Как подготовиться к релокации в современных реалиях
Советы для разработчиков, которые подумывают о переезде в другую страну, но не знают, с чего начать.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
После 24 февраля многие представители российского геймдева покинули страну, и процесс миграции продолжается до сих пор. При переезде встречается много подводных камней — как общих, так и частных, относящихся к отдельным группам специалистов. Опыт сотрудников большой IT-компании порой сильно отличается от того, через что проходят соло-разработчики и владельцы небольших игровых студий.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media связалась с тремя представителями игровой индустрии и на основе их историй составила универсальный свод рекомендаций по подготовке к релокейту.
Что такое релокейт?
«Релокейт» или «релокация» — слова, которые прочно закрепились в лексиконе IT-специалистов. Обычно под этим процессом подразумевают переезд сотрудника (или группы сотрудников) в новый офис, расположенный в другом городе или стране, но в русскоязычном сегменте значение в последнее время немного сместилось. Теперь релокейт всё чаще связывают с вынужденным отъездом в другую страну с перспективой возвращения, если будут позволять условия.
Специфика релокации сильно зависит от того, нужна ли виза для въезда в выбранное государство. В странах, где продолжительное время действует безвизовый режим, можно определённое время жить и работать удалённо, оставаясь в статусе туриста. Для проживания в других местах потребуется рабочая виза и в будущем получение ВНЖ, что усложняет процесс подготовки.
Какие проблемы в современной отечественной индустрии приводят к релокации?
- Одна из главных причин, которая вынуждает специалистов к переезду, — существенные комиссии на входящие долларовые переводы в некоторых банках. Также нельзя исключать возможные проблемы со SWIFT-переводами из-за границы в будущем, вплоть до полного их прекращения ввиду санкций.
- Несмотря на появление альтернативных сервисов и готовность разработчиков поддерживать их, многие российские игроки пока не готовы переходить из Steam на другие платформы. К тому же большинство игр создаётся с расчётом на международный рынок, а покупка слота Steam Direct из РФ возможна только обходными путями. Рынок мобильных игр тоже в кризисном положении.
- Перспектива отказа в сотрудничестве с потенциальными инвесторами и партнёрами из-за рубежа.
- Некоторые известные площадки заблокировали доступ 3D-художникам, лишив их выплат.
И хотя мотивы для переезда могут быть разными, в процессе релокейта специалисты сталкиваются с задачами, общими для всех: сбором документов, поиском жилья, перевозкой вещей, обустройством на новом месте. Впрочем, их специфика зависит от конкретных ситуаций — рассмотрим три случая.
Ситуация №1
Инди-разработчик переезжает самостоятельно
Сергей Носков уехал из России в Армению во время второй волны массовой миграции — в конце сентября. Решение принималось спонтанно, и на сборы ушло всего несколько дней.
К счастью, масштабной пробки на Верхнем Ларсе, начавшейся 21 сентября, удалось избежать, так как Сергей выбрал авиаперелет. Из-за ограничений по весу пришлось тщательно продумать багаж. Самым важным для разработчика была перевозка рабочего ПК. Железо из системного блока, в том числе жёсткие диски и видеокарту, демонтировали и сложили в ручную кладь, а системный блок с монитором отправился транспортной компанией. Сергей отмечает, что слышал немало историй о том, как грузы с техникой отказывались пропускать на границе, но всё обошлось. Посылку доставили на новое место жительства примерно через неделю.
Для самого разработчика переезд и адаптация в Армении прошли удачно. Во многом это связано с лояльностью страны: местное население достаточно приветливо и доброжелательно, практически все жители знают русский язык. Помимо некоторых привычных российских сервисов, например «Яндекс Go» и «Яндекс.Еда», там всё ещё работают карты «Мир», но не повсеместно. В перспективе Сергей планирует получить местный статус ИП, если возникнет такая необходимость.
«В целом деятельность инди-разработчика никак не привязана к бюрократии, поэтому после переезда можно смело вливаться в рабочий режим.
Российское ИП я пока сохранил, так как транзакции между странами ещё работают. Для большего удобства понадобилось лишь оформить местную банковскую карту для физического лица. Насколько я знаю, ещё в начале года приезжие россияне могли легко оформить счёт в Армении, но ввиду большой нагрузки и некоторых других нюансов у банков появились дополнительные требования. Например, для оформления карты потребовался нотариально заверенный перевод паспорта и оригинал договора аренды квартиры. На всякий случай я распечатал выписки из российского ЕГРИП и с расчётного счёта ИП, но в банке к ним особого интереса не проявили. Счёт открыли примерно через 3–4 дня.
Пока что все условия пребывания здесь мне кажутся благоприятными, и каких-то планов по переезду в другие страны нет».
Сергей Носков,
инди-разработчик (The Light, 35 mm)
Вывод. При срочной релокации можно рассмотреть варианты в странах ближнего зарубежья. В Армению, Казахстан и Кыргызстан можно въехать по российскому паспорту. Оформление местных дебетовых карт зависит от требований банка — например, в Армении для открытия счёта в одном банке достаточно загранпаспорта, другие же требуют наличия местного юрлица или договора аренды. Условия постоянно обновляются ввиду нестабильной ситуации.
Рекомендации
- Компьютер или ноутбук — основной инструмент фрилансера или инди-разработчика, без которого работать невозможно. Поэтому, если вы пользуетесь ПК, нужно заранее продумать, как перевезти железо. Можно разобрать его по частям и сложить в чемодан — но даже при бережной упаковке не исключено повреждение некоторых деталей в багажном отделении. Либо можно последовать примеру Сергея и организовать частичную доставку транспортной компанией, а ключевые компоненты везти в ручной клади. Кроме этого важно позаботиться о сохранении данных, наработок и проектов, загрузив их в облачное хранилище.
- Крайне важно наличие финансовой подушки и (или) источника регулярных денежных поступлений. Перед поездкой стоит оценить примерную стоимость месячного проживания в другой стране (аренда и бытовые расходы) и свою платёжеспособность на ближайшие полгода.
- Узнайте актуальные цены на аренду жилья. Миграционный поток вызвал скачок цен, особенно в ближнем зарубежье, и многие предприимчивые риелторы пытаются заработать на ажиотаже. Ни в коем случае нельзя снимать квартиру для долгосрочного проживания удалённо: есть большой риск нарваться на мошенников. Если рынок перегрет, можно рассмотреть варианты в курортных городах, которые рассчитаны на большое количество арендных мест. Осенью и зимой, когда поток туристов снижен, шанс найти там жильё гораздо выше.
- Оформите генеральную доверенность на близкого родственника, чтобы он мог представлять ваши интересы в России.
- Если вы едете в страны ближнего зарубежья, обязательно подготовьте небольшое количество наличных денег для обмена валюты в аэропорту или после пересечения границы, чтобы оплатить такси и приобрести местную SIM-карту. Как правило, курс в этих местах невыгодный, поэтому крупные суммы менять не стоит.
Во многих европейских странах ситуация иная: в пунктах обмены валют могут отказаться принимать рубли, поэтому важно запастись долларами или евро заранее, но не более суммы, равной 10 000 $.
- Заранее узнайте максимально возможные сроки пребывания в стране, условия для получения ВНЖ и процедуру продления загранпаспорта. Если вы задержались надолго — уточните информацию о налогах на доход и ознакомьтесь с правилами налогообложения в России для нерезидентов (в случае нахождения в другом государстве от 183 дней).
- В большинстве стран лечение иностранным гражданам обходится в круглую сумму, поэтому до отъезда нужно решить все вопросы, связанные со здоровьем — если есть такая возможность. В экстренных случаях поможет туристическая страховка, но только на первое время — её нужно оформить перед поездкой. По приезде ознакомьтесь с условиями местных страховых компаний и заключите договор. Помимо этого, желательно собрать аптечку из необходимых лекарств, потому что поиск аналогов на новом месте может занять время.
- Учитывая текущий высокий спрос на апостилирование документов, сперва выясните, нужно ли вам проходить эту процедуру — в ряде стран апостиль не требуется.
- Ознакомьтесь с культурными особенностями и законами страны, в которую планируете переезжать. Так вы снизите риск попасть в неожиданную или неприятную ситуацию.
- Выучите хотя бы несколько базовых фраз на государственном языке: это поможет быстрее наладить связь с местными жителями и расположить их к себе. Английский тоже может понадобиться не только за пределами СНГ: он востребован и в некоторых странах ближнего зарубежья, например в Грузии.
- Подпишитесь на тематические чаты — там можно найти полезную информацию, задать вопросы, получить поддержку и даже найти друзей.
Ситуация №2
Сотрудника перевозит компания
Данил Каменев устроился в издательство Ravenage летом 2021 года. После 24 февраля у организации возникли трудности в рабочих процессах — это замедлило работу всех отделов. На горизонте маячила перспектива потерять возможные сотрудничества с зарубежными компаниями и пропустить важные иностранные конференции.
Компания решила переехать в Грузию из-за привлекательных условий: годовой безвизовый режим и в целом доброжелательное население, несмотря на довольно сложную историю соседства с Россией. Приехав в страну, руководство сразу приступило к оформлению необходимых документов для переезда компании в Батуми.
Сотрудникам Ravenage предложили выбор: переехать в Грузию или остаться в России. Выбравшие второй вариант не лишились рабочих мест, а перешли на удалёнку. Первая волна релокейта проходила вплоть до апреля-мая, вторая, ещё масштабней, — в сентябре и октябре.
Для всех переезжающих работников руководство подготовило релокационный пакет, покрывающий расходы на билеты и съём временного жилья, а также обеспечило информационную поддержку по вопросам, связанным с переездом и оформлением на новом месте. Вскоре после переезда сотрудники получили новые зарплатные карты.
«Уже летом, находясь в Батуми, наш коллектив отметил первый год с начала основания компании. Сейчас офис Ravenage занимает три просторных этажа: на одном находится зона отдыха и кухня, на остальных двух — рабочие места, а также коворкинг, куда порой приезжают разработчики, с которыми мы сотрудничаем и дружим.
Сейчас организация налаживает процессы оформления документов, чтобы обеспечить релоцированных сотрудников видом на жительство. С этим в Грузии есть сложности, и первая попытка подачи заявки оказалась неудачной. Теперь ждём информации по рассмотрению второго запроса.
В любом случае то, что компании удалось полноценно обосноваться на новом месте, — заслуга Елены Мориной, CEO Ravenage. Она проделала колоссальную работу».
Данил Каменев,
Business Development Officer в Ravenage
Вывод. При релокации, организованной работодателем, сотрудник не настолько обременён сборами финансовой подушки, как при самостоятельном переезде: у него остаётся стабильный заработок, часть расходов может покрыть компания.
Бюрократические проволочки тоже уходят на второй план: организация берёт на себя оформление сотрудника, помогает получить карту иностранного банка и в перспективе ВНЖ. В зависимости от бюджета некоторые компании готовы помочь даже с переездом семей работников.
Рекомендации
- Желательно заранее узнать о том, как работают привычные сервисы в другой стране, и при необходимости найти аналоги. Кроме того, не повредит зарегистрировать запасные аккаунты с новой геолокацией в сервисах, которыми вы уже пользуетесь (на случай, если поддержка российских учётных записей прекратится).
- Соберите необходимый пакет документов (содержание зависит от точки релокации, по возможности проконсультируйтесь с работодателем) — в том числе и для домашних питомцев, если будете их перевозить.
- Удалённо забронируйте отель и ищите жильё уже после переезда. Данил советует не медлить с поиском, но и не хвататься за первый попавшийся вариант. Предложения от риелторов и от частных лиц сильно отличаются по цене в пользу последних. Стоит учитывать, что людям с домашними питомцами арендовать квартиру намного сложнее и чаще всего дороже.
- Сбор вещей зависит от маршрута. Если планируется большое количество пересадок, например, самолёт — поезд — наземный транспорт, то на первое время лучше взять с собой минимальный багаж. А уже после переезда — найти сервис по перевозке грузов из РФ в страну пребывания и по возможности договориться с коллегами о совместной доставке: так будет выгоднее.
- Даже если обычно вы предпочитаете путешествовать в одиночку, в случае релокейта лучше объединиться с коллегами. Вместе подготовка к переезду проходит гораздо быстрее, а привыкать к быту в незнакомой стране легче, когда рядом есть единомышленники.
Ситуация №3
Релокация юридического лица
Когда в конце февраля на Россию обрушилась волна санкций, будущее небольших студий, зависящих от иностранных заказов, оказалось под вопросом. Основатель студии «Мастерская 15» Ярослав Кравцов понял, что нужно переезжать. Поискав доступные варианты, он выбрал Грузию и уже в начале марта был в Тбилиси.
В процессе оформления документов выяснилось, что зарегистрировать ИП — не проблема, но для ИП нужен отдельный счёт в банке, на который можно получать деньги от иностранных заказчиков и совершать платежи сотрудникам в других странах.
Буквально в конце февраля юрлица с российскими паспортами ещё могли открыть счета, но на момент приезда Ярослава банки начали отклонять заявки, опасаясь санкций как со стороны Евросоюза, так и со стороны России. Последней каплей стало то, что в открытии счёта отказал даже банк, который работал исключительно с юридическими лицами и требовал депозит в 1000 $.
Стало очевидно, что если банковская сфера страны на данный момент не расположена к учредителям компаний с российскими паспортами, то даже в случае одобрения заявки нет гарантии, что владелец счёта сможет беспрепятственно снять или перевести деньги. Когда есть наёмные работники, которым нужно платить зарплату, такой шаг слишком рискованный. Ярослав начал искать другие варианты релокации бизнеса.
«Из-за напряжённой внешнеполитической обстановки я решил рассмотреть страны, которые не имеют ни соседства с РФ, ни серьёзных конфликтов с ней в прошлом. Переезжать в Центральную Европу тоже было рискованно. Я слышал много печальных историй о том, как владельцам российских паспортов блокируют счета, несмотря на то, что они там живут и работают уже много лет. Но при этом мне было важно переехать в страну с европейской культурой.
Конечно, для кого-то переезд в Южную Америку или Азию тоже будет хорошим вариантом, но лично я на подсознательном уровне воспринимаю такую релокацию больше как дауншифтинг».
Ярослав Кравцов,
геймдизайнер, CEO «Мастерская 15»
В итоге Ярослав остановился на двух вариантах: Черногория и Кипр. Несмотря на то, что в Черногории уже обосновалось много русскоязычных специалистов и существуют налаженные процессы по оформлению бизнеса, в стране всё ещё не сильно развита экономика и банковское дело — в отличие от Кипра. К тому же ещё в докризисные времена на Кипре открывали филиалы представители как сферы IT, так и игровой индустрии. Изначально Ярослав представлял, что переезд компании на Кипр будет полноценным этапом развития студии и случится когда-нибудь в будущем, но времени на раздумья уже не оставалось.
С учётом заказа услуг юридической фирмы, которая помогла с регистрацией компании и подачей документов в миграционную службу, переезд на Кипр обошёлся очень дорого. Когда все бюрократические процессы завершились, Ярослав оформил кипрский счёт и стал получать на него зарплату, которую сам себе назначил.
Так как штат «Мастерской 15» работает дистанционно, вопросы по выплатам сотрудникам, оставшимся в России, оставались актуальными. К счастью, есть специальные компании, которые берут это на себя, например 4DEV, Solar Staff, Deel, EasyStaff. Механизм простой: руководитель переводит деньги сервису — а тот, в свою очередь, выплачивает их сотрудникам, которые находятся в разных странах. Процесс выплат у каждого сервиса организован по-своему. Главное, чтобы все платежи подтверждались договорами.
Вывод. Если большинству соло-разработчиков и фрилансеров по большей части всё равно, куда уезжать, то перед владельцами компаний задача осложняется: нужно открыть юридическое лицо в другой стране и обеспечить выплаты своим работникам. Непредвиденные трудности, которые возникают на новом месте, порой вынуждают изменить место релокации.
Рекомендации
- Переезд и оформление компании на новом месте потребует серьёзных вложений. На всякий случай в бюджет стоит заложить расходы на специализированные сервисы, которые помогут с миграцией, регистрацией фирмы и открытием банковского счёта. Во многих странах миграционные вопросы нужно решать максимально быстро, чтобы как можно скорее получить ВНЖ, так как туристическая виза ограничена по времени.
«Сервис сервису рознь. Есть фирмы, которые помогают собрать пакет документов, но не несут никакой ответственности: по факту человек всё делает сам. Но есть компании, сопровождающие [клиента] на каждом этапе — с участием русскоговорящего человека, который знает официальный язык [страны]. Это гораздо удобнее, чем стоять в очередях и искать нужные окна».
Ярослав Кравцов,
геймдизайнер, CEO «Мастерская 15»
- При планировании переезда в европейскую страну желательно заранее получить карту банка, который не находится под санкциями, или обратиться за помощью к коллегам за границей. Ярославу очень сильно помогли личные дебетовые карты, которые он завёл, находясь в Грузии. На них можно было перевести деньги из РФ и оплачивать ими бытовые расходы.
Однако геймдизайнер отмечает, что по неизвестным причинам некоторые операции не проходят. К тому же снимать крупные суммы наличных с таких карт невыгодно из-за сложной схемы трансфера. Например, когда Ярослав переводил доллары с российского валютного счёта, грузинский банк конвертировал их в национальную валюту лари — после этого сумму приходилось конвертировать в евро. Помимо того, что деньги терялись при конвертации, кипрский банкомат ещё и брал комиссию за снятие наличных.
«Когда фирмы по [юридическому] сопровождению выставили счета за оказанные услуги, возник вопрос, как их оплачивать: компания не открыта, банковского счёта пока нет, а все сбережения остались в РФ. В этой ситуации мне помог друг из Бельгии, у которого уже был банковский счёт. Пословица „Не имей сто рублей, а имей сто друзей“ очень жизненна в контексте переезда».
Ярослав Кравцов,
геймдизайнер, CEO «Мастерская 15»
- Что касается документов, важно заранее запросить справку об отсутствии судимости. Срок предоставления услуги — 30 дней, и ускорить этот процесс не получится. Эта справка обязательна при оформлении рабочей визы и открытии компании.
- Узнайте, есть ли в желаемой стране релокации специальные программы для IT и какие у них требования.
«На Кипре есть программы по релокации для IT-специалистов, а поскольку я собственник компании по разработке игр и созданию медиаарта, я в любом случае должен проходить как IT-специалист этой компании.
Но здесь есть ряд ограничений, действующих для граждан третьих стран. Во-первых, необходимо обозначить свою зарплату в 2500 € или выше и платить с неё налоги. Во-вторых — нужно доказать, что я IT-специалист. Мой диплом физика не котируется, ИП, с которого я выполнял заказы, — тоже. Подобные задачи решают компании, которые занимаются вашим переездом. Это ещё одна причина, почему лучше воспользоваться услугами местных сервисов, а не обходить инстанции самостоятельно или с помощью российских посредников».
Ярослав Кравцов,
геймдизайнер, CEO «Мастерская 15»
- Рассмотрите варианты получения визы «цифрового кочевника» — это специальная программа для иностранцев, которые хотят переехать в другую страну и работать удалённо.
- Если вы хотите открыть офис на новом месте, необходимо заранее позаботиться об организации рабочих мест для сотрудников, особенно если нет возможности перевести стационарные компьютеры. Приобрести новое железо иногда нелегко: во-первых, в точке релокации возможны проблемы с поставками мощных компьютеров; во-вторых, технику могут быстро раскупить другие приехавшие специалисты.
Итог
Историй релокейта в геймдеве очень много; в чём-то они похожи, а в чём-то разительно отличаются, потому что каждый проходит через свой опыт. Даже изучив десятки примеров и составив для себя подробный чек-лист, невозможно предугадать всё — хотя это не повод бросать подготовку.
Поэтому решение о переезде в другую страну нужно в первую очередь принимать с холодной головой, исходя из личных и профессиональных потребностей, а не действий коллег по индустрии, и уж точно не находясь в состоянии тревоги. Сперва задайте себе вопрос о том, каким вы видите развитие своей карьеры — например, через 5 лет, — и способны ли нынешние обстоятельства отсрочить или вовсе перечеркнуть этот прогресс.
Если релокация неизбежна — морально подготовьтесь к тому, что период адаптации в новой стране вероятнее всего окажется большим стрессом. Пережить его легче помогут новые знакомства, поддержка связи с близкими людьми и любимые, привычные занятия. Негативные эмоции рано или поздно уйдут, и в жизни начнётся новый этап, который вы выбрали сознательно.