Геймдев
#статьи

Лучшие боевые системы в играх 2023 года: Resident Evil 4, Rusted Moss, Hi-Fi Rush и другие

Сражения боевых роботов, перестрелки в киберпанке и битвы с монстрами в разных мирах.

Иллюстрация: Cyberpunk 2077: Phantom Liberty / CD Projekt RED / Resident Evil 4 / Capcom / Rusted Moss / faxdoc, happysquared, sunnydaze / Hi-Fi Rush / Tango Gameworks / The Last Spell / Ishtar Games / Colowgee для Skillbox Media

Увлекательных экшенов и просто игр с хорошими боевыми системами в 2023-м было не меньше, чем тайтлов с крутым визуалом, нарративом и музыкой. Год и впрямь оказался удачным на потрясающие проекты, выбрать лучшие среди которых стало непростой задачей. Но мы всё же рискнули её выполнить — и вместе с приглашёнными разработчиками и экспертами из геймдева отобрали игры с лучшими боевыми системами, вышедшие в 2023 году.

Впрочем, это не топ, и положение той или иной игры в списке не играет никакой роли. Все приведённые здесь экшены достойны того, чтобы с ними ознакомиться.

Содержание

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Cyberpunk 2077: Phantom Liberty

В 2023 году непростая история Cyberpunk 2077 завершилась выходом первого и последнего крупного сюжетного дополнения — Phantom Liberty. Платное DLC и знаковый патч, который обновил игру до версии 2.0, заметно повлияли и на контент оригинала. Добавились новые квесты, локации, оружие и машины, а также полностью изменилась система прокачки главного героя.

Именно за счёт нового древа развития навыков и дополнительных перков и способностей персонажа боевая система Cyberpunk 2077 наконец приобрела тот вид, который, судя по всему, задумывался с самого начала. Кем бы вы сейчас ни играли, будь то киберниндзя с катаной, мастер скрытности или хакер со штурмовой винтовкой, каждое столкновение с противниками будет максимально эффектным и позволит вам проявить свои скиллы.

Скриншот: игра Cyberpunk 2077: Phantom Liberty / CD Projekt RED

Алексей Пилипчук

геймдизайнер Tardy и Godlike Burger

— На мой взгляд, даже в оригинальной Cyberpunk 2077 сражаться было весело. Только вот далеко не всем и не всегда: мешал целый ряд багов и сломанных перков. К Phantom Liberty мало того, что всё это починили, так ещё и добавили новых фишек.

Вести бой на мотоцикле или стрелять из окна авто, отражать пули мечом, кидаться врагами, прыгать на десятки метров и ставить хедшоты в полёте, двигаться со скоростью Ртути из «Людей Икс», стать незаметным убийцей или взломать противника и вынудить застрелиться — в Cyberpunk 2077 образца 2023-го просто огромное количество возможностей быть по-киношному крутым.

Да, многое из этого было в игре уже на релизе, что-то добавили с патчами за последние два года, но только сейчас оно заработало в связке и раскрылось в полной мере. Не революция, но ощущения дарит волшебные.

Armored Core 6: Fires of Rubicon

Armored Core — серия про сражения огромных роботов, которую студия FromSoftware создаёт с конца 1990-х годов. И если предыдущие части — нишевые экшены для очень узкого круга преданных поклонников, то внимания к Fires of Rubicon было немало уже до релиза, в том числе и от тех, кто не был знаком с серией. Причина такой неожиданной популярности, конечно, во многом кроется в успехе Dark Souls, Bloodborne, Elden Ring и других хардкорных игр, созданных при участии геймдизайнера Хидэтаки Миядзаки.

Занятно, что новой Armored Core занималась совершенно другая команда внутри FromSoftware, но статус «игры от студии, которая создала Dark Souls» не мог не сказаться на популярности Fires of Rubicon. Для многих именно эта часть стала первой в многолетней серии, но при этом она едва ли будет для них последней: слишком уж увлекательным и динамичным получился игровой процесс.

Скриншот: игра Armored Core 6: Fires of Rubicon / FromSoftware

Иероним К

Исследователь видеоигр, соавтор книги «Архитектура видеоигровых миров», автор телеграм-канала «Гипермда»

— Жил в XX веке такой военный стратег и лётчик по имени Джон Бойд, державший открытое пари: за 40 секунд он мог одолеть любого пилота в боевом маневрировании, начиная дуэль из невыгодной позиции, когда противник уже был у него на хвосте. Если бы Бойд любил видеоигры, Armored Core 6 наверняка пришлась бы ему по душе: настолько в ней ценна хореография намеренного движения против врага.

Fires of Rubicon во многом упрощает жёсткую экономику прошлых частей серии, где можно было остаться без денег просто из-за траты боеприпасов, выставив на передний план конструкторство и боевое маневрирование. Здесь можно построить машину Судного дня, но она может не пережить натиска более проворных соперников. В то же время при должном умении можно одолеть врагов серией рассчитанных столкновений и ударов.

Видеоигры про огромные человекоподобные боевые машины пока остаются редким праздником сами по себе, но FromSoftware, помимо самой радости сборки металлической птицы (или гориллы — тут по вкусу), предложила ещё и внушительную глубину внешне простых взаимодействий со всё более абсурдно мощными машинами. Достаточно заинтересованный игрок непременно сможет пройти путь от истерического метания в стороны под залпами ракет до стирания когда-то неодолимого босса за считаные секунды парой расслабленных движений, подчёркивающих понимание дисциплины. Ракетный цирк и балет ускорителей давно не выглядел настолько живым.

Игорь Шабалин

Наставник в студии GameBox, Unity-разработчик

— Armored Core 6 — первая игра в серии, которую я попробовал. И втянулся! Эпичные японские роботы, всё вокруг сверкает, взрывается, гигантский шагоход размером с десяток «Титаников» падает, и ты где-то в этом хаосе выживаешь. Множество красивых срежиссированных сцен, эпичность и разные вариации пушек и оборудования для игрока.

Resident Evil 4

Оригинальная Resident Evil 4, вышедшая в 2005 году, была среди прочего ценна ещё и тем, что в ней значительно переработаны сражения с противниками. Медленные перестрелки в тесных коридорах, показанные фиксированной камерой с неудобного ракурса, сменились динамичными схватками с куда большим количеством врагов. Камеру повесили за плечо протагонисту, превратив игру жанра survival horror в экшен от третьего лица, а самого персонажа сделали гораздо проворнее.

В ремейке все ключевые механики, связанные с перестрелками и сражениями, сохранили, но при этом значительно улучшили. Например, главный герой, агент Леон Кеннеди, теперь может передвигаться прямо во время стрельбы — невиданная роскошь по меркам оригинала. Кроме того, в обновлённой игре персонаж может отбивать большинство вражеских атак ножом, который со временем теряет запас прочности. Противников, кстати, стало заметно больше, благодаря чему увеличился темп сражений. Эти и другие изменения, на которые Capcom решилась в ремейке, позволили новой версии культовой Resident Evil 4 попасть в этот материал.

Скриншот: игра Resident Evil 4 / Capcom

Иероним К.

Исследователь видеоигр, соавтор книги «Архитектура видеоигровых миров», автор телеграм-канала «Гипермда»

— Новая Resident Evil 4, может, и не займёт место собственного предка в залах славы хотя бы по той причине, что выросла в его тени, но это и не так важно. Важно, что в своё время первая игра открыла для серии возможности роста и новой идентификации. В разных пропорциях она была и хоррором, хоть и уже словно по инерции, и экшеном со слишком крутым и харизматичным героем, иногда доводя себя до комических ситуаций. С тех пор одну из главных серий о зомби, вирусах и евгенике несёт между этих двух вроде бы несовместимых полюсов.

В новой Resident Evil практически сходятся целых две дизайнерских линии: это одновременно и ремейк сиквела, прервавшего многочисленные традиции, и сиквел в череде переосмысляющих ремейков. Может, в этот раз получилось удержаться между двумя полюсами и заодно как-то осовременить игру, взять лучшее из всех решений? К тому же за последние неполные два десятка лет и само понятие хоррора прилично усложнилось — сегодня игры нащупывают более конкретные эмоции вместо некоего общего ощущения страха и дефицита патронов.

На структуру Resident Evil 4 — всё ещё истории о спасении дамы в беде где-то между би-муви и дорогим кино — теперь нанизаны механики, которые вызывают общее ощущение не столько ужаса, сколько паники. Серия популярна у спидранеров, оттачивающих ритм нажатий до долей секунды, и на их примере хорошо видны особенности системы. В ней многое кажется случайным, ненадёжным: гранаты будто бы наносят случайное количество урона, противники не ждут очереди и лезут толпой, спутывая наши реакции, на одного и того же противника может уйти как одна пуля, так и почти вся обойма, спасаемая девушка то идёт по пятам, то волочится в десятке метров. Большие игры редко настолько активно сопротивляются рефлексам игрока, и Resident Evil 4 внушительно долго способна держать в напряжении, при этом почти не скатываясь в откровенное жульничество. Наверняка вопрос идентичности для Resident Evil возникнет ещё не раз, но сегодня такое сочетание экшена и панического хоррора выглядит шагом вперёд.

Rusted Moss

Rusted Moss — необычная пиксельная метроидвания, на уровне геймплейных механик предлагающая практически полную свободу перемещения в пространстве и возможность эффективно отстреливать противников, как в каком-нибудь изометрическом консольном экшене. Удачное сочетание этих и прочих элементов сделало Rusted Moss одним из лучших экшенов 2023 года.

Скриншот: игра Rusted Moss / faxdoc, happysquared, sunnydaze

Иероним К.

Исследователь видеоигр, соавтор книги «Архитектура видеоигровых миров», автор телеграм-канала «Гипермда»

— Первое, что бросается в глаза в Rusted Moss, — инерция, с которой героиня раскачивается на своём живом тросе. Обычно в метроидваниях и ААА-играх открываемые способности движения строго ограничены в том, как именно они действуют: двойные прыжки поднимают вас на одну и ту же высоту с одинаковым ускорением, и даже раскачивание на паутине в новых играх о Человеке-пауке одновременно предсказуемо и автоматизированно. Новые возможности чаще предоставляются игрокам без необходимости осваивать их тонкости.

Rusted Moss оказывается в этом плане ближе к играм вроде культовой Umihara Kawase, только дополняет физику её движения вертикальным лабиринтом, привычным для метроидваний, и стрельбой прямиком из твин-стик шутеров. В итоге Rusted Moss оказывается одной из тех игр, которые легко понять, но довольно тяжело освоить на мастерском уровне, так как приходится постоянно распределять внимание между преодолением пропастей в руинах и стрельбой во всех возможных направлениях.

Эта игра занимает необычную нишу: это и не совсем метроидвания с более сонным темпом исследования, и не совсем платформенный шутер; скорее, это редкий случай возникновения чего-то из знакомых по отдельности элементов, но обладающего своим собственным голосом.

Remnant 2

Remnant 2 — кооперативный фантастический шутер от третьего лица, в котором предстоит очень много стрелять. Собственно, благодаря эффектным битвам с толпами опасных монстров и наличию огромного количества разнообразного оружия эта игра и удостоилась места в списке лучших экшенов 2023 года.

Скриншот: игра Remnant 2 / Gunfire Games

Алексей Барцев

Геймдизайнер, инди-разработчик, наставник в студии GameBox

— Remnant 2 — продолжение довольно хорошо принятого игроками боевика. Тут и кооп есть, и битвы с интересными боссами, и высокая реиграбельность, и крутой визуал, и, конечно же, много стрельбы. Но есть и ложка дёгтя — плохая оптимизация.

А вот боевая система — пожалуй, сильнейшая сторона игры. Герой может таскать на себе три вида оружия, и все они применимы и нужны. Ощущения от стрельбы крутейшие, есть импакт. Даже передаётся ощущение веса оружия. И вся эта красота дополнена возможностью прокачки стволов, использованием амулетов и зелий, возможностью выбора игрового класса со своей спецификой — это всё позволяет не заскучать достаточно продолжительное время.

Final Fantasy 16

Без Final Fantasy 16 такой материал точно обойтись не мог. Именно в этой игре Square Enix решила сменить классическую пошаговую боевую систему на сражения в реальном времени — и тем самым значительно сместила акцент с RPG-элементов в сторону экшена.

Скриншот: игра Final Fantasy 16 / Square Enix

Александр Лапардин

Product Owner, Scrum Master в студиях «Винторог» и Contrast Games и наставник в студии GameBox

— После перезапуска Final Fantasy 7 я ожидал чего-то особенного — и Final Fantasy 16, вышедшей в этом году, не остался разочарован. Особенно порадовало то, что боевая система была создана дизайнером Рётой Судзуки, мастером своего дела, известным по работе над Dragon’s Dogma и Devil May Cry 5.

Hi-Fi Rush

Игра, где все сражения происходят под динамичные треки, а удары следует наносить в такт музыке? Да, Hi-Fi Rush заслужила место в этом списке благодаря изобретательной боевой системе и в целом крайне затягивающему игровому процессу.

Скриншот: игра Hi-Fi Rush / Tango Gameworks

Александр Лапардин

Product Owner, Scrum Master в студиях «Винторог» и Contrast Games и наставник в студии GameBox

— После завершения Metal: Hellsinger у меня возникло чувство пустоты. Ритмичная нарезка противников закончилась, а одни и те же треки уже поднадоели (даже мод с музыкой Меладзе не спасал). Но тут вышла Hi-Fi Rush, и я был приятно удивлён. Рад, что жанр ритм-игр продолжает развиваться и двигаться вперёд.

Владислав Борец

Руководитель студии разработки игр GameBox

— Hi-Fi Rush — лучший экшен. Это первая ритм-игра, в которую я играл с огромным удовольствием. Визуальный стиль под стать тому безумию, что происходит внутри. Такие детали, как отходящая краска от стен в бит, — это, конечно, невероятно, но ещё больше радует отличная совокупность врагов, механик, окружения и геймплея.

Механики при этом постоянно бросают вызов — и главное, что он до невероятного понятен, но от этого не становится простым. Я не знаю, как удалось достичь такой синергии, но это что-то запредельно весёлое. И главное, что игра дарит опыт, который можно было получить в ретроиграх. Даже платформинг есть! Просто любовь.

The Last Spell

The Last Spell — фэнтезийный рогалик с тактической боевой системой. В сражениях с толпами врагов следует учитывать массу параметров — от навыков и способностей до качества брони, которая на воинов надета. Всё это добавляет глубины и побуждает внимательно продумывать каждый свой шаг во время сражения.

Скриншот: игра The Last Spell / Ishtar Games

Игорь Шабалин

Наставник в студии GameBox, Unity-разработчик

— The Last Spell — просто хорошая инди-игра, этакий tower defence и рогалик с массой возможностей для составления разных билдов. С хорошим тяжёлым саундом, в частности — сочными SFX, которые воспроизводятся при ударах по врагам.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована