Геймдев
#Руководства

Как сделать хорошее обучение в игре

Если люди не смогут научиться играть в вашу игру, они её бросят. Рассказываем, каким должно быть обучение в игре.

 vlada_maestro / shutterstock

Разработчики по восемь часов в день занимаются своей игрой, поэтому они знают её как свои пять пальцев. Неудивительно, что они зачастую не могут понятно объяснить игроку, как играть: им кажется, что всё и так очевидно.

Но на самом деле обучение — одна из важнейших частей игры, потому что от неё зависит, получит ли игрок удовольствие от вашего проекта. В этой статье мы рассмотрим, как сделать хорошее обучение в игре.

Постепенность

Одни из лучших примеров обучения — в играх Valve вроде Portal и Half-Life. Их можно считать образцами — как не только сделать хорошее обучение, но и вписать его в игру. Portal, например, почти полностью состоит из обучения, хотя это и не заметно.

Игроку не приходится в самом начале читать огромный учебник по игре — он осваивает механики постепенно, одну за другой: сначала учится проходить через порталы, потом — использовать различные предметы, самостоятельно ставить порталы и так далее.

Вплоть до того, что знакомится с особенностями физики.

При этом вы не читаете огромные тексты (об этом позже), а узнаёте информацию по-другому. Например, с помощью табличек.

Также на протяжении всей игры вы будете слушать комментарии ИИ GladOS, которые помогают лучше разобраться в игре. GladOS говорит о физике не только научным, но и простым языком. Так, например, она объясняет особенности сохранения кинетической энергии при проходе через портал: «Что быстро влетело, то быстро и вылетело» (англ. Speedy thing goes in, speedy thing comes out).

Повторение и повышение сложности

Нужно несколько повторений, чтобы усвоить какую-то игровую механику. Например, лучше несколько раз показать игроку, как варить зелья, чтобы он лучше это понял. Постепенно можно повышать сложность, чтобы удостовериться, что игрок хорошо справляется.

Особенно это важно, когда от игрока требуется быстрая реакция, — ведь первый успех может быть случайным.

Вписывание в игру

Обучение должно быть частью игры, а не текстом и не кат-сценой. Не показывайте игроку, какие возможности игра ему даёт, а поместите в ситуацию, в которой ему придётся использовать эти возможности.

В Fable: The Lost Chapters Герой (имя персонажа) обучается в Гильдии героев (они не родственники). Там его учат использовать оружие ближнего и дальнего боя и магию.

Что-то всё-таки объясняется с помощью реплик

То же самое происходит и во многих шутерах в серии Call of Duty: вашего персонажа сначала тренируют и только потом выпускают на реальное поле боя.

Метание осколочных гранат картофеля в Call of Duty 2

Один из самых лучших примеров удачного обучения в играх — Half-Life 2. В этой игре оно практически невидимое — явно вам показывают только клавиши, которые нужно нажимать. Всё остальное сделано через левел-дизайн.

Невидимое обучение в Half-Life 2

Обучение в разных играх

Каким будет обучение, зависит и от самой игры. Это важно понимать. Если в играх вроде Half-Life 2 и Call of Duty можно обойтись просто подсказками о нужных кнопках, то в более сложных этого будет недостаточно.

Для примера рассмотрим The Witcher 2. Это RPG с разными системами и механиками: есть алхимия, прокачивание персонажа, медитация, использование амулета и так далее. Также тут достаточно проработанная боевая система: вы можете использовать как магию и фехтование, так и ловушки и метательное оружие.

«Ведьмак» — одна из лучших RPG. И хотя в RPG часто много текста, обучение — именно то место, где его стоит избегать. Но, к сожалению, это не тот жанр, где хватит двух слов, чтобы объяснить игроку, что нужно делать.

Temple Run 2

К счастью, в прологе второго Ведьмака тоже есть обучение — постепенное и с меньшим количеством текста. Кроме того, в нём показывается не вся боевая система, а только то, на что способен персонаж в начале игры. Так игрок не будет забивать себе голову рипостами (контратаками) и думать о метательном оружии, которые недоступны без прокачивания определённых навыков.

Чем сложнее ваша игра, тем сложнее вам будет сделать простое и понятное обучение. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, постарайтесь не вываливать на игроков сразу большой объём информации.

Частые ошибки

Обучение тяжело сделать хорошим, потому что мало кто задумывается о его создании — обычно им занимаются в последнюю очередь, когда игра уже почти готова. На самом деле нужно делать это почти сразу, чтобы обучение было правильно вписано в игру.

Из-за такой непродуманности появляются разные ошибки. Начнём с самой неприятной.

Игрок не может пропустить обучение

В The Witcher 2 у игрока спрашивают, хочет ли он пройти обучение: чтобы тем, кто уже проходил второго «Ведьмака», не пришлось каждый раз учиться одному и тому же.

Неудачный опыт у меня был с Mobile Legends: Bang Bang. В ней простое обучение, которое показывает разные аспекты игры, разных персонажей, предметы и так далее. Минус в том, что оно достаточно долгое для мобильной игры (минут 20–30).

Мне понадобилось удалить игру, но через какое-то время я установил её снова. Несмотря на то что у меня был аккаунт с пройденным обучением и заработанным рейтингом, мне всё равно пришлось играть заново. И только после обучения я смог войти в свой аккаунт.

League of Legends от мира мобильных игр, по которой уже проводят турниры

Игрок не может вернуться к обучению

Если вы продолжили игру после долгого перерыва или вовсе пропустили обучение, то чаще всего ваши действия будут такими:

Хорошо, если в игре можно посмотреть справку или если обучение вынесено в отдельную часть. Но чаще всего игра не даёт никакой возможности ещё раз изучить её особенности, кроме как начав всё заново. Единственная альтернатива — поиск подсказок в интернете.

Как создать хорошее обучение

Всё, о чём я рассказал выше, теперь можно сформулировать в виде нескольких простых пунктов.

  1. Давайте игроку информацию постепенно и с небольшими перерывами — пусть у него будет время освоить новые механики.
  2. Дайте игрокам возможность пропустить обучение или вернуться к нему — так вы удовлетворите как хардкорных, так и казуальных игроков.
  3. Используйте меньше текста. Если без текста обойтись не получается, давайте его небольшими порциями.
  4. Превратите обучение в часть игры, сделайте его увлекательным или смешным. Хороший пример — бросание картофеля в Call of Duty 2.

Последний совет — думайте о том, как вы будете обучать игроков, сразу после того, как придумали новую механику. Иначе вам придётся заниматься этим в последний момент, а это ни к чему хорошему не приведёт.

Если вы хотите научиться придумывать хорошие игровые механики, записывайтесь на наш курс по геймдизайну. Вы научитесь всем аспектам игровой разработки — от продумывания игры до её реализации на современных движках.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована