Геймдев
#статьи

Как и зачем большие издатели уходили из Steam — а потом возвращались

Истории EA, Ubisoft, Activision Blizzard и других компаний.

Иллюстрация: Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media

Steam уже давно считается символом ПК-гейминга. Площадка появилась в 2003 году как сервис для игр Valve, но с годами она превратилась в огромный магазин с десятками тысяч тайтлов и миллионами пользователей. Steam внёс серьёзный вклад в борьбу с пиратством на ПК и помог множеству разработчиков найти свою аудиторию. Сейчас репутация сервиса среди игроков близка к идеальной, и его популярность только увеличивается.

Однако крупнейшие издатели не всегда были рады сотрудничать с площадкой Valve и не раз пытались переманить аудиторию в собственные сервисы. Но со временем они всё равно возвращались к Steam. Вспоминаем самые яркие случаи.

EA

EA запустила собственный сервис Origin для продажи игр и общения между пользователями 3 июня 2011 года, и уже через пару недель из Steam начали исчезать тайтлы издателя. Первой крупной пропажей оказался шутер Crysis 2, вышедший в марте того же года. EA отрицала, что сама решила снять игру с продажи в Steam, и обвиняла в ситуации Valve.

Представители издателя говорили, что компания Гейба Ньюэлла навязывала «ряд коммерческих условий, которых не было на других площадках». По их словам, Crytek заключила соглашение с другим сервисом по распространению загружаемого контента, что и привело к бану Crysis 2 со стороны Valve. Тогда же EA объявила, что эксклюзивами Origin станут крупные новинки издателя — например, Battlefield 3 и онлайновая Star Wars: The Old Republic.

Скриншот: игра Battlefield 3 / EA

В конце июля из Steam пропала ещё одна новинка 2011 года от EA — Dragon Age 2. Причём случилось это в день выхода крупного сюжетного DLC под названием Legacy. Точных причин удаления тайтлов по-прежнему не называли, но СМИ писали, что это могло случиться из-за возможности покупать дополнительный контент прямо в играх, а значит — в обход Steam и без уплаты комиссии Valve.

Стоит отметить, что споры возникали по поводу новинок, поэтому большинство старых игр оставались в Steam. В августе 2011-го Гейб Ньюэлл раскрыл, что трудности между EA и Steam возникли из-за «целого комплекса проблем», и, по его мнению, Valve требовалось убедить партнёра, что выпуск игр в Steam выгоден. В октябре о ситуации высказался тогдашний глава Origin Дэвид ДеМартини. По его словам, компания Ньюэлла не позволяла EA напрямую устанавливать «отношения с пользователем».

«Любой ретейлер может продавать наши игры, но именно мы берём на себя прямую ответственность доводить патчи, обновления, дополнительный контент и другие услуги до наших игроков. Вы подключаетесь к нашим серверам, и мы хотим установить с вами постоянные отношения, продолжать предоставлять наилучший игровой опыт. Подход работает в сотрудничестве с GameStop, Amazon и другими онлайн-ретейлерами. К сожалению, если нам не позволяют управлять этим опытом напрямую и устанавливать с вами [игроками] отношения, то это влияет на возможность оказывать ту поддержку, которой вы ожидаете и заслуживаете».

Дэвид ДеМартини, бывший глава Origin

В марте 2012-го Crysis 2 вернулась в Steam с изданием The Maximum Edition, включающим все DLC. Согласно заявлению EA, Crytek внесла некие изменения в игру, и теперь та не нарушала условия Valve. Но это было исключение: издатель закончил продавать свои новинки на площадке Valve осенью 2011-го, начиная с Battlefield 3. Компания прямо говорила, что хотела сделать Origin «лучшей версией Steam», и быстро заключила сделки с другими издателями, чьи игры тоже появились в магазине.

EA заманивала пользователей в Origin игровыми бонусами и дополнительными материалами, но не все оказались рады новой стратегии издателя. К примеру, эксклюзивность Mass Effect 3 значила, что фанаты серии не могли приобрести финальную часть трилогии в сервисе Valve. Стоит ли говорить, что это решение разозлило часть поклонников BioWare? Но подобные возмущения не заставили EA изменить позицию, и в 2010-х её игры не выходили в Steam.

Изображение: официальный арт к игре Mass Effect 3 / EA

Ситуация изменилась только в октябре 2019 года, когда издатель неожиданно сообщил, что в сервисе Valve появится Star Wars Jedi: Fallen Order, которая выходила в ноябре того же года.

В первой половине 2020-го в Steam добавили и другие игры EA, выпущенные за последнее десятилетие, — Mass Effect 3 и Mass Effect: Andromeda, несколько частей Battlefield, Need for Speed, Battlefront и другие тайтлы. Кроме того, в Steam появилась возможность оформить подписку EA Play, открывающую доступ к целому каталогу игр компании за ежемесячную стоимость. Правда, все тайтлы требовали привязки аккаунта EA.

Тогда издатель отмечал, что нашёл «новый способ работать с Valve», а сама компания якобы стремилась «быть там, где находятся пользователи». В 2022 году EA отказалась от бренда Origin и переименовала свою программу в EA App. Возможно, площадка не показала ожидаемых результатов, и компания решила, что выпуск игр в сервисах конкурентов принесёт ей больше выгоды.

Сейчас издатель выпускает все свои игры сразу в Steam и EGS — даже футбольный симулятор EA Sports FC и The Sims 4 с обилием микротранзакций. При этом для запуска октябрьской Dragon Age: The Veilguard приложение издателя и вовсе не понадобится.

Скриншот: игра EA Sports FC 25 / EA

Недавно геймдизайнер Гоити Суда рассказал, что в 2010-х пытался уговорить EA на создание ремастера экшена Shadows of the Damned. Издатель был согласен только при одном условии: если бы игра стала эксклюзивом Origin. Суда не согласился и на время отказался от идеи.

Спустя несколько лет, по его словам, EA отказалась от требования, и ремастер запустили в разработку для всех актуальных платформ. Эта история тоже чётко показывает, что за последние годы отношение издателя к собственному магазину серьёзно изменилось.

Ubisoft

У французского издателя тоже был период, когда он не выпускал свои новые игры в Steam, пусть и не такой долгий, как у EA. Ubisoft временно разошлась с площадкой Valve в 2019 году, и последним на тот момент релизом оказалась Starlink: Battle for Atlas. Tom Clancy’s The Division 2, вышедшая 15 марта 2019-го, не появилась в Steam.

Издатель продолжал выпускать ПК-версии игр в своём сервисе Uplay (сейчас — Ubisoft Connect) и в Epic Games Store. Представители Ubisoft не скрывали, что компанию не устраивали условия Valve, называя их «нереалистичными для современного рынка игровой дистрибуции».

«Это было бизнес-решение не выпускать новые релизы в Steam, сосредоточившись на Epic Store и Ubisoft Store. Ubisoft полностью поддерживает Epic и их модель распространения сторонних игр, которая в долгосрочной перспективе принесёт пользу и крупным, и инди-издателям, и всей игровой индустрии».

Из заявления представителя Ubisoft

Судя по всему, тогда издатель счёл нецелесообразным платить Valve комиссию в 20–30% с продаж. Epic Games как раз запустила свой магазин EGS и предлагала разработчикам сохранять целых 88% выручки. Ещё отказ от Steam сыграл на руку Uplay: к примеру, стартовые продажи The Division 2 оказались там в десять раз выше, чем у первой части. Но в целом ПК-версия показывала результаты на уровне предшественницы.

Ubisoft оказалась довольна ситуацией, расширила сотрудничество с EGS и больше трёх лет не выпускала свои тайтлы в Steam, ограничиваясь лишь DLC для владельцев некоторых уже вышедших игр.

Скриншот: игра Tom Clancy’s The Division 2 / Ubisoft

Ubisoft начала менять свою позицию в ноябре 2022 года, когда сообщила о скором выходе в Steam таких тайтлов, как Assassin’s Creed Valhalla, Anno 1800 и Roller Champions. В компании не говорили, продолжат ли возвращать игры на площадку Valve, но казалось маловероятным, что издатель ограничится тремя тайтлами. Причиной решения называли возможность предоставлять игры самой разной аудитории.

В 2023-м Ubisoft продолжила неторопливо переносить свою библиотеку в Steam, но свежие релизы до сих пор выходили только в Ubisoft Connect и EGS. Об окончательном возвращении издатель сообщил 26 сентября 2024 года: Assassin’s Creed Shadows (выход запланирован на 14 февраля 2025-го) станет первым за более чем пять лет одновременным релизом компании в Steam, EGS и Ubisoft Connect.

Для игр Ubisoft в Steam тоже требовалась привязка аккаунта к площадке издателя
Скриншот: игра Assassin’s Creed Shadows / Ubisoft

Анонс случился на фоне серьёзных финансовых проблем издателя и усиливающегося негатива в адрес компании со стороны игроков. По данным журналиста Тома Хендерсона, новинка Star Wars Outlaws разошлась тиражом в миллион копий за месяц, но этот результат оказался намного ниже ожиданий Ubisoft. Игра также получила сдержанные отзывы от игроков и критиков — в том числе из-за технических проблем и набившей оскомину формулы игр в открытом мире от Ubisoft.

Поэтому издатель решил пойти на крайние меры, перенеся релиз Assassin’s Creed Shadows ради доработки и отказавшись от временной эксклюзивности ПК-версий. Правда, стоимость акций Ubisoft тут же упала до уровня 2013 года, а СМИ начали писать о заинтересованности Tencent в покупке издателя.

Сейчас в Steam доступны почти все недавние релизы Ubisoft: это Prince of Persia: The Lost Crown, Skull and Bones и Beyond Good & Evil — 20th Anniversary Edition. В октябре также выйдет Assassin’s Creed Mirage, а 21 ноября — Star Wars Outlaws.

Activision Blizzard и Microsoft

Сервис Battle.net занимал уникальное место в игровой индустрии. Blizzard запустила его ещё 31 декабря 1996 года под скорый релиз оригинальной Diablo, и её никто не обвинял в желании заработать денег на игроках, игнорируя Steam. С самого начала компания вполне успешно продавала свои хиты только через Battle.net.

В 2008 году студия стала единым целым с Activision под общим названием Activision Blizzard, и в 2018-м та решила прекратить выпускать свою флагманскую серию Call of Duty в Steam, начиная с полностью онлайновой Black Ops 4. Издатель не сообщил точную причину, но отметил, что ПК-версию игры разрабатывали специально под Battle.net. К слову, это была первая Call of Duty, вышедшая в сервисе.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 4 / Activision Blizzard

Однако статус-кво восстановили уже в 2022 году, когда в Steam состоялся релиз Modern Warfare 2. В течение года пользователи Steam также получили три основные пропущенные части Call of Duty и королевскую битву Warzone. При этом Black Ops 4 в Steam так и не попала по неизвестным причинам. Возможно, компания просто решила, что оно того не стоит: по популярности игра явно уступала более новым частям.

В Activision Blizzard не комментировали неожиданный уход и ещё более внезапное возвращение Call of Duty в Steam. Но интересный взгляд за кулисы неожиданно предоставила Microsoft во время судебных заседаний из-за покупки Activision Blizzard. Согласно материалам, попытка сделать ПК-версии новых Call of Duty эксклюзивом Battle.net обернулась оглушительным провалом, так как ActiBlizz якобы не удалось привлечь достаточное количество новых пользователей в сервис.

«Число активных ежемесячных пользователей Battle.net оставалось относительно ровным, когда [сервис] эксклюзивно распространял Call of Duty на ПК, с 2018 по 2022 год».

Из судебных материалов Microsoft

Сама Microsoft взяла курс на возобновление выпуска в Steam игр от внутренних студий ещё в 2019 году, отказавшись от их продаж исключительно в Microsoft Store. По словам главы Xbox Фила Спенсера, компания хотела дать пользователям возможность покупать ПК-игры в разных магазинах. Со временем в Steam перебрались хиты вроде Halo, Forza Horizon и Sea of Thieves. Компания и сейчас выпускает в сервисе Valve свои тайтлы без задержек, но при этом EGS она игнорирует.

Скорее всего, именно Microsoft повлияла на то, что в 2023 году в Steam также появились Overwatch 2 и Diablo 4 — это были первые игры Blizzard, вышедшие за пределами Battle.net со дня его запуска. Руководство студии объяснило такой шаг изменившейся индустрией и желанием сломать барьеры между игроками.

Про другие тайтлы вроде StarCraft, Warcraft и Hearthstone пока новостей нет, но не стоит удивляться, если однажды и они появятся в Steam. В ноябре обе части StarCraft пополнят подписку Game Pass на ПК, которая работает через Microsoft Store.

Bethesda Softworks

Вероятно, у Bethesda Softworks оказалась самая неудачная попытка уйти из Steam. EA продержалась восемь лет, Ubisoft — три с половиной года, а BS — около 16 месяцев, да и то с оговорками.

Bethesda Softworks запустила свою площадку (Bethesda Launcher) ещё в 2016 году и опробовала её на условно-бесплатной Fallout Shelter. Основной релиз состоялся в июле 2016-го, а в Steam игра появилась в марте 2017-го. Ещё через год издатель объявил, что онлайновую Fallout 76 можно будет приобрести только через Bethesda Launcher.

Скриншот: игра Fallout 76 / Bethesda Softworks

Fallout 76 вышла 14 ноября 2018 года, получила очень много критики в свой адрес, а уже в марте 2019-го выяснилось, что игра появится в Steam. Вдобавок Bethesda отказалась от идеи выпускать Doom Eternal, Rage 2 и Wolfenstein: Youngblood эксклюзивно в своём сервисе, поэтому все игры сразу появились на площадке Valve.

Fallout 76 вышла в Steam в апреле 2020-го, и — менее чем через два года — Bethesda Softworks объявила о закрытии своего лаунчера. Игроки могли перенести свои игры, сохранения и средства на аккаунты в Steam. Не исключено, что на решение повлияла Microsoft, которая к тому моменту уже купила материнскую компанию издателя ZeniMax Media.

Gearbox

Epic Games в первые годы жизни EGS активно пыталась завлечь пользователей эксклюзивами и заключала с издателями соглашения на временную продажу ПК-версий ожидаемых игр только на своей площадке. Так компания получила, например, The Division 2, Metro ExodusDetroit: Become Human и Control. В 2021-м Epic также предлагала 200 миллионов за эксклюзивность ПК-версий как минимум четырёх игр Sony, но та отказалась.

Однако воспользоваться щедростью решила компания Gearbox, чей глава Рэнди Питчфорд активно поддерживал Epic Games в стремлении навязать конкуренцию Steam. В 2019-м он, например, допускал, что через 5–10 лет сервис Valve может стать «умирающим магазином», а его место займут более гибкие и продвинутые конкуренты — такие, как Epic Store.

В сентябре 2019 года ПК-версия Borderlands 3 вышла только в EGS, но разработчики сразу оговорились, что эксклюзивность продлится полгода. Издатель игры, 2K Games, говорил, что развитие новых цифровых платформ — одна из целей компании. В 2022-м по той же схеме выпустили ПК-версию Tiny Tina’s Wonderlands, но эксклюзивность продлилась лишь три месяца.

Скриншот: игра Borderlands 3 / 2K Games

В 2021-м на суде между Epic и Apple выяснилось, что первой полугодовая сделка по Borderlands 3 обошлась в 146 миллионов долларов, выплаченных авансом. В эту сумму вошла минимальная гарантия по продажам в EGS (80 миллионов), рекламные обязательства (15 миллионов), покрытие «невозвратных платежей» (20 миллионов), а также плата за возможность продавать в EGS сборники Borderlands: The Handsome Collection и Civilization 6 (31 миллион). Уже за первые две недели после выхода Borderlands 3 Epic вернула «гарантийные» 80 миллионов, и серия заинтересовала больше полутора миллионов пользователей EGS, 53% из которых оказались новыми юзерами.

Однако с годами в Epic стали осторожнее подходить к тратам на эксклюзивы, так как далеко не все подобные сделки приводили к желаемым результатам, да и раздачи бесплатных игр привлекали больше пользователей в сервис. Поэтому сотрудничество не продлили на Borderlands 4, и она выйдет сразу в Steam, что указали в дебютном трейлере.

На фоне анонса игры летом 2024-го Питчфорду припомнили его слова из 2019 года, и тот признал, что Epic Games не воспользовалась своим преимуществом для развития EGS, погрузившись в судебные разборки с Apple и Google. Но он остался при мнении, что Valve не помешает конкуренция на ПК-рынке, а игроки пользуются тем сервисом, где продаются интересующие их тайтлы.

* * *

В 2020-х ведущие издатели ясно поняли, что вряд ли стоит игнорировать Steam: слишком уж популярен сервис среди ПК-геймеров. Выпуск игр на площадке Valve — дополнительный источник выручки в нынешних тяжёлых условиях для индустрии. Но лишь время покажет, удастся ли компаниям достичь желаемых результатов.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована