Геймдев
#статьи

Кто такой геймдизайнер?

Специфика профессии, ключевые задачи и главные требования к кандидатам.

Colowgee для Skillbox Media

Геймдизайнер — одна из ключевых фигур в команде разработки игр, однако мало кто вне индустрии понимает роли и задачи этой профессии. Многим геймдизайнеры представляются своеобразными рок-звёздами от геймдева, имена которых гремят на весь мир, — если один скажет: «Кодзима…», миллионы подхватят: «…гений». Чем же на самом деле занимаются не только легенды, но и рядовые специалисты?

По сути, геймдизайнер — специалист широкого профиля, в задачи которого входят в том числе и элементы менеджмента, и работа с документацией. Однако основная роль геймдизайнера — нести видение итогового проекта и вести команду к релизу, отмечает ведущий геймдизайнер Apella Games Антон Токарев.

Высококлассные геймдизайнеры должны иметь как технические, так и гуманитарные навыки и обладать массивным портфелем знаний в совершенно разных областях. Необходимы также довольно серьёзные познания в математике, чтобы писать формулы в Google-таблицах и Excel. Как следствие, геймдизайнер должен уметь грамотно составлять техническую документацию и быть подкованным в логике и аналитике.

Суровые будни профессионалов

Спектр задач геймдизайнера от студии к студии может значительно различаться — особенно если речь идёт о сравнении маленьких инди-команд и крупных компаний. В то время как у разросшихся студий есть возможность нанимать в штат специалистов, исходя из поставленных перед командой задач, команды поменьше ищут преимущественно универсалов, которым предстоит восполнять недостающие звенья производственной цепи.

Основная задача геймдизайнера — формирование геймфокуса, то есть краткого описания игры, выделяющего её суть. Для этого создаётся отдельный документ, который становится отправной точкой для разработки. Второй не менее важный момент — создание и продумывание игровых систем, к которым можно причислить механики, особенности интерфейса и прочие элементы, лежащие за пределами кор-геймплея. К игровым системам относятся и административные панели.

«Это выглядит как статья в „Википедии“, как правило. Отдельная внутренняя вики внутри компании, посвящённая игровой системе, — так удобнее привязывать к конкретным задачам. И каждая игровая система содержит описание интерфейса, описание своей функциональности, настроечные таблицы, переменные, которые необходимо вынести и отладить», — объясняет основатель студии Orc Work Сергей Гиммельрейх.

Скриншот: игра Evilibrium / Orc Work Games, Inc.

Ещё одна задача геймдизайнера — подготовка игровых объектов и сущностей в соответствии с сеттингом игры. Здесь речь идёт об оружии, персонажах, экипировке, ресурсах и прочих элементах. В дальнейшем геймдизайнеру предстоит балансировать игру, изменяя параметры противников, возможности игрока и прочее.

Как отмечает Сергей Гиммельрейх, геймдизайнер должен постоянно тестировать свою игру: плох тот разработчик, который не играет в свою игру, а геймдизайнер должен играть в свою игру чуть ли не чаще остальных участников разработки.

Геймдизайнеры постоянно имеют дело с технической документацией и находятся в непрерывном контакте с командой разработки. В эту команду могут входить нарративные дизайнеры, сценаристы, программисты и другие члены команды. Для успешной реализации проекта геймдизайнер должен составлять технические задания для аниматоров, специалистов по визуальным эффектам, саунд-дизайнеров, композитора, художника, дизайнера интерфейса и других.

Ключевой игрок

Геймдизайнер — связующее звено между всеми участниками проекта. Специалисты в этой области постоянно действуют на стыке многих медиа. Их задача — объединить эти медиа в цельный продукт. По этой причине геймдизайнеру необходимы навыки в программировании, математике, аудиовизуальном искусстве, психологии и даже нейрофизиологии.

Создатель Doom Джон Ромеро (в центре, рядом с супругой Брендой) на церемонии вручения премии BAFTA 2011. Фото: Wikimedia Commons

В ходе работы над той или иной игрой геймдизайнер неизбежно набирается знаний в тех сферах, которые затронуты в проекте, — это может быть военное дело, архитектура или, например, знание античной истории. Так, в знаменитой серии Metal Gear Solid чётко прослеживается, что её идеолог и геймдизайнер Хидео Кодзима увлекается военной тематикой. Это видно в том, как герои используют оружие, заметно в речи персонажей и так далее.

В своё время именно первая Metal Gear заложила основы жанра военных стелс-экшенов. Необходимо уточнить, что Кодзима работал не над всеми играми серии, но в тех проектах, в создании которых он выступал автором, виден фирменный почерк с традиционными нотками комедии и драмы.

В легендарной System Shock и множестве других проектов Уоррена Спектора видна любовь геймдизайнера к ролевым играм, жанру научной фантастики и фэнтези, а также подход к созданию Deus Ex, Thief и прочих ныне признанных классикой игр. Миры и сюжеты детально проработаны — диалоги в Deus Ex, скажем, до сих пор держат высокую планку для киберпанк-произведений.

Знаменитый Джон Ромеро ещё до разработки легендарной Doom успел выучить несколько языков программирования. Взявшись за будущий шутер, он применил свои таланты в разработке архитектуры уровней. Будучи геймдизайнером Doom, Ромеро занимался также документацией, программированием и озвучкой.

Скриншот: игра Doom / id Software

Воплощаемые геймдизайнерами миры, где происходят события игр, скрывают за собой масштабную и кропотливую работу с деталями, которых игрок не замечает. И в идеале не должен — если игра воспринимается как цельное произведение и увлекает, значит, команда справилась со своей задачей. Однако нестыковки и шероховатости в виде плохо прописанных диалогов, слабого сюжета, плохого настроенного баланса и прочих элементов могут вызвать у игрока непонимание, раздражение и даже отторжение.

Творчество геймдизайнера — опыт игрока

Работа геймдизайнера отражает опыт, который получит игрок. Каждый член команды разработки и геймдизайнер в частности создаёт условия для формирования опыта, и любое изменение в геймплее позволяет управлять ощущениями геймеров.

«Я считаю, что геймдизайнер — это человек, который занимается ментальным моделированием человеческого опыта. Такой инженер счастья. Мы играем в игру не потому, что геймдизайнер предложил какие-то механики, а именно потому, что они позволяют создавать какие-то определённые цели в голове, достижение которых в конечном итоге формирует игровой цикл. Таким образом мы получаем радость и удовольствие в процессе игры», — отмечает Гиммельрейх.

Простое смещение баланса в пользу игрока или монстров позволяет задать жанр проекта и сформировать у игрока нужные эмоции — например, God of War и Dead Space представляют собой игры с видом от третьего лица, но в первой игрок участвует в эпичных сражениях, в то время как вторая вызывает чувство страха.

По сути, в God of War модель баланса смещена в сторону геймера, а в Dead Space игрок переживает злоключения Айзека, противостоящего полчищам смертельно опасных некроморфов. Для игрока происходящее на экране — реальность, в то время как для геймдизайнера всё сводится исключительно к цифрам.

Кратос из God of War 2018 года. Скриншот: God of War / Sony Interactive Entertainment

Вместе с геймдизайнером над созданием игрового опыта работают и другие специалисты. Нарративный дизайнер, например, фокусируется на создании эмоционального ландшафта, интеграции истории. Системный геймдизайнер настроен на создание определённого опыта, который будет соответствовать теме игры. Балансировщик формирует точки напряжённости. И так далее.

Требования и реалии

Сегодня геймдизайнер — высокооплачиваемая и очень востребованная профессия в индустрии. Студии находятся в постоянном поиске кадров, заполняя штат по мере необходимости: в одной команде может числиться сразу несколько геймдизайнеров, которых распределяют на целые направления как гуманитарного, так и технического уклона. Например, одни работают над интеграцией сценария, в то время как другие погружены в процесс балансировки. Обычно командами геймдизайнеров руководит один наиболее опытный, который сведущ во всех направлениях.

Работа в команде накладывает определённые требования — ответственность, соблюдение сроков и умение довести дело до конца. Индустрия разработки игр сегодня представляет собой серьёзный бизнес, и компании ожидают, что смогут получить прибыль от продаж игры. Продукт должен быть завершённым, играбельным, с минимальным количеством багов, отмечает Антон Токарев.

«Идеи — это круто, но идеи без реализации либо не стоят ничего, либо стоят очень мало. И поэтому идеи нужно уметь реализовывать либо в составе команды, либо самому. И в этом ценность профессии — если вы в неё входите, овладеваете необходимыми навыками, профессия вам позволяет идеи воплощать в реальность. Чего, к слову, всем уже находящимся в игровой индустрии и желающим в неё попасть я желаю».

Релиз No Man’s Sky обернулся грандиозным скандалом из-за обещаний, которые разработчики не сдержали, однако команда не бросила проект и со временем наполнила его контентом.
Скриншот: игра No Man’s Sky / Hello Games

Чтобы стать геймдизайнером, необходимо изучать много литературы, самостоятельно проводить деконструкцию различных игр, прототипировать, писать собственные сценарии и пробовать всё, что относится к профессии, отмечает Антон Токарев. Таким образом можно понять, куда стоит двигаться дальше, исходя из собственных предпочтений.

Будущие геймдизайнеры попадают в профессию по-разному — например, получив профильное образование или начав с позиции тестировщика, а затем постепенно подняв уровень компетенции. Именно предпочтения специалиста позволяют ему выбрать направление профессионального роста.

Стоит учитывать, что работа геймдизайнера очень рутинна, отмечает Гиммельрейх. Это аналитически сложная задача, требующая серьёзных интеллектуальных вложений. Геймдизайнеру приходится прикладывать очень много усилий, чтобы не просто придумать, а сформировать логически стройную систему, которая в итоге формирует опыт игрока и облик игры в целом.

Подытожим

Глава Schell Games и писатель Джесси Шелл в своей книге «Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все» описывает видеоигры как множество эмоций, которые испытывает игрок: ощущение свободы, дружбы, ответственности, завершённости и другие «игровые» виды опыта. «Именно поэтому мы проходим через эти муки — чтобы создавать те виды опыта, которые невозможно создать другими способами», — подчеркнул разработчик. И эта цитата, пожалуй, как нельзя лучше описывает особенности работы геймдизайнера.



Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована