Геймдев
#статьи

Фонарь в Layers of Fear: как новая механика изменила геймплей обновлённого хоррора

Разбираемся, всегда ли подобные осветительные приборы нужны страшным играм и на что следует обратить внимание при добавлении такой механики.

Скриншот: игра Layers of Fear (2023) / Bloober Team / Anshar Studios

В июне 2023 года вышли переосмысленные версии Layers of Fear. Помимо обновлённой графики и дополнительных сюжетных линий, в обеих частях серии появилась новая механика освещения. Теперь использование лампы или фонаря позволяет тщательней исследовать локации, находить скрытые предметы и послания, преодолевать препятствия и устранять угрозы.

Осветительные приборы очень востребованы в хоррорах. Но значит ли это, что они нужны каждой игре в этом жанре? Редакция «Геймдев» Skillbox Media разобрала примеры использования подручных источников освещения в Layers of Fear 2023 года, чтобы выяснить, как эта механика может повлиять на восприятие психологического хоррора в целом.

Обращаем ваше внимание: в статье есть спойлеры.

Фонарь как осветительный прибор

В первую очередь фонарь в хоррорах нужен для освещения окружения. И это освещение не всегда бывает реалистичным.

Если в реальной жизни зайти в тёмное помещение и включить направленный источник света, его лучи будут отскакивать от стен. И свет распространяется не только на освещённую фонарём область, но и на ближайшее окружение. Но это физическое явление встречается не в каждой игре.

Скриншот: игра From the Darkness / N4bA

Как правило, в хоррорах свет от фонаря формирует чёткий круг, за пределами которого практически невозможно что-либо разглядеть. Чаще всего такой подход обусловлен техническими ограничениями: не каждый графический движок может достоверно передать физику световых лучей. К тому же небольшая площадь освещения намеренно дезориентирует игрока, особенно в узких пространствах, и усиливает напряжённую атмосферу.

Рассматривая скриншоты оригинальной первой части Layers of Fear, можно заметить, что игра сама по себе достаточно тёмная. Порой для того, чтобы сделать скриншот красивого окружения, приходилось дополнительно увеличивать яркость в настройках. В новой игре эта проблема устранена — но не только за счёт лампы, которую Художник находит только во второй главе «Грунтовка».

Новая Layers of Fear сделана на Unreal Engine 5. За счёт того, что движок поддерживает трассировку лучей и технологию Lumen, свет от источников освещения в сценах плавно распространяется на менее освещённые зоны с учётом физики. Если на локации свет отсутствует практически полностью, как в одной из сцен дополнения The Final Note, фонарь плавно освещает сцену, без чёткого светового круга. При этом дальняя часть коридора остаётся в темноте, сохраняя чувство неизвестности.

Демонстрация освещения фонарём в тёмном коридоре (дополнение The Final Note)

Дизайн викторианского особняка в игре предполагает большое количество мебели и декора, характерных для интерьера XIX века. Лампа или фонарь позволяют лучше рассмотреть окружение, что особенно важно в контексте симуляторов ходьбы, в которых сюжет подаётся игроку дозированно. Многие детали истории можно узнать после тщательного осмотра комнат.

Например, обилие бутылок на подоконнике в альтернативной версии спальни намекает на алкогольную зависимость Художника
Скриншот: игра Layers of Fear (2023) / Bloober Team / Anshar Studios

Ближе к концу игры Художник и Пианистка уже не могут пользоваться лампой или фонарём. Но к этому моменту у игрока уже нет потребности в дотошном исследовании, так как игровой процесс фактически превращается в арт-перформанс.

Что касается второй части, посвящённой истории Кинозвезды на океанском лайнере, то здесь роль фонаря как осветительного прибора уходит на второй план. На локациях преобладало множество контрастных источников света, а слишком затенённые участки были обусловлены дизайном уровней. Стоит отметить, что оригинальная Layers of Fear 2, вышедшая в 2019 году, разработана на Unreal Engine 4. И при зрительном сравнении заметно, что после переноса игры на новую версию движка визуал практически не изменился, за исключением небольших косметических эффектов. Потребность в фонаре возникает во второй главе, когда Кинозвезда бродит по тёмному трюму.

В этом моменте также можно оценить реалистичную физику световых лучей фонаря в кромешной тьме

Дополнение к истории и поиск подсказок

В истории Художника лампа также используется в качестве нарративного элемента. В оригинале надписи на стенах проявлялись по скриптам, в зависимости от угла обзора камеры. В новой версии можно увидеть некоторые скрытые послания в виде фраз или рисунков, поднеся лампу к стенам или полу.

Иногда освещение помогает обнаружить скрытые подсказки. Например, в четвёртой главе, «Кисть», есть эпизод с небольшим лабиринтом из одинаковых комнат. Можно искать путь наугад — или включить лампу и следовать в ту дверь, перед которой есть отметка на полу.

Обнаружение надписей и подсказок осветительными приборами часто встречается в геймдизайне, а реализация механики во многом зависит от сеттинга. Например, в хорроре Westwood Shadows фонарь детектива был оснащён ультрафиолетовым фильтром, который проявлял подсказки, невидимые при обычном освещении. А в Blair Witch скрытые послания отображались на дисплее видеокамеры.

Интерактивные элементы

В Layers of Fear 2016 года игроку приходилось открывать каждую дверцу шкафа в надежде отыскать важную записку или предмет для той или иной концовки. Учитывая, что для мебели эпохи XIX века характерно большое количество выдвижных ящиков, процесс поисков затягивался. Что самое неприятное — в большинстве случаев игроки так ничего и не находили. Некоторые критики даже отмечали бессмысленность этого процесса.

В обновлённой кампании количество интерактивных выдвижных ящиков заметно поубавилось. Но при этом появились новые «отголоски прошлого» в виде некой субстанции. Если «выжечь» их светом, можно обнаружить предмет или записку, необходимые для понимания сюжета или получения достижения. В оригинале их местоположение определялось по звуку шёпота, который поначалу можно было принять за фоновое звуковое сопровождение. В переосмысленной версии «отголоски» более заметны из-за визуальных эффектов. Даже если они спрятаны в укромном месте, их расположение можно вычислить за счёт пульсирующего фокуса камеры и учащённого сердцебиения героя.

Во второй части Layers of Fear игроку не придётся «очищать» светом предметы. Как уже упоминалось ранее, игра практически полностью повторяет оригинальную версию 2019 года. Тем не менее фонарю Кинозвезды придумали более интересную функцию, которая вносит разнообразие в симулятор ходьбы.

Раньше игрок передвигался по уровню и периодически наблюдал скриптовые стоп-моушн-анимации манекенов, расставленных на локациях. Эти манекены могли передать актёру важный предмет или просто стать частью перформанса. В версии 2023 года игрок активирует эти объекты самостоятельно с помощью фонаря, который при удержании ЛКМ превращается в портативный кинопроектор.

Такая механика не только привносит дополнительное взаимодействие с окружением, но и добавляет немного разнообразия в моменты, когда Кинозвезду преследует один из главных страхов прошлого — Бесформенный. Но об этом чуть ниже.

Устранение преград

В обеих историях фонарь помогает главным героям преодолеть препятствия во время преследования со стороны противников. Художник устраняет лампой абстрактные скопления предметов, возникающие у него на пути, а Кинозвезда «оживляет» фонарём манекены. Те, в свою очередь, расчищают актёру дорогу: открывают двери, поднимают ящики, освобождая проход, а иногда и вовсе самоустраняются, падая с высоких лестниц и уступов.

Расчистка пути во время прохождения истории Художника
А так некоторые манекены уступают дорогу Кинозвезде

Такой интерактив частично упрощает прохождение во время испытания с потоком яркого света во второй части. В некоторых сценах достаточно активировать манекен, и тот заблокирует открытую зону.

Ресурс лампы и фонаря ограничен. Если долго ходить с включённым источником света, он перегревается и гаснет. Чтобы восстановить подачу света, потребуется несколько секунд. Задержка активации луча может оказаться критичной в том случае, если у фонаря недостаточно заряда для устранения очередного препятствия, а героя в этот момент настигает враг.

Противоречивая тактика

Столкнувшись с призраком в историях Художника и Пианистки, игрок может направить на сущность осветительный прибор. Мощный поток света расплавит врага, что поможет выиграть несколько секунд, пока призрак будет восстанавливать свою привычную форму. Сбежать от него не так просто, как раньше: некоторые сцены в игре выстроены таким образом, что во время преследования Художнику нужно уничтожать абстрактные преграды одну за другой. Учитывая, что и главный герой, и призрак передвигаются достаточно медленно, игровой процесс сводится к заманиванию и уничтожению сущности в дальнем углу и быстрому, насколько это возможно, забегу к статичному объекту, который необходимо устранить светом.

Ускоренная запись одного из испытаний

Если в самом начале игнорировать призрака и попытаться быстро сжечь преграду, придётся начинать всё сначала, так как по скрипту призрак появляется у входа в коридоре и двигается быстрее, чем обычно. Лучшая тактика — заманить его в дальний угол и быстро преодолеть препятствие

Но насколько такая история уместна с точки зрения психологического хоррора, который когда-то считали одним из главных последователей P.T.? В оригинальной Layers of Fear игрок не имел возможности противостоять чему-либо. Тьма заставляла его держаться освещённых участков, а нагнетающая обстановка усиливалась за счёт сопровождающих звуковых эффектов и полной неизвестности.

Например, во время прохождения пятой главы в игре 2016 года в кромешной тьме одного из коридоров загорался свет и появлялся дрожащий силуэт — похожая сцена была и в P.T. с участием Лизы. Порой угроза ощущалась даже там, где её на самом деле не было. Возможно, некоторые игроки могли подумать, что потусторонняя сущность и вовсе находится у них за спиной, как это было в хорроре Кодзимы.

Скриншот: игра Layers of Fear (2016) / Bloober Team

В одном из эпизодов происходило именно так: в комнате над дверью появлялась надпись «Не оглядывайся», и если Художник в этот момент оборачивался, то попадал в объятия призрака своей жены. Из-за всех этих обстоятельств игрок чувствовал себя беззащитным.

Интерпретации этих эпизодов можно встретить и в переосмыслении, но они не способны произвести прежнего эффекта. И даже не из-за того, что фанаты предыдущих частей помнят эти моменты и морально к ним готовы, а потому что с новой механикой игрок подсознательно чувствует, что может дать отпор, даже если оглядываться по-прежнему не стоит.

Но если проблема заключается именно в источнике освещения, почему его наличие не мешает игроку чувствовать себя уязвимым, к примеру, в Silent Hill 2? Всё дело в балансе: в темноте игроку сложнее ориентироваться, при этом монстры менее агрессивны. Например, Манекены в темноте атакуют только в том случае, если Джеймс подойдёт к ним слишком близко. Но стоит включить фонарь — и яркий свет сразу привлечёт внимание врагов.

Скриншот: игра Silent Hill 2 / Team Silent

Механика фонаря как вспомогательного оружия органично вписывается в геймплей, если сам хоррор изначально заточен под экшен и выживание. Это может быть временное ослепление Киллера фонарём в Dead by Daylight или сеанс экзорцизма над одержимыми Тьмой горожанами в Alan Wake.

Скриншот: игра Alan Wake / Remedy Entertainment

Но «выжигание» призрака кажется чуждым Layers of Fear из-за изначально слабой позиции действующих лиц первой части. И дело не только в их нестабильной психике. Физическое состояние героев оставляет желать лучшего. Художник хромает из-за протеза ноги, а его жена так и не смогла оправиться от травм, полученных при пожаре: даже взять ручку и написать записку на листке бумаги стоит ей огромных усилий. Это не значит, что они не могут защищаться. Тем не менее тактика, при которой необходимо выиграть время и заманить призрака в один угол, а затем испепелить его светом так, как было в Alan Wake, после чего быстро пройти через препятствие, выглядит слишком странно для действий подобных персонажей и серии Layers of Fear в целом. В результате подобный экшен снижает погружение в игру.

В истории Кинозвезды эта проблема ощущается не так сильно. Во-первых, потому что механика реализована иначе: фонарь-кинопроектор не «выжигает» Бесформенного, а замораживает его в условном кадре на ограниченное количество времени. Во-вторых, это действие в рамках тактики придётся использовать только в исключительных случаях. Кинозвезда лишён физических изъянов и от враждебной сущности может легко спастись бегством. А энергию фонаря в этот момент гораздо рациональнее потратить на активацию манекенов, преграждающих путь.

Одно из немногих испытаний в главе «Дыши», где придётся и заморозить Бесформенного, и расчистить путь

Реакция критиков

Новая механика осветительных приборов в Layers of Fear не осталась незамеченной профильными изданиями. Например, автор рецензии портала Rely on Horror отметил, что она не изменила кардинальным образом геймплей первой части, но благодаря ей игре удалось выйти за рамки обычного симулятора ходьбы.

Похожее мнение и у автора рецензии на портале WCCFTech, который упомянул, что местные боевые сцены с использованием лампы «могут разочаровать пуристов», но тем не менее подобные нововведения несут в себе больше хорошего, нежели плохого. Учитывая, что подобные сцены происходят не так часто, этот процесс реализован «почти как головоломка и привносит элемент напряжённости, который только усиливает ощущение ужаса».

Скриншот: игра Layers of Fear (2023) / Bloober Team / Anshar Studios

В The Gamer больше оценили роль фонаря во второй части. Автор упоминал, что свет кинопроектора, который побуждал манекенов исполнять свой перформанс, делал сцены погони более продуманными. Впрочем, они в любом случае «были лучше, чем большинство сцен преследования в хоррорах без экшена».

Рецензент IGN напомнил, что раньше игрок был вынужден спасаться бегством, и в случае промедления всё приходилось начинать сначала. Новая механика позволяет игроку выиграть время, но быстрая перезарядка лампы или фонаря и возможность постоянно сдерживать противника дают слишком большое преимущество. В результате это приводит к тому, что враги перестают быть похожи на воплощения психологических травм и больше ассоциируются с «незадачливыми призраками из Luigi’s Mansion».

Итог

С момента выхода оригинальной части Layers of Fear прошло более семи лет. За это время тенденции в хоррорах поменялись. Игры, вдохновлённые P.T. отошли на второй план, хотя их до сих пор любят стримеры и летсплееры. Решение Bloober Team и Anshar Studios переосмыслить геймплей серии и адаптировать его под современных игроков вполне оправданно. Но, судя по отзывам в Steam, не все поклонники оригинальных игр оценили такой ход.

Рассмотрев свойства лампы и фонаря на примере новой Layers of Fear, можно сделать вывод, что осветительные приборы в хоррорах улучшают геймплей и исследование, если используются:

  • по своему прямому назначению (поиск важных предметов, спрятанных в темноте; возможность детально рассмотреть тёмные участки локации);
  • как элемент нарратива и головоломок (скрытые послания и подсказки, которые можно увидеть только при освещении);
  • в качестве дополнительного взаимодействия с окружением.
Скриншот: игра Layers of Fear (2023) / Bloober Team / Anshar Studios

Что касается использования осветительных приборов в качестве защиты, то в этом случае важно обратить внимание на следующие факторы.

Наличие баланса. Свет даёт игроку преимущество, но в то же время делает его уязвимым. На уязвимость может влиять множество факторов, в частности:

  • повышенное внимание врагов;
  • расход батареек/топлива или время перезарядки;
  • ограничение подвижности (смена стойки при прицеливании луча, замедление персонажа);
  • другие условия, которые может придумать геймдизайнер.

Общая концепция и динамика хоррора. Если это хоррор с элементами выживания, подручные средства будут весьма кстати. Причём их можно использовать не только для замедления и отпугивания врагов, но и в качестве инструмента экзорцизма (в зависимости от сеттинга).

Но если речь идёт о хорроре, который позиционируется как симулятор ходьбы, важно также обратить внимание на динамику игры и её атмосферу. Например, отпугивание Прокси светом фонаря в Slender: The Arrival смотрится вполне органично: из-за преследования игрок вынужден постоянно перемещаться и направлять свет на побочных врагов. В противном случае они будут нападать на него, а любое промедление из-за получения урона может быть критичным.

Layers of Fear — менее динамичный симулятор ходьбы. Поэтому цикл «танцев» с призраком, описанный выше, покажется странным игрокам, которые выбрали этот хоррор из-за того, что любят много читать, исследовать, погружаться в историю и, конечно же, пугаться.

Скриншот: игра Layers of Fear (2023) / Bloober Team / Anshar Studios

И всё же нельзя категорично утверждать, что новая механика испортила переосмысление Layers of Fear. Игра вполне может привлечь новую аудиторию, которой больше по нраву взаимодействовать с лампой, нежели с сотнями ручек шкафов. Что касается фанатов, то и они не остались в проигрыше: с новыми технологиями серия значительно преобразилась, а дополнительные эпизоды добавили ей цельности. Но если новый геймплей по какой-то причине кажется чуждым, можно включить Safe Mode и не вступать в бой с призраком. В крайнем же случае всегда останется возможность снова пройти оригинальную игру.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована