Геймдев
#статьи

Оборотни: от фольклора «Ведьмака» и Warcraft до скрытых смыслов Silent Hill и Resident Evil

Оборотень в видеоиграх — лишь страшный монстр или неоднозначный персонаж?

Оборотень — мифическое существо, способное на время менять облик, в том числе и с помощью магии. Он превращается из человека в другое существо, атмосферное явление, растение или предмет. Чаще всего изображается как больной ликантропией человек-волк. В этой статье разбираемся, как страшный образ из фольклора реализован в виртуальных мирах.

Оборотни в мифах

Нашим предкам необходимо было отбиваться от хищников. Инстинкты человека устроены таким образом, что до сих пор мы получаем сигнал об угрозе каждый раз, когда видим отличительные черты опасного зверя.

Возможно, поэтому самый характерный образ оборотня в фольклоре — человек-волк, или вервольф. Верования о них были распространены повсюду, где обитали волки, — в Древней Греции и Римской империи, Европе, Азии и Северной Америке. Например, в армянском эпосе оборотень называется мардагайлом, в литовском — вилктаки. Вервольфы встречаются в средневековой поэзии и скандинавских сагах.

Винсент Мейс, «Ведьмак». Арт: Бруно Биазотто и «Гвинт» / Диего Перес

Волколак — оборотень из славянского эпоса — встречается в серии «Ведьмак». В первой части игрок помогает излечиться от ликантропии начальнику городской стражи Винсенту Мейсу. В сиквеле волколаки выступают противниками Геральта. Несколько квестов «Ведьмака 3» тоже завязаны на ликантропии — например, Цири сражается с волколаком после побега с Кривоуховых топей, а Геральт освобождает от волколака священную рощу на Скеллиге.

Изображение: Star Wars: Knights of the Old Republic / Steam

Люди верили и в других животных-оборотней. Шелки — от английского Selkie — люди-тюлени, морской народ из мифов Ирландии и Шотландии. Selkath — народ из Star Wars: Knights of the Old Republic. Именно селкат изображён на обложке слева от джедая. В игре они выглядят как сине-зелёные антропоморфные скаты. Селкаты живут в подводных городах на планете Манаан.

В регионах Восточной Азии были распространены легенды про оборотней-лисиц. Хули-цзин в китайской мифологии может быть добрым или злым духом. Кумихо из Кореи — лиса, прожившая сто лет и получившая возможность превращаться в человека.

Арт: Майлз «Тейлз» Прауэр / Sonic Fandom

Кицунэ — японская лиса. Считается, что чем она старше и сильнее, тем больше у неё хвостов, в азиатских мифах у лисицы их было до девяти. А вот Лис Тейлз из серии Sonic the Hedgehog — обладатель всего двух хвостов.

Ликантропия

Если верить мифам, оборотни делились на два типа. Первые — люди, обращающиеся в зверей по своему желанию с помощью заклинаний, ритуалов или артефактов. Они могут превращаться в животных в любое время, а не только ночью, и не теряют способность мыслить.

Другие оборотни больны ликантропией. Болезнь превращения в животных заставляет человека менять облик в полнолуние. Ликантроп не может контролировать перевоплощение и не помнит, что делал, когда был в зверином облике.

Стивен Кинг в своей книге о теории ужасов «Пляска смерти» поставил оборотня в тройку самых страшных существ, наравне с вампиром и безымянной тварью на манер монстра Франкенштейна. Писатель рассказывал о своём восприятии внутреннего конфликта оборотня на примере повести Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Скриншот: визуальная новелла MazM: Jekyll and Hyde / Steam

Стивен Кинг рассматривает оборотня через концепцию конфликта Аполлона и Диониса из греческой мифологии. Разумное аполлоническое начало отвечает за мудрость, самоограничение, умеренность. Тогда как дионисийское начало — это первобытный хаос, ужас и опьянение.

«Если мы посмотрим на историю Джекила и Хайда как на языческий конфликт между аполлоническим потенциалом человека и его дионисийскими желаниями, мы увидим, что мифы про оборотней действительно проходят через огромное количество современных романов и фильмов ужасов. Возможно, лучший пример — фильм Альфреда Хичкока „Психо“. Герой фильма — дионисийский психопат, запертый за аполлоническим фасадом нормальности. По мере развития сюжета, сущность оборотня медленно и ужасно проявляет себя».

Стивен Кинг,
«Пляска смерти»

Первый из сохранившихся голливудских фильмов про монстра поневоле — «Лондонский оборотень» 1935 года. Главный герой, Уилфред Глендон, заражается ликантропией, и единственное противоядие — экстракт таинственного растения марифаза, которое неожиданно пропадает. Уилфред расследует кражу и решает, что его жена украла марифазу.

Кадр из фильма «Лондонский оборотень»

Главный герой принимает решение из-за ревности — до этого по сюжету его жена Лиза встречает друга детства. В кульминации фильма оборотень охотится на свою супругу.

Кадр из фильма «Сияние»

Ревность, страх перед вспышками насилия, отсутствие контроля — образ оборотня воздействует на психологические страхи и пугает не только силуэтом, похожим на очертания хищника. Подобный сюжет можно найти и в далёких от темы ликантропии фильмах — например, в «Сиянии» Стэнли Кубрика.

Превращение как геймплейная механика

В геймдеве способность обращаться — удобный приём для введения новой механики. Также вервольфы часто выступают противниками игрока. Образ крупного зверя легко угадывается по силуэту — игрок может быстро среагировать на отличительные черты в бою.

Друид в Diablo II может принимать форму волка или медведя. Скриншот: Diablo II / Reddit

В трёхмерном платформере Sonic Unleashed синий ёж принимает форму оборотня, увеличивающую его силу, — Werehog. В рамках промокампании на официальном сайте был представлен мультфильм «Соник: Ночь ежа-оборотня», основанный на сюжете игры.

Друид. Концепт-арт: World of Warcraft

Представители класса друидов в World of Warcraft способны принимать разные формы — медведя, кошки, морского котика, птицы, элементаля. В зависимости от формы игрок будет более уязвим к разным видам урона, формы дают возможность быстрее передвигаться по суше, морю и воздуху. Помимо WoW, друиды встречались в серии стратегий Warcraft. В третьей части друиды расы ночных эльфов способны превращаться в медведей и воронов.

Во вселенной The Elder Scrolls практически во всех частях встречались ликантропы. Игрок мог оборачиваться волком или кабаном в TES II: Daggerfall. А сюжет дополнения Bloodmoon для третьей части и вовсе завязан на ликантропии. По ходу основного квеста игрок может стать оборотнем — при таком выборе каждую ночь придётся убивать хотя бы одного гуманоидного NPC.

Скриншот: TES V: Skyrim / Фанатский портал Diablo1

TES V: Skyrim предоставляет игроку возможность стать оборотнем, если он выполнит задания сюжетной линии Соратников. В мире игры ликантропия считается болезнью, и если обернуться в городе, мирные NPC будут разбегаться, а стражники — нападать. В форме зверя не получится использовать оружие, зато атаки когтями дают шанс оглушить противника, герой быстрее двигается, у него есть возможность регенерировать, поедая трупы врагов.

Lycan — герой Dota 2. Концепт-арт: Pinterest

Оборотень — популярный герой в играх жанра MOBA. Lycan из Dota 2 отличается скоростью и способностью призывать волков. Один из игровых персонажей League of Legends — оборотень Warwick. Согласно лору игры, над ним ставили эксперименты — его тело усовершенствовано сложной системой механизмов.

Во многих DLC к серии The Sims игрок мог также стать оборотнем. Например, в третьей части встреча с человеком-волком пугает других персонажей, они могут упасть в обморок.

Посвящённый оборотням видеодневник разработчиков The Order: 1886

В мире The Order: 1886 ликаны, или полукровки, — главные враги людей, на которых охотится «Орден». Оборотни своими жуткими образами работают на атмосферу мрачной викторианской Англии.

Не все примеры игр про оборотней — удачные. Множество проектов, в которых главным героем выступал оборотень, получали низкие оценки и слабые продажи. Можно вспомнить игру в жанре beat ’em up Altered Beast с оценками 40 баллов от критиков и 6.7 от игроков на Metacritic. Последний пример — Werewolf: The Apocalypse — Earthblood, оценённая на 56 и 4.9 соответственно.

Неоднозначность оборотня

Персонажи-ликантропы нередко обманывают ожидания игрока. Двойственность персонажей — отличительная черта нуара, в каком-то смысле нуарные герои тоже часто выступают оборотнями. Наглядный пример объединения оборотней с эстетикой нуара — адвенчура Discworld Noir. Игра пародирует классические нуарные детективы, при этом по ходу сюжета главный герой заражается ликантропией. Благодаря ликантропии появляется новая механика: в форме зверя главный герой видит запахи в цвете. Это помогает вести расследование и реконструировать события в некоторых локациях.

Скриншот: The Wolf Among Us / The Verge

Другая вдохновлённая нуаром история — адвенчура The Wolf Among Us про персонажей сказок, которые попали в современный Нью-Йорк, основанная на комиксах Fables. Главный герой, шериф Бигби, — страшный серый волк из сказок. Ему никто не доверяет, хотя Бигби — защитник. Шериф пугает тех, кого защищает, потому что они знают о его тёмном прошлом, ведь он был злодеем во многих сказках, будь то «Красная Шапочка» или «Три поросёнка». Кстати говоря, The Wolf Among Us и другим нуарным играм на Skillbox была посвящена отдельная статья.

«По своей сути Бигби — монстр. Цивилизованный Бигби — это оболочка вокруг него, цель которой — не дать монстру выбраться наружу. Но иногда оболочка ломается».

Билл Уиллингем,
создатель вселенной Fables

Оборотни проявляли свою неоднозначность в Dragon Age: Origins. Там ведьма-оборотень Морриган — один из самых харизматичных персонажей, обманывающий ожидания игрока. Также оборотни встречаются в квесте «Природа зверя». По сюжету необходимо выбрать союзников — долийских эльфов или оборотней. Выбор в ролевой игре BioWare не столь очевиден, эльфы могут оказаться куда страшнее проклятых ликантропов.

Образ оборотня из мифов получил своё развитие как архетип. Понятие «архетип» предложил философ Карл Густав Юнг. Он рассматривал архетипы как врождённые психические структуры, знания, которые есть у любого человека. Согласно Юнгу, архетипы отражают опыт человечества и проявляются в мифологии, сновидениях, творчестве.

Кандидаты философских наук Екатерина Галанина и Даниил Батурин в своей работе «Мифологические структуры в видеоиграх: архетипы» рассматривают в том числе архетип оборотня. Этот образ представлен изменчивыми внешне и внутренне персонажами. Его главные качества — неустойчивость и переменчивость.

GIF: Silent Hill 2 / YouTube

Галанина и Батурин рассматривают архетип оборотня на примере Марии из Silent Hill 2. По сюжету игры Джеймс Сандерленд приезжает в город Сайлент Хилл в поисках своей жены Мэри. Пробираясь по городу, герой встречает Марию, крайне похожую на Мэри. На самом деле она доппельгангер, созданный фантазией Джеймса. В одной из самых запоминающихся сцен хоррора героиня произносит фразу, раскрывающую её сущность: It doesn’t matter who I am. I’m here for you, James. See? I’m real.

«Основная функция Марии — не дать Джеймсу осознать совершённое им преступление и принять правду о самом себе. Мария становится основным препятствием и искушением главного героя на пути к раскаянию. Игроку вместе с героем придётся совершить непростой выбор: принять „идеальную Марию“ как вторую жену и начать новую жизнь или отвергнуть дар города и принять правду о совершённом им убийстве. Мария выступает в качестве оборотня, иллюзии, которую необходимо преодолеть. Если у героя хватит сил и смелости отказаться — Мария превратится в чудовище. Она самый страшный и сильный противник в игре. Победа над Марией необходима для обретения катарсиса главного героя, по-настоящему позволяющего осуществить шанс на новую жизнь».

Екатерина Галанина и Даниил Батурин.
«Мифологические структуры в видеоиграх: архетипы»

В другой легендарной серии игр в жанре survival horror — Resident Evil — оборотни тоже появляются — их можно будет увидеть, скажем, в Resident Evil: Village. Арт игры, который украшает в том числе обложку этой статьи, недвусмысленно намекает, что один из главных героев серии Крис Редфилд — оборотень.

По сюжету центральный персонаж новой игры оказывается в изолированной горной деревне на территории Румынии, где ликаны охотятся на людей. Вервольфы выступают соперниками игрока: свирепые враги с острыми когтями и клыками умеют также пользоваться холодным оружием.

Оборотни однозначно вызывают у игрока инстинктивный страх и неоднозначно вплетаются в сюжеты. Появившийся в мифах образ страшного хищника можно встретить в survival horror, экшенах, квестах и даже самых миролюбивых играх. Используя переменчивую природу оборотня, разработчики не только добавляют в свои произведения страшных монстров — они ещё играют с восприятием и обманывают ожидания игрока.


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована