NFT в геймдеве: проблемы регулирования, гнев игроков и поспешные решения разработчиков
Всё больше крупных игровых компаний решают добавить в свои игры NFT, но затем отказываются от этой идеи. Разбираемся, что происходит.
Иллюстрация: Stalker 2 / Worms / Metaworms / Colowgee для Skillbox Media
В конце января Центробанк предложил запретить выпуск, оборот и любые операции с криптовалютой в России. В ответ Минфин предложил не запрещать бурно развивающуюся сферу, а начать регулировать её. Правительство и вовсе внесло законопроект, по которому владельцы крупных криптокошельков (поступления или списания свыше 600 тысяч рублей в год) должны сдавать налоговые отчёты и платить соответствующие налоги.
NFT и криптовалюта привлекли внимание не только российских регуляторов. GameStop, Konami, Square Enix и другие игровые компании следят за NFT и хотят продавать их. Ubisoft опередила конкурентов и выкатила Quartz — блокчейн-сервис по продаже и обмену внутриигровой «косметики».
Хайп вокруг блокчейна и NFT не спешит стихать. Несмотря на то что, кажется, большинство игроков относится к этому негативно, многие разработчики хотят воспользоваться популярными технологиями и заработать на них. Но далеко не все из них знают, как это сделать. Skillbox Media разбирается, зачем крупные компании экспериментируют с блокчейном и NFT, какая на самом деле польза от этих технологий и чем они могут быть опасны.
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое NFT и блокчейн-игры и в чём между ними разница;
- почему крупные компании интересуются NFT и поможет ли технология небольшим разработчикам;
- какие игры можно делать с NFT, а какие — ни в коем случае;
- как разработать NFT-игру и не обзавестись проблемами с законом;
- за что ненавидят NFT и тех, кто работает с технологией.
Что такое NFT
Мы не раз писали, что такое блокчейн и NFT. Если хотите разобраться в технологии с нуля, почитайте её подробный разбор. А если вы уже разбираетесь в теме, обратите внимание на наш материал о том, как разработчики игр зарабатывают на NFT прямо сейчас.
Если не углубляться в детали, то блокчейн и NFT — это технологии хранения данных. Речь об огромных, но прозрачных базах данных. Они хранят информацию о продаже или обмене криптовалюты, а также о том, кто ей владеет. Каждый пользователь системы имеет доступ к блокчейну и всей истории операций, поэтому какие-либо незаконные манипуляции почти невозможны. Если кто-то и захочет преуменьшить или преувеличить свои богатства, все юзеры узнают об этом и разберутся с мошенником.
Пускай блокчейн с NFT и упоминают чаще всего вместе, это разные вещи. Чем они отличаются — объяснил Сергей Копов, бывший руководитель по издательской работе в HeroCraft, ныне возглавляющий студию разработки блокчейн-игр Sunday Games:
«Блокчейн, условно, показывает сколько монет есть у каждого пользователя: у Пети — 100, у Васи — 50, у Гоши — 15.
NFT-технология тоже считает монеты, но по-другому: не количественно, а по владельцам. Например, Петя владеет седьмой, десятой и пятой монетами, Вася — первой и так далее».
Иными словами, блокчейн — это почти готовая банковская система, которую не надо разрабатывать с нуля, тратя миллионы долларов. NFT — это виртуальная ценность, которую покупают или продают по блокчейну. Картинка с обезьяной, меч «Тысячи Истин» или квартира в MMO — неважно, о чём идёт речь. Главное, что база данных подтверждает, что именно вы владеете виртуальной ценностью. И никто не отберёт эту ценность, пока вы сами не продадите её за криптовалюту.
Блокчейн позволяет своим пользователям обмениваться NFT мгновенно и с минимальной комиссией, чем превосходит другие банковские системы. По крайней мере, так считает Сергей Копов:
«Да, существует PayPal и другие банковские системы, но их комиссии зачастую ужасают! А ещё они дают управлять отправленными деньгами, чем пользуются мошенники. К примеру, я продаю вещь на онлайн-аукционе. Покупатель перевёл мне деньги, я отправил ему товар. Получив его, адресат обращается в банк и говорит, что не совершал покупку. Якобы ребёнок понажимал по экрану, или придумывает другие отговорки. Но банк всё равно вернёт ему деньги, а я остаюсь и без товара, и без оплаты. Такое невозможно в блокчейне: сделки происходят мгновенно, и ни одна из сторон не может повлиять на транзакцию».
В теории легко понять, чем отличаются блокчейн и NFT-технология. Сложности возникают, если рассуждать практически. Почему не любую игру с NFT-предметами можно назвать игрой на блокчейне и наоборот, объяснил разработчик экосистемы COFFE multichain Максим Гревцев:
«Блокчейн-игра — это та, где механики выполняются на технологии блокчейн. Например, пользователь добыл золото, а блокчейн-система запоминает число. Это касается и строительства, боёв и других расчётов. Всё это может выполняться на другой технологии, необязательно на блокчейне. Если игра просто позволяет купить или продать NFT-предмет, то её нельзя назвать блокчейновой. Это всего лишь ещё один способ задонатить».
Иными словами, в Dota 2 теоретически могут появиться облики персонажей в виде NFT. Но то, что пользователи покупают их за криптовалюту, а не рубли, доллары и другие «реальные» деньги, не сделает Dota 2 блокчейн-игрой.
Даже объяснить, какую игру можно считать блокчейновой, а какую — нет, непросто. Не говоря о том, чтобы внедрить подобную технологию в свой проект. Зачем разработчикам такие трудности?
Как разработчики зарабатывают на криптоинвесторах
В мире накопилось достаточно людей, чьи счета ломятся от биткоина, эфира или другой криптовалюты. Как объяснил Сергей Копов, эти богатства должны быть в постоянном обороте:
«Криптовалюту невыгодно просто держать на счёте или разом продавать. Чтобы их актив не терял в цене, владельцы крипты делают операции с ней — например, инвестируют в разработку новых игр».
Таким образом, GSC Game World и Ubisoft метили именно в криптоинвесторов, когда анонсировали NFT для S.T.A.L.K.E.R. 2 и Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint соответственно. То же самое касается и Team17, которая хотела сделать NFT-коллекцию по Worms, но затем передумала. Компании хотели получить дополнительные деньги с новой, неосвоенной в геймдеве аудитории. Криптомагнаты могли поддержать любимых разработчиков и, возможно, заработать на виртуальных ценностях, продав их таким же криптоэнтузиастам.
«Не понимаю негативной реакции игроков на NFT в S.T.A.L.K.E.R. 2 или играх Ubisoft, — рассуждает Сергей Копов. — Взять тот же S.T.A.L.K.E.R. 2: ну, получили бы криптоинвесторы собственных персонажей в игре, и что? Никого не смущает, когда покупатели коллекционных изданий обзаводятся фигурками и ставят их себе на полку! Почему тут должно быть иначе?»
Заработать на криптоинвесторах могут не только большие, но и малые разработчики, всегда остро нуждающиеся в деньгах на создание проекта. Чтобы привлечь инвестиции, можно поехать на игровую конференцию и подружиться с издателем либо завести страницу на Kickstarter. Абсолютно новый путь открылся с бумом NFT: можно открыть криптокошелек и «лаунчпад» — иными словами, свой сайт с предложением вложить криптовалюту в будущую игру в обмен на плюшки в ней. Чем это отличается от Kickstarter, объяснил Сергей Копов:
«Это и правда походит на Kickstarter. Только там пользователь жертвует деньги на игру, которая иначе бы не вышла. Он делает предзаказ, при этом покупая игру дешевле, чем она стоит в магазине. В мире криптовалюты игроки покупают ценности из ещё не вышедшей игры. Это может быть внутриигровая валюта или отдельный предмет — космический корабль, например. Что мы получаем? Пользователь — актив, который можно задействовать в игре или перепродать, заработав на этом. Разработчик — средства на развитие».
Конечно, Kickstarter позволяет обратиться к большей аудитории, чем криптоинвесторы. Только правила этой площадки разрешают публиковаться юрлицам из 25 стран, в числе которых нет России. «Лаунчпады» может завести кто угодно, но это не делает их заменой Kickstarter — скорее очередной альтернативой.
Но неужели NFT годятся лишь на то, чтобы выжимать деньги из криптоолигархов? На самом деле — нет! Их, как и технологию блокчейн, можно использовать в геймдизайне.
Игры, где всё имеет реальную цену
В случае с геймдизайном всё тоже упирается в деньги. Но в другом смысле: технология блокчейн позволяет создать игры с открытой экономикой. Что это значит, пояснил Сергей Копов:
«Это такие игры, где каждая вещь оценивается в реальных деньгах и может быть продана за криптовалюту. Далее её можно обналичить в виде привычных нам рублей, долларов или евро».
Как пользователь подобной игры, я могу добыть, например, руду и продать её за криптовалюту. Сбыть можно любой предмет — главное, чтобы нашёлся покупатель.
Зачем всё это нужно? Теоретически открытая экономика делает виртуальный мир похожим на реальный: и там, и там всё продаётся за деньги. Видя это, игрок может почувствовать, что компьютерная реальность более комплексная. Её обитатели взаимодействуют друг с другом не только, чтобы убивать монстров или других персонажей, но и торговать, а то и вовсе открыть бизнес.
Подобное существует прямо сейчас и без блокчейна. Поклонники World of Warcraft, к примеру, продают ценности за виртуальное золото. Раз Blizzard обошлась без блокчейна, зачем нужна эта технология? «В теории, низачем, — говорит Сергей Копов. — Но на практике сделать свой аукцион с нуля может лишь большая компания вроде Blizzard. С блокчейном ту же задачу выполнит даже инди-коллектив».
При этом реальные деньги нужно защитить. Одно дело — потерять из-за сбоя системы виртуальную валюту, другое дело — реальную. «Блокчейн даёт игре прозрачность, доказывает, что вы приобрели какой-то предмет, — говорит Максим Гревцев. — Даже если какой-нибудь меч пропадёт из-за обновления игры или технических работ, блокчейн хранит информацию о нём». Подобное доказательство нельзя удалить просто так — по словам Гревцева, в блоке цепи остаётся запись о получении или удалении предмета.
Как показывает практика, часть игроков действительно хочет торговать виртуальными ценностями. Возьмём упомянутую World of Warcraft: правила игры запрещают торговлю за реальные деньги. Чтобы купить золото и другие предметы, аудитория идёт на сторонние сайты, зачастую сомнительные. Их владельцы могут взять оплату, но не отдать товар, а то и вовсе воспользоваться платёжной информацией и попытаться украсть все деньги со счёта.
Игры с открытой экономикой не борются с серым рынком, а легализуют его. Это создаёт проблему, когда одни играют ради веселья, а другие — ради денег. Директор по работе с клиентами в SoftClub Сергей Зыков надеется, что разработчики научатся совмещать обе аудитории:
«Тем более это делает геймплей интереснее. Когда на кону реальные деньги или ты получаешь их за что-то приятное, это добавляет азарт».
Геймдизайнеры более или менее понимают, как использовать блокчейн. С NFT всё гораздо сложнее. Виной тому особенности технологии. Главным образом то, что игрок может расстаться с NFT-предметом только добровольно. Какие сложности это создаёт, объяснил Сергей Копов:
«Возьмём космическую MMO. Если вы сделаете корабли в виде NFT, управляемые компьютером пираты не смогут зарейдить и уничтожить их без согласия игрока. То же самое с боем двух NFT-кораблей: придётся придумать обходную систему, чтобы оба игрока передали право владеть судами третьей стороне — рефери. Тот решает, кто победил и кому достанутся звездолёты».
Кроме того, NFT-предметы мгновенно передаются от одного пользователя другому. Как считает Сергей Копов, это тоже усложняет работу геймдизайнера:
«Предположим, я хочу, чтобы один игрок передал другому уголь, отправив его на корабле. Тогда звездолёт мгновенно переместится в конечную точку, даже если до этого дрейфовал на другом конце галактики. Раз судно телепортируется, я не могу натравить на него пиратов, управляемых компьютером».
Не менее важно, что распоряжаться NFT-кораблями можно не только из игры, но и со сторонних сайтов. Всё перечисленное усложняет геймдизайн. Неудивительно, что игровые разработчики пока не придумали существенных механик с NFT. По крайней мере, так считает Сергей Копов:
«Сейчас NFT — это те же шапки из Team Fortress 2. Они украшают персонажа, ими можно обмениваться, но не более того. В игре Supernova, мы, впрочем, придумали, как внедрить NFT. Игрок создает конструкцию корабля и патентует её. Чтобы другой пользователь построил такой же корабль, он должен купить патент в виде чертежа. И то мы ввели это из-за популярности NFT: можно было обойтись и без этого».
Максим Гревцев согласился с коллегой, заявив, что 99% разработчиков используют NFT-технологию примитивно — как ещё один способ задонатить. «Всё потому что все хотят зарабатывать, а не работать, — заявил он. — Сделать очередную пирамиду проще, чем реально работающий проект».
Но если никто не придумал, как творчески использовать NFT-технологию, это не значит, что такого не произойдёт в будущем. Если вы зададитесь целью, помните: и NFT, и блокчейн имеют смысл в многопользовательских проектах. Они ни к чему в одиночных или небольших кооперативных играх.
Как разработать криптоигру и не обзавестись проблемами с законом
Игры, использующие технологии блокчейн и NFT, позволяют своим пользователям зарабатывать. Этим они отличаются от более привычных проектов — и привлекают внимание властей. Что нужно сделать разработчику, чтобы не нарушить закон и не получить крупный штраф, рассказал управляющий партнёр юридической компании Icon.Partners Вячеслав Устименко:
«Прежде чем начать разработку, проанализируйте юридическую природу вашего токена [любого предмета в сети блокчейн, который можно обменять на криптовалюту. — Прим. автора]. Посмотрите, какие страны запрещают использовать токены блокчейна и NFT на уровне законов. Откажитесь от обслуживания местных пользователей. Не им, а вам как разработчику отвечать перед законом».
Российские законы не запрещают игры с блокчейном и NFT, но и толком не регулируют их. Вместе с криптовалютой, всё перечисленное попадает под ФЗ №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, к NFT применяются два положения: о цифровых правах (статья 128 Гражданского кодекса) и о правах на интеллектуальную собственность и оборот вещей (статья 141.1 Гражданского кодекса).
К сожалению, сегодняшних законов недостаточно для регулирования блокчейна и NFT-сферы. С одной стороны, это снимает ограничения в разработке игр, с другой — владельцам игры и её пользователям сложнее защитить права на NFT и другие объекты. Иными словами, если вы пострадали, суд вряд ли вам поможет.
Подобная неопределённость делает разработку игр более рискованной. Государство уже начало латать дыры в законодательстве, регулируя криптовалюту и всё, что с нею связано. Работа над этим ведётся — пускай и в зачаточном и не всегда в адекватном виде, зато есть надежда, что мы не повторим путь Китая. Эта страна годами делала вид, что не замечает блокчейн-отрасль, а затем просто запретила её. Вот что об этом говорит Вячеслав Устименко:
«За последние пару лет Китай запретил почти всю деятельность, связанную с криптоотраслью, — от криптобирж до майнинга и транзакций. NFT пока не попали под прямой запрет, но отношение к ним остаётся неоднозначным. Основной блокчейн для NFT, Ethereum, под запретом в Китае. Следовательно, NFT должны базироваться на другом, не запрещённом протоколе. Парадокс в том, что государственное информационное агентство Китая „Синьхуа“, несмотря на запретительную политику КНР в отношении криптовалют, собирается выпустить собственную коллекцию NFT. Запретят ли в Китае игры с NFT, зависит только от политики правящей партии».
Тем не менее есть решения, которые защищают разработчиков блокчейн-игр прямо сейчас. Во-первых, им не следует обещать игрокам, что те смогут перепродать предметы из игры и заработать. В противном случае разработчик будет напрашиваться на то, чтобы госорганы относились к NFT как к ценным бумагам. Но и это не стопроцентная защита, утверждает Вячеслав Устименко:
«В США разработали тест на определение вида токена, Howey Test. В зависимости от результатов токен признаётся ценной бумагой и попадает под серьёзные требования или же считается служебным токеном, доход от продажи которого будет регулироваться как доход от продажи криптовалюты. Регуляторы других стран чаще всего используют схожий тест. Поэтому разработчикам блокчейн-игр важно пройти подобную проверку, чтобы заранее понять, как будет регулироваться токен».
Во-вторых, создатели блокчейн-игр должны по-особенному писать пользовательское соглашение. В нём важно сообщить о том, что игроки могут потерять деньги, приобретая внутриигровые ценности или валюту. И ещё о том, что перед покупкой лучше проконсультироваться с юристом. Также аудитории следует знать, что она может понести потери из-за нарушений работы конкретной сети блокчейна — это могут быть нестабильности, перегрузки, задержки между транзакциями и ошибки в обслуживании. То же самое — про модификацию блокчейна: протокол развивается и вдруг может заработать по-другому.
В-третьих, необходимо описать, какие права получают покупатели NFT и с какого момента они считаются полноценными владельцами. И, что куда важнее, объяснить, что покупателям даётся неисключительная лицензия на виртуальную ценность. Иными словами, они могут пользоваться токеном сами или перепродавать его. Но они не владеют авторскими правами на конкретную картинку, видео или другую интеллектуальную собственность и не могут распоряжаться ими как правообладатель.
В-четвёртых, следует напомнить игрокам, что, перепродавая NFT, валюту и любую другую виртуальную ценность, надо платить реальные налоги. Тут работает простое правило: кто выручил деньги, тот и платит подоходный налог. Если обогатился игрок — НДФЛ за ним, если игровая студия — платит она.
Когда речь заходит о лицензионном соглашении, нужно помнить, что оно есть и у торговых площадок. Вот что об этом говорит Вячеслав Устименко:
«Valve в своём списке „Что вы не должны публиковать в Steam“ запрещает игры, в которых пользователи обмениваются NFT или криптовалютами. Компания не разрешает игровые предметы, которые могут иметь реальную ценность. Epic Games Store, напротив, приветствуют игры, которые используют блокчейн-технологии. Конечно, при условии, что они следуют правилам магазина и соответствующим законам».
Магазины мобильных игр, как и Steam, запрещают использовать технологии блокчейна. Всё дело в запрете на покупки через сторонние платёжные системы, утверждает Вячеслав Устименко:
«Запрещается покупать токены внутри игры вне платёжных систем Apple и Google. Пока обе платформы не разрешат покупать токены через другие платёжные системы, на них не получится публиковать NFT-игры».
Если увидите в App Store или Google Play игры с приставкой NFT, значит, их разработчики обманывают своих потенциальных клиентов, просто спекулируя на популярном слове в названии. В консольных магазинах дела обстоят лучше:
«PSN не запрещает использование NFT в играх, — пишет Вячеслав Устименко. — А с октября 2020 года эта платформа сделала своим официальным партнёром блокчейн-игровую студию BlockPegnio. И объявила о планах в дальнейшем выпустить игры с использованием NFT. В экосистеме Xbox на блокчейн-игры и игры с использованием NFT также нет запрета».
Почему игроки ненавидят NFT
Некоторые разработчики хотят выпустить игры с NFT, а магазины — распространять эти проекты. Это не мешает игрокам и профессионалам геймдева открыто ненавидеть NFT и тех, кто ими занимается. Из последних примеров вспоминается история вокруг известного актёра озвучки Троя Бейкера, который сперва заявил о сотрудничестве со стартапом Voiceverse, а потом передумал. Виной тому — общественное порицание.
NFT называют новым видом мошенничества и пирамидой, критикуют за вред для окружающей среды и хайп. Сергей Копов, впрочем, считает неуместными аналогии с «МММ» и другими подобными аферами:
«По сути, пирамида — это обман: у людей просят деньги, обещают вложить их куда-то и вернуть часть прибыли. Что происходит с этими деньгами? Никто не видит и не знает. Это чёрный ящик. После того как организаторы пирамиды соберут достаточно средств, они дёргают рубильник, закрывают офисы и оставляют номинального руководителя, который попадает в тюрьму».
По мнению Сергея Копова, у NFT и пирамид разные аудитории. Последние привлекают к себе отчаявшихся людей, которые берут кредит на последние деньги, чтобы вложиться в сомнительную схему. NFT покупают инвесторы с излишками криптовалюты, которую надо куда-то потратить. Как правило, это технически подкованные люди.
Тем не менее даже если NFT — не мошенничество само по себе, технологию часто эксплуатируют недобросовестные люди. Масштабы проблемы ужасают: OpenSea, одна из крупнейших площадок по продаже NFT, заявила, что 80% NFT, созданных при помощи бесплатных инструментов, — это фейк. В таких случаях «токен» создают, используя чужую картинку, музыку и другие цифровые произведения.
Упомянутую Voiceverse тоже обвинили в мошенничестве. Voiceverse продаёт NFT в виде аудиофайлов с репликами актёров. Как обещали создатели стартапа, покупатель получает авторские права на озвученные фразы и может использовать их в своих играх, мультфильмах и других проектах. Вот только Voiceverse, как считают пользователи, сама воспользовалась чужим творчеством: одну из звуковых дорожек якобы создали в 15.ai — сервисе по «роботизированной» озвучке напечатанного текста. При этом Voiceverse утверждает, что все файлы производит сама, используя нейросети.
Другой вид мошенничества описал один из пользователей Reddit. Создатели NFT покупают свой же товар с запасного криптокошелька, а затем восторгаются в твиттере тем, что кто-то купил их токен так дорого. Тем самым хитрецы набивают цену своему токену, чтобы продать его дороже, чем он стоит на самом деле.
Конечно, NFT — это только технология. Ей могут пользоваться как добросовестные разработчики, так и мошенники. К сожалению, последних немало: они видят популярность NFT и то, что подавляющее большинство людей не разбираются в этой технологии. Хайп и невежество помогают разводить людей, которые хотят обогатиться на NFT, но плохо разбираются в теме.
Ещё больше, чем за мошенничество, NFT критикуют за вред окружающей среде. Дело в том, что операции по продаже старых NFT и выпуску новых чаще всего проводятся на блокчейн-сети Ethereum. Известная в простонародье как «Эфир», эта всемирная сеть потребляет очень много электроэнергии. Это признают её создатели — и работают над «Эфиром 2.0», операции с которым должны стать менее энергозатратными.
Кроме того, пользователей заботит «жадность» разработчиков. «NFT — это всегда про монетизацию, — говорит Сергей Зыков. — Эта тема важна для разработчиков, но всегда бесит игроков». С ним соглашается Сергей Копов:
«NFT особенно ненавидят в сообществе так называемых тру-игроков. Тех, которые за синглплеер и против любого F2P. Кстати, эта ненависть со стороны игроков не помешала F2P-играм в своё время стать популярными».
NFT и блокчейн ненавидят по той же причине, что и микротранзакции. Многие игроки не хотят платить за софт и боятся, что их заставят это делать. И, более того, заставят платить не в родных, знакомых рублях, а в непонятной криптовалюте, которую так просто не купишь.
На деле никто не отбирает традиционные игры и не заменяет их играми на блокчейне (по крайней мере пока). И не вынуждает покупать NFT-автомат или любую другую вещь, чтобы убивать всех на сервере. Но пользователи увидели в NFT угрозу для привычного игрового процесса. Эти страх и ненависть возникли из-за непонимания, считает Максим Гревцев:
«Большинство не понимает суть технологии. А когда что-то не понимаешь, появляется скептическое отношение. Даже сами разработчики зачастую не понимают технологию NFT, которую используют. Просто делают, потому что модно и прибыльно. То же самое порой происходит сейчас с виртуальной реальностью».