Лучшее метро в играх: атмосферное, правдоподобное и полезное даже для NPC
Как авторы добивались реализма подземных коммуникаций в своих мирах.
Скриншот: игра Cyberpunk 2077 / CD Projekt RED
Метро — уже давно часть жизни жителей крупных городов. Им пользуются из-за скорости передвижения поездов, комфортной температуры в вагонах круглый год и относительно небольшой стоимости проезда. В играх же метро встречается довольно редко — и обычно это лишь декорация, которая в лучшем случае запоминается благодаря атмосфере, дизайну или нестандартному освещению.
В этом материале мы вспомнили несколько сюжетных игр, метро в которых заслуживает упоминания. В подборку, впрочем, не попали чистокровные симуляторы, разработчики которых занимались только воссозданием метро и не пытались вплести его в открытый мир или использовать как самобытную декорацию.
Серия Grand Theft Auto
Rockstar Games уже в первой GTA создала систему общественного транспорта, которой пользовались NPC и герой. Да, в игре 1997 года было метро, а по улочкам Сан-Андреаса катались трамваи! И речь не о привычной системе быстрого перемещения, а о полноценной симуляции поездки. Реализм передавался и через геймплей: герой моментально умирал, когда касался контактного рельса.
Впоследствии разработчики развивали концепцию, а больше всего труда вложили в GTA 4. Либерти-Сити — вероятно, самая достоверная игровая версия Нью-Йорка, которая воспроизводит и транспортную систему реального мегаполиса. Здесь четыре линии и 26 станций: есть как надземные, так и подземные. Районы города соединяются мостами, два из которых предназначены только для метро. И это в игре, где игроки катаются на угнанных авто и не обязательно знают о наличии общественного транспорта! Характерно, что метро не появляется ни в одной из сюжетных миссий.
Тем не менее разработчики заморочились, создавая метро: движение транспорта подчиняется сложной логистике, а многие станции имеют уникальный дизайн. Например, «Хоув-Бич» — единственная двухъярусная станция, и выглядит она довольно непривычно. А на станции «Международный аэропорт имени Фрэнсиса» платформа расположена между путями, что выделяет её на фоне других. Зачастую Rockstar Games ничего не придумывала, а переносила реальный экстерьер станций почти без изменений.
Cyberpunk 2077
Cyberpunk 2077 не сразу стала первоклассной игрой. На релизе техническое состояние проекта разочаровывало, и студии CD Projekt RED пришлось выпустить немало патчей, исправляющих баги. Также с помощью обновлений разработчики добавляли в игру элементы, которых в ней не было прежде. Среди них оказалось и метро: оно засветилось ещё в первом трейлере экшена — и многие с тех пор ждали возможности прокатиться на самом быстром транспорте Найт-Сити.
Метро появилось в игре с обновлением 2.1, которое вышло в конце 2023 года. Авторы сделали подземку на совесть. В футуристичном городе пять линий и 19 станций, которые покрывают собой практически всю территорию мегаполиса. Мы можем пропустить кат-сцену, в которой персонаж едет в метро (когда стремишься побыстрее пройти игру — идеально), а можем наблюдать за ней в реальном времени. Ви сидит на скамеечке, глазеет на других жителей и любуется видами из окна. Подобный опыт классно работает на погружение: легко поверить, что Найт-Сити не просто качественная декорация, а огромный город с кучей достоинств и недостатков.
Именно в Cyberpunk 2077 лучшая симуляция поездок на метро, остальным играм далеко до такого уровня проработки. Тут даже присутствуют небольшие события внутри поездки — например, к вам может подойти попрошайка и попросить скинуть кредиты на чип-карту.
Ну а если вам скучно просто смотреть по сторонам, разбавьте рутинную поездку музыкой. В Cyberpunk 2077 теперь можно слушать радио, где бы вы ни находились. С любимыми треками любое занятие веселее!
Серия «Метро»
Серия Metro повествует о постъядерной Москве, где выжили только те, кто успел спуститься в метрополитен. Так что метро обладает в серии особым положением, фактически это ключевая локация, очень разная и безумно атмосферная. В тоннелях всегда может ждать опасность. Часть станций разрушены, полны радиации или захвачены неведомыми силами. На других кипит жизнь: люди выращивают еду, веселятся и занимаются бытовыми делами.
Когда медленно бредёшь по обжитым станциям, можно наблюдать кропотливую работу студии 4A Games. Дизайнеры уровней взяли реальные станции московского метрополитена и видоизменили их так, как поступили бы выжившие после катастрофы. На них часто есть несколько уровней: например, на нижнем находятся личные помещения, где над головами висит сохнущая одежда; средний отдан под общественные начала, а верхний, с лучшим обзором, патрулирует охрана.
Практически всё движение между станциями осуществляется на дрезинах, порой люди перемещаются пешком. Покататься в вагонах метро получается лишь изредка: обычно они служат укрытием, местом для жилья или просто одиноко стоят в перегонах. «Метро» хорошо раскрывает тему того, как после ужасной катастрофы подземка из транспортной системы превратилась в пристанище для десятков тысяч людей.
Max Payne
Финская студия Remedy увлечена Нью-Йорком ещё с первого большого успеха — экшена Max Payne. Мрачный город со злачными закоулками и паршивыми квартирками здорово передаёт внутреннее состояние главного героя Макса Пэйна, семью которого жестоко убили.
Один из начальных уровней посвящён подземке: Макс едет в метро и выходит на станции, где обнаруживает убитого сослуживца, после чего устраивает вендетту мафиозному клану Люпино. Мы бегаем по узким коридорам станции «Роско-стрит» и стреляем в бандитов, которых так много, словно они спавнятся за углами. Герой даже временно становится машинистом состава и разрушает преграду, чтобы попасть в тоннели метро и продолжить путь отмщения.
Это был первый заход Remedy на территорию городских подземных коммуникаций. Эксперимент прошёл неплохо, хотя в плане воссоздания метрополитена игре не хватало деталей и густоты атмосферы.
Alan Wake 2
В своём последнем проекте финские разработчики вернулись к теме метро. Однако теперь локации выполнены на совершенно другом уровне: благодаря работе со светом и ультрареалистичной графике подземка в Alan Wake 2 пугает не на шутку. Это воистину неуютное место, по которому вынужден скитаться писатель Алан Уэйк.
Дело в том, что герой застрял в Тёмной обители, откуда не может выбраться уже много лет. Поиски выхода привели его в альтернативную, мрачную версию Нью-Йорка, где Уэйк расследует преступления культистов, одно из которых совершили в подземельях метро. И спускаться туда ой как не хочется!
Все стены — в зловещих граффити, на путях виден кровавый след, а лампы неприятно мигают, делая тревожнее и без того напряжённую обстановку. А благодаря мистическим элементам подземный уровень становится более непредсказуемым и любопытным.
Mafia: The City of Lost Heaven
Жители Лост-Хэвена с удовольствием пользуются как трамваем, так и надземным метрополитеном. Станций метро всего восемь — впрочем, для города 1930-х годов, где происходят события игр, это неплохие цифры. Зато линия проложена в пяти районах — доступ к транспорту имеется у половины жителей. Характерно, что в составах всего два вагончика: делать их длиннее в те годы не было смысла из-за небольшого пассажиропотока.
Томас Анджело не может отобрать пульт управления у машиниста, но покататься пассажиром позволяется. Правда, другие жители города могут сидеть в вагоне, а Томми приходится стоять всю дорогу — несправедливо. Кстати, метро в «Мафии» — неглупый способ ухода от погони. Но важно вовремя заскочить в вагон, поскольку враги тоже заходят на платформу.
Студия Illusion Softworks будто бы вдохновлялась играми Rockstar Games и пошла ровно по тому же пути. Общественный транспорт в Лост-Хэвене работает и как часть симуляции города, и как полезный инструмент для игрока.
Серия Half-Life
Метро всегда так или иначе присутствовало в играх серии. Первая Half-Life начиналась с поездки физика Гордона Фримена на монорельсовом поезде, который быстро мчал героя сквозь огромный исследовательский центр «Чёрная Меза». Уже во второй части Гордон прибывает на вокзал Сити 17, где слушает загадочные наставления G-Man’а, а после — и приветствие главы города Уоллеса Брина.
Лучше всего тему метро раскрывает Half-Life: Alyx. Будущая напарница Гордона, Аликс Вэнс, на протяжении нескольких глав пробирается сквозь частично заброшенный метрополитен Сити 17. Там она сталкивается с полчищами зомбированных и барнаклами, впервые пользуется фабрикатором Альянса.
Valve наглядно показала, как нужно делать уровни на линейных локациях и как располагать врагов и предметы окружения, чтобы подтолкнуть игрока к нетривиальному решению задачи, а не простому отстрелу врагов.
Серия Deus Ex
В первой Deus Ex спецагент Джей-Си Дентон в 2052 году спускается в нью-йоркское метро, чтобы отыскать похищенные канистры с важнейшей вакциной «Амброзия». В подземке герой находит не только враждебных террористов, но и местных жителей — «кротов», которые предпочитают жить под землёй, где их никто не трогает.
Deus Ex: Mankind Divided возвращает метро в серию уже в формате GTA: мы в любой момент можем спуститься под землю и поехать к нужному месту. Игра здорово показывает сегрегацию общества даже в метро: к аугментированным куда больше внимания на входе, а ещё они вынуждены садиться в отдельный вагон состава. Зато так гораздо быстрее перемещаться по Праге будущего, несмотря на наличие всего шести станций.
Серия The Last of Us
Метро в играх серии The Last of Us вышло на славу благодаря таланту создателей из Naughty Dog. В первой игре подземная бостонская станция заражена спорами грибка кордицепса, который и уничтожил большую часть населения планеты. Сама станция выглядит жутковато, и, помимо врагов-людей, всё ожидаешь нападения куда более страшных тварей, которых сотворили грибок и время. Но они так и не встречаются, и герои благополучно выбираются на поверхность.
В ходе прохождения сиквела мы будто возвращаемся к тому моменту, но теперь Элли спускается в подземку вместе с подругой Диной. Уровень запоминается необычным освещением: все источники света — красного цвета, поскольку враги покидали на пол фальшфейеры. К тому же на станции полно щелкунов и других жутких тварей, которых можно стравить с неприятелями. Дальше девушки изучают подземные тоннели и помещения, заполненные мутантами, чтобы наконец добраться до соседней станции. Там игрока ожидает эффектная постановочная погоня, где героини еле убегают от полчищ заражённых.
Подземка у Naughty Dog получилась не просто запоминающимся и динамичным уровнем — авторы добились густой и тревожной атмосферы с помощью одного только освещения.