«Мы справимся, просто нужно время». Кирилл Золовкин — о будущем российского геймдева
Поговорили с геймдизайнером и руководителем студии Heart Core о последствиях санкций и трудностях релокации.
Иллюстрация: Gripper / Steam / Colowgee для Skillbox Media
Кирилл Золовкин работает в игровой индустрии уже более 10 лет: ему довелось побывать и старшим геймдизайнером Allods Team, и независимым разработчиком. Сейчас Кирилл руководит студией Heart Core и ведёт разработку Gripper — ARPG про байкера, вырывающего из груди механических монстров сердца родных.
События в Украине и санкции поставили этот и многие другие проекты в российском геймдеве под угрозу закрытия. Мы связались с Кириллом, чтобы узнать, как его команда справляется с кризисом, какие факторы нужно учитывать при релокации и что ждёт российскую игровую индустрию.
Кирилл Золовкин
Руководитель студии Heart Core, глава разработки игры Gripper, геймдизайнер
— Когда вы с коллегами поняли, что стоит задуматься о релокации?
— Мы приняли это решение почти сразу, когда стало ясно, что ждёт российский игровой рынок. Во-первых, это, конечно, невозможность получать деньги с продаж игр на электронных площадках. Во-вторых, мы потеряли несколько крупных паблишеров — компании перестали с нами работать. В-третьих, мне аннулировали билет на GDC.
Также хочу сказать, что над Gripper работает большая, многонациональная команда. Я сам родился, учился и половину жизни провёл в Казахстане, и мы никогда не поддерживали конфликтов между разными народами.
Одна из моих главных задач всегда состояла в том, чтобы все участники этой команды своевременно получали деньги за свой труд. Поэтому, как только всё началось, мы тут же стали думать о том, как перевезти наших сотрудников и обеспечить продолжение работы.
— Что стоит учесть людям, которые в будущем захотят перевезти команду?
— По моим подсчётам, в Грузию — одно из самых популярных сейчас направлений для релокации — приехало больше 30 тысяч человек из отечественной IT-индустрии. Сейчас эта страна переполнена, а цены на всё резко взлетели.
Поэтому, во-первых, нужно понимать, что сейчас уже нельзя будет снять жильё за 500 долларов в месяц. Во-вторых, следует заранее озаботиться тем, чтобы открыть зарубежный счёт: например, сегодня в той же Грузии не везде могут принять карту «Мир», как это было раньше.
Поэтому мой совет: не пытайтесь двигаться по самым популярным направлениям, в Армению и Грузию. Поезжайте в другие доступные страны, которые при этом не столь популярны для релокации.
Я вижу хорошие условия в Казахстане и Узбекистане — по крайней мере, сейчас. У этих двух стран есть свои IT-парки, готовые взять на себя часть сложностей и сгладить углы при релокации, включая поиск квартиры, подачу документов и упрощённое создание счетов. В Казахстане это даже можно сделать удалённо при наличии доверенности.
— Можно ли сказать, что в этих странах уже сложилось сообщество русскоязычных разработчиков?
— Я вижу чаты в Telegram, посвящённые релокации. Если мы говорим, например, о Кипре, то там уже есть большое комьюнити геймдев-компаний, которое сформировалось задолго до 24 февраля. Там уже были их офисы, и ключевые сотрудники успели переехать заранее.
Если же говорить о новых для нас странах, той же Грузии, то мне видится, что они в принципе слабее в плане геймдева, чем Россия, Украина и Беларусь. Поэтому там ещё нужно время, чтобы это комьюнити созрело.
В Армении сейчас митапы даже если и не проводятся, то вскоре начнут проводиться ввиду того, какое количество людей присутствует в том же Ереване: заходишь в любое кафе и видишь сидящих в ряд айтишников.
В Казахстане в IT-хабе Нур-Султана проводятся ивенты с участием разработчиков. Существуют геймдев-чаты в Telegram, которые как раз созданы для внедрения в казахстанское геймдев-сообщество. Я думаю, что многим это упростит въезд.
В Узбекистане я подобного пока не видел. Здесь нам ещё предстоит собрать эти чаты и митапы. Поэтому не ждите, что вы приедете и у вас, как в России, всё будет готово и накрыто, — создавайте сами.
— Как думаешь, что будет с игровой индустрией в самой России?
— Это не первый кризис, который переживал российский геймдев. Была и «вомгла», и кризис 2008 года. Деньги в геймдеве есть, и я думаю, что способы работать дальше найдутся — просто цепочки компаний, через которые всё проходит, будут расти.
Сейчас, конечно, рынок в шоковом состоянии. Я вижу это по тому, какие решения принимают руководители, вижу, что есть некий хаос и непонимание, каким будет будущее. Есть сложности с коммуникациями, в особенности если говорить о дружественных в недавнем прошлом народах.
Многие конференции меняют свои планы и отдают предпочтение украинским компаниям. DevGAMM перенёс место проведения в Вильнюс. GamesGathering сфокусировалась на украинских разработчиках, которые рассказывают о том, как им приходится работать во время боевых действий. Сайт InGameJob ограничил публикацию вакансий из России и Беларуси, но при этом активнее размещает вакансии украинских компаний и соискателей. И я понимаю и уважаю их позицию — помочь тем, кому это жизненно важно.
Поэтому многие связи обрываются, и какие-то компании перехватывают инициативу: насколько я понял, портал Talents in Games и конференция White Nights — это те проекты, которые продолжают функционировать и работать с людьми, оставшимися в России.
Так что будут находиться новые пути. My.Games, возможно, откроет свою площадку. Явно увеличится число игр на площадке «ВКонтакте», будет больше инициатив о приёме платежей на той же Xsolla. Найдутся способы перечисления денег через «QIWI Кошелек».
Как только вы заводите себе счёт в каком-то из дружественных государств, вы уже начинаете получать платежи и дальше распределять их по российским офисам. В общем, продержитесь. А те, кто покрупнее, и так свои счета держали на Кипре или где-нибудь в ОАЭ, они и так будут жить.
Единственное, что проекты вроде SberGames и другие крупные инициативы, скорее всего, будут дистанцироваться и продаваться той же Tencent, поскольку будет явное разделение между государственным сектором и играми — ведь игровые компании свой основной доход получают из-за рубежа.
Так что, я думаю, мы справимся. Найдём выход из положения, просто нужно время.
— У твоей команды есть планы на будущее?
— Мы следим за ситуацией. Наш российский офис продолжает функционировать, и мы не собираемся бросать тех ребят, которые у нас есть. Мы сейчас ищем способы продолжать разработку Gripper, проект закрывать не собираемся и полны решимости довести работу над игрой до конца.
Параллельно сейчас создаём новые проекты, которые пока что на этапе препродакшена, чтобы привлечь финансирование с их помощью. В общем, процессы, которые раньше выглядели абстрактными и обсуждались на будущее, мы теперь ускоряем.