому не хватило опций для кастомизации персонажа. На старте все игровые персонажи одинаковые, за исключением внешности, — однако с каждым повышением уровня и каждым уничтожением корня Пелены вы будете получать очки прокачки.
Их можно вложить в одну или сразу несколько из 12 ветвей развития героя — и таким образом у вас получится узкий архетип вроде лекаря или воина-танка либо же, наоборот, мастер на все руки.
При этом за ошибки Enshrouded не наказывает: сбросить навыки и вернуть себе очки прокачки можно за символическую плату на любом Алтаре Пламени — и даже эта опция не то чтобы является необходимостью.
Прокачка героя, конечно, даёт приятные бонусы вроде увеличенного урона или какого-нибудь стильного приёма, но игра прекрасно проходится и без них. Настолько прекрасно, что иногда я на целые часы забывал о наличии лишних очков прокачки. В результате развитие персонажей оказывается занятием приятным, но не слишком обязательным — и то же самое можно сказать о многих игровых механиках.
Как игра компенсирует вторичность дружелюбием
Несмотря на то, что Enshrouded позиционирует себя как представителя жанра survival, непосредственно выживать в ней почти не приходится — потому что игра почти не наказывает за промахи.
Помните, как в Minecraft вы могли упасть в какую-нибудь пропасть, потерять весь накопленный опыт и долго и нудно вызволять оказавшиеся на дне вещи? В Enshrouded ваши пожитки будут аккуратно сложены под надгробием у самого края. Причём в случае смерти вы теряете даже не все свои вещи: пропадают только ресурсы и трофеи, лежащие в рюкзаке, а вот предметы на панели быстрого доступа остаются при вас даже после гибели.
Точно так же строительство баз в Enshrouded — скорее приятное развлечение, чем реальный вызов. В отличие от The Forest, здесь вас не съедят каннибалы, если вы не отгородитесь от мира высокими стенами. Вам не грозит смерть от холода или токсичной атмосферы, как это было в No Man’s Sky. И здесь не нужно учитывать несущую способность здания и продумывать вентиляцию каминов, чего не избежать в Valheim.
Более того, в этой игре необязательно иметь больше одной базы. Мало того, что вне Пелены вы можете телепортироваться к любому Алтарю Пламени из любой точки мира и перемещать между ними любые грузы, — так ещё и ставший ненужным Алтарь можно погасить и заменить другим, в более удобной точке.
Конечно, какой-то домик вам всё равно понадобится, потому что вашему персонажу нужно где-то отдыхать, крафтить экипировку и расходники, складировать лишний лут — но строительство намеренно сделано проще, чем в других представителях жанра.
«[Необходимость обороняться] противоречит творческому аспекту строительства, потому что враги будут постоянно рушить то, что вы построили. Это может раздражать или подталкивать к строительству бункеров и защитных сооружений, оптимизированных [с целью обороны]. То же самое относится к стабильности структур и прочим вещам. Существуют интересные механики, превращающие строительство в пазл, но мы решили уйти в сторону творчества — так что если вы хотите построить воздушный замок, то вы можете это сделать».
Энтони Кристулакис,
креативный директор Enshrouded
Похожей философии Enshrouded придерживается и в других аспектах. К примеру, здесь нет нужды запоминать карту местности и ставить на ней метки: игра сама отметит всё важное многочисленными маркерами. Лезть в фанатскую вики, чтобы понять тонкости местных механик, тоже не придётся, ведь многочисленные квесты Enshrouded по совместительству служат туториалом, причём зачастую весьма подробным и внятным.
Конечно, иногда Enshrouded всё же притворяется выживачем: в частности, ночи здесь кромешно тёмные, так что в одиночных вылазках приходится постоянно жонглировать факелом и оружием — но эти механики присутствуют здесь, скорее, для создания атмосферы заброшенного мира.
Крафтинг и сбор ресурсов в Enshrouded — это явно не самоценная механика, а скорее повод, чтобы отправиться в очередную вылазку во внешний мир, где вы обязательно несколько раз отвлечётесь, свернёте с заданного маршрута и превратите таким образом рядовую вылазку в интересное приключение.
В остальном же команда Keen Games явно приложила значительные усилия, чтобы сделать игру удобной точкой входа в жанр для игроков, которых выживачи до этого отпугивали своей хардкорностью. В этих условиях оригинальность игры уходит далеко на задний план — главное, чтобы все её составляющие ладно прилегали друг к другу и работали как единый механизм.
И надо сказать, как раз с этим у Enshrouded особых проблем нет — это хороший, в меру медитативный приключенческий экшен с приятным дополнением в виде возможности построить какую-нибудь замысловатую крепость или даже свою версию Мордора.
Интересно, что тот же подход — сделать вторичную, но приятную для новичков игру, — студия Keen Games использовала и раньше.
Например, её предыдущий проект, ролевой кооперативный экшен Portal Knights (2017), выглядит как RPG-мод для Minecraft — но это не помешало ему собрать 16 тысяч отзывов в Steam с общим рейтингом «Очень положительные». А до него студия, если верить её сайту, 10 лет набивала руку на третьесортных гонках и экшенах, а также на адаптациях телешоу и спин-оффах популярных франшиз.
Однако именно Enshrouded стала по-настоящему большим хитом. И дело здесь не только в качестве самого тайтла: просто начало 2024 года оказалось очень подходящим временем для клонов успешных видеоигр.
Что успех Enshrouded говорит о современном рынке игр
Разумеется, клоны игровых блокбастеров — явление такое же старое, как и сама игровая индустрия. Здесь можно вспомнить ту же Doom, после которой на рынок ПК-игр посыпались шутеры вроде Heretic, Hexen и Duke Nukem 3D. Или Dark Souls, породившую волну соулслайков наподобие Nioh, Remnant и Hollow Knight.
Тем не менее все эти игры на протяжении долгого времени либо оставались в тени своих предшественниц, либо находили способ выделиться с помощью оригинальных находок: так, Duke Nukem 3D привлекала игроков саркастичным главным героем и полноценной трёхмерной графикой (до этого бал правила псевдотрёхмерность).
Такое положение дел сохранялось почти на протяжении всей истории видеоигр — но в 2023 году ситуация начала меняться.
Сначала выстрелили Wo-Long: Fallen Dynasty и Lies of P, сумевшие подать привычный геймплей соулслайков под соусом свежего сеттинга. Между ними, летом 2023-го, вышла BattleBit Remastered, покорившая игроков, соскучившихся по классическим частям Battlefield. Затем, в конце года, на вершины чартов Steam вдруг вскарабкалась Lethal Company, которая позаимствовала формулу кооперативного хоррора у Phasmophobia, разбавив её антикапиталистической сатирой.
А в январе 2024 года вышла Palworld — по сути, клон Legend of Zelda: Breath of the Wild и игр серии Pokemon. Однако отсутствие хоть каких-либо оригинальных идей не помешало ей побить все рекорды популярности: меньше чем за две недели в неё сыграло больше 19 миллионов игроков. Для сравнения: самая свежая часть «Зельды», Tears of the Kingdom, сумела достичь таких показателей только через полгода.
Мы уже разбирали основные причины популярности Palworld: это дружелюбие, чёткая и понятная прогрессия, невозможность легально сыграть в игры Nintendo на ПК, а также грамотная комбинация механик и хорошая оптимизация уже в раннем доступе.
Все эти аргументы применимы и к Enshrouded — правда, в её случае обзоры в Steam чаще проводят параллели не с The Legend of Zelda, а с Valheim. В остальном это тот же случай, когда грамотные ремесленники совместили успешные находки из других проектов — и это одинаково понравилось тем, кого раньше отпугивал хардкор других выживачей, и тем, кто успел пройти другие игры в жанре, но не успел в них наиграться.
В пользу Enshrouded также говорит тот факт, что её делала независимая студия с небольшим бюджетом, — поэтому она продаётся по разумной цене и, в отличие от какой-нибудь Minecraft, не содержит микротранзакций.
В этом плане успех творения Keen Games очень хорошо характеризует типичного поклонника таких проектов. Это человек, который явно устал от обилия игр на рынке и предпочитает играть в то, что ему уже нравится, просто поданное в свежей обёртке, — чтобы и новые впечатления получить, и лишние силы и время на освоение незнакомых механик не тратить. А ещё он не хочет платить за свой досуг сумму, сравнимую с ценой авиабилета.
И, судя по всему, разработчики — особенно в инди-студиях — этот запрос прекрасно считывают: к примеру, уже сейчас в разработке находится текстовая RPG Esoteric Ebb, которую сами авторы рекламируют как клон Disco Elysium, а симулятор жизни Paralives, заимствующий идеи The Sims, уже попал в 750 тысяч вишлистов в Steam.
Неизвестно, как скоро игроки устанут от этого тренда, но пока что они предпочитают платить за что-то родное и знакомое. А значит, в будущем нас явно ждут другие истории успеха, подобные Enshrouded.