Геймдев
#статьи

Как художнику интерпретировать мир вокруг и совершенствовать зрительные образы

Доклад 3D‑художника Конрада Джастина.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Художник Конрад Джастин почти всю жизнь катался на велосипеде, но ему никогда не доводилось его рисовать. Кажется вполне вероятным, что профессионал сможет без труда нарисовать по памяти объект, которым часто пользуется, — но когда Конрад взялся за рисование велосипеда, результат, мягко говоря, не совпал с его ожиданиями.

Выходит, что независимо от того, сколько раз человек видит перед собой одни и те же предметы, его представление об их структуре может сильно отличаться от реальности. Столкнувшись с этим явлением лично, Конрад Джастин рассказал о своём опыте на Blender Conference 2022. В своём выступлении он дал коллегам рекомендации по тому, как развивать понимание внутренней формы, рассматривая объекты из реальной жизни, и тем самым улучшать качество своих работ в 2D и 3D. Редакция «Геймдев» Skillbox Media делится основными тезисами из доклада.

Полная версия доклада Конрада Джастина

Краткая информация о спикере

Конрад Джастин

Окончил Варшавский университет естественных наук по специальности «Гражданское строительство», а также учился в музыкальной школе. За его плечами опыт художника как в компьютерной графике, так и в традиционной технике (классическая живопись, скульптура). Уже более 10 лет он работает над созданием окружения и пропсов в играх. Делал локации для Xonotic, Unreal Tournament 4 и Diabotical.

В настоящий момент Конрад выпускает сборки ассетов для UE4 и UE5, пишет свою музыку. В работе с 3D он использует Blender, на который перешёл после релиза версии 2.8.

Что такое «внутренняя форма»?

В искусстве философский термин «внутренняя форма» в некоторой степени подразумевает идею, первоначальный образ объекта или явления, который формируется и хранится в сознании человека. По мнению Конрада, художникам необходимо совершенствовать внутренние формы и создавать нечто новое на основе знакомых образов. Но чтобы научиться этому навыку, сперва нужно понять, откуда берутся внутренние формы.

Художественное восприятие реальности

Часто художник открывает для себя что-то новое и изучает мир не сидя перед экраном, а за пределами рабочего места. Один из лучших источников вдохновения — это природа. Взглянув на любую вещь, мы воспринимаем её реальный облик, а полученная информация попадает на условную полку нашего сознания. На этой полке находятся символы, значения, определения и упрощённые образы различных объектов. Человек постоянно обращается к данным из этого «хранилища», чтобы запоминать и идентифицировать предметы, а также поддерживать коммуникацию с другими людьми.

К сожалению, картинки в сознании отличаются от реальности по качеству. Человеческий мозг не способен хранить огромное количество информации и вынужден её упрощать. К слову, именно поэтому мы так легко распознаём простые узоры.

Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Сочетание линий на картинке выше легко принять за примитивное изображение лица из-за того, что оно соответствует внутренней форме в нашем сознании. Зачастую эти формы бывают не совсем точными.

Слева — снимок стойла, сделанный Конрадом во время поездки в Швецию, справа — зарисовка этого пейзажа по памяти. Мозг хранит информацию так, что при воспроизведении образ становится узнаваемым, но детали в нём отсутствуют.

Полученную информацию легко распознать, запомнить, обсудить. Но для художника этого недостаточно.

Представьте, что вы смотрите на картину, смысла которой не понимаете. И всё же у вас возникнут ассоциации с другими работами, которые вы видели когда-то раньше.

Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Рядом с вами стоит автор. Вы говорите ему, что его картина сильно напоминает другое произведение, а он в ответ обижается. Ему кажется, будто его видение обесценили, ведь он потратил время на то, чтобы сотворить что-то уникальное, а не просто скопировал чужую работу, — а вы просто хотели поговорить о его творчестве.

Художники должны понимать, что существует категория зрителей, которая недостаточно осведомлена, чтобы оценить посыл их картин. Лучшим решением в описанном случае будет объяснить, что в произведениях действительно есть сходство, но они далеко не одинаковы, — и рассказать об отличиях. Это начнёт диалог между зрителем и художником. В итоге зритель расширит свой кругозор и визуальную библиотеку, а художник лучше узнает себя и свои работы — ведь творческий процесс бывает спонтанным и бессознательным, а разговор подтолкнёт к самоанализу.

Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

У Конрада был похожий случай, когда он увидел одну визуализацию и не мог понять, что на ней изображено. Заинтересовавшись работой и связавшись с автором, он выяснил, что того вдохновила магнитная аномалия в лунном кратере Тихо из фильма «2001: Космическая одиссея» и одноимённого произведения А. Кларка.

Упрощённые образы в нашем сознании становятся преградой не только к пониманию чужих работ, но и к созданию собственных. Когда мы бегло смотрим на незнакомый объект, то видим лишь совокупность внутренних форм. Можно не придать им значения и забыть об объекте, а можно попытаться их улучшить — через познание.

Аристотель считал, что мышление невозможно без чувственного опыта. Этот опыт мы получаем, когда активно исследуем и анализируем окружающий мир. При этом Конрад отмечает, что важно учиться видеть красоту вокруг, иначе у нас никогда не выйдет создать нечто прекрасное.

В пример Конрад приводит опыт Джеймса Гарни, автора цикла иллюстрированных книг «Динотопия» о мире, в котором гармонично сосуществовали люди и динозавры. Когда Джеймс работал над панорамой «Город водопадов», он приезжал в Нью-Йорк, чтобы вживую увидеть Ниагарский водопад, ощутить капельки воды на своей коже, услышать рёв потока, понаблюдать, как вода меняет цвет, обрушиваясь с высоты. В такой обстановке он писал картину.

Изображение: Джеймс Гарни, «Динотопия: Земля вне времени», 1992 г. / Crawford House Press

Как работать над внутренними формами?

Каждый раз, когда вы куда-то отправляетесь, возьмите с собой карандаш, скетчбук или просто листы бумаги и делайте зарисовки интересных объектов. Чтобы этот процесс был более эффективным, Конрад рекомендует придерживаться трёх техник.

  • Быстрый скетчинг. Делайте наброски окружающих вещей, которые вам понравились или показались интересными, но вы ещё не понимаете, чем именно. Во время скетчинга сознание художника фокусируется на самых примечательных деталях. Когда эскиз будет готов, станет понятней, чем именно объект вам понравился. Эта техника учит улавливать суть вещей, которые хочется изобразить.
  • Расфокусированный взгляд (или взгляд без очков, если у вас близорукость). Без фокуса контуры расплываются, мелкие детали исчезают, но вы по-прежнему видите крупные формы и цвета. Это поможет определить, не перегружен ли рисунок деталями, проверить композицию. Таким же образом можно смотреть на окружающий мир и изучать суть объектов через их общие формы.
  • Синтезирование. Многие художники используют эту технику, чтобы научиться сочетать объекты в композиции. Суть в том, чтобы выбрать несколько элементов и объединить их в рисунок с одним сюжетом. Например, на прогулке ваш взгляд цепляется за машину, ландшафт, белку и ветки на тротуаре, странно похожие на чьи-то кости… Вы пробуете объединить всё в одну картину, и вдруг получается постапокалиптический пейзаж, в котором человеческая раса вымерла, а миром правят белки.

Набросок vs фотография

Почему вместо эскизов не делать просто фото? Ведь сфотографировать заинтересовавшие объекты и пейзажи на смартфон можно всего за пару секунд. На это есть несколько причин:

  • Когда человек рисует новые объекты, визуальная библиотека в его сознании расширяется, что упрощает работу с будущими проектами. Сделав снимок, мы быстро забываем запечатлённый момент, потому что вся работа была проделана за нас. Во время рисования приходится думать о том, как лучше перенести объект на лист бумаги, и принимать десятки решений — это помогает запоминать образы.
  • В процессе скетчинга вы познаёте не только природу объекта, но и себя: даже самый грубый набросок отразит вашу индивидуальность и субъективное восприятие, сохранит эмоциональную составляющую. Иными словами, набросок демонстрирует, как видит мир художник, а не камера.
  • Фотография статична, а рисунок динамичен. В отличие от готового снимка, в скетче можно перестроить реальность: добавить или изменить детали, стереть лишнее.

Примеры интерпретации реальности

Из элементов, которые находятся перед глазами, можно и вовсе собирать собственные композиции. Представьте, что вы гуляете по сельской местности где-то в Европе и видите гору, а чуть дальше — водяную мельницу у ручья. В своём примере Конрад размножил гору и использовал её в качестве заднего фона, а мельницу расположил по правилу золотого сечения. Добавить к этому велосипед и красивое дерево, которые встретились вам по дороге, — и получится совершенно новый пейзаж.

Ещё один способ перестроить реальность — нарисовать один объект со свойствами другого. Например, конструкцию многоэтажного дома можно объединить с извилистым древесным стволом.

Пример «скрещивания» дерева и здания
Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Или, наоборот, сделать из дерева жилой дом, разместив на нём окна и двери. А можно построить на ветке целый мегаполис.

Интерпретация реальности в 3D

Суть фотореалистичных рендеров — воспроизвести реальность в 3D один к одному, чего добиваются за счёт следующих составляющих:

  • правильная цветовая гамма;
  • PBR-текстуры;
  • высокополигональные модели;
  • реалистичное освещение.

Примечательно, что эти инструменты можно использовать и при создании стилизованных работ. Конрад демонстрирует это на примере 3D-диорамы, сделанной в Blender.

Изображение: Конрад Джастин / Sketchfab

Недалеко от дома художника расположена арка с узорчатыми воротами. Заинтересовавшись конструкцией, Конрад сделал на месте быстрый скетч арки и ещё нескольких элементов, находившихся рядом.

Изображение: Конрад Джастин / Blender / YouTube

После этого он дорисовал важные детали, выделив на это чуть больше времени, а уже в мастерской проработал орнаменты решётки и фонаря, вид объектов сбоку и дерево, которое решил добавить в композицию.

Изображение: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Первый этап моделирования — стадия блокинга, во время которой создаётся базовая модель из самых простых форм. Конрад вырезал в Blender арку и фасад, используя инструмент Boolean, и собрал модель дерева с помощью Кривых (Curves), добавив сверху ответвления.

Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Затем он доработал объекты и добавил детали, в том числе сгенерировал листву при помощи системы частиц Волос (Hair).

Когда этап моделирования был завершён, Конрад выбрал подходящий ракурс камеры во вьюпорте, создал рендер и сохранил изображение. Полученный скриншот он загрузил в графический редактор Krita и сделал оверпейнт обеих сторон.

Затем Конрад спроецировал оверпейнт на 3D-геометрию в Blender в режиме Texture Paint и при настройке материалов по большей части задействовал только диффузную карту. На коллаже ниже показана финальная версия объекта с UV-развёрткой.

Проекция с камеры. Результат с UV-разверткой. Слева выделено меню проецирования на объект в настройках режима Texture Paint
Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Чтобы оживить получившийся результат, Конрад настроил освещение для дневной и ночной версий диорамы. Ночное освещение сделано с помощью стилизованной карты HDRI, 35 источников света разного типа и материалов со свойством Излучения (Emission) для растений.

Рисование светом: 35 источников, HDRI (стилизованный), эмиссионные материалы для растительности
Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Для дневного рендера художник установил позади объекта дополнительную Плоскость (Plane), которая рассеивала свет, HDRI, и 28 источников освещения. Среди них были и источники с отрицательным значением — такой тип освещения можно получить, набрав нужное значение в параметре Степень (Power) вручную: при стандартном перемещении ползунка показатель не снизится ниже нуля.

Красным выделены настройки для источников света с отрицательным значением
Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Последний этап — запекание света. Вся информация, полученная от источников освещения, запекается в текстуры. Ниже представлен финальный результат.

Любой объект из жизни можно перенести на бумагу, и у художников в распоряжении достаточно инструментов, чтобы интерпретировать реальность самыми удивительными способами. Главное — не попасть в ловушку фотореализма и сохранить в своей работе эмоциональный посыл, передать авторский стиль.

Фото полярной совы и стилизованные интерпретации в 2D и 3D, сделанные Конрадом и другими художниками
Кадр: Конрад Джастин / Blender / YouTube

Итоги

  • Мы все иногда мыслим категориями, и в сознании каждого человека хранится множество упрощённых образов. Зачастую они не совсем соответствуют действительности.
  • Упрощённые образы можно улучшать с помощью:
  • рисования;
  • получения чувственного опыта через вдумчивое и позитивное исследование мира;
  • общения с художниками.
  • Не ленитесь брать с собой скетчбук и зарисовывать места и вещи, которые вам приглянулись. Во время рисования практикуйте техники быстрого наброска и синтезирования, пробуйте переосмыслять реальность и экспериментируйте.
  • Инструменты для фотореалистичного рендеринга могут пригодиться и в стилизованных работах, но не увлекайтесь реалистичными эффектами — важно сохранить авторский стиль и эмоциональный посыл.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована