Геймдев
#статьи

История разработки Mafia: The City of Lost Heaven

Вспоминаем, как проходила разработка культовой «Мафии».

Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

В 2022 году Mafia: The City of Lost Heaven, одному из лучших экшенов про американских гангстеров, исполнилось 20 лет. Тайтл вышел в августе 2002 года — и, несмотря на то, что с 2020 года доступен его полноценный ремейк, многие фанаты до сих пор называют именно оригинал одной из самых атмосферных игр с сильным сюжетом.

По случаю двадцатилетнего юбилея «Мафии» редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает историю её разработки.

Кто разрабатывал «Мафию»

Mafia: The City of Lost Heaven была создана чешской студией Illusion Softworks, образованной в 1997 году. До «Мафии» команда молодых разработчиков выпустила ещё несколько игр, и самой заметной из них был тактический шутер в сеттинге Второй мировой войны — Hidden & Dangerous 1999 года.

Ключевым членом команды, ответственной за Mafia, был художник Даниэль Вавра. Прежде работавший графическим дизайнером, в Illusion Softworks он поначалу занял позицию 2D-художника (для Hidden & Dangerous он рисовал текстуры), однако вскоре стал одним из руководителей разработки «Мафии» и её сценаристом.

Первое сохранившееся фото разработчиков, 1999 год
Фото: Mafiagame

Как рассказывал арт-директор по персонажам Mafia Роман Хладик, сначала команда нового проекта состояла всего из пяти разработчиков. При этом на самых первых этапах процесса планировалось создать фэнтезийную RPG, но идея была отвергнута инвесторами. Медиадиректор Томаш Гржебичек поделился в интервью, что идея сделать игру про гангстеров принадлежала именно Даниэлю Вавре.

Как кинематограф повлиял на игру

Mafia: The City of Lost Heaven — гангстерская сага в сеттинге Америки 1930-х годов. Главными референсами для Illusion Softworks, которые помогли создать правдоподобный виртуальный мир эпохи Великой депрессии, стали культовые криминальные ленты.

Постеры фильмов «Крёстный отец» и «Славные парни»
Изображение: Paramount Pictures / Warner Bros.

«Наша первоначальная задумка — дать людям пережить то, что они видели в кинотеатрах, и отдать дань уважения таким фильмам, как „Славные парни“ и „Крёстный отец“. По мере углубления в тему я начал воспринимать гангстеров как людей, не желающих подчиняться правилам и предпочитающих устанавливать свои собственные. Я хотел рассказать полную историю гангстера: герой в молодости вступает в мафию, поднимается почти на самый верх, а затем падает на самое дно».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

К «Славным парням» Мартина Скорсезе отсылают манера подачи сюжета и самые первые кадры Mafia: The City of Lost Heaven. Главный герой игры, Томми Анджело, предстаёт перед игроком как одетый в костюм-тройку мафиози, предлагающий информацию о своих подельниках агенту ФБР — они разговаривают за чашкой кофе в прокуренном кафе.

Начало игры, встреча Томми Анджело и детектива Нормана
Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

Этот диалог в кафе происходит уже после всех событий, пережитых Томми за время бандитской карьеры. Сюжет подаётся в виде флешбэков: когда диалог героя и детектива начинается, действие игры переносится в 1930 год, почти на десять лет назад. Томми принимается рассказывать собеседнику о событиях, которые привели его к тому, чтобы вступить в мафию. И такой подход повторяет рефлексивное повествование Генри Хилла в «Славных парнях».

«Наш сюжет рассказывает, что не все аспекты жизни гангстера круты. Гангстерские фильмы и, надеюсь, игры впечатляют, но быть бандитом в жизни не даёт тебе больших шансов остаться в живых после сорока. Я читал множество книг о мафиози — немногие из них умерли как старые, счастливые и богатые люди. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что убивать людей и красть деньги — это очень весело. Потому что это не так.

Например, большинство мафиозных донов ненавидели Аль Капоне, потому что он был слишком жестоким. Они просто хотели делать деньги и не были кровожадными маньяками. Доны убивали только предателей или тех, кто хотел устранить их самих или разрушить бизнес».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Ещё один сюжетный ход разработчики Mafia: The City of Lost Heaven подсмотрели в «Крёстном отце». Так, во время задания «С днём рождения!», в котором нужно убить политика на пароходе, Томми Анджело переодевается в матроса, чтобы проникнуть на судно, а затем отправляется в туалет, чтобы забрать пистолет, спрятанный там заранее подельниками героя, работающими на корабле.

Аналогичный способ протащить оружие на место, где находится жертва, использовал Майкл Корлеоне в культовом кино. Правда, там действие происходило не на корабле, а в ресторане: во время ужина Майкл отлучается в уборную, чтобы забрать оттуда заранее подготовленное оружие.

Сцена первого убийства Майкла Корлеоне из «Крёстного отца»

Впрочем, не все сюжетные моменты в игре Illusion Softworks мрачные и серьёзные. Важная черта Mafia: The City of Lost Heaven в том, что, помимо сложных поднимаемых тем, разработчики добавили и юмор.

«Я думаю, что в каждом хорошем гангстерском фильме есть свой странный тип юмора. Особенно великолепны в этом смысле итальянские гангстеры, когда они что-то кому-то объясняют. Мы попытались передать это. И конечно, многие диалоги очень близки к диалогам из „Криминального чтива“… по крайней мере, я очень на это надеюсь».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Какую историю рассказывала Mafia

В Mafia: The City of Lost Heaven разработчики рассказывают историю таксиста, поневоле ставшего мафиози. Томми Анджело случайно связывается с организованной преступностью и знакомится с семьей Сальери, когда в его такси запрыгивают гангстеры Поли и Сэм, убегающие от бандитов из вражеской мафиозной семьи Морелло.

Первое знакомство Томми с мафией
Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

Герой уходит от погони и доставляет пассажиров в бар дона Сальери. Глава семьи платит Томми за его усилия и предлагает поразмыслить о том, чтобы присоединиться к бандитам, навсегда забыв о проблемах с деньгами. Герой сперва отвергает предложение, но затем, когда мафиози Морелло нападают на него, пытаясь отомстить за помощь Поли и Сэму, Томми находит убежище именно в баре Сальери. После этого предложение приходится принять: жить спокойно ему уже не дадут.

Томми не жаждет крови, но по разным причинам совершает множество убийств. Некоторые его жертвы, по мнению Сальери, вполне этого заслуживают, другие же просто мешают планам дона и потому требуют устранения. Иногда Томми встаёт перед тяжёлым выбором, не может выполнить задание и проявляет милосердие по отношению к человеку, от которого ему поручили избавиться. Но при этом протагонист без тени сомнения убивает тех, кто представляет угрозу для него самого.

Томми решает отпустить Фрэнка, которого должен был убить по приказу дона Сальери
Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

На центральную мысль о непростой судьбе мафиози работает миссия в отеле, где Анджело должен убить проститутку, которая слишком много знала; а также миссия в аэропорту, когда Томми заказали разобраться с Фрэнком — бывшим консильери семьи, который предал Сальери и решил сбежать. В обоих случаях протагонист не решается на убийство, и, как выясняется позже, работу за него доделывают другие бандиты дона. Моральные дилеммы главного героя достигают пика в финале, где Томми необходимо переступить через себя и убить своего бывшего напарника.

Заключительная сцена, где решается судьба самого Томми, подтверждает упомянутую мысль: мафия — путь в никуда. У бандитов всё и всегда заканчивается плохо. Даже если они пытаются исправить совершённые ошибки.

Даниэль Вавра хотел создать настолько реалистичную историю, насколько это возможно. Для этого, помимо главной сюжетной линии, Illusion Softworks раскрывает и другие аспекты жизни члена преступной группировки. В сценарии смешаны элементы различных жанров. Например, нашлось место даже романтической линии.

«Я горжусь тем, что у игроков есть возможность совершать непривычные для игр действия. Горжусь моментами без насилия, когда игрок ходит на свидание с Сарой, загружает грузовик коробками или готовит вещи для ограбления банка. Я пытался смешать экшен, драму и юмор — всё как в реальной жизни. Это было рискованно».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

На каком движке работает Mafia

Изначально релиз Mafia: The City of Lost Heaven был запланирован на 2000 год. Сначала Illusion Softworks использовала при разработке игры Insanity 2, движок Hidden and Dangerous, но затем его поменяли на LS3D, поскольку предыдущий не соответствовал требованиям разработчиков. Из-за этого игра вышла на два года позже.

«LS3D такой же быстрый, как Insanity 2, но у него гораздо более быстрое обнаружение столкновений и больше визуальных эффектов. Движок был написан с нуля, он модульно спроектирован и легче обновляется, более дружелюбен к пользователю и предназначен для лёгкого переноса игр на другие платформы».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Движок Mafia: The City of Lost Heaven мог похвастаться продвинутой физической моделью — благодаря ей в объектах, к примеру, оставались реалистичные следы от пуль. Мир игры был интерактивен, игрок мог переворачивать мусорные баки и другие объекты. Физика авто тоже была крайне реалистичной, а стрельба по шинам вражеских машин стала хорошим способом замедлить их во время погони. Каждый NPC имел несколько зон поражения: если выстрелить противнику в ногу, он будет медленно передвигаться, падать, но не умрёт.

Роман Хладик анимирует сцену Mafia
Фото: Mafiagame

«Странно, но мы использовали джойстик для анимации. Это была наша внутренняя технология для управления морфингом (техника анимации), мы решили использовать аналоговые джойстики для создания выражения лица. Джойстик работал хорошо, потому что у него есть три оси движения для смешивания основных поз плюс аналоговый дроссель, который мы использовали для выражения лица — оно менялось от счастья до крайнего гнева.

Также у нас был автоматический генератор анимации, который мы использовали для пешеходов. Анимации для центральных персонажей, однако, создавались вручную. Я несколько раз прослушивал закадровый голос, а затем в режиме реального времени [синхронно со звуком] анимировал лицо с помощью джойстика. Излишне говорить, что это отнимало много времени».

Роман Хладик,
арт-директор по персонажам Mafia: The City of Lost Heaven

В игре было около двух часов кат-сцен, работающих на движке в режиме реального времени. Для заставок команда разработала собственную программу видеомонтажа и приобрела одну из лучших доступных систем захвата движения.

Трейлер Mafia для E3 2001

Открытый мир игры был построен не из квадратных блоков, как часто делали разработчики начала нулевых. Всё смоделировано в 3ds Max, поэтому на карте есть кривые, холмы и многоуровневые дороги. С помощью множества уникальных графических элементов игрок мог легко ориентироваться на карте. Город состоял из четырёхсот различных строений — какие-то используются несколько раз, но многие из них уникальны. На карте можно найти небоскрёбы, правительственные здания, галерею, почту, пожарные депо и даже церкви.

Как устроен мир игры

Действие Mafia: The City of Lost Heaven происходит в вымышленном городе Лост-Хэвен, который представляет из себя микс американских городов 1930-х, включая элементы Чикаго и Сан-Франциско.

«Мы хотели развернуть сюжет в типичном большом американском городе 1930-х годов, но в то же время сделать его вымышленным — копирование реального города было бы непродуктивным. Впрочем, Mafia — не настоящая игра-песочница… Здесь не так много активностей в открытом мире. Мы хотели, чтобы игрок прожил жизнь гангстера, и город является важной частью этого, ведь Лост-Хэвен — это ваша территория, где разворачивается большая часть сюжета».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Как устроен геймплей Mafia

Все фанаты Mafia: The City of Lost Heaven наверняка помнят миссию с гонкой. «Мафия» — сложная и реалистичная игра, и гоночная миссия, которую многие проходили с огромным трудом, — яркий тому пример. Поездки по городу также реалистичны: к примеру, полиция начинает преследовать Томми Анджело за превышение скорости или проезд на красный свет. Игрок может отделаться штрафом — в противном случае начнётся погоня.

Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

Перестрелки также получились не самыми простыми: протагонист выдерживает не так уж много ударов или выстрелов, у него нет регенерации здоровья, а на многих миссиях аптечки и чекпоинты встречаются редко. Реализм проявляется в самых мелких деталях — например, у врагов, как и у игрока, ограниченное количество патронов. Если во время затяжной перестрелки патроны закончатся, противники пойдут в рукопашную.

«В Mafia: The City of Lost Heaven много насилия, но мы старались сделать так, чтобы трупов было как можно меньше. Врагов на каждом уровне гораздо меньше по сравнению с другими подобными играми. Мы стремились к качеству, а не к количеству. Мы хотели, чтобы у противников всегда была причина для появления».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Другая важная черта игры Illusion Softworks — мультижанровость. Так, на некоторых уровнях Mafia: The City of Lost Heaven становится стелс-игрой. Найдётся место переодеванию в духе Hitman — как раз в той самой миссии на пароходе, когда Томми Анджело заказывают убить члена городского совета.

Томми маскируется под матроса
Скриншот: игра Mafia: The City of Lost Heaven / Illusion Softworks

Задания в Mafia: The City of Lost Heaven разнообразны: игрок проходит череду непохожих друг на друга миссий. Именно благодаря такому подходу история складывается в единую картину. Ведь мы проживаем много разных контрастных моментов, играя за Томми Анджело.

Что сделало Mafia великой игрой

Один из секретов — удачная попытка разработчиков сделать принципиально новую игру, вызвать у игроков эмоции, которые они не испытывали в других тайтлах, до Mafia: The City of Lost Heaven.

«В то время у меня не было никакого опыта, но я хотел создать что-то, чего не делал никто другой. Отсутствие чего-либо похожего на Mafia действительно мотивировало меня. Я очень гордился тем, что закончил игру, и ещё больше гордился тем, что конечный продукт был почти идентичен первоначальному замыслу».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Что ещё сделало «Мафию» культовой? Сильная история, отсылающая к лучшим фильмам о гангстерах, была подкреплена геймплеем, убедительно доносившим сюжет. Непохожие друг на друга игровые эпизоды раскрывали непростую жизнь бандита с разных сторон. Находилось место и адреналиновым перестрелкам, и смешным диалогам, и романтике.

Возможно, чтобы сделать великую игру про мафию, необходимо примерить двубортные пальто и опробовать томми-ганы
Фото: Mafiagame

Всё разнообразие служит центральной идее тайтла — гангстеры плохо заканчивают свой преступный путь. Mafia — одна из первых игр, где история главного героя завершается его бесславной гибелью, а преступность подаётся без романтического флёра. По сюжету персонажи получают возмездие за плохие поступки, а игрок видит последствия своих деяний.

Всё это складывается в цельную картину с общим мрачным и меланхоличным настроением. Чувство грусти и горькое послевкусие после трагической развязки — те редкие эмоции, которые умело вызывала Mafia: The City of Lost Heaven.

«Даже сейчас я всё ещё получаю электронные письма от людей, которые закончили Mafia десятки раз и обожают её. Как будто у неё действительно есть душа. Я очень благодарен [им] за это».

Даниэль Вавра,
руководитель разработки и сценарист Mafia: The City of Lost Heaven

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована