Как сохранить мотивацию и не опускать руки, несмотря на неудачи, — советы начинающим художникам
5 рекомендаций от основателя Blender Guru Эндрю Прайса.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Как сохранить мотивацию в профессии, если кажется, что ваши творения намного хуже работ других художников? Или если вы каждый день тренируете сложные техники, но результаты не становятся заметно лучше? Как найти в себе силы продолжать заниматься любимым делом, находясь в состоянии выгорания?
Подобные вопросы регулярно задают основателю порталов Blender Guru и Poliigon Эндрю Прайсу. В одном из своих подкастов Эндрю предложил начинающим художникам пять решений, которые помогут сохранить мотивацию и продолжить оттачивать мастерство, даже если работы пока далеки от совершенства. Редакция «Геймдев» Skillbox Media делится основными тезисами.
Группа риска
Творческие личности часто страдают от недостатка мотивации. По мнению Эндрю, из 1000 начинающих художников спустя 10 лет в профессии останется не более 1%. Если спросить остальных, почему они ушли из сферы, ответы будут примерно следующие: «Мне было трудно обучаться», «Я не мог понять, что делаю не так», «Мне не хватило мотивации».
Чаще всего эти проблемы возникают у новичков, которые выбирают путь самообразования через онлайн-курсы и видеоуроки на YouTube. Во время офлайн-обучения мотивация держится крепче: учащийся постоянно находится в окружении одногруппников, которые тоже сталкиваются с трудностями и совершают ошибки, к преподавателю можно моментально обратиться с вопросом. Те же, кто учится дистанционно или самостоятельно, остаются наедине со своими проблемами.
Обратная сторона мотивации
У высокой мотивации тоже бывает негативный эффект. Эндрю приводит в пример распространённый случай, когда человек мечтает привести себя в хорошую физическую форму. Первая рекомендация, которую озвучивают многие тренеры, — выработать привычку регулярно ходить в спортзал и получать от этого удовольствие. Но в начале пути человеку — особенно никогда до этого не занимавшемуся спортом — нелегко выйти из зоны комфорта, поэтому он часто придумывает отговорки.
Тогда тренер предлагает другой вариант: каждый день в течение недели заходить в спортзал, проводить в помещении несколько минут и уходить по своим делам. Со стороны такие указания выглядят абсурдно: раз уж пришёл, нужно позаниматься. Но сколько вы занимаетесь — неважно. Метод нацелен на то, чтобы на начальном этапе сформировать привычку регулярного посещения. После недели таких визитов приходит понимание, что ходить в спортзал не так уж и страшно, и постепенно появляется желание тренироваться ежедневно.
Когда человек всей душой хочет достичь желанного результата, но не привык к необходимой для этого рутине, он может быстро выгореть. Наконец пересилив себя и добравшись до спортзала, он ставит себе задачу выполнить программу на максимум —– особенно учитывая, что предыдущие несколько занятий пропустил из-за прокрастинации.
На следующее утро после трёх часов силовых упражнений мышцы будут болеть настолько сильно, что вместо очередной тренировки человек останется отлёживаться в кровати ещё на несколько дней. Мотивация моментально падает, привычка ходить в спортзал так и не сформировалась, перспектива достичь цели улетучивается.
В сфере искусства работает тот же принцип. Когда вы мотивированы и только начинаете обучаться, то хотите освоить всё и сразу: новые техники, инструменты, программы. И тогда главное — вовремя замедлить ход. Начать с чего-то одного и заниматься умеренно, но регулярно.
Безусловно, сильная мотивация подталкивает к сложным задачам. Но если себя перегрузить, вы рискуете утонуть в лавине трудностей, на решение которых не хватит сил, — и в результате окажетесь на месте того самого человека, который не может встать с кровати, потому что вчера полдня провёл на тренажёрах.
Как понять причину выгорания?
Если выгорание не связано с ухудшением физического и психического здоровья (в этом случае потребуется помощь компетентных специалистов), а проявляется лишь во время изучения художественных дисциплин, начните с нескольких вопросов к себе:
- «Почему я чувствую выгорание во время обучения?»
Если из-за того, что вы не видите прогресса, сравнивая себя с другими художниками, то:
- «Почему у меня нет прогресса?»
- «Почему работы других художников раз за разом улучшаются и впечатляют, а мои остаются на прежнем уровне?»
Честные ответы на эти «почему?» можно сопоставить с рекомендациями, приведёнными ниже, и выбрать для себя оптимальную стратегию.
1. Уменьшите сложность
Когда некоторое время назад Эндрю изучал основы 2D-арта и скульптинг в Blender, то сразу приступил к созданию лиц, поскольку его конечной целью было научиться именно этому.
Оказалось, что человеческое лицо — самый сложный объект для рисования и моделирования. В его чертах столько незаметных тонкостей, с которыми легко ошибиться, и изъяны так легко заметить невооружённым глазом, что достичь удовлетворительных результатов, не освоив навыки попроще, почти невозможно.
Эндрю мучился с этой затеей много месяцев, и то только за счёт того, что выработал привычку, о которой упоминалось выше, — рисовать регулярно и понемногу.
Выходит, что если человек берётся за задачу, которая пока не соответствует его навыкам, то постоянно будет совершать ошибки без хоть сколько-то видимого прогресса. Пресытившись неудачами, он прекратит этим заниматься. В лучшем случае отложит затею в долгий ящик, в худшем — бросит насовсем.
Стремление браться за сложные проекты присуще многим художникам на старте карьеры. Чтобы не попасть в замкнутый круг ошибок, не стоит задавать себе высокую планку на начинающем уровне. Важно найти баланс и выбирать не слишком простые, но реалистичные задачи; они гарантируют и тренировку навыков, и досягаемый успех, который поддержит мотивацию.
Например, если вы тоже хотите развиваться в моделировании лиц, то обратите внимание на героев фэнтези. Многие 3D-художники по персонажам начинали с создания орков и эльфов, и секрет здесь не всегда в приверженности вселенной Warhammer или «Властелина колец». Фэнтезийные и стилизованные образы прощают некоторое нарушение естественных пропорций, что позволяет комфортно изучать анатомию без страха ошибки. А за ними последуют и реалистичные модели людей.
Если работаете над животными, то не беритесь сразу за самых пушистых; мех — это продвинутый уровень. И помните, что создавать неодушевлённые объекты в разы легче; лучше начать именно с них, если нужно просто освоить базовое моделирование.
2. Не сравнивайте себя с другими
В среде художников нередко всплывают высказывания о том, что ArtStation вгоняет в депрессию; некоторые и вовсе стараются избегать портала, чтобы не разочаровываться в себе. Почему? На главной странице ArtStation ежедневно показывают лучшие работы от мирового сообщества профессионалов. Ни для кого не секрет, что за шедеврами стоят сотни часов практики. Но, даже зная об этом, начинающий художник всё равно подсознательно сравнивает свои работы с теми, что видит на экране.
Подборки с лучшим контентом — результат современных алгоритмов, которые работают по новым стандартам пользовательского опыта. Как правило, посетитель сайта хочет видеть только хорошие работы, поэтому контент, набравший большее количество откликов, выходит в топ, а остальные рискуют затеряться в недрах ресурса. Система не обязательно плохая, но у неё есть как минимум одна негативная сторона: насмотревшись на лучшее из лучшего, начинающие художники чувствуют только фрустрацию и опускают руки, потому что до такого же уровня им расти и расти.
Одно из 12 «правил жизни» психолога Джордана Питерсона гласит: «Сравнивайте себя с самими собой вчерашними, а не с кем-то другим сегодняшним». Возьмите в привычку пересматривать свои работы, которые делали месяц назад, и сопоставлять их с самыми недавними. Так вы будете отслеживать, какие элементы заметно улучшаются, а какие остаются на прежнем уровне.
Такой анализ помогает вычислить свои слабые стороны и работать над собой, мотивирует продолжать дальше. А если захочется проверить ленту ArtStation — включите сортировку по новым работам (раздел Latest). Вы увидите, что на площадке публикуются авторы и вашего уровня, и не будете чувствовать себя одиноко.
примечание
Некоторые порталы устроены не так, как ArtStation. Например, зайдя на главную страницу DeviantArt, вы сразу увидите работы разного уровня, в том числе и от новичков.
Чередуйте обучение с самостоятельной практикой
Эндрю называет этот подход «один урок — одна задача на самостоятельную практику». Суть в том, чтобы сохранять баланс между изучением теории по видеоурокам, книгам, статьям и работой над проектами, которые интересны вам самим и в ходе которых можно попрактиковать выученное.
У этого метода есть два фактора, которые позитивно влияют на обучение:
- Мозг тщательнее обрабатывает информацию: вы стараетесь лучше запомнить и усвоить теоретический материал, так как на следующем этапе вам предстоит применить знания самостоятельно.
- Личные проекты — это источник вдохновения. Важно понимать, что цель руководств — объяснить универсальные техники, и для демонстрации обычно используют базовые примеры. Так, основы моделирования для начинающих Эндрю показывает на примере пончика, который сам по себе вряд ли кого-то заинтересует.
А вот после прохождения теории вы можете выбрать для практики всё, что душе угодно (правда, после пончика вряд ли стоит сразу же браться за Перчатку Бесконечности из «Мстителей»). Эта свобода подогревает интерес, ведь уроки вы проходите именно ради того, чтобы создавать захватывающие проекты.
Кроме того, делать упор только на обучение или практику контрпродуктивно. Без поиска новых знаний прогресс сильно тормозится; нет смысла тратить время на изобретение велосипеда, если кто-то другой уже создал подробное руководство по нужной теме. А то, что теорию для усвоения нужно обязательно применять, вы и так знаете.
А ещё не ленитесь пересматривать уроки по уже пройденной теме, если что-то упорно не получается. Когда Эндрю осознал, что постоянно рисует лица с искажёнными пропорциями, то решил перепроверить информацию, и оказалось, что он неверно запомнил одно из правил.
4. Переосмыслите трудности
Скорее всего, сложные задачи не единожды ставили вас в тупик — приходилось переделывать работу несколько раз, надеясь на успех, и часами искать решение. Когда что-то долго не получается, вы начинаете корить себя, и после череды неудач возникает желание всё бросить. Но на трудности можно взглянуть и с другой стороны.
Задумайтесь: с аналогичной проблемой могли столкнуться и другие люди. Будь то освоение 3D-программы или запуск собственного проекта, каждого начинающего ждёт тернистый путь — и многие сойдут с него на середине по одной и той же причине. Если вам хватит упорства, то вы станете одним из тех редких людей, что дошли до конца, решили задачу, достигли цели. А если речь идёт о малоизведанной сфере, то ещё и первым займёте нишу, протоптав путь для других.
Ещё одно из правил Джордана Питерсона: «Относитесь к себе как к человеку, за помощь которому вы бы отвечали». По какой-то причине мы часто относимся добрее и терпимее к другим, нежели к себе, особенно когда дело касается близкого окружения. Если вы ругаете себя за ошибки, представьте, что ваш друг проходит через то же самое и обратился к вам за поддержкой. Как бы вы отреагировали? Вряд ли упрёками и критикой, которые отпускаете в свой адрес.
5. Составьте подборку изображений, которые вас вдохновляют
Даже если сейчас у вас предостаточно мотивации, не забывайте сохранять работы других художников, которые когда-то вдохновили и продолжают вдохновлять вас творить, изучать новую специальность. Загружайте всё самое лучшее в Pinterest или PureRef, держите подборку под рукой и пересматривайте её в моменты, когда теряете мотивацию и интерес.
Погрязнув в технических сложностях и бесконечном потоке информации, легко забыть, ради чего вы за всё это брались — чего вы хотели достичь, какими идеями горели. Это до сих пор случается и с Эндрю, поэтому он время от времени возвращается к сохранённым работам и рекомендует вам делать то же самое, когда нужно себя подтолкнуть.
* * *
Если обстоятельства складываются не в вашу пользу — не спешите себя ругать. Помните, что без ошибок не может быть прогресса в обучении, поэтому при неудачах поддерживать мотивацию особенно важно.