Геймдев
Геймдев
#Руководства
  • 2962

Что такое Т-поза и А-поза и зачем они 3D-аниматорам

Рассказываем о едином подходе в создании персонажа — стандартных позах 3D-анимации.

Наверняка вы когда-нибудь видели персонажей в странной и довольно неестественной позе — с вытянутыми в стороны руками, расставленными ногами и лицом без мимики — как у робота.

Примеры Т- и А-позы. Источник

Давайте разберёмся, что это за позы, почему они именно такие и зачем это нужно аниматорам.

Степан Степанов

Автор статей по дизайну. В веб-дизайн пришел в 2013 году, осознанно начал заниматься с 2015 года. Параллельно освоил верстку. Время от времени публикую переводы на Хабре.


Как выглядят Т- и А-позы

Т- и А-позы — это две классические позы для моделинга и анимации.

  • Т-поза — это когда руки параллельны земле, а ноги выпрямлены и практически перпендикулярны земле.
Так выглядит Т-поза. Источник
  • А-поза — когда руки чуть расставлены в стороны и образуют форму, похожую на букву А.
Так выглядит А-поза. Источник

Почему эти позы такие безжизненные

Эти позы — своего рода ориентир, отправная точка для моделлера и аниматора. В каждой индустрии есть свои стандарты, для 2D и 3D анимационной индустрии — это Т- и А-позы. Они нарочно сделаны нейтральными, похожими на чертёж, — чтобы визуальная составляющая и атмосферность персонажа не отвлекали разработчиков от его создания.

Моделлеру проще сосредоточиться на построении формы и топологии, а аниматору — на работе с конечностями и подготовке тех мест, которые будут деформироваться.

Преимущества стандартных поз:

  • Если персонаж стоит в одной из стандартных поз, упрощается моделирование: руки и ноги находятся в максимально вытянутом состоянии, не ошибёшься с пропорциями и длиной.
  • Симметрия Т-позы и А-позы ускоряет работу моделлера, а конечности всегда доступны — это важно для анимации.
  • Одевать такого персонажа и разрабатывать под него различные артефакты гораздо проще, чем делать это с произвольно смоделированной фигурой.

Значение Т-позы и А-позы для анимации

Создаваемая 3D-модель должна быть пригодна для анимации. Это значит, что при деформации — например, когда персонаж поднимает руку или обе, — модель будет сохранять свою форму. Фигура персонажа не должна изменяться произвольно, и нужна гарантия, что её не потянет и не порвёт при смещении конечностей.

Изначальная постановка в Т-позу или А-позу позволяет решить все эти задачи, а также много других. Например, всегда проще вернуться в стандартное положение позы, чем в произвольное, если аниматор вдруг ошибся.

Вот пример того, что получится, если сразу не поставить персонажа в Т-позу: подмышка прилипла к телу. Это было незаметно сначала, но при анимации дефект проявился — исправить его будет довольно сложно.

Сама постановка в Т- или А-позу очень удобна для аниматоров — это привязка скелета, быстрое размещение манипуляторов, а главное — уверенность в том, что форма персонажа не поплывёт.

Настройка анимации в Т-позе. Источник

Что и когда лучше использовать

  • Т-поза идеально подходит для персонажей, у которых должны свободно двигаться конечности. Например, если руки поднимаются высоко вверх.
  • А-поза нужна, когда руки находятся в основном в нижней части. Поэтому она наиболее распространена в анимации.

В процессе работы не нужно изобретать велосипед — коллеги по индустрии, скорее всего, этого не оценят. Поэтому просто воспользуйтесь тем, что проверено и уже давно работает, — обычными нейтральными Т- или А-позами для ваших персонажей. Тонкости работы с ними вы можете узнать на курсе Профессия 3D-аниматор от Skillbox.

Курс

Профессия 3D-аниматор


Вы изучите анимацию персонажей, лицевую и процедурную анимацию и риггинг. Откроете возможности Autodesk Maya и Houdini. Сможете работать в студии или выполнять заказы на фрилансе.

Понравилась статья?
Да